Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернет-СМИ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы опираемся здесь на позицию французского социолога Э. Дюркгейма. Социологическое объяснение, по его мнению, покоится на объяснении данного явления в терминах социальных причин и С.Ф., исследуемых отдельно друг от друга. «Само понятие «социальная функция» Дюркгейм трактовал в биологическом смысле. По Дюркгейм v. функция социального института, или социального явления (социальная функция), состоит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Изменение журналистской деятельности в условиях развития системы СМИ
    • 1. Концепции ролевого поведения журналиста
    • 2. Характеристика ролей журналиста в традиционных СМИ
    • 3. Социально-функциональные роли журналиста в Интернете
  • Глава 2. Журналист в новой коммуникационной среде: актуализация и расширение моделей ролевого поведения
    • 1. Мониторинг Интернет-СМИ
    • 2. Анализ социально-функциональных ролей журналиста в отдельных Интернет-проектах
      • 2. 1. Интернет-активность телеканала СТС в
      • 2. 2. Интернет-поддержка кинофильма «Ночной Дозор» силами Интернет-холдинга Рамблер: проект «Ночной Дозор
  • Онлайн» (http://dozor.rambler.ru, 2005 г.)
    • 2. 3. Интернет-поддержка эфирного продукта ЗАО «М
  • Пул+» (http://www.city-fm.ru, http://www.relax-fm.ru, 2006 г.)
    • 2. 4. Работа отдела Интернет-проектов Дирекции маркетинговых коммуникаций телеканала РЕН ТВ
    • 2. 5. Работа редакции Интернет-журнал Jamsession.Ru в
  • 2006 — 2007 гг

Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернет-СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Логика бизнеса вообще1 и телекоммуникационных компаний в частности весьма способствует развитию сетевой инфраструктуры. В том числе и в России. Например, проект «Стрим» АФК «Система» (ADSL-Интернет, Интернет-телевидение и т. п.) привел к активному распространению ADSL (широкополосных Интернет-каналов) по стране, что явилось революцией с точки зрения скорости передачи данных. Значительным слоям населения стали доступны практически все возможности мультимедиа (фото, видео, аудио). А это, в свою очередь, стимулировало развитие Интернет-радио (профессионального и любительского), экспансию телевидения в Интернет, развитие форматов типа «Очевидец» (www.ochevidec.tv, www.ochevidets.ru и т. п.) с одной стороны, и стремительный рост любительских медиа (блогов, подкастов и им подобных) — с другой.

С развитием новых технологий, инструменты создания информационного потока становятся доступными практически любому пользователю. А это означает необходимость изменения акцентов в профессиональной подготовке журналистов с процесса подготовки собственных материалов на процесс управления информационными потоками и организации взаимодействия с аудиторией как со становящимся все более активным субъектом производства информации.

В практике журналистской деятельности наблюдается множество несоответствий между привычно понимаемыми и выполняемыми ролями и требованиями времени. Так, сам факт вхождения аудитории в качестве активного начала в процесс производства и распространения массовой информации зачастую игнорируется журналистами, воспитанными в редакциях традиционных, оффлайновых СМИ. В результате, многие новые функции Интернет-СМИ не реализуются.

1 Frank Webster. The Information Society Revisited//Hand Book Of New Media. Sage Publications. 2002. P. 23.

Отсюда необходимость детального рассмотрения состава ролей журналиста в современных сетевых сообществах и установление круга необходимых для их исполнения знаний и умений.

Актуальность исследования.

Анализ работ, связанных с ролями журналиста в Интернете, показывает, что отечественное обществоведение в этом направлении существенно отстает от западных школ. Это можно объяснить тем, что долгое время в нашей стране не были развиты сетевые социальные конструкции и соответствующие им технологии. Наиболее совершенная на сегодня модель сетевой коммуникации — глобальная компьютерная сеть Интернет — появилась на Западе (в частности, в США) примерно на 30 лет раньше, чем в России. Уже в 1960;е гг. американский социолог-структуралист Дж. Э. Дэвис предложил рассматривать «группу или даже целое общество как сложную сеть {выделено мною — И.С.) или структуру межличностных чувств, в которой почти все индивиды связаны с несколькими другими установками приязни, неприязни, уважения, ненависти и т. п. <.> Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанной прямо — с немногими и косвенно — со всем миром"2. Это положение, озвученное в 1968 году, не случайно почти совпадает по времени со вторым этапом развития Интернета — подключением к нему научных центров и правительственных организаций США. Уже тогда Дж. Э. Дэвис сформулировал задачу обществоведов как определение «свойстве.> сети и принципов, позволяющих прогнозировать ее функционирование"3. В России это реализуется только в наши дни, в связи с бурным развитием в последние годы компьютерных сетей и сотовой связи. Переход в.

2 Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под. Ред. Г. В. Осипова. М., «Прогресс», 1972. С. — 61.

3 Там же.

Интернете от программной парадигмы (Web 1.0) к сервисной (Web 2.0), которая предоставила аудитории инструменты для участия в производстве и распространении контента, оказался важнейшим фактором для обеспечения влияния непрофессиональных авторов на мнение Интернет-сообществ. Этот процесс не ликвидирует потребность в работе медиапрофессионалов вообще и журналистов в частности. Однако совокупность новых специфических факторов, несомненно, оказывает влияние на номенклатуру и содержание исполняемых ими социально-функциональных ролей. Их изучению и посвящено настоящее исследование.

Академическое сообщество, занимающееся, казалось бы, даже отдаленными отраслями научного знания, признало актуальность данного блока проблем в связи с тем, что «.мы вступаем в мир, который постепенно становится единым. События, происходящие в одной части земли, не только тут же делаются известны всем, но нередко и влияют на многие страны и народы. Радио, телевидение, спутниковая связь, Интернет, электронная почта и другие технологии создали единое информационное пространство. Глобальные коммуникативные, информационные системы и банковско-финансовые структуры, транснациональные корпорации, бюджеты которых превышают бюджеты отдельных стран, оказывают решающее влияние на процессы глобализации мировой цивилиации"4, которая, по мнению культуролога профессора Б. А. Эренгросса, является необходимым фактором решения общих проблем, стоящих перед человечеством: экономической, сырьевой, демографической, продовольственной, демилитаризационной, экологической и др.

4 Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. Учеб. Пособие. М., ВШ, 2005. С. -3.

— 6 В данном контексте роли медиапрофессионалов вообще и журналистов в частности в Интернете представляется крайне важной. Изучению этих социально-функциональных ролей и посвящено настоящее исследование.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в описании актуальных для Интернет-СМИ социально-функциональных ролей журналиста, определении новых направлений в подготовке специалистов для работы в данной медийной среде.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ существующих точек зрения на функции СМИ в работах российских и зарубежных исследователей.

2. Обобщить представления научного сообщества о социально-функциональных ролях журналиста в традиционных медиа.

3. Установить факторы, влияющие на номенклатуру и содержание ролей журналиста, и сформулировать на этой основе представление об их особенностях в Интернете.

4. Рассмотреть, какие роли реализуются в практике российских Интернет-СМИ.

5. Сформулировать практические рекомендации по профессиональной подготовке журналистов для работы в Интернете.

Объект исследования — деятельность журналиста в Интернете.

Предмет исследования — эволюция социально-функциональных ролей журналиста в условиях развития Интернет-СМИ.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач применено несколько исследовательских методов: сочетание теоретического и эмпирического уровней анализасистемный анализ сетевой коммуникации и места в ней журналиставторичный анализ результатов опросов журналистовмониторинг Интернет-СМИ на основе формализованного описаниявключенное наблюдение за рядом медиапроектов в Интернете (метод case study).

Теоретическая база исследования.

Данная работа проведена в рамках концепции СМИ как партиципарных коммуникаций, причем применительно к Интернет-СМИ этот подход не ограничивается «способами организации действительно партнерских отношений с аудиторией"5, но и допускает приоритет аудитории в процессе производства контента.

В своей работе мы опираемся как на труды отечественных ученых в области обществоведения, теории и социологии СМИ: Б. А. Грушина, Е. П. Прохорова, И. М. Дзялошинского, И. Д. Фомичевой, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой, М. С. Кагана, JI.M. Земляновой, E.JI. Вартановой, Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, так и на публикации зарубежных исследователей: Дж. Э. Дэвиса, Э. Тоффлера, М. Кастельса, Ф. Вебстера.

Эмпирическая база исследования.

Эмпирическую базу составили материалы трех исследований: двух мониторингов российских и зарубежных Интернет-СМИ (в выборку вошло 57 сайтов) и анализа 14 проектов, в реализации которых автор

5 Фомичева И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М&bdquo- 2002. С. 6. принимал непосредственное участие, что позволило применить метод case study на основе включенного наблюдения.

Степень разработанности темы исследования.

Проблема номенклатуры и содержания социальных ролей журналиста поднимается исследователями, самими журналистами, представителями сферы образования, политиками. Отдельным аспектам этой темы посвящено множество работ как российских, так и зарубежных ученых. Объектом их изучения стала теория и практика профессиональной журналистской деятельности в различных средах, однако отечественные исследователи в подавляющем большинстве случаев обходят вниманием высокотехнологичные медиа, в частности, существующие в Сети. В данной работе определяются роли, которые реализуются журналистами в Интернете, с акцентом на российский сегмент Всемирной паутины.

В ходе работы над данным исследованием проведено два последовательных мониторинга содержания сайтов, имеющих отношение к СМИ, а также включенное наблюдение над рядом Интернет-проектов, в создании которых автор принимал непосредственное участие: «Звездный Чат» (на телеканале СТС), организация Интернет-поддержки ЗАО «М-Пул+» (холдинг, объединяющий в настоящее время две радиостанции: «Сити-FM» и «Relax-FM»), Интернет-поддержка шоу «t.A.T.u. в Поднебесной» (телеканал СТС), официальный сайт проекта «Очевидец» (телеканал РЕИ ТВ), официальный сайт телесериала «Солдаты» (телеканал РЕН ТВ), официальный сайт телеканала РЕН ТВ, «Ночной Дозор Online» (Рамблер Интернет Холдинг и Первый канал), Интернет-журнал Jamsession.Ru и другие проекты, реализованные при непосредственном участии и (или) под руководством автора.

Тот факт, что для анализа выбраны, главным образом, Интернет-ресурсы развлекательного характера, объясняется тенденцией преобладания во множестве телевизионных и связанных с ними Интернет-проектов развлекательной функции. К тому же выбор сайтов для данной выборки не в последнюю очередь был связан с возможностью включенного наблюдения, что признается необходимым для использования метода case study. Отметим также, что преобладание развлекательной функции не отменяет необходимости выполнения основных ролей, поскольку представленные ресурсы, как и все современные СМИ, тяготеют к многофункциональности. Так, на названных сайтах выполняются также информационная, образовательная (просветительская), коммуникативная и др. функции.

В диссертации использованы следующие источники: публикации ученых и журналистов в научной, профессиональной литературе и периодикепубликации в российских газетах и журналах: «Независимая газета», «Новая газета», «Новые известия», «Эксперт», «Хакер», «Советская культура» и других, а также материалы Интернет-сайтов, социологических исследований, результаты проведенных автором мониторингов и case studies.

Гипотеза, проверяемая в ходе эмпирических исследований.

Наблюдая очередной этап технической революции в области массовой информации и коммуникации, мы предположили, что и номенклатура ролей журналиста должна также претерпевать революционные изменения. Однако данная гипотеза не получила подтверждения. Напротив, в ходе исследования было доказано эволюционное, а не революционное развитие профессионально-ролевого спектра журналиста в Интернете. Оно происходит в основном не в составе, а в содержании ролей.

Практическая значимость исследования.

Результаты анализа номенклатуры и содержания современных социально-функциональных ролей журналиста могут быть использованы в научных и образовательных целях для совершенствования учебных программ по подготовке будущих специалистов, в практике работы редакций Интернет-СМИ — при организации и планировании работы. Разработанная номенклатура была применена при осуществлении Интернет-проектов РЕН ТВ.

Также ценность данной работы, по нашему мнению, составляет анализ практической деятельности журналистов в Интернете, наблюдаемой как со стороны пользователя (социальный аспект), так и со стороны производителя (функциональный аспект).

Положения, выносимые на защиту.

1. Вследствие расширения функций Интернет-СМИ в составе социально-функциональных ролей журналиста происходит их актуализация — перемещение ряда ролей с периферии в центр деятельности, изменение их содержания. Имеет место и появление новых ролей.

2. Существующие работы по функциям и содержанию журналистской деятельности в основном ограничиваются представлением о ней как о форме авторской активности.

3. Основным фактором, определяющим состав и содержание социально-функциональных ролей журналиста в Интернете, является включение аудитории в процесс производства информации и обмена ею.

4. Эмпирический анализ показал, что происходят существенные изменения в выполнении ролей модератора, маркетолога/социолога, агента влияния, продюсера и издателя. Появляются и новые роли, которые условно названы «Интернет-пользователь» и «диспетчер».

5. Эволюция ролей журналиста в Интернете требует от него новых знаний, умений и навыков.

6. Эволюция ролей журналиста диктует необходимость дополнений в программу подготовки специалистов для новой медиасреды. Основным направлением этой перестройки должно стать приобретение студентами (будущими специалистами) знаний, умений и навыков, связанных с организацией процесса технически опосредованного общения журналистов с аудиторией и между представителями аудитории.

Апробация научных результатов.

Методологический подход, лежащий в основе данного исследования, и его методика были апробированы в процессе преподавания на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Отдельные фрагменты работы в виде тезисов, докладов и статей обсуждались на конференциях в Казани (2006), Санкт-Петербурге (2006, 2007), Белгороде (2006), публиковались в «Медиа@льманахе» (2004), «Медиаскопе» (2006), ежегоднике «Теория и социология СМИ» (2006), альманахе «Филологос» (2007), в «Независимой газете» (2005, 2006), «Вестнике МГУ» (2007).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы и двух приложений. Содержание работы изложено на 137 страницах. В работу включен глоссарий, включающий ряд основных понятий, употребляемых в данном тексте. Мы сочли необходимым прокомментировать некоторые термины, так как язык описания явлений, имеющих место в Интернете, в российском обществоведении только начинает складываться. Это касается не только обозначения ролей,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что номенклатура и содержание каждой из социально-функциональных ролей журналиста претерпевает в условиях Интернета радикальные изменения, и вместе с тем, сохраняется определенная преемственность по отношению к тому ролевому спектру. Который имел место в традиционных, оффлайновых СМИ.

На основании данных, полученных в трех эмпирических процедурах, были окончательно определены и систематизированы социально-функциональные роли, исполняемые журналистом в новой информационно-коммуникационной среде.

Среди факторов, препятствующих расширению диапазона ролей журналиста, выделены такие, как преимущественно маркетинговая и промотивная специфика Интернет-активности СМИ. Большая часть ресурсов представляют собой сайты-представительства и Интернет-версии оффлайновых СМИ. Их контентом зачастую занимаются подразделения, отвечающие за координацию маркетинговой активности «материнских» медиа. Соответственно, диапазон социально-функциональных ролей узок и ограничивается традиционным набором: автор, редактор, организатор. Реже наблюдаются актуализированные роли: модератор, маркетолог/социолог, продюсер. Исключение составляет роль издателя: являясь неотъемлемой частью производственного процесса, она присутствует всегда. Новые роли практически не представлены.

Ресурсы, являющиеся оригинальными Интернет-СМИ, также не могут реализовать широкий спектр социально-функциональных ролей журналиста. Поскольку топ-менеджмент данных медиа прошел школу традиционных СМИ, Интернет воспринимается им не как специфическая среда общения и обращения к информации, но лишь как один из возможных каналов доставки контента до аудитории. Таким образом, принцип партиципарности реализуется слабо, а набор ролей мало отличается от свойственного Интернет-версиям и веб-представительствам оффлайновых СМИ.

На этом фоне выделяются Интернет-СМИ, реализованные по модели Web 2.0. Они наиболее органично вписываются в сетевой континуум, учитывая существующие в нем тренды, в т. ч. потерю журналистом монополии на авторство. В этой группе медиа обнаружены как традиционные роли, так и полный набор актуализированных и новых моделей функционально-ролевого поведения журналистов в Интернете. Именно их — ресурсов модели Web 2.0 — изучение дало возможность составить наиболее полное представление о тенденциях развития социально-функциональных ролей журналиста в Интернете.

Основной вывод из проведенного исследования состоит в том, что необходимо преодолеть болезненное противоречие между логикой развития Интернета как информационно-коммуникационного пространства и стереотипами медиапроизводства, ретранслируемыми руководителями Интернет-ресурсов из опыта работы оффлайновых медиа в Сеть. Однако качественный рывок в ближайшее время невозможен по причине жестокого кадрового голода в данной отрасли.

Изучение эмпирических данных, полученных в результате трех процедур — двух мониторингов и case study — показывает, что, несмотря на противодействующие факторы, тенденция изменения номенклатуры и содержания социально-функциональных ролей журналиста набирает силу — прежде всего в связи с новым положением аудитории в процессе массовой коммуникации.

Чтобы соответствовать ожиданиям аудитории, журналисту придется осваивать непривычные роли, обязанности, а следовательно — новые теоретические знания и практические навыки.

— 128 В России уже началась подготовка журналистских кадров для Интернет-СМИ. С конца 1990;х гг. на факультете журналистики МГУ действует отделение Интернет-журналистики. Молодые специалисты получают необходимые технологические навыки для выполнения роли издателя. Но профессиональное освоение нового медийного пространства требует и специальных социальных новыков.

Мы, по результатам проведенного исследования, предлагаем усилить программу подготовки студентов по специальности «Интернет-журналистика» рядом направлений обучения, составленным с учетом описанного нами расширения социальных ролей журналистов в Сети.

Наблюдение за содержанием социально-функциональных ролей в различных Интернет-проектах позволяет определить необходимые для их выполнения знания и умения, а именно: модератор (журналист, управляющий дискуссией), агент влияния (журналист, исподволь влияющий на мнение аудитории) — данные роли предполагают хорошее знание социальной природы Интернет-сообществ, а это значит, что необходимо глубокое изучение социологии СМИ с акцентом на природу социальных общностей. Необходимы конкретные навыки стратегического и тактического управления дискуссией, ведения ее отдельных этапов, вовлечения аудитории в этот процессмаркетолог/социолог (журналист, участвующий в процессе сбора и обработки информации об аудитории): для эффективной работы необходимы знания методик социологических исследований. Данный блок также целесообразно включить в курс социологии СМИ, усилив практический аспект, в том числе овладение существующими инструментами сбора социологической информации в Сети (публичные счетчики, голосования, опросы и т. п.);

Интернет-пользователь" (э/сурналист, участвующий в процессе сбора информации в Сети) — для данной роли необходимы, в частности, навыки использования логических операторов в процессе составления сложных поисковых запросов- «диспетчер» (журналист, управляющий потоками внимания аудитории в рамках какой-либо конкретной темы) — содержание и принципы работы журналиста в данной роли только формируются. Однако уже можно говорить о том, что для эффективной работы в данном статусе необходима ранняя тематическая специализация и накопление специальных знаний и контактов в рамках выбранного тематического поля.

При подготовке молодых специалистов важно акцентировать универсальность журналиста в Интернет-СМИ, т. е. готовность выступать одновременно в нескольких ролях, использовать различные технологии предъявления и упаковки контента в различных знаковых системах: аудио-, видео-, графика, текст. Но также необходимо формировать у них установку на Интернет, как инструмент массовой информации и коммуникации, в противовес активно пропагандируемой модели использования Сети для ухода от реальности.

Про эскапистское поведение говорили многократно: в связи с повальным увлечением чтением, после появления новых технологий развлечения и информирования — радио, кино, телевидения. Однако никогда проблема потери реальности не стояла так остро, как с массовым освоением Интернета. В связи с этим следует ожидать появления новых ролей медиапрофессионалов, так что очерченное нами поле исследований целесообразно держать под постоянным наблюдением.

Сейчас трудно предсказать полный перечень и содержание ролей, которые только предстоит обнаружить.

Сегодня с уверенностью можно утверждать лишь скорое появление в списке «новых» социально-функциональных ролей журналистатакой позиции, которую мы условно назовем «медиатор». На Западе этот термин уже постепенно входит в научный обиход.

— 130.

Медиатор — это профессиональный коммуникатор, основной задачей которого является реставрация у пользователя интереса к объективной реальности. Он и пропагандист, и психолог, и информатор. Помимо виртуозного владения новыми технологиями от специалистов данного типа потребуется исключительная воля к реальности.

Эта роль уже не принадлежит полностью исключительно к сфере интересов теории и социологии СМИ, однако в целом для обществоведения представляет определенный интерес.

Глоссарий Б.

Блог14 (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») — это вебсайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. г.

Блоггерами называют людей, ведущих блог.

Блогосферой принято называть совокупность всех блогов Сети.

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными и т. п.) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Отличия б лога от традиционного дневника: блоги обычно публичны или хотя бы доступны определённому множеству пользователей Сети. Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: первые обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Для блогов характерна возможность публикацией отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами.

В данной работе все блоги были разделены нами на три большие группы, по типу коммуникации, осуществляемых ими: иИспользованы материалы Я. Жарчинской.

— 1321. Блоги первого уровня — межличностная или внутригрупповая коммуникация («одиночки» или «рефлексирующие тусовщики»),.

2. Блоги второго уровня — внутрии межгрупповая коммуникация («знатоки»),.

3. Блоги третьего уровня — массовая, включая «массу внутри масс», коммуникация («объединители»). В.

Варез (от англ. warez) — нелегальное программное обеспечение, либо предназначенное для осуществления противоправных действий в Сети (см. Сети), либо нелегальные копии программного обеспечения, полученные в резулдьтате взлома ключей безопасности. Д.

Дотком (dotcom, dot-com, dot.com) —- ставшее нарицательным название компании, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет. Наибольшее распространение получили в конце 90-х гг. XX века. Название произошло от английского dot com — «точка сот», то есть домена первого уровня .com, в котором зарегистрированы преимущественно коммерческие организации. Ж.

Журналист (в данной работе) — специально подготовленный профессионал, владеющий в совершенстве не только всем арсеналом средств «традиционной», оффлайновой журналистики, но и всеми необходимыми техническими и социальными навыками работы с учетом особенностей современной аудитории Интернет-СМИ. и.

Интернет, Всемирная паутина, World Wide Web — глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и протоколе передачи данных HTTP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам. К.

Клик (от англ. click) — обозначение нажатия коммуникатором «мышь» на тот или иной объект на экране персонального компьютера. Термин создан по принципу звуковой аналогии. Звук, издаваемый при нажатии на кнопку «мыши», слышился авторам термина именно так.

Комюнити (от англ. community) — здесь: совокупность постоянных пользователей того или иного Интернет-сайта.

Контент (от англ. content) — здесь: содержание того или иного Интернет-сайта (текстовое, графическое и мультимедиа наполнение).

Концепция Web 1.0 — принцип развития Интернета при котором основное значение играли лицензионные программные продукты, а также существовало четкое разделение труда между производителями и потребителями контента (см. Контент).

Концепция Web 2.0 — термин, введенный Тимом О’Рейли, подчеркивающий переход от программной парадигмы, к парадигме онлайн-сервисов, а также акцент на контент (см. Контент), производимый пользователями. Данная концепция характерна.

разделением труда по принципу: владельцы площадок/пользователи площадок. Однако, производство контента в рамках данной концепции перестало быть монополией владельцев площадок. Напротив, владельцы площадок отвечают лишь за соблюдение законности на своих ресурсах (см. Модерация) и за их адекватное техническое состояние. Л.

Логистика — наука о рациональном перемещении в пространстве объектов разного рода, в т. ч. о перемещении пользователей в Интернете. М.

Моблог — блог (см. Блог) с возможностью добавления контента (см. Контент) посредством мобильного телефона.

Модерация — здесь: процесс управления коммуникацией в рамках той или иной коммуникационной площадки. Как правило сводится к контролю за соблюдением правил общения, принятых в конкретном комьюнити (см. Комьюнити). Н.

Ник (от англ. nick-name) — «прозвище», «сетевое имя», обозначающее того или иного пользователя в процессе Интернет-коммуникации. О.

Оффлайновые СМИ — СМИ, основной способ производства и доставки которых находитя за пределами Сети (см. Интернет). п.

Партиципарная коммуникация — концепция «СМИ как партиципарные коммуникации» сформулирована И. Д. Фомичевой в одноименной работе. Данная концепция предполагает признание права аудитории на участие (participation) в медиапроцессе.

Портал — многофункциональный Интернет-сайт, включающий множество сервисов, в т. ч. поиск, электронную почту, дискуссионные площадки и т. п. Р.

Ролевое поведение понимается нами в данной работе как в узкопрофессиональном (разделение труда в процессе выполнения профессиональной деятельности), так и в широком, социальном (то есть во взаимоотношениях с контрагентами, в том числе аудиторией) контексте. С.

Социальная роль — стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется: названием, социальным статусом индивида, выполняемой функцией (Выделено мною. — И. С.) в системе социальных отношений, и ожиданиями окружающих15.

В рамках данной работы используется термин социально-функциональная роль, т.к. автора интересует поведение журналиста в процессе выполнения социальных функций, в пределах его отношений с аудиторией, т. е. социальных отношений в широком смысле, а не только внутрицеховое разделение труда при подготовке контента, при организации специальных акций и тому подобное.

15 http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl sch2. cgi?RRu.ogr-t:l!wuro>

Социальная функция — некое действие того или иного социального субъекта или института, направленное на удовлетворение той или иной социальной потребности16.

СПАМ (от англ. SPAM) — обозначение несанкционированных рассылок по телекоммуникационным сетям. Название произошло от названия «тушенки», поставляемых в огромных количествах в американские войска. Т.

Тренд (от англ. trend) — здесь: основное направление развития чего-либо.

Трафик (от англ. traffic) — здесь: показатель количества пользователей на Интернет-сайте. Ю.

16 Мы опираемся здесь на позицию французского социолога Э. Дюркгейма. Социологическое объяснение, по его мнению, покоится на объяснении данного явления в терминах социальных причин и С.Ф., исследуемых отдельно друг от друга. «Само понятие „социальная функция“ Дюркгейм трактовал в биологическом смысле. По Дюркгейм v. функция социального института, или социального явления (социальная функция), состоит в налаживании соответствия между ними и определенной потребностью общества, в рамках которого существует данное явление, институт. Например, „спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует“ (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда). Дюркгейм признавал необходимость тщательного анализа социальный функций, хотя отдавал приоритет причинному подходу. Он не настаивал на том, что все социальные явления имеют функции или что все, принимаемое людьми за функции, объективно таковым является. Понятие „социальная функция“ „работает“ у Дюркгейма, если в качестве методологической предпосылки принять утверждение, что существует социальная система, которая должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество». Энциклопедия социологии. Под ред. Грицанова А. А. М., «Книжный дом», 2003. Электронная версия расположена по адресу:

1060.htm?text=%D 1%81%D0%BE%D 1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1%8C%D0%BD%D0%B0%D 1%8F%20%D 1%84%D 1%83%D0%BD%D0%B A%D 1%86%D0%B8%D1%8F>

Показать весь текст

Список литературы

  1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под. Ред. Г. В. Осипова. М.: «Прогресс», 1972. С. 61.
  2. Бек У. «Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию». М.: Прогресс-традиция, 2001. 4.1, гл. 1 «Виртуальные налогоплательщики», также см.)
  3. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1988
  4. В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: Изд-во РУДН, 2002
  5. С.В. Социология коммуникации. Уч. пос. М.: ЮНИТИ, 2003
  6. Будем ли мы жить во «Всемирной деревне»? М.: ИФ РАН, 1993
  7. П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002
  8. М. Переломный момент. Москва, Санкт-Петербург, Киев. Изд-во «Вильяме». 2006
  9. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 32.
  10. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989
  11. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996
  12. И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.: ИД «Восток», 1996. Гл. 7.
  13. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. М.: МГУ, 2001.С. 159−202.
  14. Н. Тайны ушедшего века. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 2000. Т.1.С.-6.- 13 916. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. М., «Аспект Пресс» 2004.
  15. С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995, с. 53.
  16. Ю.А., Полякова Н. Д. Социологическая теория модерна, радикализованного модерна и постмодерна. М: ИНИОН, 1996
  17. Коммуникация: Теория и практика в различных социальных контекстах. Ч. 1−2. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002
  18. В.П. Социология коммуникации. М., 1997
  19. Н.И. Предмет и методология социологии // СОЦИС. 2002. № 8
  20. М.М., Фомичева И. Д. «СМИ в пространстве Интернета», М.: МГУ, 2005.
  21. Е.П. Введение в теорию журналистики, М.: 1995, с.48−72.
  22. Л. Г., Ширяева А. А. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования) под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 2006.
  23. Н. А. Внимание, включаю микрофон! М.: Искусство, 1972.
  24. А.К. Я Введу Вас В Мир Поп. М., Время, 2006.
  25. И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М.: 2002. С.-З
  26. И.Д. «Социология Интернет-СМИ», М.: МГУ, 2005.
  27. И.Д. Газета как общенациональная коммуникация. Коммуникативный кризис в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 1
  28. И.Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993
  29. И.Д. Массовая информация и общественное мнение. М.: ИСИ АН СССР, 1988
  30. И.Д. Новые задачи практики новые повороты теории // Социологические исследования печати, телевидения и радио. М., 1988
  31. И.Д. СМИ как двусторонняя коммуникация // Региональная пресса: Проблемы менеджмента. М.: Права человека, 2001
  32. И.Д. Социально-креативная роль СМИ в свете обществоведческих теорий//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 1
  33. И.Д. Социология интернет-СМИ. Серия «Интернет-журналистика». Вып. 2. М.: ф-т журналистики МГУ, 2005
  34. И.Д. Средства массовой информации и общественное мнение: Основы отношений // Эффективность прессы. Вопросы методологии, теории и практики. Свердловск, 1989
  35. И.Д. Сущностные свойства массовой коммуникации // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. М., 1995. 4. V
  36. Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Изд. дом «Нева», М.: ОЛМА-Пресс, 2001
  37. А.А. Журналисты местных газет, радиовещания и телевидения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., МГУ, 1972. С. 2.
  38. .А. Мировая художественная культура. Учеб. Пособие. М.:ВШ, 2005. С.-3.
  39. В.А. Стратегия социологического исследования. Описания, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001. С. 397 — 398.
  40. Монографии на иностранных языках:
  41. Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol.1 The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden, Massachusetts, USA. Oxford, UK, 1996. P. 32.
  42. Deuze Mark. The web and its journalism: considering the consequences of different types of newsmedia online. New media&Society, Sage, 2003. P. 211.
  43. Webster Frank. The Information Society Revisited//Hand Book Of New Media. Sage Publications. 2002. P. 23.
  44. Yin Robert K. Case Study Research: Design and Method, Applied Social Research Method Series, vol.5, Sage Publications, 1989
  45. M.Hammersley, R.Gomm. Introduction // Case Study Method. Sage Publications, 2000, p. 1−7
  46. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980
  47. What is a cases: Exploring the foundations of social inquiry / Ed. by Ch. Ragin and H. Becker. Cambridge: Cambridge University Press 1992
  48. Stake R. The Art of Case Study Research. London: Sage Publications, 19 951. Периодические издания:
  49. M.E. Молодые и недоверчивые: современные российские читатели. Теория и социология СМИ. Ежегодник. М.: МГУ, 2006. С.- 33.
  50. JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура//Вестник Московского университета, Сер. 10. «Журналистика», № 2, 1999. С. 58.
  51. В. Рекламная пауза, или Антипетросян//Новые известия. 7.08.2006. цит. по http://www.rambler.ru/db/news/print.html?mid=:8 404 509
  52. К. Поколение вечных kidsZ/Эксперт. Цит. по http://vww.advertology.ru/modules.php?file=:article&sid^30 233
  53. Л.Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в контексте времени./ЛГеория и социология СМИ. Ежегодник. М., ВК, 2006. С. 169−173
  54. С. Жадная паутина // «Эксперт», 21−27 мая 2007, № 19 (560). С.-45.- 1427. Стечкин И. В. Памяти массовой информации//НГ, 21.01.2005
  55. И. Светской жизни в России нет?//Обозреватель, № 2 (21), 17 января 2003 г.
  56. И.В. Учимся слышать // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы III международной научно-практической конференции. Казань, КГУ, 2006 г. С. 269−272.
  57. О .Я. За что мы воевали?//За педагогические кадры. 26 мая 1994 г. 12. «Хакер», август, 2006. С. 10.
  58. Краткий словарь по социологии. Под ред. Д. М. Гвишиани и Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988.
  59. ВЦИОМ. 7.
  60. Программа курса «Современная зарубежная журналистика». СПбГУ, Кафедра международной журналистики,
  61. Козина И.М.
  62. Тим О’Рейли. Что такое Веб 2.0?. Опубликовано 18 октября 2005 года.
  63. Бек У.
  64. С.В. Лабиринт отражений. М.: ACT, ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
  65. А., Б. Волны гасят ветер. М.: Ибис, 1992.-145
Заполнить форму текущей работой