Особенности бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации
Налоговый учет является одним из разделов бухгалтерского учета наряду с финансовым и управленческим учетом. Остается только определить его место в бухгалтерии организации, поскольку отсутствие нормативного регулирования управленческого учета привело к тому, что налоговый учет рассматривается во взаимодействии лишь с финансовой составляющей бухгалтерского учета. Цели и задачи налогового учета для… Читать ещё >
Особенности бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные правила ведения бухгалтерского учета определены в ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Это следующие правила: отражение хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов способом двойной записи; учет объектов осуществляется в рублях (копейки допускается округлять до рублей при отнесении их на финансовый результат), записи на русском языке; затраты по текущей деятельности должны учитываться отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями; обязательность документирования хозяйственных операций, которые составляются в момент совершения операции, документы должны отвечать соответствующим требованиям; на основании документов информация накапливается в регистрах бухгалтерского учета; обязательное проведение инвентаризации; для ведения бухгалтерского учета формируется учетная политика соответствии с установленными допущениями и требованиями. Основные допущения: имущественной обособленности; непрерывности деятельности организации (тождество анал. и синт. учета); последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хоз. деят. отражаются в бух. учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического поступления или выплаты ден. ср-в, связанными с этими фактами). Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непрерывности и рациональности и др.
Организация бухгалтерского учета — это система условий, элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными элементами являются: первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов, формы бухгалтерского учета, способы обработки, объем и содержание отчетности и др. В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бух. учета в организациях, за соблюдение законодательства, несут руководители организации.
Организация бухгалтерского учета — это система условий, элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными элементами являются: первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов, формы бухгалтерского учета, способы обработки, объем и содержание отчетности и др. В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бух. учета в организациях, за соблюдение законодательства, несут руководители организации.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), при этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ).
Налоговый кодекс закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета. В нем не содержится указаний на конкретную методологию налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать:
- · порядок формирования суммы доходов и расходов;
- · порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (налоговом) периоде;
- · сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
- · порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- · сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу (выявляется на счетах бухгалтерского учета).
Как уже отмечалось, первичные документы налогового учета имеют в своей основе бухгалтерские первичные документы, в которые для целей налогообложения могут вводиться дополнительные реквизиты. В некоторых случаях для целей налогообложения могут создаваться специальные документы.
Аналитические регистры налогового учета представляют собой накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов.
В качестве расчета налоговой базы может использоваться форма декларации по налогу на прибыль.
Цели и задачи налогового учета для расчета налога на прибыль являются составной частью целей и задач бухгалтерского учета, и выделение налогового учета как самостоятельной единицы приводит к дублированию одной и той же информации в аналитических регистрах двух видов учета, хотя данное дублирование обусловлено в законодательном порядке (см. табл. 1).
Таблица 1. Дублирование учетных регистров.
Ст. 9 и 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» | Ст. 313 и 314 НК РФ | |
«Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет … Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета". | «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом … … Подтверждением данных налогового учета являются:
«…Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы». | |
Таким образом, из анализа учетных регистров следует, что налоговый учет нельзя рассматривать как нечто обособленное от бухгалтерского по нескольким причинам:
- 1) слишком тесна методическая и документальная связь между ними;
- 2) бухгалтерский и налоговый учет на предприятии являются предметом деятельности одних и тех же специалистов;
- 3) налоговый учет является одним из разделов бухгалтерского учета наряду с финансовым и управленческим учетом. Остается только определить его место в бухгалтерии организации, поскольку отсутствие нормативного регулирования управленческого учета привело к тому, что налоговый учет рассматривается во взаимодействии лишь с финансовой составляющей бухгалтерского учета.