Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика подготовки «разговорных» передач

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выступление в кадре — это произнесение заранее подготовленного текста. Текст — это мысль, облеченная в словесную форму. Текст должен быть целостным, связным и логически завершенным. Он должен быть понятным и интересным для телезрителей. Во время эфира оратор не должен отступать от языковых норм, четко передавать авторскую мысль, использовать выразительноизобразительные средства языка… Читать ещё >

Методика подготовки «разговорных» передач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любое выступление человека перед аудиторией на телевидении называется выступлением в кадре. Такое обращение является методом донесения до зрителей запланированной информации. Необходимо помнить, что такое выступление обязательно содержит в себе авторскую оценку. Для телеведущего — это воплощение его духовных и творческих возможностей.

Обратимся вновь к учебнику Л. П. Шестеркиной «Методика телевизионной журналистики» и обозначим специфику телевизионного выступления [53, с. 75−79]:

  • 1) масштаб публичности: находящийся в кадре телеведущий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя себе аудиторию;
  • 2) отпечаток диалогической природы телевидения: мысленный диалог телеведущего со зрителями, когда выступающий предполагает, какие вопросы могут возникнуть у аудитории и как будет лучше на них ответить;
  • 3) высокое эмоционально-логическое воздействие на зрителей из-за наличия разговорного стиля и интонации [53, с. 75].

Выступление — одно из древних ораторских искусств, являющееся важнейшим средством воздействия на общественное сознание по сей день.

Попробуем сформулировать особые требования к выступающему на телевидении следующим образом:

  • 1) выступающий должен вызывать у зрителей интерес: предоставлять эксклюзивную информацию, иметь свою точку зрения на происходящее событие, являться общественной и известной личностью;
  • 2) оратор должен уметь глубоко мыслить, анализировать, делать верные выводы;
  • 3) текст должен быть «активным», а выступление строиться по законам драматургии;
  • 4) манера поведения выступающего, его жесты и мимика должны соответствовать содержанию излагаемого материала.

Каждое выступление телеведущего строится на какой-либо концепции, идее и сопровождающем информацию материале. Этапы работы над выступлением были выявлены еще древними риторами. Сначала изобретаются мысли на конкретную тему, далее мысли располагаются в определенной последовательности, затем всё это переносится на бумагу в словесное содержание, следующим пунктом является запоминание и уже потом — произнесение.

По мнению Л. П. Шестеркиной, на процесс подготовки телевизионного выступления оказывают влияние несколько факторов:

  • — генетические факторы: замысел и авторская концепция, глобальность проблемы, объём собранного материала и оперативность информации;
  • — целевые факторы: констатация фактов, утверждение и отрицание;
  • — формальные факторы: жанр, размер, иллюстрации, рейтинг в программе передач [53, с. 76].

Эти факторы тележурналисту необходимо учитывать изначально, приступая к подготовке своего выступления.

Процесс создания выступления не может быть реализован без важнейшего организующего элемента — композиции. Она должна соответствовать нескольким требованиям. Исследователь Л. П. Шестеркина предлагает рассмотреть композицию по нескольким критериям: выступление должно содержать тему, которая ознакомит телезрителей с кругом обсуждаемых вопросов, основная часть выступления должна содержать факты и доказательства авторской концепции, в заключение всей телепередачи делаются краткие и точные выводы. Все составные части должны быть соразмерными. Главной элемент в телепередаче — слово, но также при необходимости можно использовать иллюстративный материал, который будет сопровождать выступление для более полного и понятного восприятия телепередачи.

В процессе речевой деятельности важен порядок расположения наиболее активно действующих аргументов. Представим это в виде трех моделей:

  • — «антикульминационная модель» (сильные аргументы приводятся в начале выступления);
  • — «пирамидная модель» (сильные аргументы располагаются в середине выступления);
  • — «кульминационная модель» (сильные аргументы используются в конце речи) [53, с. 77].

Общепризнанно, что выступление в кадре — это произнесение заранее подготовленного текста. Текст — это мысль, облеченная в словесную форму. Текст должен быть целостным, связным и логически завершенным. Он должен быть понятным и интересным для телезрителей. Во время эфира оратор не должен отступать от языковых норм, четко передавать авторскую мысль, использовать выразительно-изобразительные средства языка и невербальное общение. Условия успеха любого выступления — умение оратора публично думать, говорить о сложном просто, убеждать. Поэтому выступающий должен профессионально пользоваться речью как средством воздействия, где мысли, жесты, слова и манеры рассчитаны на определенную зрительскую аудиторию.

Самое трудное при выступлении — с первых слов взять инициативу в свои руки и завоевать зрительский интерес. Чтобы это сделать, нужно точно продумать основные элементы будущей речи, определить, какие тезисы поставить на первое место, какие расположить в конце. Оратор должен в совершенстве знать риторические правила, делающие речь убедительной, яркой и экспрессивной.

Обязательным условием для автора является его умение пользоваться риторическими операциями (членить речь, сопоставлять текст с его материалом, переводить сложное речевое высказывание в простое и т. д.), знать типы риторических фигур (метафора, эпитет, метонимия, гипербола, литота и т. д.), а также технические приёмы выступления, такие, как дикция, интонация, правила литературного произношения.

При восприятии текста зрителями также учитываются невербальные средства общения. Внешний облик оратора, его жесты и мимика, его поведение в кадре — всё должно соответствовать содержанию выступления. Методика подготовки выступления используется в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе и др.

  • * Тележурналистика — явление достаточно многогранное. С одной стороны, это деятельность по сбору и обработке информации, а также по ее распространению с помощью цифровых технологий. С другой стороны, это пространство для самореализации, где проявляются идейно-политические, морально-нравственные и эстетические взгляды каждого журналиста.
  • * Как и любая профессия, телевизионная журналистика имеет свою специфику. Это возможность производить информационный продукт, отражающий профессиональную культуру, с целью обеспечения материальных и духовных потребностей общества. Каждая телевизионная передача — это отражение реального события, воспроизведенного на экране визуального ряда с голосовым сопровождением. Умение правильно говорить, знание всех нюансов языка и его грамматики — это важнейшая составляющая ораторского телевизионного искусства.
  • * Автор-" свой парень" - это тот, кто, опираясь на приобретенный житейский опыт, разъясняет идеалы гражданского общества и участвует в формировании его главной ценности — человека. Совершенно иной тип автора-" человека частного" - журналист, «добывающий» информацию не только из мира фактов, но и из мира слов, выстраивающий между этими двумя мирами подчас совсем неожиданные для читателя ассоциативные параллели.
  • * В структуру жанровой системы тележурналистики входят несколько жанроформирующих элементов. Первым таким элементом является предмет изображения. Второй важный элемент — это целевая авторская установка. Жанр формируется из трёх основных понятий — предмет, метод, цель. Тележурналист обязательно должен разбираться в теории жанров.
  • * Выступление в кадре — это произнесение заранее подготовленного текста. Текст — это мысль, облеченная в словесную форму. Текст должен быть целостным, связным и логически завершенным. Он должен быть понятным и интересным для телезрителей. Во время эфира оратор не должен отступать от языковых норм, четко передавать авторскую мысль, использовать выразительноизобразительные средства языка и невербальное общение. речевое поведение риторический телевизионная
  • * Условия успеха любого выступления — умение оратора публично думать, говорить о сложном просто, убеждать. Поэтому выступающий должен профессионально пользоваться речью как средством воздействия, где мысли, жесты, слова и манеры рассчитаны на определенную зрительскую аудиторию. Оратор должен в совершенстве знать риторические правила, делающие речь убедительной, яркой и экспрессивной.
  • * При восприятии речи телеведущего зрителями также учитываются невербальные средства общения. Внешний облик оратора, его жесты и мимика, его поведение в кадре — всё должно соответствовать содержанию выступления.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой