Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая патофизиология. 
Патологическая физиология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реакция — явление противодействия повреждению, направлена на устранение его и восстановление исходного состояния. Между повреждением и реакцией существует определенное соответствие: при относительно слабом повреждении уровень реакции соответствует или превосходит повреждение. При сильном повреждении уровень реакции может быть ниже. Врач судит об уровне повреждения не по самому повреждению… Читать ещё >

Общая патофизиология. Патологическая физиология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет, задачи и методы патофизиологии. Общая нозология (Лекция № 1)

  • 1. Патофизиология как наука и учебная дисциплина, ее предмет, задачи и методы исследования.
  • 2. Характеристика патофизиологического эксперимента, преимущества и недостатки экспериментального метода.
  • 3. Взаимоотношения патофизиологии с другими дисциплинами.
  • 4. Общая нозология.

Патологическая физиология — это наука, преимущественно в эксперименте на животных изучающая общие закономерности возникновения, развития и прекращения болезни и патологических процессов у человека. Это наука о жизнедеятельности больного организма или общая патология. Предметом изучения патофизиологии являются общие закономерности прежде всего функционального характера на уровне клетки, органов, систем и больного организма в целом, определяющие возникновение и течение болезни, механизмы резистентности, предболезни, выздоровления и исхода болезни. Общие закономерности выводятся на основании исследования патологических процессов, состояний и патогенеза различных синдромов и заболеваний.

Патологическая физиология складывалась как экспериментальная наука, однако наряду с этим развивалась и клиническая патофизиология, которая при помощи безвредных методов исследования изучала вопросы патофизиологии в клинике. Таким образом, патофизиология — наука методологическая, учит врача наиболее общим законам развития болезни и на их основе — решению сложных ситуаций.

Всякая наука должна иметь свой предмет и свой метод. Предмет патофизиологии — больной человек, а метод — патофизиологический эксперимент, позволяющий воспроизвести на животных модели болезни человека и патологических процессов и на этих моделях исследовать задачи патологической физиологии.

Патологическая физиология решает 6 задач:

  • 1) изучение проблем общей патологии — создание общего учения о болезни или общая нозология,
  • 2) изучение причин болезни и создание общего учения о причинности в патологии — то есть законов, управляющих причинами — это общая этиология,
  • 3) изучение общих механизмов возникновения, развития и прекращения болезней и патологических процессов — общий патогенез — это главная задача,
  • 4) изучение типовых патологических процессов — фундамент болезни (их около 20 в различных комбинациях),
  • 5) изучение общих закономерностей нарушения и восстановления деятельности отдельных физиологических систем и органов — частная патофизиология, где наиболее важным является изучение показателей недостаточности системы или органа,
  • 6) обоснование новых методов лечения — это создание учения о принципах патогенетической терапии — то есть воздействия на механизмы развития болезни на основе знаний патогенеза.

Методы исследования:

  • 1. Патофизиологический эксперимент на животных;
  • 2. Патофизиологическое исследование больного человека (менее характерно).

Структура эксперимента и его особенности. Эксперимент бывает острый и хронический.

Фазы эксперимента:

  • 1. Исследование исходного фона.
  • 2. Получение «модели» болезни и исследование ее патогенеза, механизмов болезни;
  • 3. Патогенетическая терапия (регуляция механизмов патогенеза).

Преимущества экспериментального метода изучения болезни перед клиническим:

  • а) в эксперименте всегда есть возможность определения исходного уровня показателей, возможность количественно оценить изменения по сравнению исходным с фоном, а в клинике врач не имеет этого,
  • б) благодаря получению модели в эксперименте неограниченные возможности изучения причин поскольку есть жесткая связь между действующим причинным фактором и развивающейся патологией так как моделирование и есть изучение причины,
  • в) в эксперименте есть возможность изучения механизмов начальных, самых ранних фаз развития заболевания, скрытых от клинического наблюдения, а ведь именно они являются пусковыми механизмами,
  • г) в эксперименте есть неограниченные возможности изучения патогенеза — самых глубинных, интимных механизмов патологии, ведь можно применить любые приемы,
  • д) эксперимент дает неограниченные возможности научного обоснования разработки новых методов лечения.

В эксперименте используются различные методы: биофизические, физиологические, биохимические, морфологические, иммунологические.

Используются различные виды острого эксперимента (вивисекция) и хронического (метод условных рефлексов, вживление электродов в ткани, создание фистул).

Трудности и недостатки экспериментального метода:

  • 1) выбор животного для экспериментального исследования,
  • 2) ее все болезни моделируются на животных,
  • 3) труден перенос экспериментальных данных в клинику,
  • 4) трудно создать модель болезни,
  • 5) этические проблемы.

Клиническая патофизиология имеет свои принципиальные особенности, поскольку различные проявления опосредования биологических процессов социальными являются важнейшим звеном в жизни здорового и больного человека. Главный аппарат опосредования это нервная и другие регулирующие системы и трудовая деятельность, что наряду с иными факторами отличает человека от животного.

Патологическая физиология связывает биологические дисциплины с клиническими, как переходный мостик: основой патофизиологии как науки являются биология, нормальная физиология, биохимия. Патофизиология связана с морфологическими дисциплинами (анатомия, гистология, патанатомия), т.к. изучение функции в отрыве от структуры клетки невозможно. Тесная связь с нормальной физиологией не означает тождества. Разнообразие нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом в патологии все же не имеет «прообраза» этих нарушений в здоровом организме. В зависимости от причины, вызвавшей заболевание; от реактивности организма и влияния внешней среды в самом организме создаются самые различные комбинации нарушений функции и реактивных изменений. При болезнях ряд изменений обусловлен выработанными в процессе эволюции и закрепленными наследственностью формами реагирования клеточных элементов, органов, физиологических систем в условиях патологии.

Патофизиология как учебная дисциплина. При подготовке практического врача патофизиология вооружает его знанием общих законов развития болезни, общих принципов управления болезнью, вооружает врача правильной методологией анализа болезни и патологических процессов. Преподавание патофизиологии имеет целью научить студентов применять естествознание у постели больного, т. е. разбираться в механизме развития болезней и процессов выздоровления, опираясь на общие законы деятельности органов и систем. Таким образом, патологическая физиология вооружает врача правильным методом достижения истины кратчайшим путем и простыми методами, позволяющими быстро и экономично произвести анализ исследуемой патологии — т. е. является методологией.

Преимущества патофизиологии — каждая болезнь состоит из небольшого количества патологических процессов — их около 20, которые имеют общие законы развития. Поэтому думающий врач может полноценно анализировать любое заболевание, а частные детали уже не вызовут такого затруднения (лихорадка, воспаление везде развиваются по одним законам, переплетаются, образуют различные комбинации.

Общая нозология — общее учение о болезни, важнейшими элементами которой являются:

  • а) повреждение,
  • б) реакция,
  • в) патологический процесс,
  • г) патологическое состояние,
  • д) болезнь.

Реакция — явление противодействия повреждению, направлена на устранение его и восстановление исходного состояния. Между повреждением и реакцией существует определенное соответствие: при относительно слабом повреждении уровень реакции соответствует или превосходит повреждение. При сильном повреждении уровень реакции может быть ниже. Врач судит об уровне повреждения не по самому повреждению, а по реакции на него. В случае, когда уровень реакции достаточен — это хорошо, но если реакции недостаточно для устранения повреждения, необходимо ее усилить.

Виды реакции:

  • 1) защитно-приспособительная осуществляет приспособление к повреждению;
  • 2) патологическая, по механизму своему также защитно-приспособительная, но вследствие необычного количества или качества приводит к возникновению вторичного повреждения (лихорадка, гной);
  • 3) адаптивные реакции — длительно действующие в организме в условиях изменившейся среды существования.

Патологический процесс — это сочетание явлений повреждения, защитно-приспособительных и патологических реакций. Типичный патологический процесс закономерное сочетание составляющих его элементов при их всегда одинаковом строго последовательном включении (всегда в одинаковом порядке независимо от места локализации патологического процесса и его вида). Характерные черты — динамичность и фазность.

Если патологический процесс остановился в какой-то точке развития — это уже патологическое состояние (процесс без движения).

Общебиологические признаки здоровья:

структурная и функциональная полноценность здорового организма;

гомеостаз — постоянство показателей внутренней среды, способность сохранять его и оптимальный уровень реагирования;

равновесие организма с внешней средой, независимость от нее.

Общебиологические признаки болезни:

наличие ряда патологических процессов с нарушением структуры и функции органа;

нарушение гомеостаза, хотя бы частично;

нарушение приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды со снижением биологической и социальной активности.

При диагностике болезни необходимо обязательно оценивать эти 3 критерия болезни и, помимо биологических показателей, следует учитывать показатели приспособляемости к внешней среде. Это легче всего сделать при нагрузке при функциональных пробах, но делать это нужно осторожно.

Болезнь (morbus) — сложное явление, которое состоит из ряда основных элементов. В болезни всегда есть две стороны: повреждение и реакция на него. Важнейший составной элемент болезни — нарушение гомеостаза и взаимодействия организма с внешней средой.

При болезни имеет место изменение ряда гомеостатических показателей, которые в организме удерживаются очень жестко и сдвиг их приводит к гибели (например pH). Хотя нужно отметить, что основная масса показателей может колебаться в определенной степени (например температура тела, биохимический или клеточный состав крови). В принципе гомеостаз — максимальная экономичность функционирования организма, возможность более полноценного приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Гомеостаз полезен в здоровом организме, а при болезни он нарушается. Утрачивая гомеостаз организм теряет обычные механизмы регуляции. Приспособление к внешней среде будет неполноценным (например ребенок с лихорадкой очень чувствителен к гипоксии).

Термин «болезнь «применяется для:

  • 1) обозначения заболевания конкретного человека, понятия о болезни как нозологической единице и
  • 2) обобщенного понятия о болезни, как биологическом и социальном явлении. Представление о болезни связано с качественно отличающейся от здоровья формой существования организма. Но в то же время эти состояния находятся в тесном единстве, так как состояния здоровья и болезни представляют хотя и различные, но неразрывно связанные между собой формы проявления жизни.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой