Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правка-обработка. 
Виды редакторской правки. 
Методика правки текста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее оправдана правка-обработка текстов публицистического стиля. В них сочетаются конкретные факты и обобщенная их оценка; образное описание событий и речевые стандарты, выработанные языковой практикой; эмоциональный подход к описываемому и логическая его оценка. Все это должен учитывать редактор, приступая к правке-обработке публицистики. Во многом она близка к художественной литературе… Читать ещё >

Правка-обработка. Виды редакторской правки. Методика правки текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правка-обработка — самый распространенный вид правки, используемый при подготовке рукописи к изданию независимо от стиля, жанра и объема материала. Редактор вносит в текст более разнообразные изменения, чем при рассмотренных ранее видах правок: сокращение, дополнение, перестройка композиции, устранение ошибок в содержании (расширение, нераскрытие темы и т. п.). Больше всего редактору приходится работать над заменой неудачно употребленных автором слов и выражений, изменением синтаксических конструкций. Например, автор очень любит деепричастные обороты и через каждые два предложения вставляет их в текст (осознанно или неосознанно). Подобный синтаксис усложняет восприятие читателя, более того, он может противоречить здравому смыслу. В предложении «Жуя кусок баранины, он смеялся и взахлёб рассказывал о симпатичной девушке из соседнего подъезда» ошибка очевидна: человек не может одновременно жевать и смеяться, говорить взахлёб, он подавится.

При правке-обработке редактор старается добиться соответствия содержания материала его литературной форме. Например, в научно-популярном произведении о наиболее распространённых в обществе психиатрических заболеваниях термины «биполярное расстройство», «обсессивно-компульсивное расстройство», «фрустрация» не могут даваться без их определений и пояснений. Однако редактору не следует кардинально изменять авторский слог, переписывать текст заново — иначе это будет правка-переделка, о которой речь пойдёт ниже См.: Голуб И. Б. Литературное редактирование. — М.: Логос, 2010. — С. 100. Дата обращения: 20. 12. 16. .

Правка-обработка, ввиду серьёзного вмешательства в авторский текст, требует от редактора соблюдения требований различных функциональных стилей и видов литературы. Рассмотрим некоторые из них.

Официальные документы исключают их обработку при правке редактором, который должен лишь проверить точность написания географических названий, имён, фамилий, идентичность дат, цифр (они могут быть искажены при наборе).

Научно-популярный текст нуждается в правке-обработке, так как авторы нередко злоупотребляют непонятными широкому читателю терминами, сложными синтаксическими конструкциями, распространенными в специальных текстах. Поэтому статьи, написанные учеными, часто подвергаются правке-обработке с целью их популяризации. Редактор заменяет неизвестные термины перифразами или объясняет их (например, в труде по лингвистике заменить предикативность на соотнесённость высказывания с действительностью или объяснить, что дейксис — это указание на лицо, пространственно-временное положение и другие обстоятельства речевой ситуации), упрощает синтаксис текста (заменить ввиду недостаточной разработанности проблематики вопроса на этот вопрос ещё недостаточно изучен). Он даже вправе оживить авторский стиль использованием образных средств — сравнений, олицетворений, метафор. Но главное, с чем редактору приходится много работать, — это композиция материалов на научные темы. Редактор применяет правку, которая создает целостность отдельных частей текста, их взаимосвязанность, логическую последовательность изложения. Не всегда при этом бывает оправдано сокращение текста для экономии речевых средств, иногда приходится дополнять его, объяснять отдельные положения, термины. Это облегчит читателю восприятие материала.

Наиболее оправдана правка-обработка текстов публицистического стиля. В них сочетаются конкретные факты и обобщенная их оценка; образное описание событий и речевые стандарты, выработанные языковой практикой; эмоциональный подход к описываемому и логическая его оценка. Все это должен учитывать редактор, приступая к правке-обработке публицистики. Во многом она близка к художественной литературе: тематика материалов многочисленна — все сферы общественной жизни; жанровый диапазон очень широк (эссе, очерк, заметка, фельетон, памфлет и др.); разнообразны выразительные средства — лексические, грамматические, образные. Как художественная литература, так и публицистика — это словесное искусство. Однако публицистика ориентирована на факты, документы, а беллетристика — на художественный вымысел, и в этом их принципиальное отличие. Писатель показывает общее через конкретное, индивидуальное, а публицист, напротив, анализирует, исследует общие проблемы, типизирует образы своих героев. Индивидуальные проявления для него не столь важны, он берёт тему в общем. Например, описывая преступность, публицист исследует ее социальные корни, средства борьбы с ней. Конкретные примеры в публикациях лишь иллюстрируют общие положения. Сообщая о фактах и давая им оценку, публицист реализует важнейшие функции своего стиля — сообщение, воздействие и убеждение. Поэтому он стремится к лаконизму в изложении материала, требуя известной напряжённости текста, то есть его максимальной информативной насыщенности. На это обращает внимание и редактор в процессе правки-обработки публицистического произведения. Для художественных произведений подобная правка-обработка неприемлема, так как они по своей природе информативно избыточны См.: Голуб И. Б. Литературное редактирование. — М.: Логос, 2010. — С. 106−108. Дата обращения: 20. 12. 16. .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой