Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ методик дошкольного образования конца XIX — — начала XX вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. К. Шлегер в своём народном детском саду предлагала проводить занятия таким образом, чтобы не ограничивать детей в их активности, поэтому на занятиях в дошкольных учреждениях, по её мнению, как один из основных методов возможна игра. Но в учреждении имеют место быть занятия по плану воспитательницы и занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Также в дошкольном учреждении могут использоваться… Читать ещё >

Анализ методик дошкольного образования конца XIX — — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос организации качественного дошкольного образования вызывал в России конца XIX — начала XX вв. острые дискуссии. В педагогической литературе высказывались самые различные, нередко противоречивые суждения. Однако при этом почти никто не оспаривал положения о том, что основой дошкольного образования должна быть наука. Педагоги указывали на необходимость педагогического осмысления достижений современных наук с целью улучшения качества воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Развитию теории дошкольного образования способствовало издание монографических работ, обобщающих деятельность частных платных детских садов. В своих работах они освещали основные вопросы содержания дошкольного образования, выбора методологии и поиска программно-методического обеспечения дошкольного образования, рассматривали методы и формы учебно-воспитательной работы в детском саду, обсуждали частные методики (по природоведению, изобразительной и физической активности, ручному труду).

Сравним методики дошкольного образования конца XIX — начала XX вв. Для сравнения методик нами разработаны ряд критерий:

  • 1. пребывание детей в детском саду;
  • 2. возраст детей;
  • 3. сословный статус ребёнка;
  • 4. требования к воспитателю;
  • 5. занятия в детском саду;
  • 6. об окружающей природе;
  • 7. Обучение речи;
  • 8. отношение к труду;
  • 9. отношение к наказанию;
  • 10. отношение к игре.

Таблица 1 — Сравнение методик дошкольного образования конца XIX — начала XX вв.

Критерий.

Частная.

методика.

оценивания.

Ф. Фребель.

А.С. Симонович.

Е.Н. Водовозова.

Л.К. Шлегер

Е.И. Тихеева.

1. Пребывание детей в детском саду.

Полный день.

Полный день.

Полный день.

Полный день, но не более 6 часов.

Полный день.

2. Возраст детей.

С младенчества до 6 лет, причём в раннем возрасте желательно воспитание в семье, а с 3−4 лет ребёнок может посещать детский сад.

До 3 лет дети воспитываются в семье. С 3 до 7 лет посещают детский сад.

До 3 лет воспитанием детей должны заниматься матери, затем обучать детей необходимо в специальных дошкольных учреждениях.

До 3 лет дети воспитываются в семье. С 3 до 7 лет посещают дошкольное учреждение.

До 3 лет дети воспитываются в семье. С 3 до 7 лет посещают дошкольное учреждение.

3. Сословный статус ребёнка.

Не имеет значения.

Не имеет значения.

Не имеет значения.

Не имеет значения.

Не имеет значения.

4. Требования к воспитательнице.

Специальная подготовка воспитателей. «Садовницы» изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, участвовали в играх детей.

Образованная; личностные и деловые качества педагога; самовоспитание; преданность профессии; знание педагогики, психологии, физиологии.

Имеет соответствующее образование. Знает науку о воспитании детей, любит детей, создаёт для них комфортные условия пребывания в детском саду.

Образованная; знает науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Роль воспитателя сводится к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в детском саду. При народном детсом саде Шлегер существовал «Институт практиканток».

Обязательно высшее образование;

для подготовки работников необходимы специальные педагогические заведения, организованные по специальным планам и программе, срок обучения на которых составляет 4 года.

Одним из обязательных условий для приёма на работу является правильная речь воспитательницы.

5. Занятия в детском саду.

Разработан учебный план, включающий в себя изучение различных областей. Занятия должны проходить в игровой форме с использованием песен, стихотворений, рассказов.

Фребель уделял большое внимание художественной деятельности детей: рисованию, лепке, аппликации, музыке и стихам. Создана дидактическая система, основанная на «дарах Фребеля».

Желательно, чтобы занятия в дошкольном учреждении проходили в форме игры. Составлены методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и др.

В младшем дошкольном возрасте присутствуют индивидуальные беседы, общие занятия являются редкими.

Занятия не должны быть «сидячими». На них целесообразно применять «дары Фребеля» совместно с русскими народными сказками, песнями, пословицами, загадками.

На занятиях с ребёнком нужно беседовать, рассказывать ему о каких-либо явлениях.

Шлегер была против программных, строго регламентированных занятий по Фребелю. По ее мнению, воспитательная работа заключается в эмпирическом изучении детей, их интересов и предоставлении им полной свободы в играх и занятиях.

Но существовали «предложенные занятия по плану воспитательницы» и «обязательные занятия для всех детей» (дежурства и т. д.).

Разработала материал для бесед с дошкольниками по природоведению.

Занятия должны быть организованны по заранее составленному плану и разнообразны: изобразительное искусство, музыка, наблюдение окружающего в связи с развитием языка, беседы, рассказывания и др. Занятия должны длиться от 5 до 20 минут в зависимости от возраста детей. Причём основной целью занятий является развитие речи ребёнка.

6. Об окружающей природе.

Имеет значение и является одним из главных элементов гармоничного развития ребёнка. Ознакомление детей с природой происходит через занятия, экскурсии, прогулки; наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры, труд в природе и др.

Дети изучают окружающую среду через физические опыты, экскурсии, наблюдения. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов. На последующих занятиях детям читали рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки.

Впервые в русской педагогике Е. Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий.

Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам.

Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский огород и цветник и др.

Природа является неотъемлемой частью развития ребёнка, влияет на его всестороннее развитие. Разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания.

Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии.

7. Обучение речи.

Речь — важный фактор воспитания ребёнка. Обучение речи происходит через беседы, игры. На занятиях по речевому развитию используются пальчиковые, дидактические игры.

Обучение грамоте, чтению и письму, а также обучение детей разговорной речи ведётся с помощью рассказывания по картинам и проведения беседы на доступном детям материале.

Автор разработала методику развития у детей родной речи. Она предложила примерное распределение материала по возрастам, программу наблюдений за предметным миром и природой, методические рекомендаций по использованию русского фольклора.

Е. Н. Водовозова выступала против формального заучивания новых слов при обучении детей родному языку.

Речь ребёнка развивается свободно, в повседневной деятельности. На занятиях используются следующие методы: беседы, рассказы, экскурсии, конструирование. Особое место отводилось беседам, рассказам воспитателя.

Педагог отрицала.

чтения художественной литературы, использования наглядности.

Обучение родному языку — одна из основных задач детского сада. Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Существовали занятия «живое слово». Большое значение педагог придавала чтению художественной литературы, беседам и рассказам воспитателя.

8. Отношение к труду.

Трудовое воспитание основывается на приобщении ребёнка к ручному труду, занятиям в саду и огороде.

А. С. Симонович разделяла взгляды Ф. Фребеля о трудовом воспитании, так как была его последовательницей.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Е. Н. Водовозова разработала разные виды детского труда, самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом простого народа.

Л. К. Шлегер выделяла ручной труд, как основу развития мелкой моторики и умственного развития.

Е. И. Тихеева создавала «трудовые уголки» для обыгрывания различных трудовых процессов: строительство, кухня, прачечная и др.

Выделяла два типа занятий по трудовому воспитанию:

  • 1. Ручной труд: индивидуальный и коллективный (вырезание, наклеивание, плетение, шитьё и др.).
  • 2. Общественно-обязательный труд (уборка индивидуальных ящиков и игрушек, подметание, вытирание пыли, посильная работа в саду и огороде и др.).

9. Отношение к наказанию.

Ф. Фребель отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям.

Наказание имеет место, но лишь в том случае, если оно заслужено ребёнком, и его нельзя избежать.

Е.Н. Водовозова считает, что детей вообще нельзя наказывать. Иногда родитель может продемонстрировать, что он очень расстроен поведением малыша и поэтому не может с ним общаться и играть, как обычно.

Воспитание не должно быть основано на принуждении и наказании ребёнка.

Наказания не должны быть в детском саду, так как ущемляют личность ребёнка, вследствие чего он может не раскрыть свои способности.

10. Отношение к игре.

Игра выступает как средство воспитания и как форма воспитания. Ф. Фребель считал игру основой детского воспитания и выделял базисом собственной методики.

Игра является важным методом воспитания ребёнка. Разработала методические рекомендации и пособия об играх, в том числе о русских народных играх.

Отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию. Е. Н. Водовозова разработала ряд принципов организации подвижных игр.

Игра занимает центральное место в педагогическом процессе, именно в ней ребёнок развивается свободно.

В игре ребёнок полностью раскрывается, в ней формируются различные навыки и умения. Совместные игры являются основным средством развития речи у детей.

Исходя из таблицы 1, мы пришли выводу, что ввиду изменения социально-экономических, политических перемен в обществе, в первую очередь, изменения социального статуса женщин, педагоги данного периода предлагали, чтобы дети должны находиться в детском саду в течение целого дня. На наш взгляд, это обусловлено тем, что дома дети дошкольного возраста не имели возможности получить достаточное образование и воспитание.

Исходя из данной таблицы, можно отметить, что до 3 лет ребёнок оставался в семье. По нашему мнению, это может быть обусловлено тем, что ребёнок в раннем дошкольном возрасте сильно привязан к матери. Начиная с 3−4 лет, дети дошкольного возраста могли посещать детские дошкольные учреждения, так как, с данного периода, как утверждали педагоги, они должны воспитываться в социуме, развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми для того, чтобы уже в данный период происходило формирование личности ребёнка, норм поведения.

Все методисты были едины во мнении о том, что дошкольное образование должно быть всеобщим и внесословным.

Каждый из педагогов считал, что для того, чтобы стать воспитателем, необходимо ряд условий:

  • 1. специальное образование (прохождение курсов, обучение в институте).
  • 2. будущий воспитатель физиологию, анатомия, возрастные особенности детей, детскую психологию и педагогику.
  • 3. Педагог должен относиться к детям с любовью, не только проводить различные занятия, но и играть, мастерить с детьми.

Отличительной особенностью в данном вопросе обладает методика Е. И. Тихеевой, которая в дополнение к названным требованиям говорила о том, что важным критерием при устройстве на работу воспитателем является правильная, грамотная речь человека. Ввиду того, что от речи воспитателя зависит формирование грамматически и фонетически правильной речи дошкольника.

Анализируя критерий «занятия в детском саду», мы делаем вывод о том, что у педагогов не было единого мнения по данному вопросу.

По системе Ф. Фребеля занятия в дошкольных учреждениях проходили с использованием дидактического материала или «даров», необходимым условием ведения занятия являлось обучение детей в игре. Художественно-эстетическое развитие, т. е. занятия рисованием, лепкой, музыкой, являются важной частью обучения ребёнка, так как такая деятельность позволяет развивать у детей умственное, речевое развитие. В детском саду Фребеля был составлен рабочий план, являвшийся основой воспитательно-образовательного процесса.

А. С. Симонович предлагала в детских садах проводить занятия в форме игры с тем, чтобы ребёнку было интересно, чтобы не ущемлять детскую активность. В младшем дошкольном возрасте занятия должны проводиться индивидуально, потому что в данный период внимание ребёнка рассеяно, и он не может воспринимать информацию при общих занятиях. На занятиях воспитатель обязан использовать различные методы работы: наглядность, беседы, рассказы и др. По мнению педагога, занятия должны проводиться в соответствии с ранее составленным планом-программой.

Е. Н. Водовозова считала, что занятия должны быть разработанными по определённой системе, с постепенным усложнением программы. Методист рекомендовала проводить с детьми «специальные занятия». Под такими занятиями она подразумевала занятия, которые проходили в форме беседы, рассказа, экскурсии. В них включались элементы русского народного творчества, так как педагог считала, что именно благодаря изучению русской культуры, речь ребёнка-дошкольника будет развиваться быстрее.

