Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проза Сергея Есенина (жанры и стиль)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Незаслуженно обходится вниманием ученыз: и литературно-критическое творчество Есенина. Оно привлекается обычно лишь как подтверждение тех или иных эстетических взглядов художника. Только одно цроизведение Есенина — теоретика и критика — избиралось до сих пор объектом самостоятельного научного интереса. Это литературно-философский трактат «Ключи Марии» (1920). Он привлек внимание критики уже… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПОЭТИКА РАССКАЗОВ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
    • 1. Художественная проза С. Есенина и ее место в литературном процессе предоктябрьского десятилетия
      • 2. 2. анр лнрико-психологической новеллы в творчестве
  • С.Есенина-прозаика («У Белой воды»)
    • 3. Рассказ С. Есенина «Бобыль и Дружок» и традиции «детского» рассказа в русской литературе
  • Глава II. ПОВЕСТЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «ЯР». ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ
    • 1. Повесть «Яр» и дооктябрьское творчество С. Есенина в связи с проблемой фольклоризма. VI
    • 2. Идейно-тематическое содержание повести «Яр» и его связь с фольклорными мотивами
    • 3. Элементы фольклора в поэтике повести «Яр»
  • Глава III. ЖАНР0В0-СТШ1ЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУШСЬКРИТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    • 1. Мастерство С. Есенина-публициста
    • 2. Жанрово-стилевое своеобразие литературно-критической прозы С. Есенина

Проза Сергея Есенина (жанры и стиль) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С.А.Есенин вошел в отечественную и мировую литературу как замечательный лирик, ярко и проникновенно запечатлевший глубинные социально-психологические процессы в человеческом бытии и сознании, вызванные к жизни революционной ломкой векового общественного уклада. Поэт «с большой эпического темой» ,^ темой судеб крестьянской России на переломе эпох, он сумел отразить в своем творчестве сложный и драматический процесс приобщения крестьянских масс к революции, коренной перестройки, переориентации их патриархального сознания на новые социально-нравственные ценности. Органично, диалектически объединяя классовое и национальное с интернациональным, общечеловеческим, Есенин смог сказать свое вдохновенно-поэтическое слово в многовековом споре о Человеке и его предназначении — быть хранителем и защитником всего живого на Земле.

Время убедительно доказало, что художественное наследие Есенина — не только неотъемлемая, но и авангардная часть советской социалистической культуры, призванной служить, как это было вновь подчеркнуто в речи К. У. Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС, «формированию идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты» (10, с.573).

Неуклонно растущее внимание читательской и научной общественности к творчеству Есенина с особой силой проявилось в последнее тридцатилетие. Это были годы активного становления научного есениноведения, представляющего собой сегодня одну из самых оживленных «магистралей» советской историко-литературной науки.

Есенин С. А. Собр.соч.: В 6-ти т. — М.: Худож.лит., 1977, т. П, с. 96. Дальнейшие ссылки даются по этому изданию в скобках с указанием номера тома и страницы.

Важной заслугой советских ученых, и в первую очередьП.Ф.Юпина (167,168), Е. И. Наумова (ИЗ), А. А. Вожова (41),.

B.Г.Базанова (24), Ю. Л. Прокушева (127) — стало создание научной концепции литературного пути Сергея Есенина как сложной идейно-творческой эволюции, благодаря чему художник справедливо предстает одной из центральных фигур литературного цроцесса эпохи великого социально-исторического перелома, тесно связанной с магистральными линиями в развитии как отечественной, так и мировой гуманистической литературы XX века.

Весомым вкладом в есениноведение явились также работы П. С. Выходцева (45−47), И. С. Эвентова (159,160), Л. Г. Юцкевича (161,162), В. В. Коржана (84,90), А. П. Марченко (104), А.З.Жаворон-кова (63−66), А. В. Кулинвча (96,97), В. И. Харчевникова (148,151),.

C.П.Кошечкина (93), В. Г. Белоусова (29), В. А. Вдовина (34−38),.

П.Г.Тартаковского (139) и других, ценные в методологическом отношении статьи А. И. Метченко (105) и В. О. Перцова (117,118).

На счету есениноведения сегодня около 20 кандидатских работ и 4 докторских диссертации, защищенные П. Ф. Юшиным (1968 г.), А. З. Жаворонковым (1970 г.), В. И. Харчевниковым (1981 г.) и Л. Л. Вельской (1982 г.).

Результатом коллективного сотрудничества ученых из разных городов страны стала серия тематических сборников, опубликованных в 1975;1984 г. г. в Москве и на родине доэта в Рязани (21, 61,134,131,132). Не сцряшшя трудных, порой извилистых путей Есенина к большой правде века, не приукрашивая «хрестоматийным глянцем» его действительно сложный и противоречивый человеческий и творческий облик, современное есениноведение успешно преодолело ограниченность и чрезвычайную упрощенность бытовавших в свое время представлений о поэте как певце патриархальной деревни, враждебном городской цивилизации и техническому прогрессу, заблудившемся в" узком промежутке" между городом и селом. Усилиями многих ученых была доказана немеркнущая, непреходящая ценность есенинской поэзии, выявлен ее богатейший нравственно-философский потенциал, глубоко созвучный нашей эпохе, глобальным цроблемам, вставшим перед сегодняшним человечеством. '/.

Выход есенинской поэзии за национальные рамки, превращение ее, по словам П. С. Выходцева, в «феномен мировой художественной культуры» (45, с.64) обусловили пристальное внимание к ней и со стороны буржуазного литературоведения. Без преувеличения можно сказать, что творчество Есенина стало в наши дни объектом самой оживленной полешки марксистской науки с буржуазными фальсификаторами истории советской литературы, предметом активной идеологической борьбы.

Еце в 1958 году известный советский ученый В. Р. Щербина в статье «Ответ фальсификаторам», опубликованной в журнале ЦК КПСС «Коммунист» (158), дал решительный отпор буржуазным литературоведам, искажающим истинный облик и творческую судьбу поэта, пытающимся «лишить творчество С. Есенина пафоса поэтических исканий, отделить его от исторического движения страны к новой жизни» (158, с.89). За четверть века, прошедшую с тех пор, идеологическая борьба вокруг Есенина не только не ослабла, но и еще более усилилась, приняла острый, принципиально-методологический характер, на что указывает, например, в своих работах, специально посвященных проблеме интерцретации есенинского творчества буржуазным литературоведением, 0.И.Юшина (170−173).

В современных условиях, когда в свете решений июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС приобретает все большее значение контрпропагандистская направленность научных исследований по общественным и, в том числе, литературоведческим дисциплинам, становится особенно очевидной необходимость углубленного марксистско-ленинского изучения есенинского наследия во всем его объеме, всестороннего рассмотрения связей Есенина с коренной национальной традицией, с передовыми идейно-эстетическими исканиями эпохи, с магистральными направлениями в развитии советской литературы и ее основного художественного метода — социалистического реализма.

Современное советское есениноведение успешно решает эти задачи.7 Вместе с тем проблема целостного, всестороннего изучения творчества выдающегося советского поэта, повторяем, во всем его объеме, остается по-прежнему актуальной и требует к себе особого j внимания. На это еще в 1955 году справедливо указывал К. Л. Зелинский: «Литературное наследие Есенина подлежит исследованию и оценке все целиком, без кушор» (75, с.177)/.

Тем не менее, отмечая крупные достижения литературоведов в осмыслении есенинской поэзии, нельзя не видеть, что отдельные, весьма важные стороны творчества художника не получили до сих пор должной научной оценки. Это, прежде всего, относится к достаточно обширному разножанровому наследию Есенина-прозаика.

Проза С. А. Есенина (художественная, публицистическая, литературно-критическая) — важная, неотъемлемая часть его наследия, своеобразно отразившая этапы становления творческой индивидуальности писателя. Уступая по своей общественно-эстетической значимости его поэзии, она вместе с тем представляет несомненный интерес и как вспомогательная лаборатория художественного поиска Есенина-поэта, и как вполне самостоятельное, самобытное явление творческой биографии художника. Органически связанная с его поэзией, проза несет на себе яркий отпечаток его неповторимой творческой индивидуальности. «По всей своей сути Сергей Есенин — лирик. Может быть, именно поэтому он был неповторимо оригинален в эпическом жанре» , — тонко подметил Василий Федоров, имея в виду есенинские поэмы (143, с.271). Но с не меньшим правом это можно сказать и о прозе Есенина. Всепроникающий лиризм затрагивает и его художественно-прозаические произведения (повесть «Яр», рассказы «У Белой воды», «Бобыль и Дружок»), и публицистику, превращая ее в своеобразную «политическую лирику в прозе» (265, с.105), и даже литературную критику, обуславливая ярко выраженное субъективно-лирическое начало в его трактатах, статьях и рецензиях. Во всех своих жанровых разновидностях проза Есенина представляет собой, таким образом, интересное, эстетически полноценное, самобытное явление, достойное самого внимательного изучения.

Тем не менее отношение критики к есенинской прозе долгое время оставалось однозначно-негативным. Прижизненная критика не смогла по достоинству оценить даже наиболее значительные произведения Есенина-прозаика: повесть «Яр» (1916), трактат «Ключи Марии» (1920), очерковый цикл «Железный Миргород» (1923) j другие же прозаические опыты вообще остались за пределами ее внимания.

Отдельные оценки, данные, например, повести «Яр» еще дооктябрьской критикой, связывавшие произведение с «этнографическим направлением» в тогдашней литературе (99, с. 156), с традицией «старой народной повести» (77, с.2), страдали явной однобокостью и поверхностностью. Тем не менее в процитированных статьях (автор одной из них — известный критик того времени А. Измайлов, другая принадлежит демократически настроенному сотруднику журнала «Семейные вечера», выступившему под псевдонимом «лорд Генри») были и отдельные справедливые замечания. Так, А. Измайлов подчеркнул правдивую жизненную основу произведения: «Интерес повестив свидетельском показании Есенина» (77, с.2). Однако в целом суждения дооктябрьских критиков о есенинском «Яре» не могут нас удовлетворить. Лишь отчасти справедливой можно признать и резкую оценку А. М. Горького, назвавшего повесть в письме к Д. Семеновскому «плохой вещью» (53,с.362). Исходя из общей идейно-эстетической позиции великого писателя, можно предположить, что касалась она в первую очередь действительных просчетов начинающего прозаика, допущенных им в силу профессионально-мировоззренческой незрелости. Мы имеем в виду абстрактность и утопичность социально-этического идеала главного героя, близкого автору, элементы мистики и фатализма в восприятии природы и ее власти над человеком, перенасыщенность повествования диалектизмами и т. п.

Инерция недооценки повести «Яр» сохранялась в течение долгого времени и проявилась даже в таких глубоких и содержательных исследованиях есенинского творчества, как критико-биографические очерки К. Л. Зелинского 50-х — начала 60-х годов (73−74) и монография Е. И. Наумова «Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха» (ИЗ).

Плодотворные попытки преодоления этой инерции были предприняты в докторской диссертации А. З. Жаворонкова «Традиции и новаторство в творчестве С.А.Есенина» (66). Соотнося повесть «Яр» с традициями отечественной литературы в изображении крестьянства, исследователь стремился доказать, что есенинское произведение было направлено цротив односторонней трактовки современной ему деревни в произведениях Чехова и Бунина. В то же время А.3.Жаворонков убедительно показал плодотворное влияние Г. Успенского и Л. Толстого, сказавшееся в изображении «власти земли» над крестьянином, в следовании автора «горькой правде жизни», в поэтизации земледельческого труда, слияния человека с природой.

Новый, более объективный взгляд на повесть «Яр», характеризовавший исследование А. З. Жаворонкова, был упрочен и обогащен в содержательной работе В. И. Харчевникова «Поэтический стиль Сергея Есенина (1910;1916)», посвятившего повести отдельную главу своей книги (148). Рассматривая произведение Есенина как ценный «документ социальных процессов в деревне» (148, с.191), высоко оценивая его отчетливую «антиклерикальную настроенность» (148,с.200), автор высказывает целый ряд глубоких суждений о сложной стилевой природе повести, о романтическом характере главного героя, в котором исследователь усматривает «маску авторских настроений» (148,с.210), о фольклоризме повести и ее поэтике. Объективный анализ идейно-художественных достоинств, а также просчетов есенинского произведения приводит ученого к справедливому, на наш взгляд, заключению: «При всех этих недостатках повесть „Яр“ ценна как попытка С. Есенина дать эпическое изображение деревни 900-х годов, и, надо сказать, в целом это попытка удачная» (148,с.212).

Положительную оценку получает «Яр» и в статьях Ю. Л. Прокушева, специально посвященных этому произведению (124,125). Исследователь верно определяет значение повести для понимания идейно-творческой эволюции художника: «Повесть „Яр“ более отчетливо, чем ранние стихи Есенина, выявляет демократическую основу мировоззрения молодого поэта» (124, с.198).

В статье В. В. Шахова (156) убедительно показаны органические связи есенинского произведения с традициями русской демократической беллетристики, охарактеризованы его некоторые жанрово-стиле-вые особенности.

Первая попытка соотнести есенинскую црозу с литературой послеоктябрьских лет цредцринята в коллективной монографии «Русская советская повесть 20-х — 30-х годов» (317). Автор интересующего нас раздела Н. А. Грознова, устанавливая связи между «Яром» Есенина и повестью П. Низового «Язычники» (I920-I92I), видит сильную сторону есенинского произведения в том, что «поэтическая, психологическая погруженность героев Есенина в мир природы. обретала социально-философское осмысление» (317, с.105).

Таким образом, оценивая судьбу художественной прозы С. А. Есенина в критике и литературоведении, можно констатировать наличие определенной тенденции к позитивной переоценке этой части наследия писателя. Однако удовлетворяться достигнутым еще рано. Нельзя признать справедливым тот факт, что есенинская проза (и прежде всего-повесть «Яр») по существу исключена из обзорных исследований литературы предоктябрьского периода, никак не увязана с современным ей литературным процессом, а также с художественными исканиями советских писателей в 20-е годы, не введена в широкий научный обиход. Почти без внимания исследователей остаются рассказы «У Белой воды» и «Бобыль и Дружок» .

До сих пор не получило всестороннего осмысления и публицистическое наследие Есенина, хотя первые отклики на очерковый цикл «Железный Миргород» появились еще при жизни автора. Однако скептическое отношение критики к первым публицистическим опытам Есенина по существу помешало осуществлению его новых замыслов. В этом смысле особенно «отличилась» статья бывшего сатириконца О.Л.Д'Ора «Сергей Есенин в Америке. Личные воспоминания» (58), представляющая собой грубую пародию на «Железный Миргород». Она не только приписывала Есенину непомерно раздутое самолюбование и амбициозность, но и содержала откровенные политические выпады цротив него. Есенин, от лица которого ведется пародированное повествование, предстает в нем самовлюбленным, избалованным славой «пиитом», политически беспринципным и легкомысленным «гастролером», своими замашками напоминающим московских купчиков старого времени.

Современное советское есениноведение убедительно опровергло бытовавшее в известный период мнение об аполитичности и беспринципности Есенина, доказало важное значение зарубежной поездки для его окончательного утверждения на позициях советского патри.

•отизма, отказа от патриархальных иллюзий и полного признания необходимости индустриализации страны как закономерного этапа коммунистического строительства (168,162,28,122). Публицистический цикл «Железный Миргород» и сегодня служит убедительнейшим аргументом советских ученых в споре с буржуазными литературоведами об отношении Есенина к социалистическому строю. Вместе с тем существует настоятельная необходимость углубления представлений о собственно публицистической природе этого произведения и его влиянии: на дальнейшее развитие жанра «зарубежного» путевого очерка в советской литературе, оценивающего буржуазную действительность с позиций советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Незаслуженно обходится вниманием ученыз: и литературно-критическое творчество Есенина. Оно привлекается обычно лишь как подтверждение тех или иных эстетических взглядов художника. Только одно цроизведение Есенина — теоретика и критика — избиралось до сих пор объектом самостоятельного научного интереса. Это литературно-философский трактат «Ключи Марии» (1920). Он привлек внимание критики уже в 20-е годы, хотя вызвал самые противоречивые суждения. Так, например, имажинисты в рекламных целях приписали книгу к своему «ведомству», расценив ее как «философвэ имажинизма» (157, с.58). В гораздо более глубокой статье Н. Асеева (22), содержащей ряд ценных замечаний, также дается односторонняя (хотя и прямо противоположная) оценка работы как манифеста «пастушеского течения в современной литературе» (22, с.38). В исследовании Б. Неймана (114), посвященном анализу источников «эйдологии» поэта, сводится на нет творческая самостоятельность Есенина-теоретика, якобы всецело зависящего от мифологических теорий XIX века. Односторонность суждений критики 20-х годов о главном теоретическом труде Есенина была успешно преодолена современным есе-ниноведением, органически связавшим теоретические высказывания автора с его творческой практикой, с традициями народного художественно-философского мышления (168,113,24). Главная заслуга в этом принадлежит В. Г. Базанову, посвятившему трактату две специальные статьи (23,25). Вместе с тем другие критико-теоретические опыты Есенина осмысливаются крайне редко. Совершенно не изучены вопросы художественного мастерства Есенина-критика, хотя его опыт анализа литературных явлений современности представляет несомненный интерес, так же, как и целый ряд высказанных им оригинальных идей по различным проблемам теории искусства, народного творчества.

Подводя итог нашему краткому обзору, можно сделать заключение, что, несмотря на постепенную активизацию внимания ученых к творческому наследию Есенина-прозаика, существует реальная необходимость специального обращения к этой проблеме, исследование которой позволит существенно дополнить представление о сложной идейно-творческой эволюции Есенина и широте его творческого диапазона, уточнить отдельные устоявшиеся взгляды, вернее оцределить место художника в литературном процессе XX века, его значение для последующего развития советской литературы. Этим и обусловлена актуальность избранной нами темы.

Научная новизна данной работы определяется тем, что она представляет собой первое исследование прозаического наследия Есенина во всем его объеме, в концептуальной целостности и эволюции.

Целью диссертации было целостное осмысление црозы Есенина (художественной, публицистической, литературно-критической) в ее жанрово-стилевом своеобразии, в тесной связи с поэтическим творчеством художника, в непосредственной соотнесенности с историко-литературным процессом.

Такая постановка основной задачи исследования оцределила и его метод: историко-литературный анализ в сочетании со системнотипологическим подходом к рассматриваемому материалу.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС по вопросам литературы и искусства, а также достижения современной науки по теории и истории литературы.

Наиболее полной реализации цели работы подчинена ее структура. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проза С. А. Есенина, как мы стремились показать в своем исследовании, — неотъемлемая составная часть его творчества, органически дополняющая его поэзию, позволяющая существенно расширить представления о выдающемся художнике-гуманисте XX столетия, оригинальном мыслителе, неутомимом правдоискателе и борце за человеческое в человеке.

Разножанровое прозаическое наследие Есенина — писателя, публициста, литературного критика и теоретика, убедительно свидетельствующее о незаурядной широте его далеко не во всем, к сожалению, раскрывшегося творческого диапазона, представляет большой интерес и как самостоятельное явление его литературной биографии, и как вспомогательная творческая лаборатория Есенина-поэта, в которой формировались его идейно-философские и литературно-эстетические взгляды, осмысливались разнообразные впечатления жизни, оттачивалось художественное мастерство.

Творческая эволюция Есенина-прозаика особенно убедительно подтверждает глубокую закономерность превращения его в «яростного попутчика» нового общественного строя, постепенного, все более прочного утверждения художника на позициях социалистического реализма. Это позволяет подвергнуть определенной корректировке некоторые устоявшиеся в литературоведении взгляды на отдельные этапы творческого развития писателя.

Так, исследование дооктябрьского художественно-прозаического творчества Есенина /повести «Яр» и рассказов/ дает возможность выявить его органические связи с передовой демократической литературой того времени и, в частности, — с идейно-эстетическими исканиями молодых крестьянских прозаиков горьковской школы /И.Вольнова, И. Касаткина, А. Чапыгина, А. Неверова/, впоследствии тесно связавпшх сбою судьбу с Великим Октябрем. Это, на наш взгляд, один из самых убедительных аргументов против неизжитого еще представления о социальной пассивности и политической индифферентности раннего Есенина, а также против бытующего до сих пор среди буржуазных литературоведов мнения о патриархальности, религиозности и социальном «конформизме» молодого поэта. Художественная проза /и в первую очередь — повесть «Яр» /, существенно дополняя дооктябрьскую поэзию Есенина, в корне опровергает эти несостоятельные взгляды, наглядно свидетельствуя о его непримиримой ненависти к цроизволу царских властей, которые в преступном альянсе с вырождавшимся классом помещиков и своей верной опорой — духовенством — стремились жестоко подавить живой и неукротимый дух народного свободолюбия. Глубокая народность, демократизм и гуманизм, ярко проявившиеся уже в ранней прозе и поэзии Есенина, эстетически подготовили его к восторженному принятию социалистической революции и преданному творческому служению ей.

Прозаические произведения Есенина, не став вершинными художественными явлениями своего времени, вместе с тем ясно отразили общие закономерности литературного процесса предоктябрьского рубежа /стремление писателей к «обновлению реализма», к достижению «новой эстетической цельности» / и, что еще более существенно, во многом предвосхитили стилевые искания молодой советской прозы первого послереволюционного десятилетия.

В наиболее значительном произведении Есенина-прозаика — повести «Яр» — предпринята в целом удачная попытка найти новый художественный синтез на основе органического объединения субъективного и объективного, лирического и эпического, романтического и реалистического начал, опробованы приемы ритмизованной и «рубленой» прозы, сказового и «орнаментального» повествования. И хотя добиться полноценного художественного результата на этом пути автору все-таки не удалось, очень важно, что Есенин, по существу, новаторски предугадал одно из основных направлений творческих поисков советских писателей 20-х годов, стремившихся открыть новые эмоционально-эстетические средства передачи сложного мироощущения человека из непролетарской среды, ввергнутого в пучину революции. Близкие Есенину-прозаику искания — но уже на иной социальной основе — отразились в раннем творчестве Вс. Иванова, А. Фадеева, А. Ма-лышкина, Б. Лавренева, А. Платонова, Л. Леонова, определявших, по сути дела, лицо молодой советской прозы.

Новаторство Есенина отчетливо обнаруживается и при исследовании его публицистического наследия. Его «Железный Миргород» по существу положил начало бурному развитию жанра советского «зарубежного» очерка. Творчески развивая опыт лучших русских публицистов, Есенин прокладывал шесте с тем новые, ставшие впоследствии магистральными для советской литературы пути в осмыслении буржуазной цивилизации с позиций советского писателя-патриота. Объективные выводы, к которым пришел он, соотнося капиталистический мир и социалистическую действительность, позволили ему оделать глубокое и вполне самостоятельное открытие о необходимости соединения достижений научно-технического прогресса о преимуществами социализма. Замечательно, что Есенин в этом вопросе всецело следует за В. И. Лениным, который еще в 1919 году в статье «Успехи и трудности Советской власти» ставил задачу: «соединить победоносную пролетарскую революцию с буржуазной культурой, с буржуазной наукой и техникой» — и подчеркивал, что без этого «коммунизм осуществить не удастся» /5, с.59/.

В публицистических произведениях Есенина /очерковом цикле «Железный Миргород», памфлете «Дама с лорнетом» /с особой силой проявились его глубокая убежденность в личной причастности художника к деяниям эпохи, откровенное неприятие буржуазного образа жизни, любых проявлений аполитичности, бездуховности, мещанства, прочувствованное понимание высоких гуманистических ценностей социализма. Писатель значительно расширил жанровые возможности очерка путешествий, усилил в нем авторское начало, публицистический заряд, воспитательный потенциал, превратил его в очерк духовных прозрений. Есенин внес важную лепту в разработку поэтики контраста, ставшей в советской публицистике последующего периода главным художественным средством объективного освещения и оценки буржуазной действительности с позиций социалистической идеологии.

Острый накал социальных эмоций, объективность и в то же время экспрессивность оценочных высказываний, живое взаимопроникновение лиризма и открытой публицистичности, мастерское использование средств политической сатиры, умение вести наступательную полемику с идейным противником, разоблачать стоящее за ним политическое явление — все это позволяет нам говорить о незаурядном мастерстве Есенина — очеркиста и памфлетиста, о большой значимости его вклада в развитие советской публицистики.

Не утратило своего значения до сих пор и критнко-теоретиче-ское наследие писателя, к которому он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Ряд оригинальных идей, высказанных им в литературно-философских трактатах «Ключи Марии «и «Быт и искусство», позволили ему вплотную подойти к некоторым важным открытиям, предвосхитить в значительной мере более поздние научные изыскания. Так, весьма перспективными оказались идеи Есенина о древнемифических основах русского народного орнамента, впоследствии научно обоснованные крупным советским археологом В.А.Городцо-вым, открывшим глубокую взаимосвязь археологии и этнографии /56, с.56/. Очень плодотворным был также намеченный Есениным функциональный, знаково-утилитарный аспект исследования архитектуры крестьянских жилищ, «избяных украс», предметов крестьянского обихода и т. д., который 15−20 лет спустя привел к рождению нового направления в этнографической науке — этносемиотики.

Большой интерес представляет диахронический /исторический/ подход Есенина к рассмотрению художественного образа как результата постепенного усложнения художественно-образного мышления человека, позволяющий расценивать эту идею как определенный вклад в разработку исторической¦ поэтики. По-своему примечательна и есенинская классификация художественных тропов, в основу которой положен интуитивно открытый им, хотя терминологически и не обозначенный, принцип постепенного возрастания степени художественной сублимации действительности.

Имеет значение для сегодняшнего дня и опыт Есенина-критика-особенно в свете неуклонно растущего в последнее время внимания к содержанию и форме литературной критики как особого, научно-художественного рода деятельности литераторов, тесно связанного с жизнью общества, его культурными и идеологическими интересами. Использование есенинского опыта может, на наш взгляд, помочь современным критикам усилить эмоциональную действенность, эстетическую оснащенность своих выступлений. По-прежнему актуальными остаются главные критерии идейно-эстетической оценки произведений искусства, выдвинутые Есениным 60 лет назад: талант художника и его умение ярко отразить «биение пульса нашей эпохи» Д, с.208/.

Критико-теоретическое наследие Есенина, кроме того, интересно и поучительно тем, что в нем особенно отчетливо выступает ведущая закономерность его идейно-творческой эволюции — постепенное и отнюдь не простое преодоление чуждых эстетических влияний, осво.

— 183 бождения от эклектического смешения стихийно-материалистических взглядов на искусство и творчество с элементами мистического идеализма и интуитивизма, все более прочное утверждение на последовательно материалистической платформе и позициях социалистического реализма, тесное сближение с новой действительностью.

Органично дополняя, во многом объясняя сложный творческий путь художника, есенинская проза вместе с его великой поэзией убедительно опровергает абсолютно несостоятельные концепции бур-нуазных литературоведов (П.Соскиса, М. Истмена, Я. Лаврина, М. Слони-ма, М. Хейуарда, Э. Райса, К. Пономарева, в том числе и наиболее объективных среди них — Г. Маквея, Д. Дейвис) о Есенине как «трагической жертве коммунизма», о якобы принвдпиальной" несроднбсти" художника с революционной эпохой, «фатальных противоречиях» поэта с жизнью новой России, его оппозиционности к советскому строю. Исследование художественной, публицистической, литературно-критической прозы Есенина в ее концептуальной целостности и эволюции, в тесной связи с его идейно-эстетическими исканиями в поэзии и творческими устремлениями передовых современников позволяет убедиться в полной бесперспективности попыток буржуазных «советологов» противопоставить творчество Есенина советской действительности.

С течением лет все более полно раскрывается богатейший нравственно-гуманистический потенциал есенинского наследия, его высокая идейность и художественная глубина. Прочно связанное с судьбами социалистической Родины и народа, с революционной эпохой, творчество Сергея Есенина — и поэтическое, и прозаическое — представляет собой живое явление нашей современности, оказывающее могучее нравственно-эстетическое воздействие на духовный мир человека, строящего коммунизм.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Работы В. И. Ленина, материалы КПСС.
  2. В.И. Доклад об отношении к буржуазным партиям. Полн.собр.соч., т.15, с.330−343.
  3. В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр.соч., т.30, с.306−328.
  4. В.И. К оценке русской революции. Полн.собр.соч., т.17,с. 37−51.
  5. В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полн.собр.соч., т.17, с.206−213.
  6. В.И. Успехи и трудности советской власти. Полн.собр.соч., т.38, с.39−73.
  7. В.И. Экономическое содержание народничества и критикаего в книге Г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347−534.
  8. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 г. В кн.: Черненко К. У. Избранные речи и статьи. -2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984, с.574−600.
  9. К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сент. 1984 г. Правда, 1984, 26 сент.1. Издания произведений С. А. Есенина.
  10. С.А. Собр.соч.: В 6-ти т. М.:Худож.лит., 1977−1980.
  11. С.А. Собр.соч.: В 5-ти т. М.: ГИХЛ, I96I-I962.
  12. С.А. Собр.соч.: В 3-х т. М.: Правда, 1983.
  13. С.А. Яр. Повесть. Северные записки, 1916, кн.2−5.
  14. С.А. У Бедой воды. Биржевые ведомости, 1916, 21 авг., утр. вып., № 15 753.
  15. С.А. Радуница. -Пг., 1916.
  16. С.А. Бобыль и Дружок.-Доброе утро, 1917, М, с.13−16.
  17. С. А. Ключи Марии. М.: Изд-во Трудовой артели худож- 'ников слова, 1920.
  18. А. Поэзия лирического максимализма: 0 теме России у
  19. Сергея Есенина. Русск.лит., 1975, № 3, с.53−62.
  20. Актуальные проблемы современного есениноведения: Сб.науч.тр.1. Рязань, 1980. 127 с.
  21. Н. Избяной обоз: 0 «пастушеском» течении в поэзии наших дней. Печать и революция, 1922, кн.8, с.38−45.
  22. В.Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии» С.Есенина.
  23. В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.: Сов.писатель.Ленингр. отд-ние, 1982. 304 с.
  24. В.Г. Сергей Есенин: Поэзия и мифы. В кн.: Творческие взгляды советских писателей: Сб.статей. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981, с.90−119.
  25. Базанов В. Г. Судьба одного мифа.-Вопр.лит., 1978,№ 2,с.247−239.
  26. В. Сергей Есенин за границей: Новые материалы к биографии. Октябрь, 1958, № 5, с.182−191.
  27. М.: Сов. Россия, 1969−1970.
  28. Л.Л. Раннее творчество Сергея Есенина: Автореф.дис.канд. филол.наук. Алма-Ата, 1967. — 22 с.
  29. Л.Л. Стихосложение С.Есенина в развитии русской стихотворной культуры: Автореф.дис.д-ра филол.наук.- Киев, 1982. 54 с.
  30. Л. Чапыгин и Есенин. В кн.: Борисов Л. За круглымстолом прошлого. Л.: Лениздат, 1971, с.42−55.
  31. В. Андрей Белый о Сергее Есенине. -Лит.Россия, 1970,40, 2 окт.
  32. В. Зарубежная поездка Есенина. Вопр.лит., 1966, № 10,с.249−258.
  33. В. Материалы к творческой биографии С.Есенина.- Вопр.лит.: 1975, В 10, с.213−243.
  34. В. Написано рукой Есенина. Вопр.лит., 1968, 7, с.252−254.
  35. В. Неизвестные страницы биографии Есенина. В кн.:
  36. Сергей Есенин: Проблемы творчества. -М.: Современник, 1978, с.329−342.
  37. Н. Наши младшие братья /отношение Есенина к животным/ В кн.: Есенин и современность. — М.: Современник, 1975, с.393−403.
  38. А. Стиль молодого Есенина. Волга, 1975, Га 10, с .167 174.
  39. А.А. Художественные искания Есенина. ~М.: Сов. писатель, 1976г440 с.
  40. А.К. Об отошедшем. В кн.: Сергей Есенин. Собр. стихотворений: В 4-х т. М.: JT.: ГиХЛ, 1926, т.1, с.13−33.
  41. Воспоминания о Сергее Есенине. 2-е изд. -М: Моск. рабочий, 1975. 512 с.
  42. П.С. Есенин и национальная художественная культура.
  43. В кн.: Выходцев П. С. В поисках нового слова: Судьбы русской поэзии 20-х 30-х годов. — М.: Сов.писатель. Ленингр. отд-ние. — 1980, с.162−179.
  44. П.С. Есенин и некоторые вопросы русской художественной культуры. В кн.: Сергей Есенин: Проблемы творчества. -М.: Современник, 1978, с.63−78.
  45. П.С. Есенин и советская поэзия. В кн.: Есенин исовременность. -М.: Современник, 1978, с.11−34.
  46. П.С. Крестьянская Россия и революция: /Путь Есенина/. В кн.: Выходцев П. С. В поисках нового слоЕа. М.: Сов. писатель, 1980, с.180−216.
  47. Выходцев П.С. Народно-поэтические традиции в творчестве
  48. С.Есенина. Русск. лит., 1961, Л 3, с.123−143.
  49. П.С. Творчество Сергея Есенина и народно-поэтическаятрадиция. В кн.: Выходцев П. С. Русская советская поэзия и народное творчество. -М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963, с.220−250.
  50. Сергее Есенине. -М.: Моск. рабочий, 1975, с.183−191.
  51. С.М. Сергей Есенин. Искусство трудящихся, 1926, lb I, с.3−4.
  52. A.M. Письмо Д.Семеновскому от 2/15/ авг. 1916 г.
  53. В кн.: Горький М. Собр.соч.: В 30 т., М.: ПШЕ, 1955, т.29, с. 362.
  54. М. Сергеи Есенин. В кн.: Горький М. Собр.соч.: В30. ти т., М.: ШХЛ, 1953, т.17, с.59−65.
  55. В. Златоцвет. Сергей Есенин. В кн.: Дементьев В.
  56. Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха. -М.: Сов. Россия, 1980, с.49−87.
  57. Л.К. Степень точности: Несколько замечаний по поводу нового собрания сочинений Сергея Есенина. Лит. обозрение, 1982, JS 2, с.99−102.
  58. Д’Ор О. Л. Сергей Есенин в Америке. Личные воспоминания.
  59. Правда, 1923, 28 авг., JS 192.
  60. И.В. Сергей Александрович Есенин. В кн.: Воспоминания о Сергее Есенине. -М.: Моск. рабочий, 1975, с.419−429.
  61. Е.В. Поэтическая биография и ее выражение в стиле.
  62. Есенин и современность: Сб.статей. -М.: Современник, 1975.405 с.
  63. Е. и А. В родном селе: Из воспоминаний сестер поэта.
  64. В кн.: На родине Есенина: Сб. с татей. -М.: Моск. рабочий, 1969, с.10−39.
  65. А. Некоторые особенности реализма Есенина. В кн.:
  66. Сергей Есенин. Проблемы творчества: Сб.статей. М.: Современник, 1978, с.137−152.
  67. А.З. Лермонтов и Гоголь в восприятии Есенина.
  68. В кн.: Жаворонков А. По страницам русской классики. Кишинев, 1974, с.12−39.
  69. А.З. С.А. Есенин и русские писатели ХГХ-ХХ вв.
  70. В кн.: Уч. записки Кировск.пед.ин-та, 1971, вып.49, с.3−147.
  71. А.З. Традиции и новаторство в творчестве С.А.Есенина: Автореф. дис. д-ра филол. наук, Тбилиси, 1971, -40 с.
  72. Л.В. К вопросу об особенности стиля С.Есенина:
  73. Автореф. дис. канд.филол.наук, -М., 1971, 19 с.
  74. Л.В. Есенинская образность и фольклор. В кн.:
  75. Учен.записки Моск.гос.пед. ин-та, 1971, вып.456, с.45−66.
  76. А. Художественный мир поэта. В кн.: Сергей Есенин:
  77. Проблемы творчества. -М.: Современник, 1978, с.220−234.
  78. А. Эволюция образной системы Есенина /олицетворениеметафора сравнение — символ/: Автореф. дис. канд.филол. наук. — М., 1972, — 27 с.
  79. Захаров-Мэнский Н. Книги стихов 1919 года. Вестник театра, 1920, & 58, с. 15.
  80. К.Л. Сергей Александрович Есенин: Критико-биографический очерк. В кн.: Есенин Сергей. Собр.соч.: В 5-ти т. -М.: ПШГ, 1961, т.1, с.7−52.
  81. К.Л. Поэзия Сергея Есенина. В кн.: Есенин Сергей.
  82. Соч.: В 2-х т. -М.: ГШ, 1955, т.1, с.5−37.
  83. К.Л. 0 Есенине. Октябрь, 1955, й 10, с.176−185.
  84. Иванов-Разумник Р. В. Поэты и.революция. Скифы, 1918, т.2, с.1−5.
  85. А. Темы и парадоксы. Биржевые ведомости, 1916,20 апр., утр.вып., № 15 509.
  86. Е.Л. К вопросу о своеобразии лиризма Есенина: Автореф.дис. канд.филол.наук. -М., 1974. 20 с.
  87. Е.Л. Есенин. Библиографический справочник. 2-е изд., доп. и испр. М.: Высш. школа, 1972. — 240 с.
  88. Л.М. Встречи. В кн.: Воспоминания о Сергее Есенине. М.: Моек. рабочий, 1975, с.147−152.
  89. В кн.: С. А. Есенин. Собр.соч.: В 6-ти т. -М.: Худож.лит., 1979, т.5, с.314−325.
  90. Колычев 0. Есенин и Бабель. В мире книг, 1965, J? 2, с.44−45.
  91. Н.А. Поэтика стихов С.Есенина для детей. В кн.:
  92. В.В. Есенин и народная поэзия. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 200 с.
  93. В.В. Есенин и Пролеткульт Д917−1920/. В кн.: Сергей Есенин: Проблемы творчества. ГЛ.: Современник, 1978, с.79−96.
  94. В.В. Идейно-художественные искания крестьянских поэтов: /1910−1920/: Автореф. дис. д-ра наук. Л., 1980. -32 с.
  95. В.В. К вопросу об изучении ф-олыслоризма Есенина.
  96. Русск.лит., 1965, JS 2, с.268−279.
  97. В.В. Некоторые особенности творчества Есенина и крестьянских поэтов периода революции и гражданской войны. -В кн.: С. А. Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982, с.26−32.
  98. В.В. Символика в поэзии С.Есенина. Науч.докл.высш.школы: филолог. науки, 1977, № 2, с.13−20.
  99. В.В. Становление социалистического реализма в крестьянской поэзии 20-х годов. Ташкент: Фан, 1979. — 104 с.
  100. В.В. Фольклор в творчестве Есенина. В кн.: Есенини русская поэзия. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. -с.194−254.
  101. С.П. К вопросу о своеобразии мастерства Сергея Есенина: Автореф.дис. канд.филол.наук. -М., 1959. 16 с.
  102. С.П. Есенин и его поэзия. Баку: Язычы, 1980.353 с.
  103. Н. Есенин и народное творчество. Художественныйфольклор, 1929, № 1У-У, с.193−203.
  104. Крутиков AJ3. Композиция очерка С. Есенина «Железный Миргород»
  105. В кн.: Метод, стиль, поэтика: Труды /Пржевальск. гос.пед. ин-т. Пржевальск, 1972, т.17а, вып.1, с.55−61.
  106. А.В. Сергей Есенин. Киев: Изд-во Киевск. ун-та, 1959. 95 с.
  107. А.В. Сергей Есенин: Жизнь и творчество. Киев: Вищашкола, 1980. 207 с.
  108. А.П. Об издании произведений С.А.Есенина. /Критическиезаметки/. В кн.: Есенин и русская поэзия. — Л.: Наука, 1967, с.363−371.
  109. Лорд Генри. Воскресший быт. Семейные вечера, 1917, I, с.151−158.
  110. Л. Есенин и поэты предоктябрьского рубежа. В кн.:
  111. Проблемы советской поэзии. Челябинск, 1975, вып. З, с .99 113.
  112. Л. Есенин и поэты-символисты /к вопросу о преемственности романтической поэзии/: Автореф. дис. канд.филол. наук. М., 1976. — 28 с.
  113. Л. Проза Есенина. Юность, 1966, ib I, с. 48.
  114. А. Поэтический мир Есенина. ~М.: Сов. писатель, 1972. 310 с.
  115. А.И. Большое видится на расстояньи. В кн.: Сергей
  116. Есенин: Проблемы творчества. -М.: Современник, 1978, с.19−28.
  117. А.М. Романтические тенденции в поэзии С.Есенина
  118. В кн.: Исторические судьбы романтической поэзии. Кемерово, 1974, ч. П, с.93−195.
  119. А.М. Об эстетическом идеале в поэзии С.Есенина.
  120. А.М. 0 драматическом начале в есенинском реализме1924−1925 гг. В кн.: Проблемы реализма. — Вологда, 1975, вып.2, с.37−56.
  121. А.А. Есенинское озарение. В кн.: Актуальные проблемы современного есениноведения: Сб. статей. /Рязан.гос.пед. ин-т. Рязань, 1980, с. II-27.
  122. М.В. Сергей Есенин и Иван Вольнов. Орловский комсомолец, 1957, В 37, с.З.
  123. М. Анимализм в поэзии Есенина. В кн.: Сергей Есенин: Проблемы творчества. -М.: Современник, 1978, с.192−199.
  124. Е.И. Примечания. В кн.: Сергей Есенин. Собр.соч.:
  125. В 5-ти т. М.: 1962, т.4, с.290−302.
  126. Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха.
  127. Л.: Лениздат, 1973. 456 с.
  128. . Источники эйдологии Есенина. Художественныйфольклор, 1929, кн. IУ-У, с.204−217.
  129. К.А. Есенин и Брюсов. В кн.: Брюсовские чтения.1971 г. Ереван: Айастал, 1973, с.561−568.
  130. В.О. Есенин в современности. Новых! мир, 1975, В 10, с.227−241.
  131. В.О., «Живое и железное»: /Человек-природа-техника/
  132. В кн.: Есенин и современность. -М.: Современник, 1975, с.181−214.
  133. Полякова Л.В. К вопросу о творческом методе и традициях
  134. Есенина. В кн.: С. А. Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. — Рязань, 1982, с.75−83.
  135. Сергей Есенин: Проблемы творчества. — wl., 1978, с.119−137.
  136. Ю. Два мира: С. Есенин на Западе. Молодая гвардия, 1974, Я 6, с.301−317.
  137. Ю. Есенин в Америке. Огонек, 1973, JS 12, с.26−28.
  138. Ю. Картины живой жизни: 0 прозе Сергея Есенина.
  139. Москва, 1979, JS II, с.192−200.
  140. Ю.Л. Проза поэта. Молодая гвардия, 1983, JS 12, с.245−264.
  141. Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. -М.: Сов.1. Россия, 1979. 304 с.
  142. Ю. Сергей Есенин: Поэт. Человек. -М.: Просвещение, 1973. 238 с.
  143. П.Г. Гармония чувства и слова: Об анималистическомцикле стихотворений Есенина. Русская речь, 1977, Л 4, с.34−38.
  144. В.П. Творческий опыт В.Маяковского и поэзия С.Есенина.
  145. С.А. Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982, с.43−54.
  146. Н. Фольклорные традиции в поэзии Есенина 19 241 925 гг. В кн.: Сергей Есенин: Проблемы творчества. 1. М., 1980, с.108−118.
  147. С.А.Есенин: Эволюция творчества. Мастерство: Сб. статей/
  148. Рязан.гос.пед.ин-т. Рязань, 1979. — 138 с.
  149. С.А.Есенин: Творческая индивидуальность. Художественныймир: Сб. статей/ Рязан.гос.пед.ин-т. Рязань, 1982. -211 с.
  150. П. Народный златоцвет. Вестник Европы, 1916, кн.5,с.193.
  151. Сергей Есенин: Проблемы творчества. -М.: Современник, 1978.351 с.
  152. Г. М. С.Есенин и Вс.Иванов. В кн.: С.А.Есенин.
  153. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982, с.64−75.
  154. В. Из наблюдений над поэтикой Сергея Есенина.
  155. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1976. 140 с.
  156. Станкеева 3. Некрасов и Есенин. В кн.: Учен. записки Пермск. ун-та, 1976, вып.304, с.138−154.
  157. И. Мои встречи с Есениным. В кн.: Воспоминания о
  158. Сергее Есенине. ~М., 1975, с.255−265.
  159. П. «Свет вечерний шафранного края.»: /Средняя
  160. Азия в жизни и творчестве Есенина/ Ташкент: Изд-во лит. и иск-ва, 1981. — 208 с.
  161. Е. Есенин и имажинизм. В кн.: Учен. записки Моск.обл.пед.ин-та: Сов.лит. -М., 1972, вып.2, с.25−38.
  162. Автореф.дис. канд.филол.наук. -М., 1972. 19 с.
  163. В. Некоторые проблемы реализма С.Есенина. В кн.:
  164. Актуальные проблемы современного есениноведения.-Рязань, 1980, с.41−49.
  165. Федоров Вас. Слово о Сергее Есенине. В кн.: Федоров Вас.
  166. Собр.соч.: В 3-х т. -М.: Молодая гвардия, 1976, т. З, с.255−277.
  167. Ю.В. На родине С.А.Есенина /рязанское крестьянство вначале XX века/ С. А. Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. -М., 1982, с.162−171.
  168. В.И. Изучение С.Есенина в средней школе. Элиста:
  169. Изд-во Калм. ун-та, 1979. 120 с.
  170. Харчевников В. И. Некоторые особенности фольклоризма раннего
  171. В.И. Поэтический стиль Сергея Есенина: /19 101 916/. Ставрополь, 1975. — 248 с.
  172. В.И. С.Есенин и народная тема в поэзии начала
  173. XX века. Русск.лит., 1981, $ 2, с.58−75.
  174. В.И. Традиции русской народной песни в стиле раннего Есенина /1910−1916/: Пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1974. — III с.
  175. В.И. С.Есенин и русская поэзия начала XX века:
  176. Автореф. дис. д-ра филол.наук. -Л., 1982. 31 с.
  177. В.И. Черты народной Руси в стихах раннего Есенина. Русск.лит., 1975, с.63−77.
  178. И. Есенин и Вольнов. В кн.: Сергей Есенин: Исследования. Мемуары. Выступления. -М.: Просвещение, 1967, с.167−178. *
  179. Н.С. Луначарский-критик о С.Есенине. В кн.:
  180. С.А.Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982. — с.32−40.
  181. Леонид Леонов/. В кн.: Актуальные проблемы современного советского есениноведения. — Рязань, 1980, с.27−41.
  182. В. В. Проза С.А. Есенина: /Традиции и новаторство/
  183. В кн.: С. А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. Рязань, 1979, с.44−67.
  184. В. Рецензия на книгу С.Есенина «Ключи Марии».
  185. Знамя, 1920, JS 2 /4/, с.57−58.
  186. В.Р. Ответ фальсификаторам. Коммунист, 1958, В II, с.86−97.
  187. И.С. Сергей Есенин: Биография писателя: Пособие дляучащихся. Л.: Просвещение, 1978. — 128 с.
  188. И.С. Человек и природа в лирике С.Есенина. В кн.:
  189. И. Три поэта: В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин: Этвды и очерки. Л.: Сов. писатель, 1980, с.322−387.
  190. Л.Г. Лирический герой Есенина. Казаны Изд-во Казанок. ун-та, 1971. 211 с.162 163 164 165 166 174 088 165 896 390 047 906 442 248 192
  191. П.Ф. Одними думами с нами. В кн.: Сергей Есенин: Проб-лемы творчества. — М.- 1978, с.7−18.
  192. П.Ф. Поэзия Сергея Есенина в духовной жизни современного читателя. В кн.: Актуальные проблемы современного есениноведения. — Рязань, 1982, с.3−10.
  193. П.Ф. Поэзия Есенина в русской критике. Вестник Моск. ун-та, сер.7, Филология, 1967, № 4, с.88−96.
  194. П.Ф. Поэзия Сергея Есенина I9I0-I923 годов. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 318 с.
  195. П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 478 с.
  196. П.Ф. С.Есенин за границей. Научн.докл.высш.школы: Филологические науки, 1963, № 3, с.61−73.
  197. Шина (Левченко) О.И. В плену опровергнутых схем.-В кн.:С. А. Есенин. Эволюция творчества.Мастерство^Рязань, 1979, с. I0I-I07.
  198. О.И. «Оттого и дороги мне люди.»:(Споры о Есенине: правда и вымысел). В кн.: С. А. Есенин.Творческая индивидуальность. Художественный мир.-Рязань, 1982, с.134−147.
  199. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1947, — 186 с.
  200. В.И. Сатирические формы публицистики А.И.Герцена в
  201. Колоколе": Автореф. дис.канд.филол.наук.-Саратов, 1976."24 с.
  202. В.П. Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре. В кн.: Проблемы фольклора. -М.: Наука, 1975, с.30−39.
  203. С. Я читаю рассказ. М.: Молодая гвардия, 1973.255 с.
  204. Н. Несколько слов о «Леторее». В кн.: Асеев Н. Леторей. Книга стихов. М., 1915. — 32 с.
  205. Л.А. Символическая образность как средство психологического изображения. В кн.: Проблемы художественной формы. Русский фольклор. — Л.: Наука, 1974, вып. НУ, с .109−118.
  206. А.Н. Древо жизни: Избр.статьи. -М.: Современник, 1982. 464 с.
  207. И.Ф. 0 некоторых вопросах теории публицистическогообраза. Вестник Моск. ун-та, 1977, й 2, с.23−33.
  208. В.А. И.А.Бунин: Очерк творчества. -М.: Просвещение, 1966. 384 с.
  209. Н.Ф. Творчество народа и творчество писателя.
  210. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 174 с.
  211. В.Г. 0 социально-эстетической природе причитаний.
  212. Русская лит., 1964, $ 4, с.79−104.
  213. А.М. Синтаксический параллелизм в народных рассказах Л.Толстого. В кн.: Филологический сборник. — Алма-Ата, 1971, вып.10, с.126−131.
  214. Е.И. Тема деревни в творчестве А.М.Горького: Автореф. дис. .канд .филол .наук. М., 1955 г 15 с.
  215. В.Г. Письмо к Я.В.Гоголю. Полн.собр.соч. — М.:
  216. Изд-во АН СССР, 1956, т. Х, с.212−220.
  217. В. Лад: Очерки о народной эстетике. -М.: Мол.гвардия.1982. 293 с.
  218. А. Жезл Аарона: 0 слове в поэзии. Скифы, 1917, j? I, с.155−212.
  219. А.А. Собр.соч.: В 8-ми т. М.: Л.: Гослитиздат, I96Ir1963.
  220. П.Г. Юмор в ярмарочном фольклоре. В кн.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971. 544 с.
  221. В.Я. Ключи тайн. Собр.соч.: В 7-ми т. — М.: Худож.лит., 1975, т.6, с.78−93.
  222. С.В. Стиль художественно-философского мышления и позиция А.Блока: Автореф. дис.канд.филол.наук. Киев, 1972. — 25 с.
  223. Ф.И. Мифические предания о человеке и природе. Вкн.: Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб, 1861, т.1, с.137−150.
  224. М.: Современник, 1980. 334 с.
  225. К. К проблеме изучения жанра новеллы. В кн.:
  226. Вальбе Б, Алексей Павлович Чапыгин. Л.: Сов. писатель, 1959. 208 с.
  227. В кн.: Виноградов В. В. 0 теории художественной речи. -М.: Высш. школа, 1971, с.105−211.
  228. И. 0 теории новеллы. Лит. учеба, 1936, $ 7, с.34−59.
  229. А.А. Проза Ивана Бунина. М.: Моск. рабочий, 1969. с 446 с.
  230. И.Ф. Романтизм как творческий метод. В кн.: Проблемыромантизма: Сб.статей. ~М.: Искусство, 1971, с.19−63.
  231. Византийские легенды. Л.: Наука, 1972. — 303 с.
  232. Учебное пособие. Баку: Изд-во Азерб.гос.ун-та, 1984. -96 с.
  233. Н.И. Русский советский очерк: Жанровая специфика.
  234. Типология. Вопросы истории: Автореф. дис. д-ра филол.наук. -Ростов, 1971. 32 с.
  235. М. Собр.соч.: В 30-ти т. -М.: ГИХЛ, 1949−1956.
  236. В.Я. Русский рассказ начала XX в. М.: Наука, 1979,
  237. В кн.: Русский романтизм. Л.: Наука, 1978, с.4−17.
  238. Н.А. Тип творчества, художественный метод, стиль /квопросу о разграничении понятий/ В кн.: Метод и мастерство: Сб.статей. — Вологда, 1969, с.25−28.
  239. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. 319 с.
  240. Вл. Многообразие единства /о жанрах и стилях современной советской критики/ В кн.: Гусев Вл. Память и стиль. -М.: Сов. писатель, 1981, с.281−299.
  241. Десятилетие Государственной Душ и крестьянский вопрос.
  242. Вестник Европы, 1916, кн.5 /май/, с.390−393.
  243. В. Проблемы реализма. Л.: Сов. писатель, I960.352 с.
  244. Л., Новиков Н. Русский антицерковный фольклор
  245. В кн.: Русское народно-поэтическое творчество против религии и церкви. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1961, с.3−22.
  246. А.К. Романтическая типизация. Вопр.лит., 1971, $ 4, с .100−114.
  247. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978, с.171−197.
  248. Е.В. Поэзия теургов и принцип «верности вещам».
  249. Л. Русский советский роман. Л.: Наука, 1967. — 34 с.
  250. А.А. Публицистика и очерки. В кн.: Журавлева А.А.
  251. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны: /Героический пафос прозы военных лет/. -М.: Просвещение, 1978, с.19−54.
  252. Е. Теория и практика художественно-публицистическихжанров. М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  253. Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб, 1909.438 с.
  254. А.П. Ритм и интонация в композиции рассказа. В кн.:
  255. Канунова Ф.3. Эстетика русской романтической повести. 1974,
  256. Томск: Изд-во Томск, ун-та. 307 с.
  257. И.М. Избранные рассказы. М.: ГШЕ, 1957. — 400 с.
  258. И века: /0 так называемых «промежуточных» художественных явлениях/. Русск.лит., 1979, 2, с.3−27.
  259. В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. 280 с.
  260. Н.А. Из наблюдений над неклассической /"орнаментальной"/прозой Изв. АН СССР, сер.лит. и яз., 1976, т.35, I, с.55−76.
  261. Н.А. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе: Автореф. дис.канд.филол.наук. -М., 1973. 27 с.
  262. В.А. Особенности «народных» рассказов" Льва Толстого.- В кн.: Проблемы типологии реализма. Свердловск, 1976, вып.9, с.117−127.
  263. Н.П. Русская народная бытовая песня. М.: Л.:7 Издво АН СССР, 1962. 283 с.
  264. Г. В. Проблемы типического в очерке: Автореф. дне.канд.филол.наук. Алма-Ата, 1962. — 21 с.
  265. Н.И. 0 работах В.В. Виноградова по вопросам стилистики, поэтики и теории поэтической речи. В кн.: Проблемысоветской филологии. М.: Наука, 1965. — 475 с,
  266. Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов: /Расскази повесть/ В кн.: Судьбы русского реализма начала
  267. XX века /Под ред. К. Д. Муратовой. Л.: Наука, 1972, с. 164 227.
  268. Н.И. Романтизм в славянских лите атурах и фольклор.
  269. В кн.: К истории русского романтизма: Сб. статей Кемерово, 1971, вып.1, с.326−336.
  270. Н.И. Система жанров русского фольклора. В кн.:
  271. Проблемы славянского фольклора. -М.: Наука, 1972, с. 83 104.
  272. В.В. Эстетические представления в Древней Руси.
  273. В кн.: Эстетика и жизнь. -М.: Искусство, 1982, вып.7, с.121−141.
  274. В.А. Работа Л.Н.Толстого над «Азбукой» и книгамидля чтения. В кн.: Яснополянский сборник, Статьи и материалы: Год 1960-й. — Тула, I960, с.3−11.
  275. Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л.: Сов. писатель, 1981. 552 с.
  276. Манн 10. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.376 с.
  277. Мае лова Н. М. Путевой очерк: Проблемы жанра. -М".: Знание, 1980. 64 с.
  278. Е.М. Поэтика мифа. -М.: Наука, 1976. 407 с.
  279. Л.М. Творчество Ивана Касаткина: Автореф. дисс.канд.филол.наук. М., 1974. — 20 с.
  280. М.В. Иван Вольнов: Очерк жизни и творчества. Тула, 1966. 112 с.
  281. Е.Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа.
  282. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1978. 287 с.
  283. А. Полн.собр.соч.: В 7-ми т. -М.: Л.: Зиф, 1926, т.1. 304 с.
  284. А.В. Русский советский рассказ. -М.: Просвещение, 1978. 208 с.
  285. Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе
  286. Ф.М.Достоевского. Новосибирск: Наука. Сибирск. отд-ние, 1981. — 145 с.
  287. Вл. На рубеже двух эпох. Вопр.лит., 1966, J5 10, с.111−143.
  288. Памфлет. КПЗ. -М., 1968, т.5, с.559−560.
  289. Песни каторги: Песни сибирских каторжан, беглых и бродяг.
  290. Сост. В. Н. Гартевельд. — М., 1912. — 64 с.
  291. Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М.:1. ГИХЛ, 1963. 470 с.
  292. Е. Современный путевой очерк. Новых! мир, 1966,5, с.227−242.
  293. Э.В. Баллада и жестокий романс. В кн.: Проблемы художественной формы. Русский фольклор. Л.: Наука, 1974, вып. ХГУ, с.202−209.
  294. Э.В. Образы низшей мифологии в русской бытовойсказке. В кн.: Современные проблемы фольклора. — Вологда, 1971, с.68−91.
  295. Э.В. Русалки в русском фольклоре. В кн.: Померанцева Э. В. Мифологические персонаж в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975, с.68−91.
  296. А.А. 0 некоторых символах славянской народной поэзии.- 2-е изд. Харьков, 1914. — 243 с.
  297. Д.М. 0 языке прозы А.Блока: /эстетическое начало встатьях, рецензиях, заметках поэта/: Автореф. дис. канд. филол.наук. Л., 1973. — 20 с.
  298. Д.М. Проза А.Блока: Стилистические проблемы. Л.:1. Наука, 1976. 136 с.
  299. В.Я. Жанровый состав русского фольклора. В кн.:
  300. В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. -М.: Наука, 1976, с.46−82.
  301. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.- Л.:
  302. Изд-во Ленингр. ун-та, 1946. 340 с.
  303. В.Я., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л.:1. Наука, 1976. 204 с.
  304. Е. Публицист и действительность. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 318 с.
  305. .Н. Методология сравнительно-исторического изученияфольклора. Л.: Наука, 1976. — 244 с.
  306. Прохоров Евг. Искусство публицистики: Размышления и разборы.-М.: Сов. писатель, 1984. 360 с.
  307. Русская повесть ХЕХ века. Л.: Наука, 1973. — 565 с.
  308. Русская советская повесть 20-х 30-х годов. — Л.: Наука, 1976. 456 с.
  309. М.В. Философско-эстетические искания в поэзии А.Блока
  310. Е898−1905/: Автореф. дис. канд.филол.наук. -М., 1978. -27 с.
  311. Семиотика и художественное творчество: Сб.статей. ГЛ.: Наука, 1977. 368 с.
  312. Р.В. Метафоричность как один из структурных принципов формирования художественного образа. В кн.: Вопросы истории и теории эстетики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, с.61−67.
  313. Сваровская А. Поэтика эпического в «малой» прозе 10-х годов
  314. В.П. Александр Неверов.: Критико-биографическийочерк. -М.: Сов. писатель, 1964: 196 с.
  315. В.П. 0 стилевых исканиях в русской прозе начала XXвека /к проблеме народного характера/ В кн.: Проблемы реализма. — Вологда, 1969, с.105−107.
  316. Семенов Вл. Алексей Чапыгин. М.: Сов. Россия, 1974. — 96 с.
  317. Л.А. Русская проза I908-I9I7 годов: Проблемы. Типология. Пути развития. Дисс. д-ра филол.наук. — М., 1981.
  318. И.М. Новый сборник русских пословиц и притчей.1. М., 1857.
  319. А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. — 223 с.
  320. Соколов 10. Сказки о попах. В кн.: Поп и мужик: Русские народные сказки. -М.: Л.: Академия, 1931, с.9−34.
  321. Современные проблемы реализма и модернизм. -М.: Наука, 1969. 616 с.
  322. Н.И. Александр Неверов: жизнь, личность, творчество.-М.: Худож.лит., 1972. 444 с.
  323. Вс. Человек па земле. Тема деревни в русской советской прозе 50−70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. Изд. 2-е, доп. -М.: Сов. писатель, 1981. 624 с.
  324. М.: Сов. писатель, 1964. 524 с.
  325. П.И. Границы жанра. Минск: Изд-во Белорусок, ун-та, 1977. 208 с.
  326. П.И. Иду на «вы»: Заметки о памфлете. Минск: Изд-во
  327. Белорусок, ун-та, 1975. 255 с.
  328. Л.Н. Полн.собр.соч. /юбилейное издание/, 1928−1958.
  329. В.Н. 0 структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» В кн.: Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971, с.9−62.
  330. И.Н. Крестьянство в творчестве М.Горького /90-еи 900-е годы/ Горьковские чтения. — М.: Изд-во АН СССР, 1954, с.83−156.
  331. Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982.184 с.
  332. Н.П. 0 принципах художественного изображения. Русск.лит., 1976, JS 4, с.12−33.
  333. Д. Материалы по народным верованиям великорусов.
  334. Этнографическое обозрение, 1896, & 29, с.146−204,
  335. Федоров А. В. Стиль и композиция критической прозы Иннокентия
  336. Анненского. В кн.: Анненский И. Книги отражений. — М.: Худож.лит., 1979, с.543−576.
  337. В. Семиотика и фольклор. В кн.: Семиотика и художественное творчество: Сб.статей. -М.: Наука, 1977, с.171−192.
  338. У.Р. Некоторые вопросы теории романтизма: /Замечанияи гипотезы/ В кн.: Проблемы романтизма: Сб. статей, М.: Искусство, 1967, с.77−91.
  339. У.Р. Пути развития реализма. -М.: Сов. писатель, 1963.264 с.
  340. Г. Достоевский-сатирик. В кн.: Достоевский Ф.М.
  341. Повести и рассказы. Л.: Лениздат, 1982. — 443 с.
  342. В., Крученых А. Слово как таковое. Пг., 1913,
  343. М.Б. Семиотика и художественное творчество. Вопр.лит., 1971, & 9, с.69−95- В 10, с.68−90.
  344. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1982. 416 с.
  345. А. Собр.соч.: В 5-ти т. Л.: Худож.лит., 1967, т.1.
  346. З.И. Эстетико-философские взгляды А.Белого:
  347. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1978. — 25 с.
  348. А.В. Идеи и стиль. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1968.
  349. Э. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. — 182 с.
  350. A.M. Горький и советский очерк. М.: Сов. писатель, 1962. 403 с.
  351. М.: Сов. писатель, 1964. 571 с.
  352. В.Р. Личность писателя и опыт эпохи. В кн.: Щербина В. Р. Голос эпохи. М.: Современник, 1974, с.375−406.
  353. И.С. Сила сарказма. Сатира и юмор в творчестве М.
  354. Горького. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1973г432с.
  355. Я.И. Документальные жанры: Образ, жанр, структура произведения. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1974. — 232 с.
  356. Якибова Д. У. Пути развития русской крестьянской прозы конца
  357. XIX-начала XX века: Дис.канд.филол.наук. М., 1982. -202 с.
Заполнить форму текущей работой