Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические аспекты. 
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. А. Ананьин же, рассмотрев различные точки зрения на интерес, пришел к выводу, что интереса как самостоятельного явления психической жизни личности не существует. И нельзя не согласиться с его выводом. Ананьин, как функционалист, искал простейший психический процесс, который можно было определить как интерес и, естественно, что такого процесса он не нашел. Однако и теперь постоянно приходиться… Читать ещё >

Психолого-педагогические аспекты. Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «познавательный интерес». Познавательный интерес в учебном процессе

Одной и форм направленности личности является интерес.

1. Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975;404 с.

Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала — «Смертельный грех учителя — быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес — не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

2. Познавательный интерес в учебном процессе.

В нашей работе мы исследуем не просто интерес, а именно познавательный интерес. Проблема эта не нова; Она была актуальна в педагогике всегда. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975;404 с. Поэтому здесь мы рассмотрим сущность и виды интереса, а так же уделим особое внимание месту познавательного интереса в общей, системе — интересов, рассмотрим сущность, структуру, модификации и факторы формирования познавательного интереса.

Рассмотрим вначале интерес в обучении. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ученика к учению так, чтобы ученье для него стало желанным, было потребным, без удовлетворения которого немыслимо его благополучное формирование.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения и для развития, и для формирования личности: ученика в целом.

До сих пор остается дискуссионным вопросом, что надо понимать под интересом. Определение понятия «интерес» впервые пытался дать Кант. По его мнению, интерес — это то, что делает «разум практическим, причиной, определяющей волю». Словом, Кант в основу определения интереса кладет чистый разум, он считает интерес постоянным фактом.

Немов Р.С. дает следующее определение интереса: «Интересом называют особое когнитивное мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной центральной в данный момент времени потребностью». Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. -64 с.

С.А. Ананьин же, рассмотрев различные точки зрения на интерес, пришел к выводу, что интереса как самостоятельного явления психической жизни личности не существует. И нельзя не согласиться с его выводом. Ананьин, как функционалист, искал простейший психический процесс, который можно было определить как интерес и, естественно, что такого процесса он не нашел. Однако и теперь постоянно приходиться сталкиваться с отзвуками такого подхода, выраженного в различном, понимании сущности интереса. В современной психологии одни сводили интерес к потребностям («интерес — осознанная потребность»), другие — к познавательному отношению, третьи к направленности внимания (Б.М. Теплов). В последнее время большинство психологов склоняются к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. (А.Г. Архипов, В. Н. Мясников, С. Л. Рубинштейн, В.Г. Иванов). Давыдов В. В. Формирование учебной деятельности школьников. — М.: Педагогика, 1982.-123 с.

Проводя анализ литературы, можно увидеть, что интерес это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес — это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека. Категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное: посвящается 90-летию со дня рождения. — СПб.: 1997. — 88 с.

Я.А. Коменский связал решение этой проблемы с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемерной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей.

Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И.Гербарта. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.-М., 1993.-Т.1.с.165 Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо так, чтобы, полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. По его мнению, развитие многостороннего непосредственною интереса должно быть важнейшей задачей обучения.

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги.

Наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал, проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Он писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт…"13.

Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребёнка, которое должно перерастать в любознательность. Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на основании цели деятельности, и тем самым способствующая, ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Исследователями доказано, что интерес стимулирует волю, внимание, помогает лёгкому и прочному запоминанию. Интерес является одной из движущих сил развития личности в целом. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Скучное обучение приводит к утомлению.

Интерес, увлечённость, любовь к делу являются огромной силой, помогающей быть настойчивым в достижении цели, воспитывающей упорство и волю. Ребёнок проявит тем больше воли и упорства при выполнении неинтересной работы, чем больше это работа связана с захватывающими его интеллектуальными интересами. Увлекательным становится не только результат, но и сам процесс поиска.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как и его деятельность. Среди них можно выделить материальные, общественно политические, познавательные, эстетические, читательские и др.

Познавательные интересы в широком смысле слова выступают в форме учебных и специально научных интересов к математике, физике, химии, философии и т. п.

Важную роль, которую интересы играют в учебной деятельности, выдвигают существенную задачу — сделать ученье интересным для учащихся.

Поиски эффективных стимулов приобщения детей к математике побудили нас обратиться к социологической и психолого-педагогической литературе, изучение которой привело нас к мысли о том, что таким стимулом должен быть познавательный интерес.

В течение ряда лет ученые, педагоги-исследователи с разных сторон изучали познавательный интерес: его психологическую структуру, источники, стадии развития, поведение в учебном процессе, факторы, стимулы и приёмы его формирования и развития.

Познавательным называется особый интерес — интерес, к учению науке, к приобретению знаний. Чтобы глубоко освоить какую-нибудь, область действительности надо проявлять к ней познавательный интерес. Наиболее общепризнанной трактовкой познавательного интереса является определение этого феномена Г. Н. Щукиной. По её мнению, познавательный интерес — это «особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть её ценностями». Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.

В своем исследовании мы и исходим из этого определения, хотя это не единственное определение познавательного интереса. Он имеет много, трактовок. Его можно рассматривать как:

Психолого-педагогические аспекты. Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования.

Рубинштейн);

активное познавательное отношение личности к деятельности (МясищевВ.Н.);

избирательную направленность внимания (Н.Ф. Добрынин);

отношение к объекту, основанное на осознании его значения и на эмоциональной окраске (А.Г. Коваль) и др. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975;404 с.

Этот перечень определений познавательного интереса не полный, но он характеризует различные точки зрения на предмет исследования.

Учитель математики воспитывает и развивает интерес к своему предмету, который выражается в следующем:

стремлении к более глубокому овладению данным предметом или родственных дисциплин;

в потребности к творческому овладению знаниями по математике, умениями и навыками и их творческому применению;

добровольном выборе заданий повышенной трудности по математике и их успешном выполнении.

Познавательный интерес к математике — тонкая структура, личности, являющаяся частью общего феномена «интерес». Он занимает определенное положение в общей системе интересов человека. Это видно из следующего рисунка:16.

Познавательный.

интерес к математике Рис. 1.

Предметом, данного интереса является познание математики с целью ориентировки в ней и отражения в сознании её сущностных сторон, причинно-следственных связей, закономерностей.16.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, побуждает личность к постоянному поиску преображения действительности посредством деятельности.

Особенностью познавательного интереса является так же его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека.

Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное, целое. Эту структуру показывает следующего рисунка:

Рис. 2.

Рис. 2.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и, никоим образом, не является имманентного присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретного человека трудно переоценить. Он выступает как самый типичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Педагогические исследования познавательных интересов школьников позволили сделать вывод, что важнейшее личностное, образование в школьные годы могут служить индикатором общего развития учащихся. Оснований для такого утверждения немало:

  • · познавательный интерес связан с основной деятельностью — с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить;
  • · познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влияниями, которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств;
  • · познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с изучением.

По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития ученика, но и о его перспективах, о «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.

Как и общий феномен интереса, познавательный интерес описывается в своем развитии различными состояниями. Исследования показывают, что выделяются следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

Любопытство — «элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека». Методика преподавания математики в средней школе: Общая. методика /В.А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Лукашкин, В. Я. Саннинский. Изд. 2-е — М.: Просвещение, 1980. — 387 с. На этой стадии ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает стремления к познанию. Но, тем не менее «занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком». 17.

Любознательность — состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.

Познавательный интерес на пути своего развития характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной, мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Теоретический интерес — связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов, проблем конкретной науки, а так же с использованием их как инструмента познания.

Не следует рассматривать данные стадии развития познавательного интереса изолированно друг от друга, т.к. в реальном процессе они представляют собой различные сочетания и взаимосвязи. Именно в учебном процессе происходит, формирование познавательных интересов к математике. Их развитие зависит от мастерства учителя и его методической подготовленности.

Анализ литературы позволяет, выделить условия формирования у школьников интереса к обучению, которые представлены в следующей схеме:

Схема.1.

К развитию познавательного интереса к математике приводит содержание знаний, поддающееся способам осмысления, а так же нахождение таких приемов и средств, ярких сравнений и описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие значительную роль в системе содержания знаний.

Побуждение учеников к творческим работам, которые стимулировали бы учащихся к решению коллективных познавательных задач и развивали бы способности ученика, а так же использование средств коллективной работы при решении познавательных задач способствуют появлению активности и формированию познавательного интереса.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить различные модификации познавательного интереса в учебном процессе: как мотив учебной деятельности, как средство обучения, как устойчивое качество личности.

Познавательный интерес — ценнейший мотив учебной деятельности школьников. Еще А. Н. Леонтьев считал, что для проявления интереса к учению нужно создать мотив. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975;404 с.

Познавательный интерес становится мотивом, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё учение.

Интерес, как мотив учения, способствует развитию активной позиции; его основанием является характер заданий, разнообразие самостоятельных работ, выработанные умения и навыки, обеспечивающие успешную деятельность. Но интерес нельзя сводить к мотиву, его источник; не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и развираются его духовные потребности.

Познавательный интерес выступает и как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее ученика активного, отзывчивого, легко откликающегося на все начинания учителя. Пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной «' деятельности, жажда знаний — все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания.

Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении; инициативу в постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит учитель.

Познавательный интерес — явление многозначное, значит, на процессы обучения и воспитания он влияет различными своими сторонами. В педагогической практике рассматривается познавательный интерес часто лишь как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те факты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Познавательный интерес характеризуется объективными условиями проявления и формирования, и представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающей наиболее значительные ее стороны. Рассматривая познавательный интерес в качестве средства обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности ученика.

Познавательный интерес, выступая как средство обучения, становится надежным, тогда, когда он используется в арсенале средств развивающего обучения.

В воспитании интереса к математике велика роль занимательности, которая создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания на уроке, его активность, а так же критичность ума, творческий подъем учащихся.

Одни считали занимательность помехой в обучении, другие необходимым элементом, помогающим обучению. Но занимательность является важным и в тоже время достаточно острым средством обучения.

Учитель включает занимательность в процесс формирования познавательных интересов изложение того материала, который способствует общему развитой учащихся, делая занимательность лишь средством, препарирования учебного материала, таким образом, он игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное средство. Учащиеся в таком случае начинают учиться лишь постольку, поскольку это учение занимательно.

Каждый педагог хорошо знает, что от «умения» пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям.

Многие убеждены, что, если детям было интересно слушать учителя, значит, урок прошел, хорошо, и не задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли. А ведь в этом сегодня состоят главное. Императивность требований учителя, («читай», «решай», «учи»), категоричность его суждений без привлечения учащихся к активному обсуждению сложных вопросов, без стимуляции их догадок и оценок не содействует формированию личностных образований школьника, его самостоятельности в учении, познавательного интереса.

Необходимым условием для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к учебной деятельности является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они могут разрешить при помощи имеющихся у них знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Посильная, преодолимая трудность учебного материала и учебной задачи приводят к повышению интереса.

Пробуждая и развивая: интерес, к конкретной теме, конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не дает остановиться в своем развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Анализ психологической, педагогической и методической литературы по вопросу формирования познавательного интереса у школьников позволяет сделать следующие выводы:

  • · Познавательный интерес — это избирательная направленность личности на изучение содержания интересующей ученика области знаний, а так же на процесс деятельности.
  • · Именно в деятельности происходит развитие и формирование познавательного интереса школьников, поскольку деятельность является основой учебного процесса. От успешно организованной деятельности зависит успех формирования интереса к учению.

В процессе, обучения, и воспитания школьника познавательный интерес выступает в различных своих проявлениях; как средство обучения увлекает ученика в деятельность; как мотив учения является встречным движением ученика, к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения; как устойчивая, черта личности способствует формированию активной, ищущей творческой личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой