Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика урока, как основной формы организации учебного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для младших школьников необходима частая смена деятельности, так как у них еще развивается непроизвольная память. В этом возрасте больше всего развито наглядно-образное мышление, поэтому в большинстве случаев ученикам движения необходимо показывать либо педагогу, либо на одном из учащихся. К старшему школьному возрасту в полной мере достигает своего развития словесно-логическое мышление… Читать ещё >

Характеристика урока, как основной формы организации учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Центральной формой обучения является урок. Понятие «урок» ввел в конце XVI века Ян Амос Каменский.

В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, в период средневековья занятия проводились с небольшими группами учащихся. Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси в XVI в. (Луцкой, Львовской и др.), Я. А. Коменский дал теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения, характерной особенностью которой была организация обучения в форме урока.

" Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов)". [3, 46].

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова даётся такое определение урока: урок — учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. В современном толковом словаре — «Большая Советская Энциклопедия» — основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. «Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40−45 мин). Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания». [21, 24].

" Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точного установленного времени руководит познавательной деятельностью учащихся. Это педагогическое произведение, и поэтому урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся". [17, 227].

" Существуют определённые требования к построению урока: воспитательные, образовательные и организационные. К образовательным требованиям относятся:

  • · определение образовательной цели урока, место определённого урока в общей системе;
  • · составление содержания урока в зависимости от требований учебной программы, прогнозирование результатов;
  • · подбор подходящих методов и средств обучения, сочетание различных форм организации урока.

Воспитательные требования:

  • · определение воспитательных задач, то есть развитие всесторонне развитой личности;
  • · формирование у школьников активности, творческой направленности деятельности, положительного настроя в учебном процессе;
  • · соблюдение педагогом моральных норм поведения, учёт психологического развития учащихся.

Требования к организации урока:

  • · составление плана урока в соответствии с учебной программой;
  • · Компетентность педагога (чувство такта, темпа и ритма, умение держать весь класс в поле зрения);
  • · Использование различных методов обучения" .

Проблемами структуры, классификации, системы уроков занимались: Золотарева Светлана Алексеевна «Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х — середины 60-х годов», М. И. Махмутов «Современный урок и пути его организации», И. Н. Казанцев «Урок в советской школе», Иванов С. В. «Типы и структура урока», Калмыков П. С. «О плане урока», Онищук В. А. «Типы, структура и методика урока в школе», Поляков Е. Н. «О системе и анализе урока», Портнов М. «Анализ урока», Симонов В. П. «О требованиях к уроку и его анализу», .Стрезикозин В. П. «Организация процесса обучения в школе», И. П. Подласый «Педагогика» .

Существует большое количество типов урока. Их различие определяется целями, содержанием, методикой обучения. Проблемой классификации урока занимались многие дидактики (И.Н. Казанцев, С. В. Иванов, Б.П. Есипов). Типологии уроков зависели от признаков, которые брались за основу. Например, И. Н. Казанцев выделил типы урока по содержанию и способу проведения. Он предложил разделение уроков в соответствии со спецификой разделов и тем изучаемого предмета.

Чаще всего используется классификация уроков по основным целям обучения, предложенная такими дидактиками как В. А. Онищуком, Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной и другими.

Предложенная классификация подразделяет уроки на:

  • 1. комбинированные или смешанные;
  • 2. урок по ознакомлению учащихся с новым материалом;
  • 3. урок закрепления и повторения знаний;
  • 4. уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
  • 5. урок выработки и закрепления умений и навыков;
  • 6. урок проверки знаний и разбора проверочных работ.

Существуют факультативные уроки:

  • 1. экскурсии;
  • 2. консультации;
  • 3. учебные конференции;
  • 4. дополнительные занятия;
  • 5. научные чтения;
  • 6. экспедиции.

Очень редко можно увидеть урок любого типа в чистом виде, кроме смешанного. Поэтому такая классификация не может быть признана универсальной.

Подобную классификацию можно применить и к урокам хореографии:

  • · комбинированный;
  • · изучение нового материала;
  • · закрепление ранее изученного;
  • · урок-разминка;
  • · контроль, проверка знаний;
  • · показательное выступление.

Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или усвоению новых знаний.

В данной главе был проведен анализ особенностей форм организации учебного процесса. Были выделены основные формы: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, — а также вспомогательные формы организации учебного процесса: словесно-логическая, образно-художественная, трудовая, игровая, психологическая.

Были рассмотрены особенности биологического развития младшего и старшего школьного возраста, его связь с психическими процессами.

Для младших школьников необходима частая смена деятельности, так как у них еще развивается непроизвольная память. В этом возрасте больше всего развито наглядно-образное мышление, поэтому в большинстве случаев ученикам движения необходимо показывать либо педагогу, либо на одном из учащихся. К старшему школьному возрасту в полной мере достигает своего развития словесно-логическое мышление, соответственно педагогу необходимо объяснять принцип работы мышц, словесным образом объясняя новые комбинации.

Период старшего школьного возраста традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, что чаще всего связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Поэтому необходимо следить за психологической обстановкой на уроке.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в этом возрасте становится формирование своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому.

Основная форма организации учебного процесса является урок. Выбор типа урока зависит от образовательной цели педагога. Это может быть изучение нового материала, закрепление ранее изученного, контроль, показательное выступление. Главное и самое необходимое для педагога, чтобы ученик был вовлечён в образовательный процесс, для чего и необходимы формы организации учебного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой