Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образ и имидж в системе спортивного содержания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из значимых технологий создания в телевизионного содержания спортивной тематики — персонификация. Ранее мы обращали уже внимание на то, что эта технология считается одной из основных характеристик современного телевидения. Персонификация содержания проявляется не только при освещении индивидуальных соревнованиях, в командных видах спорта также находят героев и антигероев. Если… Читать ещё >

Образ и имидж в системе спортивного содержания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образ — это отражение объекта в человеческом сознании. Словарь и энциклопедия. Образ // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4605/ОБРАЗ (дата обращения 05.04.2017) В античной философии данной теме уделялось особое внимание. Согласно Платону, образ не является восприятием на чувственном уровне, так как источник образного мышления изначально находится внутри души. Именно Платон выделяет и ориентируется на понятие образа в качестве «прообраза» в тексте об «идеальном государстве». Идеальное государство Платона // http://www.studfiles.ru/preview/1 757 085/ (дата обращения 02.03.2017) Аристотель рассмотрел образ в качестве инструмента воздействия на аудиторию, в глазах которой кто-либо стремится идеализироваться различными способами (например, оратор с помощью красноречия). Аристотель. Поэтика // Аристотель. Указ. соч. Т. 4. — М.: Мысль. — 1983. — С. 645−679.

Русский философ Николай Бердяев утверждал, что образ не может существовать без вещи, так как является ее отражением. Исследователь. Николай Бердяев // http://www.ligis.ru/librari/1882.htm (дата обращения 17.04.2017) У. Липпман считал, что образ складывается в голове у человека и от этого зависит восприятие реальной жизни, окружающая действительность воспринимается им в форме образов. Липпман У. Общественное мнение. /Пер. с англ. Т. В. Барчуновой /Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

В английском языке нет различия между понятиями «образ» и «имидж», перевод один и тот же «image». Это слово происходит от латинского «imago», и является однокоренным латинского слова «imitare», которое означает «имитировать». Словарь. Имидж // http://webkonspect.com/?id=1&labelid=16 196&room=profile (дата обращения 23.03.2017) Понятие образа шире, так как имидж формируется с помощью целенаправленного стороннего воздействия, в то время как образ складывается самостоятельно. Можно сказать, что имидж — это искусственно созданный образ.

В. М. Шепель считает, что имидж — это визуальная привлекательность, которой человек может обладать с рождения, а также завладеть ею, благодаря искусству самопрезентации. В. М. Шепель Секреты личного обаяния Имиджелогия Москва «Культура и спорт» ИО «ЮНИТИ», 1997 г.380 стр.

По мнению Г. Г. Почепцова, имидж — это то, как выглядит человек в глазах других людей. Г. Г. Почепцов Имиджелогия Рефл-бук Ваклер 2007 г, 766 стр.

Для М. Спиллейн имидж — это внушение окружающим того, что носитель данного имиджа имеет идеальные качества, которыми всем бы хотелось овладеть (или наоборот). Психология. Методика М. Спиллейн // http://www.alexpsy03.ru/publications/test_image001.html (дата обращения 02.04.2017).

Существует огромное количество инструментов, которые используются для создания имиджа. Г. Г. Почепцов в своей работе упоминает около 45 методов имиджелогии. Выделим основные:

  • 1) Позиционирование — метод, предусматривающий помещение объекта в благоприятную для него в данный момент среду, выделяя его лучшие стороны, особенно те, в которых аудитория наиболее заинтересована. Это создание благоприятной сферы вокруг объекта для того, чтобы аудитория воспринимала его с позитивной стороны (или наоборот).
  • 2) Акцентирование информации — это обращение внимания аудитории на информацию, которая способна улучшить имидж объекта (или наоборот). На первый план выводятся элементы, которые никем не замечаются, но при правильной расстановке акцентов аудитория обращает на них внимание.
  • 3) Манипуляция — это внушение аудитории благоприятного или неблагоприятного имиджа объекта такими способами, как подтасовка фактов, вырванные из контекста цитаты, замалчивание лишней информации и т. п. С помощью такого приема, источник манипуляции стремится закрепить имидж объекта в сознании аудитории вопреки его желаниям и взглядам.
  • 4) Детализация — это прием, предусматривающий обращение внимания на конкретную деталь, которая впоследствии будет вызывать у аудитории ассоциации с объектом.
  • 5) Мифологизация — это закрепление в сознании аудитории уже имеющегося мифа об объекте, подстройка под народное «поверье».
  • 6) Эмоционализация — это информация об объекте, вызывающая эмоции. Как правило, эмоционально-окрашенные сообщения хорошо запоминаются аудиторией.
  • 7) Дистанцирование — это прием, предусматривающий перекладывание вины на сторонние факторы в случае, если имидж объекта под угрозой. «Источником зла» могут быть климатические условия, плохой сон, другие люди и т. п.
  • 8) Внедрение моделей восприятия — это прием, предусматривающий передачу нужной информации с помощью третьих лиц. Человеческое мнение складывается благодаря подсказкам, опорным точкам, помогающим выработать свое мнение. Так человеку проще внедрить нужную информацию из уст уважаемых и популярных личностей, таких же «обычных» людей и других авторитетных источников.
  • 9) Сравнение — прием, который заключается в сопоставлении свойств двух объектов с целью демонстрации превосходства одного над другим.

В настоящее время информация является главным источником представления об окружающем мире. Информационные технологии сегодня — это неотъемлемая часть человечества, тяжело представить жизнь без сотовой связи, телевидения, компьютера и т. п. Современное общество все больше становится информационным, ведь главными продуктами производства постепенно становятся информация и знания. Энциклопедия. Информационное общество // http://www.sbup.com/wiki/Информационное_общество (дата обращения 14.04.2017) В связи с этим на первый план выходят медиа, которые являются основным источником информации и имеют непосредственное влияние на восприятие окружающей действительности человеком. Поэтому целесообразно рассматривать понятие образа в контексте медиа.

Практически все медиасферы наполнены различными образами, восприятие которых формируется в человеческом сознании не без участия СМИ. Одна из таких сфер — это спорт. В современном мире спорт является не только средством здорового образа жизни, но и коммерческим предприятием. Большое количество спортивных клубов существуют благодаря спонсорам, а также принадлежат коммерческим организациям. Данные компании видят в этом способ привлечь к себе внимание за счет рекламы.

Эмпирическая база нашего исследования — телевизионные программы. Основываясь на их контент, мы можем стоит выделить два основных уровня передачи информации: вербальный и визуальный. Информация, передаваемая телевидением, затрагивает одновременно зрительное и слуховое восприятие. Вербальный уровень восприятия реализован в таких видах коммуникации, как словесность, письменность. Он позволяет передавать информацию в виде знаков — слов, символов. Визуальный уровень позволяет воспринимать информацию из таких коммуникационных систем, как изобразительное искусство, танец, музыка и т. п. Телевидение передает информацию с помощью вербальных и визуальных знаков. Студопедия. Визуальный и вербальный язык телевидения // http://studopedia.ru/15_25 004_vizualniy-yazik-televideniya.html (дата обращения 10.03.2017) Следовательно, мы будем рассматривать вышеперечисленные инструменты создания имиджа на визуальном и вербальном уровне восприятия.

Спортивные события всегда привлекали огромное количество людей. Неслучайно стадионы для спортивных мероприятий вмещают сотни тысяч человек (самые большие из них — футбольные). Рейтинги и рекорды. Самые большие стадионы мира // http://topmira.com/sport/item/18-sa (дата обращения 16.03.2017) Появление спорта на телевидении оказало зрителям большую услугу — за непредсказуемыми спортивными соревнованиями стало возможно наблюдать прямо из дома. Популярность спорта на телевидении довольно велика. К примеру, количество российкой телевизионной аудитории Зимней Олимпиады в Сочи достигало 45 млн. человек. Олимпийские ТВ-аншлаши // https://www.championat.com/business/article-189 867-sochi-2014;telerejting-promezhutochnye-itogi.html (дата обращения 02.03.2017).

На телевидении демонстрируются не только спортивные события, но и превью к ним, аналитика, и итоги. Кроме того, современный спорт тесно связан с таким феноменом на телевидении как реклама. Зачастую количество рекламных сообщений во время демонстрации спортивных состязаний встречается чаще, чем в других телевизионных программах. Сюда относятся не только рекламные ролики, «выражающие благодарность» спонсорству тех или иных компаний, но и стадион. Рекламные названия и слоганы находят свое пристанище на стадионах и форме и экипировке спортсменов. Кроме того, сами спортсмены становятся не только участниками соревнований, но и объектами медиа за пределами спортивных мероприятий. Они часто становятся гостями телешоу, экспертами, а также героями рекламных роликов. Рекламные компании стараются использовать в своей программе лица спортсменов по нескольким причинам.

Во-первых, вследствие популярности спорта на телевидении его герои широко узнаваемы, так как в спортивных трансляциях уделяется особое внимание действующим лицам. Камера нередко выхватывает крупным планом спортсменов не только в индивидуальных состязаниях, но и обращает наше внимание на лучших игроков той или иной команды, сопровождая это титрами о личных данных и заслугах. Конечно, существуют виды спорта, в которых лица участников скрыты специальными шлемами и масками, но в таких случаях до (или во время) состязания нам демонстрируют фотографии участников, тем самым увеличивая степень узнаваемости спортсменов.

Во-вторых, спортсмены олицетворяют собой подлинную честность (так как все происходит на глазах зрителя без заранее подготовленного сценария) и авторитет (участники нередко показывают результаты, добытые благодаря силе воли, годам упорных тренировок, бьют рекорды — все это вызывает немалое уважение у зрителя).

Следует выделить основные причины медийной популярности спорта:

  • 1) Спорт непредсказуем. Предсказать результат состязания практически невозможно, нередки случаи, когда фаворит проигрывал аутсайдеру.
  • 2) Спорт вызывает чувство патриотизма, чувство сопереживания спортивной команде своей страны. Победы на олимпиадах, мировых первенствах и других турнирах национального масштаба празднуются всей страной, вызывают чувство сплоченности.
  • 3) Спорт — эстетичное зрелище. Большинство спортсменов имеют атлетическое телосложение, а с древних времен такие люди выступают как эталон красоты. Атлеты Древней Греции // http://drevniy-egipet.ru/atlety-drevnej-grecii-narodnye-geroi/ (дата обращения 13.03.2017) Спортивные состязания требуют физической выносливости, выдержки и проявления характера — это привлекает внимание зрителей.
  • 4) Глядя на великие победы спортсменов, у людей рождается стремление быть похожими на них, побеждать. Спорт на телевидении — это своеобразная реклама здорового образа жизни.
  • 5) Спортсмены вызывают уважение и доверие за свои достижения, поэтому они очень часто используются в качестве героев реклам, телешоу, а также политических мероприятий. Емельяненко голосует за Путина // https://www.youtube.com/watch?v=yckSgmh1LDQ (дата обращения 14.04.2017)
  • 6) Спорт вызывает такие чувства как адреналин и азарт. Спортивные мероприятия нередко становятся поводом для дискуссий, что добавляет интерес к просмотру соревнований.
  • 7) Спорт — это бизнес. Организаторы соревнований зарабатывают на продаже билетов, а телевизионные компании получают доход от рекламодателей. Реклама на спортивных объектах // http://www.pr-sport.ru/ru/services/objects/ (дата обращения 16.03.2017) К слову, множество стадионов и лиг названо в честь банков, страховых компаний, авиакомпаний и т. п. Сколько стоит название стадиона // http://fanat1k.ru/news-169 530-pravo-na-imya.php (дата обращения 24.03.2017)

В современном спорте все больше и больше появляются элементы шоу. Это не ограничивается представлениями на старте и окончании состязаний, которые, к слову, имеют большую популярность среди зрителей (почти 70% российской телевизионной аудитории смотрели открытие Зимней Олимпиады в Сочи). Многие спортсмены стараются демонстрировать свою индивидуальность перед камерами: яркие татуировки, необычные прически, разноцветные бутсы… Помимо отличий во внешности, спортсмены стараются играть на публику. Например, футболисты празднуют голы разными необычными способами, зачастую это не обходится без должной подготовки. Инстаграммы спортсменов // https://www.championat.com/football/article-246 504-video-8-krutyh-prazdnovanij-golov-futbolistami.html (дата обращения 27.03.2017) Развитие сферы медиа не оставило спортсменов равнодушными. Теперь они стараются не только привлекать к себе внимание со стороны телекамер — многие из них являются активными пользователями таких платформ как «Instagram» или «Twitter». Инстаграмы знаменитых спортсменов // http://instagram4you.ru/znamenitosti/instagram-sportsmenov/ (дата обращения 14.04.2017) Нередко спортсмены ведут свои странички в социальных сетях прямо во время матча, повышая тем самым свою медийную популярность среди пользователей социальных сетей, которых в современном мире огромное количество.

Спорт как медиасобытие содержит в себе политические смыслы. Всемирное спортивное событие привлекает внимание зрителя соперничеством стран, особенно тех, которые на политической арене друг друга недолюбливают. Межнациональный чемпионат становится способом показать свою силу и мощь, победить соперника в, так сказать, «мирной войне» и выпустить пар. Хотя иногда из-за спортивных состязаний случались серьезные конфликты, в 70-х годах прошлого столетия случился военный конфликт между Гондурасом и Сальвадором из-за футбольного матча. Однако международные турниры прилагают все усилия, чтобы проводить данные соревнования пол лозунгом дружбы, «всемирности», равных возможностей и честной игры.

Одна из значимых технологий создания в телевизионного содержания спортивной тематики — персонификация. Ранее мы обращали уже внимание на то, что эта технология считается одной из основных характеристик современного телевидения. Персонификация содержания проявляется не только при освещении индивидуальных соревнованиях, в командных видах спорта также находят героев и антигероев. Если в индивидуальном зачете не приходится искать того самого героя, то в команде выделяется один игрок, способный впитать в себя заслуги состязания и особый статус от создателей телевизионного контента. Практически на каждом командном турнире предусмотрена награда «лучший игрок», который выбирается по различным критериям игровой полезности. СМИ не оставляют таких участников без должного внимания и активно освещают подобные вещи.

Победа в соревновании становится не просто первым местом среди других спортсменов, это приобретает национальный масштаб, чувство победы наполняет не только самого участника, но и всю его страну. После этого СМИ стараются сделать из победителя национального героя в глазах зрителей, правительство и общественные движения вручают ему различные награды, ставят памятники. Спортсмен становится не просто участником игры, на него возлагается немалая ответственность на государственном уровне, на него обращено повышенное зрительское внимание, он является примером для подражания.

В случае поражения, СМИ начинает поиск проблем, которые помешали игрокам победить. Чаще всего внимание обращается на такие факторы как допущенные тренерским штабом тактические ошибки, отсутствие у игроков должной мотивации, слишком высокие премиальные выплаты и накопленная усталость. Помимо этого, выделяются игроки, наделенные персональным вниманием в этих матчах. Происходит поиск причин, по которым потенциальные герои матча (лучшие игроки команды по статистике и прошлым заслугам) не смогли повести за собой команду и добыть победу.

Для формирования образа спортсмена в медиа используются различные приемы и инструменты, помогающие увеличить достижения атлета, добавить к его победе факты, способных это событие сделать ярче и насыщенней. В командных видах спорта обычно аудиторией воспринимается образ целой команды, сформированный благодаря результатам коллектива на соревновании и имиджу наиболее известных игроков. Зачастую аудитория, формируя в сознании определенный образ того или иного игрока, ассоциирует его со всей командой, членом которой он является. Поэтому медиа часто выбирают одного игрока команды в качестве ее «лица». Именно с этих игроков происходит наибольший «спрос», в случае поражения команды. Такой игрок наделяется повышенным вниманием со стороны СМИ как в обычной жизни, так и во время последующих матчей.

Образ спортсмена является важной частью спортивной медиасферы. Медиа активно используют личность атлета в целях рекламы, а многие спортсмены, замечая повышенное внимание к себе, всячески стараются быть задействованы в этой сфере. Также образ спортсмена оказывает немалое влияние на обычных людей, поэтому СМИ стараются с помощью различных средств формировать нужный образ команды или отдельных представителей.

К тому же, медиаосвещение спорта является демонстрацией здорового образа жизни и к занятию спортом. Также это вырабатывает чувство патриотизма, победы спортсменов на международных соревнованиях вызывают народное единство, становятся поводом для совместного праздника. Поэтому спорт является неотъемлемой частью современных медиа, а имидж отечественных атлетов играет немаловажную роль в жизни публики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой