Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммуникативно-информационная природа политического лидерства государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теоретических взглядов ряда исследователей (М.Кастельс, Э. Тоффлер, Н. Луман, Дж. Най, 36. Бжезинский) позволяет сделать вывод о том, что в современном мире теряется прямая связь между доминированием государства на мировой арене и его способностью оказывать влияние на международные процессы, все большее значение приобретает коммуникативная природа политического лидерства государства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Политическое лидерство государства как 13 объект социальной информациологии
    • 1. 1. Концептуальные подходы к исследованию феномена 13 политического лидерства
    • 1. 2. Коммуникативно-информационные ресурсы политического лидерства
    • 1. 3. Массмедиа как инструмент политического 50 лидерства государства в условиях глобализации
  • Глава II. Коммуникативно-информационные факторы 68 политического лидерства России
    • 2. 1. Государственная информационная политика как фактор достижения лидерства России в геополитическом пространстве
    • 2. 2. Имидж России и технологии его создания
    • 2. 3. Коммуникативная компетентность власти как 125 компонент лидерских стратегий государства

Коммуникативно-информационная природа политического лидерства государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже тысячелетий произошли кардинальные сдвиги в глобальном распределении политического могущества. Сегодня оно осуществляется в мировом информационном пространстве, на международном уровне развиваются сложные процессы политической коммуникации. С одной стороны, эти процессы ведут к интеграции, а с другой — поиску странами своей национальной идентичности. Развернулось острое геополитическое соревнование за влияние на мировой арене. В условиях необходимости выработки глобальных мер, которые позволят улучшить обстановку в мире, усиливается роль государства как катализатора движения к глобальному сообществу, основанному на принципах лидерства.

Политическое лидерство определяется в широком смысле как субъект-объектные отношения подчинения, влияния и следования по поводу завоевания, удержания и использования власти. Власть и влияние — это основные инструменты политического лидерства.

Характеризуя специфику подходов к лидерству государства, целесообразно учитывать не только базовые характеристики лидерства, но и распространенные теоретические подходы к пониманию государства как совокупности управляющих определенной территорией институтов, которая способна создавать законы, регулировать поведение людей в пределах данной территории, а также как актора международных отношений. Традиционно лидерство государства рассматривалось с позиций военного, экономического могущества. Однако ситуация существенно меняется. Как показывает мировая практика, успехи, достигнутые с помощью силового давления, являются временными и оборачиваются для государства негативным восприятием в мировом общественном мнении. В то же время обнаружилась перспективность тенденции роста политической привлекательности государства, что делает его власть легитимной, а устремления более легко осуществимыми.

В условиях постиндустриального общества выстраивание лидерской модели государства в мировом масштабе все сильнее зависит от его способности осуществлять направляющее воздействие с помощью информации. Тенденцию осмысления лидерства как коммуникативно-информационного феномена отражают научные теории конца XX века, что ярче всего проявилось в подходах Н. Лумана, который выявил, что лидерство имеет коммуникативную природу, и его можно представить как проявление коммуникативных кодов. Феномен политического лидерства государства в современном мире целесообразно рассматривать с позиций социокоммуникативного подхода, а также социально-информациологического, позволяющего выявить признаки, сущностные свойства и внутренних, и международных информационных связей социума и власти.

Слово «лидерство», переставшее произноситься в отношении России, буквально в последнее время вновь входит в оборот. Актуализация этой проблематики происходит с повышением значения глобальных процессов, а также возможностей и потенциала России как субъекта международных отношений, использующего для продвижения своего влияния инструменты «мягкой», коммуникативно-информационной власти.

Итак, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

— расширением понимания политического лидерства государства, рассмотрением его как феномена, основанного на политической коммуникации и обмене информацией в условиях формирования информационного общества, развития коммуникативных связей международных акторов;

— формированием адекватных современным условиям подходов к управлению коммуникативно-информационными процессами для усиления воздействия на общественное мнение — важнейший фактор трансформации международных отношений;

— насущной задачей повышения политического влияния России в мире посредством увеличения объема передаваемой информации, множественности, плотности коммуникаций, а также реализации информационной политики как фактора формирования лидерства и продвижения позитивного образа России в сознание мировой общественности.

Научно-практическая проблема диссертации фокусируется в следующих проблемных ситуациях:

— требование информационной эпохой новых методов исследования с целью выявления коммуникативной природы политического лидерства;

— необходимость пересмотра принципов деятельности в сфере внешней политики и международных отношений, в первую очередь концептов информационной безопасности и политической стабильности;

— развертывание геостратегического информационного противоборства между ведущими странами мира за достижение превосходства в мировом информационном пространстве, что требует научного осмысления новых феноменов и процессов в информационной сфере;

— утрата Россией лидерских позиций в мире, в том числе из-за развернутой борьбы по ее вытеснению с внешнего и внутреннего информационного рынка, свертывания внешнеполитической пропаганды;

— распространение негативной информации и дезинформации, которые наносят вред имиджу России и ее национальной безопасности.

Из обозначенной научно-практической проблемы вытекает научная задача исследования, состоящая в выявлении основных концептов лидерства государства в мире как коммуникативно-информационного феномена.

Степень научной разработанности темы.

Для диссертационного исследования важны базовые характеристики лидерства, которые развивались в работах известных исследователей с использованием: социологических, политико-психологических, политологических подходов (Т.Адорно, Х. Арендт, Ж. Блондель, М. Вебер, Г. Маркузе, Р. Михельс, Г. Моска, Р. Такер)1.

1 Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994; Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия // Социс. 2000. № 1- Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10- Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1−3.

При подготовке концептуальной части работы, в том числе для раскрытия понятия политического лидерства и его социальной сущности, использованы наработки российских исследователей: Г. К. Ашина, Г. Г. Дилигенского, ЕБ. Кудряшовой, Д. Е. Слизовского, Ф. И. Шаркова, Н. Г. Щербининой, Т. А. Штукиной 1 и др.

Поскольку в диссертации анализируется роль государства как лидера в мировом масштабе, использованы результаты исследований роли государства в качестве участника международных отношений (Р.Арон, Дж. Най, П. А. Цыганков и др.)2. Связывая политическое лидерство государства в мире с процессами возрастания роли информации и информационных систем, автор опирался на труды Д. Белла, Зб. Бжезинского, Ф. Уэбстера3.

Привлечены труды по проблемам информационного противоборства и манипуляции сознанием (Г.В. Грачев, С.Г. Кара-Мурза, В. А. Лисичкин, А. В. Манойло, И. К. Мельник, А. И. Петренко, Д. Б. Фролов, Л.А.Шелепин)4.

Среди работ, которые в своей совокупности создают основу для социаль-но-информациологического анализа современных медийных феноменов, наи.

1 Ашин Г. К. Теории лидерства // Современная западная социология. Словарь. М., 1990; Ди-лигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994; Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск, 1996; Слизовский А. Е., Шуленина Н. В. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы. М., 2006; Щербинина Н. Г. Теории политического лидерства. М., 2004; Шарков Ф. И. Политическое лидерство как социальный институт // Труд и социальные отношения. 2000. № 4- Штукина Т. А. Феномен политического лидерства // Вестник МГУ. Сер. 12.1994. № 4.

2 Арон Р. Мир и война между народами. М., 2000; Най Дж.С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. Новосибирск, 2006; Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2002.

3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Бжезинский 36. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М., 2005; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

4 Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., 2003; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2006; Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационная война. М., 1999; Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. более значимы труды, определяющие ресурсы политического лидерства государства (М.Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер)1.

Для объяснения сути политических коммуникаций учтены идеи таких исследователей, как Г. Алмонд, П. Лазарсфельд, Ю.Хабермас. Автор также опирался на современные отечественные работы по политической коммуникативи-стике (А.И.Соловьев, М. А. Василик, Л. М. Землянова, Ю. А. Нисневич, Л.Н.Федотова)3.

Для изучения основ массовой коммуникации привлечены труды.

B.М.Березина, Г. П. Бакулева, М.М.Назарова4.

Проблемы журналистики, а также современного состояния средств массовой информации и коммуникации в России и за рубежом освещены с опорой на разработки Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, Е. Л. Вартановой,.

C.Г.Корконосенко, М. Прайса, М.Тангейта.5.

При исследовании проблематики диссертации автор прежде всего основывался на разработках кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в том числе развивающих социально-информациологический подход6, а также посвященные проблемам.

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Луман Н. Власть. М., 2001; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003.

2 Алмонд Г. Сравнительная политология: эволюционный подход. М., 1997; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000; Katz Е., Lazarsfeld P.F. Personal Influence. The Part Played by People in the Flow of Communications. N.Y., 1955.

3 Политические коммуникации /Под ред. А. И. Соловьева. М., 2004; Основы теории коммуникации /Под ред. МА.Василика. М., 2005; Землянова Л. М. Современная американская комму-никативистика. М.5 1995; Нисневич Ю. А. Информационный фактор политической модернизации //Веста. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 2001. № 3- Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб, 2004.

4 Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы действия. М., 2004; Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2005; Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество.

Введение

в теорию и исследования. М&bdquo- 2004.

5 Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003; Средства массовой информации России /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005; Засурский И. И. Реконструкция России. «Масс-медиа и политика в 90-е». М., 2001; Тайнгейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие компании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006; Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: общество и национальная идентичность. М., 2000.

6 Попов В. Д. Социальная информациология — наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004; Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика. М., 2007; Шевформирования государственной информационной политики, профессиональной этики, менеджмента в информационной сфере1.

Проблемы имиджконструирования политического лидерства государства раскрыты в диссертации с опорой на высказывания российских политических деятелей, а также на теоретические разработки отечественных ученых (Э.А.Галумов, Г. Г. Почепцов, Е. С. Федоров и др.).

Несмотря на то, что сама проблема политического лидерства государства как коммуникативного феномена привлекает внимание научного сообщества, на теоретико-методологическом уровне она остается малоисследованной. Это обусловливает важность ее целостного и подробного изучения, а также выявления конкретных сегментов, в наибольшей степени определяющих коммуникативные возможности политического лидерства государства.

Цель исследования состоит в изучении политического лидерства государства как коммуникативно-информационого феномена и выявлении современных ресурсов и факторов его влияния на международной арене.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

1.Обобщить концептуальные теоретические подходы к феномену политического лидерства государства в условиях информационного общества и развития коммуникационно-информационных технологий.

2.Показать с позиций социальной информациологии, что в современной системе международных связей происходит упрочение коммуникативноченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004; Маркелов К. В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005; Арапова Н. П. Социально-ииформациологический подход в теории информационных войн. М., 2003.

1 Информационная политика / Под ред. Попова В. Д. М&bdquo- 2003; Социальная информациология. Словарь / Сост. Л.И.МухамедоваПод общ. ред. В. Д. Попова. М., 2006; Киричек П. Н. Средства массовой коммуникации и информационная культура общества. М., 2006; Воробьев В. В. Менеджмент в социальной информациологии. М., 2005; Силкин В. В. Влияние пространства политической коммуникации на процессы модернизации государственного управления. Ав-тореф. диссдокт. полит, наук. М, 2006.

2 Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегии формирования. М., 2003; Почеп-цов Г. Г. Имиджелогия. М., 2001; Федоров Е. С. Общественное мнение как коммуникативный фактор формирования имиджа // Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. М., 2005. информационных отношений, которые превращаются в один из главных элементов становления государства как политического лидера.

3.Раскрыть коммуникативно-информационные ресурсы осуществления политического лидерства государства на международной арене.

4. Исследовать роль массмедиа как ресурса политического лидерства государства.

5. Выявить проблемы коммуникативной компетентности российской власти, важные с позиций достижения политического лидерства страны.

6. Сформулировать основные направления корректировки государственной информационной и коммуникативной политики в России как фактора достижения политического лидерства на мировой арене.

Объект исследования — политическое лидерство государства в условиях глобализации и формирования информационного общества.

Предмет исследования — коммуникативно-информационные факторы как сущностные компоненты политического лидерства государства.

Теоретико-методологические основания исследования. Методологическую базу исследования составили социально-информациологический, со-циокоммуникативный, синергетический подходыпостнеклассические принципы анализа социально-политических процессов. В методологический базис исследования интегрированы наработки, содержащиеся в современных политико-психологических исследованиях, теории информационного общества, теории политического лидерства и его имиджирования. Использован метод контент-анализа, методы сравнения и обобщения.

Эмпирическую базу исследования составили: Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Концепция национальной безопасности РФ, законодательные акты Российской Федерации в области информации, международные документы, формулирующие основные принципы современной медиаполитики. При подготовке работы использовались материалы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, МИД России, Российской ассоциации международных исследований, а также публикации из журналов «Дипломат», «Международная жизнь», «Итоги», «Власть», газет «Известия», «Независимая газета», «Коммерсантъ». Верификация выводов проведена с помощью контент-анализа. Использованы результаты социологических исследований фонда Общественное мнение, ВЦИОМ (2007 г.), службы Gallup и TNS-EMNID (2006 г.)'.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. С позиций социальной информациологии и коммуникативистики показано, что в системе международных отношений лидерские позиции государства перестали исчерпываться военной, экономической и технологической мощью. Политическое лидерство государства в первую очередь определяется его способностью доводить до широких кругов мировой общественности объективную и точную информацию о позициях по основным международным проблемам, осуществлять эффективные коммуникации с другими государствами, распространять привлекательную культуру и разделяемые ценности, формировать за рубежом позитивное восприятие страны.

2. Обобщены концептуальные теоретические подходы, отражающие коммуникативную природу государства-политического лидера. Они связаны с: появлением нового типа власти — информационного, отражающего связь политического лидерства с ролью современных информационных потоков и ростом объема информациитрансформацией политики мирового принуждения в политику убеждения и привлечения, адекватную реалиям современной эпохивозможностью представить политическое лидерство как проявление идентичности коммуникативных кодов и кодов власти.

3. Проведен комплексный анализ роли массмедиа в формировании политического лидерства государства. Раскрыты современные задачи массмедиа в создании имиджа страны как политического лидера, в конкурентной борьбе за формирование общественного мнения, в информационном противоборстве.

1 См.: социологические исследования: «Россия — великая держава?» на сайте ВЦИОМ http://wciom.ru- «Роль России в мире» и «Образ России: сильное или слабое государство?» на сайте фонда «Общественное мнение» http://fom.ru- «Ветхая великодержавность» // Коммерсантъ № 102 (3433) от 08.06.2006.

При характеристике массмедиа как фактора экономического развития показаны преимущества лидеров глобального информационного развития в широком круге вопросов: привлечение требуемых инвестиций для развития собственной экономикипостроение репутации экономического субъектарасширение демократических прав граждан на участие в обсуждении важных социально-экономических вопросов.

4. Обоснована необходимость значительной корректировки имиджа России на этапе становления информационного общества с целью позитивного влияния на международное общественное мнение: разработки образа России не как догоняющей страны, а как страны, обладающей репутацией научного, интеллектуального, технологического лидера, как культурно развитого государства, с богатой историей и перспективами развития, соответствующими условиям новой мировой «экономики знаний».

5. Сделан вклад в обоснование системы коммуникативно-информационных факторов, обеспечивающих лидирующее положение государства на международном уровне. С позиций социальной информациологии показана роль эффективной информационной политикиформирования позитивного имиджа страныкоммуникативной компетентности органов государственной властитехнологических возможностей развития коммуникационно-информационных связей между странамиэволюции традиционных средств массовой информации в условиях «интернетизации».

Теоретическая значимость исследования. Научно-теоретическое значение диссертации связано с тем, что ее выводы могут быть использованы в дальнейшей работе по углубленному изучению феномена политического лидерства на уровне такого субъекта, как государство. Для научных изысканий важна реализация современных подходов, свойственных постиндустриальному обществу и связывающих лидерство государства на международной арене с коммуникацией и обладанием источниками и средствами распространения информации, с наличием действенной информационной политики, отвечающей требованиям нового международного информационного порядка.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы:

— при разработке международной государственной информационной политики, при определении основных направлений сотрудничества с зарубежными странами по линии Министерства иностранных дел РФ и других министерств и ведомств, а также задач деятельности пресс-служб российских представительств за рубежом;

— в деятельности информационно-аналитических структур органов власти;

— при реализации программ подготовки кадров для международной журналистики, а также при проведении целевых информационных кампаний по формированию позитивного имиджа России за рубежом.

Выводы:

1. Органы власти являются важнейшим участником информационного обмена на международном уровне, коммуникативная компетентность, осведомленность, высокий профессионализм которого позволяет стране претендовать на роль лидера в мировом информационном пространстве.

2. Социально-информациологический подход, используемый в качестве методологической основы изучения коммуникативных взаимосвязей, позволяет по-разному подойти к коммуникативной компетентности различных субъектов (людей, социальных групп, отдельных стран). Компетентность личности в целом может пониматься как уже состоявшаяся совокупность качеств специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере. В России существуют многочисленные признаки кризиса компетентности представителей экономической и политической власти.

3. В широком смысле коммуникативная компетентность органов власти, если ее рассматривать на уровне взаимодействия геополитических субъектов, предстает как наличие системы внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межгосударственного взаимодействия.

3. Не присоединиться к процессу трансформации индустриального общества в информационное означает для России отказаться от возможностей равноправной интеграции в международную экономику и мировое сообщество. Российские органы власти должны способствовать тому, что страна станет законодателем новых форм коммуникационно-информационного взаимодействия в мире, затвердит свое лидерство в этой сфере.

4. Развитие электронного управления позволяет системе органов власти присутствовать в информационно-психологической сфере не в явном виде, а в виде электронного правительства, главная цель которого — преобразовать способ своей работы и достичь качества предоставления государственных услуг, прозрачности государственной власти, смягчения конфронтация государства и общества, уменьшения бюрократии и коррупции.

5. Электронное правительство по сути реализует концепцию новой системы управления государством, это качественно новый тип государственной власти, обладающий способностью эффективной коммуникации с обществом, гибко реагирующий на его потребности и влияющий на его настроения. Государство, недооценивающее или игнорирующее роль коммуникационно-информационных технологий в государственном управлении, лишает себя важного ресурса развития и обречено на отставание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существующие подходы к проблеме политического лидерства государства на сегодняшний день не сложились в стройную систему. Анализ политического лидерства государства в современном мире возможен только при учете тех фундаментальных цивилизационных процессов, которые вызваны к жизни информационным «взрывом», принципиально новой ролью информационных технологий, а также превращением генерирования, обработки и передачи информации в фундаментальный источник власти.

Анализ теоретических взглядов ряда исследователей (М.Кастельс, Э. Тоффлер, Н. Луман, Дж. Най, 36. Бжезинский) позволяет сделать вывод о том, что в современном мире теряется прямая связь между доминированием государства на мировой арене и его способностью оказывать влияние на международные процессы, все большее значение приобретает коммуникативная природа политического лидерства государства. Политическое лидерство государства как коммуникативный феномен предстает в виде системы политических коммуникативно-информационных связей и отношений, отражающих способность и возможность государства оказывать воздействие на принятие решений в международной политической сфере, влиять на развитие глобальных экономических, политических и др. процессов. Концептуализацию политического лидерства государства на пути изучения коммуникативной природы лидерства позволяют осуществить социальноинформациологический и социокоммуникативный подходы.

В русле такого анализа по-иному, чем ранее предстают ресурсы политического лидерства государства, они приобретают коммуникативно-информационный характер и связаны с реализацией гуманитарного потенциала культурно-информационных взаимодействий, в том числе ролью таких мощных информационных институтов, как система образования, средства массовой информации, специализированные институты продвижения информации за рубежом.

Упрочение позиций России в формирующемся миропорядке во многом определяется информационной политикой, адекватной происходящим в мире процессам. Путь к могуществу страны, лежащий через обладание источниками и средствами распространения информации, заостряет вопрос о взаимоотношении государства и массмедиа, соотношении внешней и внутренней государственной информационной политики.

Особенность современной российской ситуации связана с функционированием в обществе огромного количества противоречивой, негативной информации, которая ошеломляет и унижает людей, приводит их в шоковое состояние, что порождает вопросы о том, куда идет общество и надо ли поддерживать проводимые реформы. Лидерские позиции страны способно укрепить следование в информационной политике российского государства таким параметрам порядка, как культура, идеология как система ценностей, менталитет народа, позволяющим обеспечить национальные интересы России в международной сфере, заключающиеся в сохранении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы, одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями.

Важнейшими аспектами информационной политики России является существенная коррекция восприятия страны за рубежом, которое до сих пор складывается в таком ассоциативном ряду как «Россия, коммунизм, КГБ, снег и мафия" — противостояние показу России только как страны с ярко выраженными проблемами в экономике, социальной сфере, развивающимися националистическими тенденциями, коррупцией и пр.- нейтрализация распространяемой дезинформации о внешней политике России. Информационное обеспечение внешней политики важно в связи с тем, что поступление достоверной, объективной, позитивной информации о стране на международный уровень имеет универсальное влияние на политическое, социально-экономическое, культурное развитие мирового сообщества.

Сущностное значение имеет расширение спектра современных подходов, которые можно использовать для создания имиджа страны, эффективно влиять на общественное мнение с точки зрения позитивного восприятия России, упрочения ее лидерских позиций в мире. Уточнение объектов коммуникативного воздействия, выверка каналов коммуникации и адаптация приемов коммуникативного воздействия позволят создать благоприятные условия для продвижения образа России в сознание мировой общественности.

Важнейшим участником информационного обмена на международном уровне, коммуникативная компетентность которого позволяет стране претендовать на роль лидера в мировом информационном пространстве, являются органы власти. Коммуникативная компетентность на уровне взаимодействия геополитических субъектов должна рассматриваться как наличие системы внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межгосударственного взаимодействия. Помимо политической приверженности идее создания информационного общества и обладания современной инфраструктурой ИКТ и необходимыми институтами органы власти должны овладеть новой диалогово-конкурентной коммуникативной культурой, иметь возможность управлять процессом коммуникации, организовывать и контролировать процесс и результат коммуникационно-информационного взаимодействия. Российские органы власти должны способствовать тому, чтобы страна лидировала в установлении новых форм коммуникационно-информационного взаимодействия, а также преодолела дефицит дискурса во взаимодействии власть — средства массовой информации и коммуникациинарод, иначе, без овладения законами коммуникационно-информационных отношений, без адекватной им системы управления, не имеет будущего1.

Преобразовать способ работы органов государственной власти и достичь высокого качества предоставления государственных услуг, прозрачности,.

1 См.: Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика. М., 2007. С. 197. смягчения конфронтации государства и общества, уменьшения бюрократии и коррупции возможно в результате налаживания работы электронного правительства, в виде которого система органов власти присутствует в информационно-психологической сфере. Электронное правительство в концепции новой системы управления государством — это качественно новый тип государственной власти, обладающий способностью эффективной коммуникации с обществом, гибко реагирующий на его потребности и влияющий на его настроения, отражающий господство коммуникативного разума в эпоху информационной революции. Именно с электронным правительством необходимо связывать повышение уровня коммуникативной компетентности власти, интегрирующейся в информационное общество, способной эффективно взаимодействовать с гражданами, оказывать мощное влияние на социально-экономические и политические процессы внутри страны, а также обеспечить лидерство страны на международной арене.

Итак, в международной политике коммуникационные системы, средства массовой коммуникации в целом превращаются в ведущий фактор достижения внешнеполитических целей и мирового влияния. Новые коммуникационно-информационные технологии вскоре станут одним из определяющих критериев уровня развития государства и степени его влиятельности в мире. Информационный ресурс в конфигурации информационного общества является «достаточным условием для выхода страны на уровень конкурирующего полюса в процессе перехода от состояния самосохранения до прогрессивного устойчивого развития"1.

Информационное пространство все больше становится сферой конкуренции мировых держав и важнейшим инструментом воздействия на мировое общественное мнение и формирования привлекательного облика страны. Новые реальности информационной эпохи должны определять новые коммуникационные стратегии стран, претендующих на роль лидера, а также.

1 Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004. С. 35. особенности функционирования массмедиа как важнейшего инструмента достижения лидерства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Политическое лидерство государства представляет собой ведущее положение государства на международной арене в результате системно-непрерывной реализации целей, задач, направлений, методов, способов представления национальных интересов в мировом масштабе. В основе внешнеполитического лидерства лежит достигаемая отдельной страной (группой стран) надгосударственная власть, формируемая либо «жесткой» ее моделью (силовыми методами — за счет военных, технических, экономических ресурсов), либо «мягкой» ее моделью (за счет хорошей репутации, различных параметров привлекательности). В условиях интенсификации коммуникационно-информационных связей и возрастания относительной важности второй модели в качестве методологической основы изучения политического лидерства государства целесообразно использовать социально-информациологический подход, позволяющий в том числе разработать меры по стабилизации и развитию мирового сообщества на основе принципов сохранения культурного своеобразия и информационной безопасности.

2. Ядром «мягкой» модели политического лидерства на мировой арене выступает коммуникативно-информационный аспект, наличие множественных каналов коммуникации, которые помогают формулировать «повестку дня» и актуальные современные проблемы. В будущем геополитический облик мира будет зависеть от передела зон влияния в информационной сфере, а наибольшим влиянием станут обладать государства или межгосударственные объединения, способные реализовать мощный потенциал в области информационных технологий.

3. Реальности информационной эпохи должны определять новые коммуникационные стратегии стран, претендующих на роль лидера, а сила государства зависит от обладания мощными коммуникативно-информационными ресурсами. В этом случае политические структуры и группы влияния могут формировать мировоззрение широких кругов населения, общественное мнение за рубежом, определяя тем самым цели и направления общественного развития мирового сообщества.

4. В международной политике массмедиа превращаются в ведущий фактор достижения внешнеполитических целей. Последствия их преобразования для существующей модели мирового влияния и власти являются сложными и недостаточно изученными.

5. Социальная стабильность в России и ее лидерские позиции на мировой арене зависят от основанной на «коммуникативном разуме» (В.Д.Попов) коммуникативной компетентности органов власти как важнейших участников информационного обмена на международном уровне.

6. Политическое лидерство России на международной арене не может осуществляться без реализации текущих задач информационной политики, которые должны формироваться и корректироваться на основе тех синергетических параметров управления информационными процессами, которые позволяют обеспечить единство социально-экономической и социокультурной трансформации российского общества. f.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учеб. пособие.- М., 1994. 336 с.
  2. АдаирД. Психология лидерства. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 352 с.
  3. Т. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001.-353 с.
  4. К., Бордюгов Г. Культура и власть // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских культурологов / Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. М.: «АИРО-ХХ», 2002. — С.9−13.
  5. Г. Сравнительная политология: эволюционный подход. М., 1997.
  6. Н.П. Социально-информациологический подход в теории ведения информационных войн. Автореферат дисс. канд. полит.наук. -М., 2003.
  7. X. Истоки тоталитаризма / Ин-т «Открытое о-во». М.: ЦентрКом, 1996.-672 с.
  8. Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г. И. Семенова. М.: Текст, 1993.-303 с.
  9. Ю.Арон Р. Измерения исторического сознания, Париж, 1961 // Философия и о-bo.- 1999.-N 2.-С. 214−228.
  10. J 11 .Арон Р. Мир и война мезвду народами / Пер. с фр. под ред. Даниленко В. И. -М.: Nota Bene, 2000. 880 с.
  11. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / РАН- Ин-т философии. М., 1999. — 203 с.
  12. Г. К. Теории лидерства// Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. — С.159.
  13. Р. Политическая карта мирового киберпространства // СЮ. 2006. № 6.
  14. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. -176 с.
  15. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. Монография. СПб.: «Алтей», 2000. — 431 с.
  16. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию / Пер с нем. А. Григорьева и В. Седельника- Общ. ред. и послесл. А.Филиппова. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  17. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Под ред. Иноземцева В.Л./ Пер. с англ. М., Academia, 1999. -786 с.
  18. Н.А. Судьба России. Соч. / Сост., вступ. ст. и коммент. Шкоды В. В. М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков Фолио, 2000. — 735 с.
  19. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы действия. М.: Издательство «РИП-холдинг», 2004. -174 с.
  20. Бжезинский 36. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / Пер. с анг. М.: Международные отношения, 2005. — 288 с.
  21. . Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу: Пер. с англ. / Блондель, Жан. М., 1992. — 135с.
  22. Е.А. Информационно-коммуникационные параметры лидерства государства в современном мире// Социология власти. 2006.№ 6. С.112−116.
  23. Е.А. Политическое лидерство государства как информационно-коммуникативный феномен и его роль в обеспечении национальной безопасности // Безопасность Евразии. 2007. № 1.
  24. Т.Г. Социокультурные основания функционирования современного государства // Управленческое консультирование. 2005. № 4. -С. 89−104.
  25. О.Н., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А. Практика глобализации: юры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА, 2000. — 344 с.
  26. А.Е. Проблемы и перспективы формирования имиджа России в контексте российско-бразильских отношений (2002−2003 гг.). Материалы Третьего конвента российской ассоциации международных исследований. МГИМО (У) МИД России, 21 -22 мая 2004 г.
  27. Е. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект Прес, 2003. — 335 с.
  28. М. Избранные произведения: перевод с немецкого / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова — предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. -805 с.
  29. Вернуть лидерство // DiploMaT. 2006. Апрель. С.36−37.35. «Ветхая великодержавность» // Коммерсантъ № 102 (3433) от 08.06.2006.
  30. Внешнеполитическая информация и современная дипломатия. М.: ДА МИД РФ, 2001.-220 с.
  31. Внешняя политика современной России: Сборник статей / Дип. академия МИД РФ. Каф. внешней политики и международных отношений- Под ред. А. Ю. Рудницкого. М., 2000 г. — 291 с.
  32. В.В. Менеджмент в социальной информациологии: монография / f РАГС при Президенте РФ, Кафедра информационной политики. М.: Изд-во1. РАГС, 2005. 109 с
  33. Вступительное слово Сергея Миронова на круглом столе «Качество власти в России» 2 ноября 2005 года http://www.rpvita.ru/
  34. Выступление Генерального секретаря ООН Кофи Аннана по вопросу диалога между цивилизациями. Нью-Йорк, 9 ноября 2001 г.// 2001 год Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных
  35. Наций. Опубликовано Информационным центром &bdquo-ООН в Москве MOS/2002−001-январь 2002 (на основе DPI/2222−47 113).- С.11−12.
  36. Выступление Президента России В. В. Путина и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Опубликовано 10.02.07 на сайте Президента России http://www.kremlin.ru/
  37. С., Хазин М. Реконфигурация квадратуры круга. Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов //Русский предприниматель. 2004. Октябрь.
  38. Газпром начал добычу имиджа. «Газпромэкспорт» готовит крупнейший PR-контракт // КоммерсантЪ 2007. № 2. www.kommersant.ru
  39. Э. Имидж против имиджа. М.: Издательство «Известия», 2005. -552 с.
  40. Э.А. Международный имидж России: стратегии формирования. -М.: Известия, 2003. 450 с.
  41. Глобализация и Россия. Материалы круглого стола / Моск. гос. ун-т коммерции. Центр гум.-экон. наук. -М., 2001. -160 с.
  42. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 11. М.: «Издательский Дом «Новый век», Институт микроэкономики, 2001.- 68 с.
  43. Глобализация: проблемы, перспективы. Государственная служба за рубежом. Реферативный бюллетень № 1. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 199 с.
  44. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) / Рук. проекта и отв. ред. Неклесса А.И.- РАН. Научн. совет по истории мировой культуры и др. Спб.: Алетейя, 2000. — 314 с.
  45. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.- 592 с.
  46. X. Уиттман. Отчаянное стремление к сверхдержавному статусу // «The American Spectator». США.2007,14 февраля Опубликовано на сайте HhoCMH.Ru http://www.inosmi.ru/
  47. Диалог культур в глобальном мире. Обзор дискуссий во Франкфурте-на-Майне и в Москве // Труды Фонда Горбачева. Т.7. Проблемы глобализации. Материалы международного исследовательского проекта. М., 2001. -С.429−449.
  48. Г. Г. Социально-политическая психология. Учебн. пособие. -М., Наука, 1994.- 304 с.
  49. Журналистика и информационная политика: Сб. науч.-метод. материалов (ст.) / РАГС при Президенте РФ. Каф. информ. политики- Под общ. ред. Попова В .Д. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 156 с.
  50. И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2002. — 415 с.
  51. И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политике страны. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 382с.
  52. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе: Монография. / Под общ. ред. Маслюка С.Г.- РАГС при Президенте РФ. Каф. информ. политики. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.
  53. Интервью Президента России В. В. Путина нидерландскому телеканалу «Недерланд 1» и газете «НРЦ Хандельсблатт». Опубликовано 31.10.05 на сайте Президента России http://www.kremlin.ru/
  54. Информационная политика. Учебник /Под ред. Попова В. Д. -М.: Издательство РАГС, 2003. 463 с.
  55. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002. — 616 с.
  56. Как правительства рассматривают вопросы ИКТ// iBusiness. 2003. № 3. Часть 2 «Каталог e-government. Решения для электронного правительства. С. 2829.
  57. В.А. основные философские направления и концепции науки. Итоги? XXI столетия. М.: Логос, 2000. — 320 с.
  58. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 832 с.
  59. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  60. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху// Мир России. 2001. № 1. С.35−66.
  61. Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. — 448 с.
  62. П.Н. Этика журналиста. Саранск, 2004.- 138 с.
  63. П.Н. Средства массовой коммуникации и информационная культура общества. М.: Издательство РАГС, 2006. — 34 с.
  64. Кобладзе Ю. PR России в нас самих// Наше время. 2006. № 16. С. 16.
  65. С.В., Киселев А. Г. Информационная политика в России — РАГС при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 527 с.
  66. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993. — 63 с.
  67. Концепция внешней политики РФ. http://www.mid.ru
  68. Концепция национальной безопасности Российской Федерации// Российская газета. 1999. 26 дек.
  69. С.Г. Основы журналистики / Учебник. М.: Аспект Пресс, 2001.-287 с.
  70. Круглый стол в редакции «РФ сегодня» «Как формируется образ России» // «РФ сегодня». 2004. № 22.
  71. В.А., Шелепин JI. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война / Акад. социал. наук. М.: Ин-т социал.-полит, исслед. АСН, 1999. — 304 с.
  72. В. Россия и современный миропорядок// Российская газета.2007.14.02.-С.18.
  73. Н. Власть /Пер. с нем. М: Праксис, 2001. — 256 с.
  74. А.В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия — Телеком, 2003. — 541 с.
  75. К.В. Общественный идеал как объект информационной политики. Автореф. дисс. соиск. уч. степени доктора политических наук. М., 2006. -50 с.
  76. К.В. Философский взгляд на проблему формирования информационной политики в России. М.: Изд-во РАГС, 2005. -16 с.
  77. Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Рефл-бук, 1994. — 368 с.
  78. С. Госдума вступилась за имидж страны. Депутаты пытаются отразить информационную атаку Запада //Парламентская газета. 2006. 4 июля. С. 5.
  79. Массовая коммуникация в современной России Сб. научных статей / Под общ. ред. В.Д.Попова- М.: Изд-во РАГС, 2003. -159 с.
  80. Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. Материалы методологического семинара. М.:Изд-во РАГС, 2005. — 284 с.
  81. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. Шевченко А.В.- Редкол.: Попов В. Д. и др.- РАГС при Президенте РФ, Каф. информ. политики. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 302 с.
  82. Медиа. Введение: Учебник /Под ред. А. Бриггза, П.Кобли. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 550 с.
  83. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 208 с.
  84. Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992.№ 2.
  85. А. Россия в кривом зеркале западных СМИ// The Wall Street Journal против России. Хроника необъявленной войны. М., 2006. С. 2−3.
  86. О.А. Политическая эпистемология: Учеб. пособие / РАГС при Президенте РФ. Каф. социологии. М.: Изд-во РАГС, 2004. -145 с.
  87. С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.: МОНФ- ИЦНиУП, 1999. — 63 с.
  88. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.-199 с.
  89. Г. Правящий класс// Социс.1994.К®10.- С.187−198.
  90. Москвы далекой позывные. Отечественная история стала ареной идеологической войны. Интервью с председателем Государственной радиовещательной компании «Голос России» А. Оганесяном // Наше время. 2006.№ 16.-С.10−11.
  91. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / Ин-т социологии образования Рос. Центра гуманитарного образования и др. М.: УРСС, 2000. — 239 с.
  92. М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / Нац. фонд подгот. кадров, РАН. Ин-т социологии. Центр социол. образования. М.: Аванти плюс, 2004. — 427 с.
  93. М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Соц.-гуманитар. знания. 2001.-№ 1.-С. 233−247.
  94. М.М. Медиа и власть в современной России //Соц.-гуманитар. знания. 2004.-№ 1. — С. 20−32.
  95. М.М. Медиа и власть в современной России // Соц.-гуманитар. знания. 2004.-№ 2. — С. 16−29.
  96. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI в.// Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. -С. 11−21.
  97. М.М., Иванов В. Н. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социол. исслед. 2003.-N 10. — С. 20−28.
  98. Най Дж.С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике/ Пер. с англ. Н.: ФСПИ «Тренды», 2006. — 224 с.
  99. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993.-280 с.
  100. В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке // Вопросы философии. 1966. № 11.- С.65−74.
  101. Нам есть, что показать: Russia Today TV // DiploMaT. 2005. Сентябрь. -C.38−39.
  102. Национальные модели информационного общества / Отв. ред и сост. Е. Л. Вартанова, науч. ред. Н. В. Ткачева. М.: Издательство ИКАР, 2004. -412 с.
  103. Наша мировая задача. Редакционная статья // Эксперт. 2005.28 ноября.
  104. А.И. Глобализация: новый цивилизационный контекст // Безопасность Евразии. 2001. № 1. С.99−130.
  105. В. «Сегодня Россия в большей степени способна отстаивать свои национальные интересы» // Российская Федерация сегодня. 2006. № 13.-С.30−31.
  106. Ю.А. Информационный фактор политической модернизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит, науки. 2001. N 3. С. 91−101.
  107. Ю.А. Информация и власть. М., 2000.
  108. А.П. Коммуникация и власть. Тюмень: Мандр и Ка, 2004. -136 с.
  109. О средствах массовой информации. Закон Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.
  110. Об участии в международном информационном обмене. Закон Российской Федерации // Российская газета. 1996.11 июля.136. «Образ России: сильное или слабое государство?» / Социологическое исследование фонда «Общественное мнение"// http://fom.ru
  111. Окинавская хартия глобального информационного общества. 22.07.2000 г. http://www.tatnews.ru/
  112. Д.В. Основы политической психологии. Глава 5. Политическая психология лидерства. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -С. 164−209.V
  113. Основы теории коммуникации: Учебник. / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005.-615 с.
  114. А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000. — 352 с.
  115. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности / РАН. Институт философии. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 271 с.
  116. А.С. Искушение глобализмом. Серия «Россия и мир: итоги XX века», альманах № 1/2000. М.: Русский Национальный Фонд, 2000. — 381 с.
  117. И. Усиление роли информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности России // Власть. 1998.-N 1. — С. 43−47.
  118. И.Н. Информационные войны и Россия //Информация. Дипломатия. Психология. М.: Издательство «Известия», 2002. — С. 150 158.
  119. И.Н. Информационная война и власть. М.: Мир безопасности, 2001.-223 с.
  120. E.JI. Глобальное управление. М.: Издательство РАГС, 2006. -80 с.
  121. Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. М.: Аспект Пресс, 2006. — 400 с.
  122. Политические коммуникации: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Соловьева.-М.: Аспект Пресс, 2004. 332 с.
  123. В.Д. Социальная информациология и журналистика: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 336 с.
  124. В.Д. Власть народ и информационная политика: проблема взаимодействия. — М., 2006. — 23 с.
  125. В.Д. Вызов трансмутации // Государственная служба. 2005. № 1. -С.56−57.
  126. В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Изд-во РАГС, 2001. 118 с.
  127. В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ: Учебное пособие. М.: РАГС, 2005. -57 с.
  128. В.Д. Парадоксы в судьбе России (коммуникативный психоанализ власти и общества). М.: ИД «Камерон», 2005. -152 с.
  129. В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). — М.: РАГС, 2004. — 92 с.
  130. В.Д. Судьбоанализ коммуникативной политики М.: Изд-во РАГС, 2006.-30 с.
  131. В.Д. Тайны информационной политики: социокоммуникативный психоанализ информационных процессов. Монография. Изд.2-е, переработ. -М.: Изд-во РАГС, 2006. -300 с.
  132. В.Д. Эдипов комплекс и Эго. Психология власти//Политический класс.2005. № 8 С.79−86.
  133. В.Д., Федоров Е. С. Коммуникативные коды имиджа власти. М.: ИД «Камерон», 2004. — 72 с.
  134. В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. М.: ДА МИД РФ, 2000 г. 576 с.
  135. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1999. — 349 с.
  136. Г. Г. «Информация & Дезинформация». М.: Ника Центр, 2001. -252с.
  137. Г. Г. Имиджелогия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 2001. -704 с.
  138. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2005. — 640 с.
  139. , Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр, 2004. — 253 с.
  140. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / пер. с англ. Бляблина Г. П., Васянина М.Ю.- Институт Всемирного банка. Исследования по проблемам развития. М.: Весь Мир, 2005. — 338 с.
  141. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. -336 с.
  142. В.П. Информационная власть и демократия // Обществ, науки и современность. 1999.-N 4. — С. 65−77.
  143. В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1999.-N 4. — С. 3−32.
  144. Рекомендации частного сектора по реализации проекта электронного правительства// iBusiness. 2003. № 3. Часть 2 «Каталог e-government. Решения для электронного правительства. С. 26−27.
  145. B.JI. Социальная самоорганизация и государственность / РАГС при Президенте РФ. Каф. орг. социал. систем и антикризис, упр. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 141 с
  146. И.И. Масс медиа: словарь терминов и понятий / Союз журналистов России. М., 2004. — 479 с.
  147. В.В. Влияние пространства политической коммуникации на процессы модернизации государственного управления. Автореф. дисс.. докт. полит, наук. М., 2006. 46 с.
  148. А.Е., Шуленина Н. В. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2006. -645 с.
  149. Д.Е. Политическое лидерство: методологические проблемы исторической интерпретации// Вестник Российского уиверситета дружбы народов. Сер. Политология. 2003. № 4. С.20−33.
  150. Л. Почему за рубежом деформирован образ России? // Независимая газета. 2001.13 апреля.
  151. П. Главные тенденции нашего времени/ Пер. с англ., сост. и предисл. Т. С. Васильевой: РАН, Ин-т социологии. М.: Наука, 1997. — 351 с.
  152. П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ ред, сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  153. Е.С. Коммуникативная компетентность как фактор современного политического процесса в России. Автореф. дисс.. канд. политических наук. М., 2002. 24 с.
  154. Социальная информациология. Словарь / Сост. ЛИ. Мухамедова- Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2006. -172 с.
  155. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1/Национальный общественно-научный фонд/Руководитель научного проекта Г. Ю.Семигин- Гл. ред. В. Н. Иванов. М.:Мысль, 2003.
  156. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С.Тернер- под ред. С. А. Ерофеева.- 2-е изд., пераб и доп. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. -620 с.
  157. Средства массовой информации. России: Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005. 382 с.
  158. Средства массовой информации: состояние и тенденции развития / РАГС при Президенте РФ. Каф. информ. политики- Отв. ред. Сухомлинова Т. П. -М.: Изд-во РАГС, 2001. 149 с.
  159. В. Национализация будущего // Эксперт Online. 2006. № 43. www.expert.ru
  160. Т.П. Государственная информационная политика как оставляющая модернизации государственной службы// Социология власти. 2004.№ 5.
  161. Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М.: Граница, 2005. -183 с.
  162. М. Медиагиганты: Как крупнейшие компании выживают на рынке и борются за лидерство/ Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 252 с.
  163. Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева// США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1−3.
  164. В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. 2-ое изд. /Московский государственный институт международных отношений. -М., 2000.-224 с.
  165. Э. После империи. Pax Americana начало конца. — М.: Международные отношения, 2004. — 240 с.
  166. В.И. Глобализация в социокультурном измерении // Труды Фонда Горбачева. Т.7: Проблемы глобализации. Материалы международного исследовательского проекта. М., 2001.- С.214−290.
  167. А. Футурошок. СПб.: «Лань», 1997. — 464 с.
  168. Э. Метаморфозы власти /Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-669 с.
  169. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999 — 781 с.
  170. Х.Г. Цветная революция: форма в поисках содержания // Сетевые стратегии Запада на Юге России / Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 34 / Под ред. И. П. Добаева. Ростов н/Д., 2006.
  171. Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  172. Е.С. Коммуникативно-информационная природа формирования имиджа государственного органа. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. М., 2006. 26 с.
  173. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.: Изд-во МГУ, 1996. -232 с.
  174. Ю. Философский дискурс о модерне /Пер. с нем. М.: Издательство «Весь мир», 2003. -416 с.
  175. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. / РАН, Ин-т философии- Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: Ками: Академия, 1995. — 245 с.
  176. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.- С. 40−57.
  177. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. / Пер. с нем. Под ред. Д. В. Склянникова. СПб., Наука, 2000. — 379 с.
  178. ХантингтонС. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 133−136.
  179. К. Три знака времени: Полвека в международной политике. -М.: Международные отношения, 2002 400 с.
  180. К.А. Государство как собственный имиджмейкер. Потому внешнеполитическая пропаганда ему нужна наравне с дипломатией и армией // Независимая газета, 21.09.2000.
  181. Г. С. Глобализация международных отношений: объективная тенденция или стратегия США // CIIIA-Канада. Экономика, политика, культура. 2000.-N 1. — С. 65−79.
  182. М., Адорно Т. Диалектика просвещения: философские фрагменты. М.-СП6.: Медиум-Ювента, 1997.
  183. А. М. Формирование имиджа политика в России. М.: Ун-т, 1999. — 143 с.
  184. П.А. Теория международных отношений: Учеб. Пособие. М., Гардарики, 2002. — 590 с.
  185. В.А. Масс-медиа на пороге XXI века: теории, проблемы и подходы// Полигнозис. 1998.№ 4- С.91−107.
  186. Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский Дом «Социальные отношения, издательство «Перспектива», 2003. — 248 с.
  187. Ф.И. Политическое лидерство как социальный институт // Труд и социальные отношения. 2000. № 4. С. 15−27.
  188. Ф.И. Социальная коммуникация: истоки и парадигмы. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 26 с.
  189. Э.Дж. Сохранить свободу слова и информационное разнообразие// Государственная служба за рубежом. Государственная информационная политика. Реф. бюллетень. 2001.№ 3. М., 2001. -С.69−70.
  190. А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография. М.: Изд-во РАГС, «Граница», 2004. — 256 с.
  191. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационная война. М., 1999.
  192. Т.А. Феномен политического лидерства // Вестник МГУ. Сер.12.1994. № 4. -С.23−35.
  193. Н.Г. Теории политического лидерства. Учебное пособие. -М.: «Весь мир», 2004. -184 с.
  194. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации / Под ред. В. И. Дрожжинова, Е. З. Зиндера. М.:Эко-Трендз, 2004. -352 с.
  195. И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Радио и связь, 1996. — 214 с.
  196. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999. — 357 с.
  197. С. «России надо активнее заниматься своим имиджем»// http//izvestia.ru//russia/article3092093/index.html
  198. Lazarsfeld P.F. Personal Influence. The Part Played by People in the Flow of Communications. N.Y., 1955.
Заполнить форму текущей работой