Введение.
Социология журналистики
Задача лекций и практических занятий по курсу — ознакомить студентов с историей, теорией, процедурами и методами социологических исследований в области журналистики, по возможности сформировав у будущих журналистов представление о социологическом подходе к изучению социальных явлений, дать обучающимся информацию о результатах социологических исследований в области журналистики и помочь… Читать ещё >
Введение. Социология журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Зачем журналисту изучать социологию и социологию журналистики? Для этого существует несколько очень важных причин. Перечислим их.
- 1. Социология является прекрасным методологическим фундаментом для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и людях, в расстановке политических сил, социальных процессах и ситуациях, а следовательно, сделает его более профессиональным.
- 2. Знание этапов и процедур социологического исследования поможет применять их в аналитической деятельности, журналистских расследованиях.
- 3. Владение методами социологии поможет при сборе информации в процессе журналистской работы.
- 4. Знание специфики социологического исследования пригодится для проведения небольших локальных исследований при подготовке собственного журналистского материала, поможет организовать социологическую службу в редакции.
- 5. Журналисту желательно знать основные особенности проведения социологического исследования, быть знакомым со структурой программы его проведения, иметь представление о принципах составления репрезентативной (представительной) выборки, разбираться в методах построения анкет и других документов социологического исследования. Все это нужно для того, чтобы со знанием дела заказывать исследования социологическим центрам и уметь оценить результаты такой работы. Это поможет предотвратить контакты с непрофессионалами и недобросовестными медиаметрическими фирмами.
- 6. Очень важно иметь сведения о составе, потребностях и интересах, мотивах информационного поведения аудитории, ее типичных группах и их специфических интересах.
- 7. Для целей саморефлексии нужно быть знакомым с социологической информацией о работе редакций, функциональных,
б содержательных, связанных с жанрово-стилистической спецификой особенностях разных средств и типов информации, а также с содержанием средств массовой информации (далее — СМИ). Это поможет лучше осознать задачи и роли журналистики и журналиста в обществе, точнее определить свое назначение в нынешнем сложном мире, найти свое место в журналистском сообществе, заняться самомаркетингом, наметить направления своей карьеры и способы повышения профессиональной подготовленности.
Социология журналистики служит продолжением общего курса социологии и предполагает изучение одной из ее отраслей — социологии журналистики, углубление знаний студентов в области теории и методов социологии применительно к деятельности журналиста и редакции.
Задача лекций и практических занятий по курсу — ознакомить студентов с историей, теорией, процедурами и методами социологических исследований в области журналистики, по возможности сформировав у будущих журналистов представление о социологическом подходе к изучению социальных явлений, дать обучающимся информацию о результатах социологических исследований в области журналистики и помочь им в практическом освоении основных методов эмпирических исследований, полезных в профессиональной деятельности, научить пользоваться данными социологических исследований.
В результате изучения данного курса студент должен:
знать
• основные понятия и методы социологии журналистики;
уметь
- • пользоваться полученными знаниями в профессиональной работе;
- • ориентироваться в исследованиях, которые проводятся в этой сфере;
владеть
- • способами анализа социологической информации;
- • методами получения социологической информации для локальных исследований в связи с журналистской деятельностью.
Курс рассчитан на один семестр и состоит из лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятий. Последние предполагают составление проекта программы, анкеты или кода для контент-анализа журналистских текстов, проведение локального учебного анкетирования или интервью (очного или телефонного), наблюдения и контент-анализа текстов с кратким отчетом по проведенному исследованию, возможно, в форме журналистской публикации. Курс завершается дифференцированным зачетом.
Существует два базовых учебных пособия по социологии журналистики с грифом Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию и Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В фундаментальной работе И. Д. Фомичевой «Социология СМИ»[1] широко представлен материал по социальным функциям журналистики, направлениям и эмпирическим исследованиям в сфере СМИ. В учебном пособии «Социология журналистики»[2] под редакцией С. Г. Корконосенко главный акцент делается на социальном качестве журналистики, социожурналистике и использовании социологии в творческой работе журналиста.
Учебник, который вы держите в руках, имеет более прикладной и прагматический характер, чем перечисленные выше учебники. Здесь основное внимание уделяется методологии, особенностям программирования, выборки, этапам и методам социологических исследований в сфере журналистики. Кроме того, в книге даются подробные сведения об истории изучения аудитории, журналистов, контента СМИ, а также результаты этих исследований, которые пригодятся будущему журналисту в его профессиональной деятельности.
Первое издание данного учебника состоялось в 2010 г. в издательстве «Икар». Второе издание дополнено новыми материалами. Введены компетенции, г. е. требования к усвоению курса в целом и по главам. Добавлены контрольные вопросы, но главам, практические задания и методические рекомендации по составлению программы, анкеты и кодификатора для контент-анализа, новые приложения и т. п. Обновлены примеры, результаты социологических и маркетинговых исследований, особенно в главе 6.
Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Журналистика».