Л. К. Шлегер в своём народном детском саду предлагала проводить занятия таким образом, чтобы не ограничивать детей в их активности, поэтому на занятиях в дошкольных учреждениях, по её мнению, как один из основных методов возможна игра. Но в учреждении имеют место быть занятия по плану воспитательницы и занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Также в дошкольном учреждении могут использоваться беседы, рассказы, экскурсии и прогулки. Основными видами занятий, по мнению Шлегер, являются ручной труд, занятия природоведческого содержания, занятия по речевому развитию.

Е. И. Тихеева, как и некоторые другие методисты, говорила о том, что воспитательно-образовательный процесс должен быть построен по разработанной программе, которая имеет две части: одна направлена на содержание работы в целом образовательном учреждении, другая По её мнению, продолжительность занятий в дошкольном учреждении должна быть в младших группах не более 10−15 минут, в старших группах не более 15−20 минут, так как длительные занятия несоответствующие возрасту ребёнка утомляют его, вследствие чего он теряет интерес к деятельности. На занятии должны быть использованы различные методы обучения. Но каждое занятие должно основываться на двух видах деятельности: игре и труде. Важное место в процессе обучения детей занимает занятия по речевому развитию.

Все педагоги сходятся во мнении, что окружающая среда имеет существенное значение в процессе обучения и воспитания детей в детском саду. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой способствует всестороннему развитию личности, учит ребёнка наблюдать, исследовать, мыслить. Особое внимание в работах педагогов уделяется прогулкам-экскурсиям, так как вовлечение дошкольников в мир природы даёт более чёткое представление детям об окружающем мире.

Как видно из таблицы 1, все методисты говорили о том, что занятия по речевому развитию занимают важное место. Педагоги сходятся во мнении, что при обучении речи необходимо использовать беседы, рассказы, чтение художественной литературы, игры. Развитие речи дошкольников должно происходить не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Этому способствуют разговоры воспитателя с детьми вне занятий. Отличием методик Л. К. Шлегер, Е. Н. Водовозовой и Е. И. Тихеевой является то, что они предлагали обучать детей родному языку посредством русской народной культуры через игры и фольклор.

Все представители дошкольной педагогики конца XIX—XX вв. подразделяли понятие «труд» на два вида: труд в природе (в саду, в огороде детского сада) и ручной труд, подразумевающий изготовление каких-либо предметов из различных материалов. При этом роль взрослого заключается в помощи ребёнку, а не в активном участии.

Е. Н. Водовозова в своих работах говорила о том, что трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного. Педагог считала, что приобщение детей к труду, в частности, простого народа, знакомство с орудиями труда позволяет расширить представления детей, воспитать сострадание и любовь к ближним.

Инновацией в методике Е. И. Тихеевой является то, что она предлагала вводить в дошкольных учреждениях трудовые уголки, ориентированные на знакомство детей с той или иной профессией.

Исходя из таблицы 1, можно отметить, что все педагоги были против применения наказания к ребенку, так как считали, что наказание негативно воздействует на психику ребёнка и развитие его личности.

Рассматривая критерий «отношение к игре», мы делаем вывод о том, что все педагоги отстаивали точку зрения о том, что игра-это ведущий вид деятельности ребёнка в детском саду. Именно посредством игры происходит гармоничное, всестороннее развитие детей.

Таким образом, подводя общий итог, мы пришли к выводу, что все представители методик дошкольного образования конца XIX — начала XX вв. говорили о гуманистической направленности воспитательно-образовательного процесса. Педагоги считали необходимым учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей.

Дети находились в детском саду полный день, при приёме детей часто не учитывалось то, к какому сословию принадлежат родители.

Важное место в детском саду занимали занятия по ознакомлению ребят с окружающим миром, речевому развитию, конструированию и труду. Это объясняется тем, что такие занятия направлены формирование представлений детей, развитие их мышления, внимания, умения анализировать.

Все авторы методик считали, что в детском саду должны проводиться не строго организованные занятия, а игры-занятия, занятия-экскурсии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой