Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Готовность к импровизации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Журналист в прямом эфире должен не просто уметь подать текст, но и соотнести свою речь с «картинкой», которую будет давать оператор. В случае с трансляцией футбольного матча необходимо взаимодействовать не только с оператором, но и с режиссером и остальными членами творческой группы, от которой зависит то, насколько качественно будет идти трансляция. Основная особенность прямого эфира — его… Читать ещё >

Готовность к импровизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отсутствие четкого сценария заставляет журналистов импровизировать в прямом эфире. Это характерно как для теле-, так и для радиожурналистов. Приведем только один хрестоматийный пример, описанный в истории советских радиотрансляций. «1945 год. Наши футболисты участвуют в ответственном матче, который проходит в Англии. Матч транслируется на весь мир, но наибольший интерес он вызывает в нашей стране. А в Лондоне в тот день был туман, и из ложи прессы (место комментатора) не было видно, что происходит на поле. Синявский ориентировался по расплывчатым фигурам игроков. Новая волна густого тумана навалилась на поле так, что комментатор видел уже не игроков, а неясные тени. Тогда он покинул комментаторскую кабину и вышел с микрофоном на боковую линию поля, выиграв метров тридцать. Синявский знал, что в наших воротах стоит замечательный вратарь Алексей Хомич. Судя по движению на поле, шла атака на наши ворота. И вот рев стадиона и взрыв аплодисментов — то ли Хомич пропустил гол, то ли взял мяч… Синявский убирает свой микрофон за спину и, пользуясь тем, что за шумом стадиона не слышен его голос, кричит нашему капитану, защитнику Семичастному:

  • — Миша, что?!
  • — Хома взял!

Эти два слова Синявский расшифровал в эфире так: «В блестящем броске из правого верхнего угла Алексей Хомич забирает мяч. Отличный бросок! Вы слышите шум стадиона? Вы слышите эти крики? Это Хомичу аплодирует Лондон» .

Спонтанность связана с готовностью к импровизации

Возможность возникновения в прямом эфире внештатной ситуации должна заставить журналиста действовать спонтанно, согласно тому, что происходит в кадре. Так, чтобы зритель не догадался, что что-то пошло не по плану. Спортивный комментарий в прямом эфире требует немедленной реакции. И даже если на этот случай у журналиста был готов какой-то текст с фактами или какая-то заметка, скорее всего у него просто не будет времени для того, чтобы к ним обратиться.

Примером того, как может растеряться даже самый опытный комментатор, может послужить матч первенства России по футболу «Локомотив» — «Спартак» (19.06.2008). Матч комментировал Виктор Гусев, когда на 73-й минуте на поле неожиданно выбежал болельщик.

Гусев: «Ну вот, сейчас на поле появился. В продолжении болельщицкой темы. Появился вот такой вот. Не сравнивая конечно счет, что-то я забегаю вперед. Размочил счет Павлюченко. Выбегает болельщик» .

Для сравнения, годом позже, в матче «Сатурн» — «Спартак» (19.09.2009), который комментировал Георгий Черданцев для телеканала «НТВ + Наш футбол», на поле также выбежал болельщик. В отличие от Виктора Гусева, Черданцев не растерялся и продолжил комментарий, не меняя интонации, спокойно и с юмором.

Черданцев (комментируя пенальти, который готовился забить Алекс в ворота «Сатурна», когда на поле выбежал человек): «И человек побежал. Давай. Забивай! Гол! Какой жесткий парень. Молодец. Что охрана-то спит, интересно?!» .

Эрудиция

Журналист должен обладать высокой информированностью не только относительно одного вопроса, но и при необходимости уметь переключаться на другие темы.

Равенство журналиста и зрителя

В прямом эфире журналист является всего лишь посредником между аудиторией и событием. Он должен вести диалог со зрителем, не просто описывая то, что он видит, а предугадывая зрительские вопросы и отвечая на них.

Василий Уткин в своем интервью для газеты «Спорт-Экспресс» отмечал: «Первая заповедь комментатора: никто не включает телевизор, чтобы слушать тебя. Люди хотят смотреть футбол. Поэтому ты должен, отслеживая ход матча и, расставляя акценты, находиться при этом в тени. Это очень важно. Кроме того, надо всегда помнить, что ты можешь исписать множество листов бумаги, готовясь к матчу, можешь выискать мельчайшие подробности личной жизни футболистов, но если ты задашься целью рассказать обо всем этом в прямом эфире, у тебя ничего не получится. Импровизация все равно останется главной составляющей репортажа»[1].

Присутствие журналиста на месте событий

" Прямой эфир тематически всеяден. Поводом для него может быть и футбольный матч, и театральная премьера, и последний звонок в школе. Непременное условие — журналист обязан быть непосредственно на месте события, участвовать в нем, чтобы иметь возможность рассказать о нем достоверно и интересно" .

Работа в тандеме с режиссером и оператором

Журналист в прямом эфире должен не просто уметь подать текст, но и соотнести свою речь с «картинкой», которую будет давать оператор. В случае с трансляцией футбольного матча необходимо взаимодействовать не только с оператором, но и с режиссером и остальными членами творческой группы, от которой зависит то, насколько качественно будет идти трансляция.

Ответственность

Журналист, работающий в прямом эфире, несет ответственность за то, что попадет в кадр. Он должен уметь сглаживать острые углы, не допускать в адрес кого-либо резких высказываний, которые могу прозвучать в эфире.

Эмоциональность

Основная особенность прямого эфира — его эмоциональность. Передавая эмоциональную составляющую, журналист передает настроение зрителю. Так, смотреть футбольную трансляцию, где комментатор эмоционально переживает и радуется за команду — интереснее, нежели слушать сухой и отстраненный комментарий. Это создает у зрителя ощущение личного присутствия.

Однако любые эмоции должны быть контролируемыми. Комментатор должен следить за тем, чтобы его речь соответствовала общепринятым литературным нормам. И если эмоции сдержать не удалось — комментатор должен уметь выходить из неловких ситуаций.

Приведем один весьма характерный для практики современной спортивной журналистики в электронных СМИ пример.

Матч «Барселона» — «Севилья» (22.09.2007). Телеканал «НТВ+». Комментаторы: Василий Уткин и Кирилл Дементьев.

Уткин: «Слушай, а представляешь, как подошел бы Поулсен? Наверное, это вообще пипец. Эээээ… Извините, слово-то какое. Разговорное» .

Дементьев: «Ну, я думаю все же Поулсена как опорника брали. Один он и дохер извините, много человек» .

Уткин: «Ну, вот мы с тобой сравнялись в проколах по части литературного русского языка. Друзья, очень темпераментная игра. Простите нас» .

Дементьев: «Извините» .

Богатство и красочность языка

Отсутствие подсказок не должно смущать журналиста. Его речь должна быть грамотной и хорошо выстроенной. При этом, как и для любого другого эфирного текста, она не должна быть перегружена цифрами и сложными предложениями, чтобы облегчить восприятие зрителю.

Как мы уже указывали, основным жанром, который используется в спортивной журналистике при работе в режиме прямого эфира, является комментарий. К рассмотрению его особенностей мы сейчас и переходим.

  • [1] Мартанов А. Легко ли молоть языком? // Спорт-Экспресс. 2007. 27 апреля. URL: sport-express.ru/newspaper/2007—04—27/131/.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой