Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в школьной образовательной практике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, сложившаяся практика воспитания и обучения студентовбудущих педагогов не способствует максимальному стимулированию самостоятельности и нешаблонности мышления. Деятельность вуза по-прежнему направлена на подготовку учителя-исполнителя. Жесткий автоматизм приобретенных навыков, еще недавно столь ценимый, стал обнаруживать себя как «неспособность к переносу», хотя в исследованиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности
    • 1. 1. Современные подходы к анализу педагогической деятельности
    • 1. 2. Исследовательская деятельность как проблема современной педагогики
    • 1. 3. Исследовательская деятельность как компонент профессиональной культуры современного педагога
    • 1. 4. Специфика исследовательской педагогической деятельности
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Организационно-педагогические и методические основы % подготовки будущего учителя к осуществлению исследовательской деятельности в школьной образовательной практике
    • 2. 1. Практика подготовки будущего учителя к исследовательской педагогической деятельности в условиях традиционного вузовского обучения
    • 2. 2. Концептуальная модель формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности
    • 2. 3. Экспериментальная методика подготовки будущего учителя к исследовательской педагогической деятельности
    • 2. 4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение
  • ВЫВОДЫ

Формирование готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в школьной образовательной практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В деле совершенствования образовательной практики особая роль отводится учителю, от результатов деятельности которого по большому счету зависит эффективность проводимых в стране реформ. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области образования. Сегодня общество ощущает потребность в подготовке учителей, способных осуществлять исследовательский педагогический поиск, обеспечивающий высокие учебно-воспитательные результаты. Такие задачи могут быть решены лишь в случае приобщения к исследовательской работе как можно большего числа педагогов.

В последние годы многие ученые (Е.В. Бондаревская, С. П. Арсенова, Е. Н. Глубокова, В. И. Горовая, Е. А. Климов, А. Ю. Козырева, Т. В. Орлова, J1.C. Подымова, JI.O. Романова, Н. М. Яковлева и др.) указывают в своих работах на острую потребность развивающейся школы в педагоге нового типа, способном работать в новых социальных условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать уникальные авторские технологии обучения.

Переход к научной деятельности требует специальных знаний не только в области психологии, педагогики, предметных дидактик, но и в области функционирования самой науки. Определенная работа в этом направлении уже проделана. Достаточно назвать труды по методам и методологии педагогического исследования Ю. К. Бабанского, М. И. Грабаря, Г. В. Воробьева, В. Н. Журавлева, В. И. Загвязинского, Т. В. Копнина, В. В. Краевского, А. И. Пискунова, М. Н. Скаткина и др. Однако одни из них морально устарели, другие предназначены преимущественно студентам, аспирантам или специалистам-ученым. Творчески работающие учителя остаются без необходимой помощи со стороны педагогической науки.

Кроме того, сложившаяся практика воспитания и обучения студентовбудущих педагогов не способствует максимальному стимулированию самостоятельности и нешаблонности мышления. Деятельность вуза по-прежнему направлена на подготовку учителя-исполнителя. Жесткий автоматизм приобретенных навыков, еще недавно столь ценимый, стал обнаруживать себя как «неспособность к переносу», хотя в исследованиях по педагогике и психологии высшей школы обозначены общие закономерности формирования личности педагога (О.А. Абдуллина, В. А. Давыдов, В.А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров, А. И. Щербаков и др.), создан перечень профессиональных требований к педагогу (Ф.Н. Гоноболин, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Спирин и др.).

Следует отметить также, что междисциплинарный системный подход, являющийся основополагающим в развитии творческого мышления будущего учителя, еще не получил достаточного теоретического освещения в педагогической литературе, хотя предпосылки к этому имеются.

Работы И. С. Добронравовой, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмова, И. Р. Пригожина, Р. И. Рузавина, И. Стенгерса, Г. Хакена и др. посвящены изучению открытых систем. Синергетический подход, описанный в трудах А. Ю. Лоскутова, Н. Н. Моисеева, Дж. Николиса, Г. Хакена и др., позволяет моделировать динамические системы в контексте самоорганизации объекта. Практически, это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы. Появившиеся в последнее время работы Э. Н. Гусинского, Ю. И. Ефимова, В. Н. Михайловского и др. позволяют утверждать, что последовательное применение синергетического подхода к рассмотрению явлений и процессов в сфере образования обеспечивают выработку более адекватного представления о педагогической действительности и, тем самым, приближают к решению вопроса о профессиональном «ядре» подготовки будущего педагога-исследователя.

Этому могут способствовать и труды отечественных психологов и педагогов (Б.Г. Ананьева, JI.A. Балакиревой, И. А. Зимней, З. И. Калмыковой, JI.M. Лузиной, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др.), в которых получили освещение вопросы творческого характера педагогического труда, специфики процесса подготовки к будущей исследовательской деятельности (В.И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Хорошко, В. Я. Ядов и др.), соотношение педагогической науки и педагогической практики (Ю.П. Азаров, Л. А. Балакирева, Н. В. Кухарев, И. П. Раченко, М. Н. Скаткин и др.), психологии труда учителя (Ф.Н. Гоноболин, С. В. Кондратьева,

B.А. Сластенин и др.).

Проблемам педагогических условий и содержания исследовательской подготовки педагога посвящены диссертационные исследования Л. Ф. Авдеевой,

C.П. Арсеновой, Е. И. Барчук, Е. Н. Глубоковой, Р. И. Гороховой, Г. И. Денисовой, В Н. Намазова, Т. Г. Пронюшкиной, Т. В. Самодуровой, П. М. Скворцова, Д. Г. Цхакой и др.

Вместе с тем остается не исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с построением процесса формирования исследовательских умений у будущего учителя: не осуществлен теоретический анализ исследовательской деятельности как компонента профессиональной культуры современного педагога, специфики исследовательской деятельности практикующего педагогане определены состав и структура исследовательских умений, принципы построения процесса по их формированию с опорой на интегративное взаимодействие учебных дисциплинадекватные специфике профессионально-педагогической подготовке учебное содержание и дидактические средства и др.

Таким образом, актуальность проблемы формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности очевидна. Она обусловлена также противоречиями между требованиями общества к подготовке педагога нового типа — педагога-исследователя, готового к инновационной деятельности, и функционирующей практикой подготовки будущего учителя в вуземежду массовым стремлением к экспериментированию и неразработанностью научно-теоретических основ подготовки к исследовательской деятельности учителя.

Теоретическая и практическая значимость, а также социальный заказ общества на подготовку специалистов-педагогов, способных к решению образовательно-воспитательных задач на основе исследовательского подхода обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в школьной образовательной практике» .

Проблему исследования мы определили следующим образом, каковы организационно-педагогические и методические основы процесса формирования готовности будущего учителя к исследовательской педагогической деятельности?

Решение названной проблемы составило цель настоящего исследования. Исходя из проблемы и цели исследования, его объектом избрана профессиональная подготовка будущего специалиста-педагога в вузе, а в качестве его предмета выступают целевой, содержательный и процессуальный аспекты формирования готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности в школьной образовательной практике.

В основу исследования положена гипотеза: формирование готовности будущего специалиста в области образования к исследовательской педагогической деятельности будет эффективно, если:

— в содержании вузовского образования получат реализацию профессионально значимые знания и умения, обеспечивающие нестандартность педагогического мышления, креативность, самоактуализацию, самореализацию, саморефлексию;

— в процессе вузовского обучения будут использоваться разнообразные возможности научно-исследовательской работы студентов как одного из средств развития креативных способностей личности, ее творческой индивидуальности как условия формирования современного специалиста;

— исследовательская деятельность студентов будет рассматриваться как часть целостного педагогического процесса, сохраняющего свойства целого, функционирующего в режиме динамики;

— состав и структура формируемых умений будут разработаны в соответствии с моделью исследовательской деятельности педагога.

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи:

1. Раскрыть роль и место исследовательских умений в структуре профессиональной подготовки современного учителя.

2. Определить и обосновать структуру исследовательских умений применительно к особенностям профессиональной подготовки учителя.

3. Выявить проблемы подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности в условиях традиционного вузовского обучения.

4. Разработать концептуальную модель процесса формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности, включая его целевые, содержательные, процессуальные характеристики и экспериментально ее проверить.

Методологической основой исследования явились: философская трактовка синергетического подхода, основанного на идеях системности, целостности восприятия мира, нелинейности, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимостигуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям обучающихся и к социокультурным изменениям средыконцепции самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности в процессе обученияпринципы взаимосвязи теории и практикиобщая теория профессиональной исследовательской деятельностиконцепция формирования личности педагога в системе непрерывного образования.

Теоретической основой исследования явились теории: синергетического подхода (Э.Н. Гусинский, Н. Ю. Климонтович, С. П. Курдюмов, И. Р. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.), системного подхода (И.В. Блауберг, Ф. Ф. Королев, В. Н. Сагатовский, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин и др.), профессиональной деятельности (М.С. Каган, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. Ф. Талызина и др.), формирования личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), творческого характера педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. В. Краевский и др.).

Решению поставленных задач способствовало использование разнообразных научно-педагогических методов исследования:

— теоретических (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы);

— эмпирических: включенное и фрагментарное наблюдения, диагностических (анкетирование, тестирование, беседа), экспериментальных (опытно-экспериментальная работа, моделирование).

При обработке результатов экспериментов использованы статистико-математические методы.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (поисково-подготовительном, 1997 — 1998 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблемеобобщался опыт вузов по формированию готовности к исследовательской деятельности будущего педагогаопределялись проблема исследования, его объект, предмет, задачи, гипотезаразрабатывались методология и методики опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (экспериментальном, 1998 — 1999 гг.) выполнялся констатирующий эксперимент по анализу исследовательской деятельности практикующего учителя в рамках традиционного образовательного процесса, определялись сущностные характеристики, механизмы и модель подготовки студентов к исследовательской педагогической деятельности.

На третьем этапе (обобщающем, 2000;2001 гг.) экспериментально проверялась эффективность предложенной модели подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности посредством формирующего и контрольного экспериментов, обосновывались и внедрялись в практику научно-методические рекомендации, систематизировались полученные данные и оформлялась рукопись диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Ставропольский государственный университет, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, МГОПУ (филиал в г. Ставрополе) и общеобразовательные школы г. Ставрополя (№№ 7, 26, 31, 37). Исследованием было охвачено 739 учителей общеобразовательных школ, свыше 1000 студентов вузов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: 1. Определены теоретические основы проблемы формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в аспектах:

— анализа педагогической деятельности с позиций современных методологических подходов;

— уточнения понятийно-категориального аппарата исследования сущностной характеристики исследовательской педагогической деятельности;

— рассмотрения исследовательской деятельности как компонента профессиональной культуры современного педагога;

— выявления специфики исследовательской педагогической деятельности.

2. Разработаны организационно-педагогические и методические основы процесса формирования исследовательских умений в условиях межпредметного взаимодействия дисциплин разного цикла (исходные теоретические основания педагогического процесса, характеристика его этапов, требования к построению дидактического пространства исследовательских задач).

3. Предложена концептуальная модель формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности, включающая целевые, содержательные и процессуальные характеристики.

Практическая значимость исследования обеспечена тем, что в нем определены содержание, критерии и уровни процесса формирования у студентов исследовательских уменийразработанная методика подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности может внедрятся в практику подготовки студентов различных специальностей. В соответствии с предложенной моделью разработаны материалы, составляющие базовую основу подготовки специалиста без существенных перестроек учебного плана и учебных программ. Разработан вариант организации межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей, позволяющий обеспечить систематичность и последовательность целостного процесса обучения. Разработан конкретный курс «Организация и методы научно-педагогического исследования», прошедший неоднократную апробацию в деятельности современного вуза.

Обоснованность и достоверность полученных в исследовании данных обеспечивается: четкостью исходных методологических позиций, применением различных методов исследования, соответствующих его целям и задачам, количеством вовлеченных в исследование объектов и субъектов, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом и опытом личной преподавательской деятельности диссертанта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях профильных кафедр биолого-химического факультета, кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, докладывались на региональной научно-методической конференции «Эвристическое образование» (Ставрополь, 1999 г.), научно-методических конференциях «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 1999, 2000 гг.), «Современные проблемы образования: опыт и перспективы» (Ставрополь, 2000 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях (г.Краснодар, 2000 г.- г. Нальчик, 2000 г.), а также на Международной научно-методической конференции (г. Сочи, 2000 г.).

На защиту выносятся:

1. Представление о сущности и структуре профессиональной деятельности педагога-исследователя в контексте современных методологических подходов.

2. Концептуальная модель процесса формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности.

3. Уровни и критерии сформированности профессиональной готовности будущих учителей к исследовательской деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляют 190 страницу. Работа содержит 19 таблиц, 23 рисунка.

Список литературы

включает 238 наименований.

ВЫВОДЫ

1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований, результаты экспериментальной работы позволили выявить организационно-педагогические и методические основы формирования готовности будущего учителя к исследовательской педагогической деятельности в условиях межпредметного взаимодействия дисциплин разного цикла, установить структуру педагогических исследовательских умений, определить роль и место исследовательской деятельности как средства развития педагогической системы, оценить уровень подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности в условиях традиционного обучения.

2. Исследование показало, что формирование у студентов готовности к исследовательской педагогической деятельности может быть успешным при условии целевого, содержательного, структурного и функционального согласования его отдельных этапов — мотивационного, содержательно-деятельностного, рефлексивно-оценочного. Это нашло отражение в концептуальной модели формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности.

3. Опытно-экспериментальная проверка концептуальной модели формирования готовности будущего учителя к исследовательской деятельности как составной части его общепрофессиональной подготовки позволяет констатировать достижения студентами экспериментальных групп высоких и средних уровней творческой активности, приращение профессиональных знаний и умений в области исследовательской деятельности, наличие устойчивой положительной мотивации к совершенствованию данного вида деятельности, что определяет достаточную эффективность предложенной модели и методики ее осуществления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение организационно-педагогических и методических основ подготовки студентов к исследовательской деятельности включало несколько аспектов: изучение особенностей исторического развития исследований по проблеме готовности к профессиональной деятельности, анализ понятийно-категориального аппарата исследования, сущностной характеристики исследовательской деятельности, рассмотрение исследовательской деятельности как компонента профессиональной культуры современного педагога и состояния традиционной практики подготовки студентов вуза к исследовательской педагогической деятельности. В результате было получено всестороннее представление о предмете подготовки будущего педагога.

Согласно нашим данным, исследовательская педагогическая деятельность — это специально организованный процесс познания, суть которого выражается, в конечном счете, в продвижении или преобразовании, которое он вносит в педагогическую науку и практику. Исследовательская деятельность педагога отличается от нормативной педагогической деятельности своими целями, методами, результатами и рассматривается в качестве необходимого компонента профессионально-педагогической культуры, обеспечивающей эффективность педагогического труда.

В ходе предпринятого исследования установлено, что проблема исследовательской педагогической деятельности относится к числу тех, разработка которых требует синергетического и системного подходов. Глубокое знание аналитических возможностей этих подходов является непременным условием формирования основ анализа педагогического процесса подготовки специалиста нового типа — педагога-исследователя.

С позиции исследуемой нами проблемы, исследовательская подготовка специалиста — это сложный междисциплинарный, системно-структурный процесс, предполагающий общенаучную, психолого-педагогическую и специальную подготовку на основе исследовательской направленности функций современного процесса обучения, создание определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, психологического, педагогического, методического характера, обеспечивающих готовность будущего педагога к исследовательской деятельности. В этой связи основы исследовательской подготовки учителя должны закладываться в вузе.

В целом предпринятое исследование подтвердило тот факт, что уровень востребованности в исследовательской практике не соответствует теоретической и практической готовности к ее осуществлению со стороны будущего педагога, что в свою очередь, обусловило необходимость целенаправленной работы в этом направлении на этапе подготовки будущего специалиста.

Опираясь на теоретико-прикладной научный опыт моделирования и прогнозирования педагогических систем, управления ими, мы разработали концептуальную модель формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в системе вузовского образования, построенную на основе социального заказа общества на подготовку нового типа педагога, требований государственного стандарта к уровню образовательной и педагогической подготовки учителя и включающую целевую характеристику, структуру и функциональное содержание исследовательской деятельности учителя, методику формирования готовности к этой деятельности и подсистему диагностики и коррекции системы.

На практике предложенная модель получила реализацию через разработанную методическую подсистему, которая включала следующие блоки, мотивационный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный.

В этой связи в экспериментальном преподавании была осуществлена коррекция учебного содержания в направлении существенного усиления его исследовательской направленности с учетом межцикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, разработан и апробирован курс «Организация и методы научно-педагогического исследования», позволивший актуализировать имеющиеся и получать новые профессиональные научные знания, развивать практические умения и навыки будущих учителей по методологии и методике педагогического исследования. Важное значение в плане формирования педагогических исследовательских умений имела также самостоятельная научно-исследовательская деятельность будущих педагогов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы по дисциплинам профиля. Для организации этой работы использовались как традиционные формы и методы, так и активные.

Для оценки компетентности студентов в вопросах исследовательской педагогической деятельности были разработаны критерии и параметры выявления профессиональной готовности будущих учителей к исследовательской деятельности, подобран соответствующий комплект измерителей. В соответствии с критериями и параметрами — выявлены уровни профессиональной готовности учителей к исследовательской деятельности: адаптивный, презентативный, интегративный.

Решение проблемы формирования готовности студентов к исследовательской педагогической деятельности в теоретическом плане с последующей экспериментальной апробацией полученных результатов и внедрение их в практику существенным образом повысило уровень и качество профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, обеспечило формирование и развитие у них устойчивых интересов к научно-педагогическому творчеству, а также овладение определенными умениями и навыками ведения научно-исследовательской работы. Все это дает основание заключить, что разработанная модель профессиональной подготовки достаточно эффективна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. — 1993. — № 3. — С. 165−170.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 250с.
  3. О.А. О формировании у студентов педагогических умений // Советская педагогика. 1970. -№ 11, — С. 93.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1977.-224с.
  5. Л.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов: Дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1984. — 207с.
  6. Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1973. -42с.
  7. . Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика Пресс, 1993. — 164с.
  8. П.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380с.
  9. В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программированного обучения // Современная высшая школа. 1978. — № 1 (21). -С.25−32.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -С.34.
  11. П.Арсенова С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1990. — 189с.
  12. В.Н., Щеулин В. В. Научно-исследовательская работа студентов как непременное условие подготовки современного учителя // Советская педагогика. 1974. № 7. — С. 74−80.
  13. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987. № 2. — С. 3−8.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 191с.
  15. Л.А. Использование учителем педагогических знаний в процессе решения исследовательских задач. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978.-С.74.
  16. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика. 1981. — № 7 — С. 72.
  17. Е.И. Формирование исследовательских умений в лабораторном практикуме в высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук М., 1987. — 173с.
  18. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993.-394с.
  19. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94с.
  20. В.В. Экспериментальный анализ передового опыта. Челябинск.: ЧТУ, 1987.-67с.
  21. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. — 208с.
  22. С.М. О природе научного творчества // Вопросы философии. -1966. -№ 6.-С.46.
  23. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-С.84.
  24. Д.Б. На пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96с.
  25. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников// Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С.30.
  26. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. — С. 542.
  27. Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д: РГПИ, 1995.- 175с.
  28. В.И., Красовицкий М. Ю. Проблемы выявления и обобщения передового педагогического опыта // Советская педагогика. 1979. № 8. -С.82−88.
  29. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 304с.
  30. Бюллетень государственного комитета по народному образованию. 1990. -№ 2, 1991. -№ 1.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  32. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 191с.
  33. Ш. И. Некоторые вопросы методики научного исследования в области дидактики // Советская педагогика. 1967. — № 1. — С. 83.
  34. И.Г. Структура научного исследования. -М.: Просвещение, 1985. -215с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
  36. Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1989.- 171с.
  37. Ф.Н. Книга об учителе. М.:Просвещение, 1985. — 260с.
  38. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы Ставрополь: СГПУ, 1995. — 160с.
  39. В.И. Методическая подготовка студентов в условиях многоуровневого высшего образования. Биология и экология в системе высшего образования. Санкт-Петербург, Ставрополь: СГПУ, 1994. — С.203−204.
  40. В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое образование. -Ставрополь, 1994. Вып. VI. — С.44−49.
  41. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дисс.. д-ра пед. наук.-СПб., 1995.-355с.
  42. Р.И. Блочно-модульная система подготовки будущих учителей к проведению педагогического эксперимента: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, Чебоксары, 2000. 22с.
  43. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 134с.
  44. Границкая, А С. Механизмы управления самостоятельной работой студентов при переходе к адаптивной системе обучения // Анализ содержания курса иностранного языка. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976, — Вып. 3. — С. 1116.
  45. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 172с.
  46. В.Д. Философия ума. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 108с.
  47. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. — 136с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239с.
  49. A.JT. Формирование готовности у студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования // Теория и практика высшего педагогического образования: Сб. науч. тр. /Под ред.
  50. B.А.Сластенина. М.: Прометей, 1993. — С. 104−105.
  51. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе: Автореф. .дисс.канд.пед. наук. Ярославль, 1972. -18с.
  52. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 34−42.
  53. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  54. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.1. C. 322.
  55. Г. М. Науковедение. Прогнозирование. Информатика. Киев: Наукова думка, 1970. — 351 с.
  56. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления.1. Киев: Лыбидь, 1990. 147с.
  57. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995. — С. 132.
  58. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс.. д-ра пед. наук М, 1983. -353с.
  59. М. И. Кандыбович Л.В. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 182 с.
  60. М. И. Кандыбович Л.В. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1981. -383с.
  61. С. И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1992. — 137с.
  62. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974, — 112с.
  63. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. — 59с.69.3анков Л.В.О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 148с.
  64. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки // Информационный обзор. М.: НКЦ «Университет», 1993. — 34с.
  65. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480с.75.3инченко В.П. О цепях и ценностях образования // Педагогика. 1997. — № 5. -С. 3−16.
  66. Инновационное обучение и наука / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Росс. акад. наук ИНИОН, 1992.-51с.
  67. В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии ипсихологии научного творчества //Народное творчество. М.: Наука, 1969. — 426с.
  68. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. -М.: Просвещение, 1964. 248с.
  69. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  70. Е. Исследовательская работа учителя // Вопросы просвещения. -1926. -№ 6−7, — С. 8.81 .Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981 — 220с.
  71. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. -48с.
  72. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  73. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. 163с.
  74. Дж. Порядок и беспорядок в структуре материи. М.: Мир, 1985. -с.158.
  75. A.M. Активное обучение специалистов. Николаев: Темп, 1991. -34с.
  76. .М. Классификация наук. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1965. Т.2. -543с.
  77. А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1999. — 184с.
  78. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512с.
  79. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 110−122.
  80. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. JI, 1960.-Т.2.-С.59.
  81. А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. -200с.
  82. А. А. Диалектико-материалистический анализ как методологическое средство. М.: АН СССР, 1986. — 365с.
  83. А.Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. М.: Просвещение, 1989. — 208с.
  84. Концепция педагогического образования. М.: ГК СССР по народному образованию, 1988. — 15с.
  85. Концепция федеральной программы развития образования // Учительская газета. 1993. — 19 января.
  86. И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С.79−86.
  87. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−115.
  88. .И. Учение процесс творческий. — М. Просвещение, 1989. -159с.
  89. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 144с.
  90. А.И. Культура педагогического исследования. Мн.: Адукацыя i выхавание, 1996. — 312с.
  91. A.M. Современная высшая школа: состояние и тенденции развития. Казань: ИССО РАО, 1997. — 240с.
  92. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. — 256 с.
  93. Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика. 1967. — № 8 — С. 61−71.
  94. В.П. Системность как ступень научного познания: Системные исследования. М.: Наука, 1973. — С.82.
  95. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114с.
  96. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972. — 311с.
  97. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л. ЛГУ, 1967. -183с.
  98. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. 118с.
  99. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  100. Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Мн.: Изд-во БГУ, 1978.-296с.
  101. Лахтин Г А. Тактика науки. Новосибирск: Наука, 1969. — 250с.
  102. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 64с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.-304с.
  104. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  105. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  106. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996. — С.11.
  107. Логика научного исследования / Под ред. П. В. Копнина, М. В. Поповича. -М.: Наука, 1965. -360с.
  108. А.Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990.-272с.
  109. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: ФАН, 1986. — 95с.
  110. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
  111. Ю.А. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985. — 168с.
  112. A.M. Общая задача об устойчивости движения. Л.: ОНТИ, 1935.-386с.
  113. В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992. -51с.
  114. Лях Т. И. Мотивы выбора профессии учителя и их значение для профессионального становления учителя // Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки студентов: Сб. науч. тр. /Под ред. А. А. Орлова. Тула, 1991. — С.25−36.
  115. А.С. Собр. соч. в 7 т. М. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957−1958, т.5. — С.105, т.7. — С.402.
  116. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  117. .Г. О сущности незнания // Педагогика. 1995. — № 3. -С.37−40.
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -208с.
  119. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  120. .С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов. писатель, 1969. -444с.
  121. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. -Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1999. 157с.
  122. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 172 с.
  123. Методы педагогического исследования / Под ред В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159с.
  124. Г. И., Горовая В. И. История педагогического процесса. -Ставрополь: СГУ, 1997. 136с.
  125. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 120с.
  126. И.И. Проблема как категория познания // Вопросы философии. 1964.-№ 11.-С.28.
  127. Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. -1991. № 3 — С. 13.
  128. В.Н. Личность и неврозы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. 180с.
  129. В.Н. Педагогические условия взаимосвязи учебной и внеучебной исследовательской деятельности студентов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1986.- 165с.
  130. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск.: Мордовское книжное изд-во., 1974. — С.5.
  131. И.Л. Система практической подготовки молодого учителя. -Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1972. 264с.
  132. Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. Казань: Татар, книжное изд-во, 1989. — 62с.
  133. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М.: Мир, 1990. -с.280.
  134. Дж. Динамика иерархических систем: эволюционное представление. М.: Мир, 1989. — С. 441.
  135. Ф. Сочинение в 2-х т. М.: Мысль. 1990. — т.2. — 832с.
  136. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 12.09.1994 г. // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 113−119.
  137. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой М.: Русс, яз., 1986. -795с.
  138. Орлова Т В. Система приказов по развитию экспериментальной работы в школе // Завуч. 1999. — № 5. — С.49.
  139. Т.В. Теория и практика организации учебного процесса // Завуч-1999. -№ 5.-С. 3−16.
  140. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высшая школа, 1987. — 77с.
  141. Педагогический словарь /Под. ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960 -Т.1. 774с.
  142. Педагогическая энциклопедия. М: Советская энциклопедия, 1965. Т.2. -С. 228.
  143. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 19.
  144. А.П. Основы методики естествознания. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1926. — С. 160.
  145. К.К. Введение в педагогику. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930. — 16с.
  146. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
  147. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
  148. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1988. — 187с.
  149. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989. — 270с.
  150. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. — 431с.
  151. И. Философия нестабильности //Вопросы философии. 1991. -№ 6. — С.51.
  152. Проблемы истории советской школы и педагогики / Под ред. З. И. Рывкина. -М., 1991. 4.1. -с.64.
  153. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.:Педагогика, 1971. — 352с.
  154. Т.Г. Управление исследовательской деятельностью студентов в процессе обучения в техническом вузе (на примере общетехнических и специальных дисциплин): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 143с.
  155. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  156. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494с.
  157. Психологический словарь /Под ред. Н. Ф. Добрынина, С. Е. Советова -Магадан, 1965. -С.63.
  158. А. О науке / Под ред Л. С. Понтрягина. М.: Наука, 1990. — 735с.
  159. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М. Политиздат, 1967 .-271с.
  160. .Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное положение // Исследовательский метод в педагогической работе: Сб. науч. тр. Л.: Госиздат, 1924. — С.8−9.
  161. А.И. Принципы научного мышления. М.: Политиздат, 1975. -143с.
  162. А.И. Природа научного исследования // Вопросы философии. -1968.-№ 12.-С. 46.
  163. И.П. НОТ учителя М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  164. Е.С. К вопросу о диалектике саморазвития // Философские науки. 1984. — № 1. — С.38.
  165. Е.Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1991.-С.5.
  166. Л.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. -170с.
  167. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-Т.1.-С.384.
  168. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416с.
  169. Г. И. Синергетика и принципы самодвижения материи // Вопросы философии. 1984. — № 8 — С. 44.
  170. М.А. Учителя средней школы. В кн.: На распутье. М., 1917. -С.135.
  171. В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философские науки. 1976. — № 3. — С.15−21.
  172. В.Н. Вселенная философа. М.: Молодая гвардия, 1972. -223 с.
  173. В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. -279с.
  174. Т.В. Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2000. — 20с.
  175. Самоорганизация в природе и обществе // Философско-методологические очерки / Под ред. С. С. Гусева, Ю. И. Ефимова, В. Н. Михайловского. Санкт-Петербург.: Наука, 1994. — 128с.
  176. С.М., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов н/Д.:1. Феникс, 1997. -512с.
  177. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 191с.
  178. М.Н. Изучение и обобщение опыта школ и учителей. М.: Учпедгиз, 1952. — 156с.
  179. М.Н., Лернер И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средства связи обучения с жизнью // Советская педагогика. 1963. -№ 10.-С. 15−16.
  180. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150с.
  181. М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового опыта. // Народное образование. 1965. — № 7. — С.28−34.
  182. М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1973. — 206с.
  183. П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7−8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999. 19с.
  184. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1976.-368с.
  185. В. А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. М.: Магистр, 1997. — 222с.
  186. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1990. — С.268.
  187. Словарь педагогических терминов / Под ред В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — 51с.
  188. Словарь практического психолога / Под ред. С. Ю. Головина. Минск: Харвест, 1998. — 800с.
  189. A.M. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства М.: Знание, 1976. — 72с.
  190. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.-С. 654.
  191. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752с.
  192. Современный философский словарь. М.: 1998. — с. 785.
  193. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. -174с.
  194. B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. Минск: Вышейш. школа, 1974. — 152с.
  195. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 736с.
  196. В.А. Избранные педагогические произведения в 4 т. М.: Педагогика, 1981. — Т.4. — С.496.
  197. Н.М. Критерии оценки передового педагогического опыта. //
  198. Сов. педагогика. 1979. — № 7. — С.65−68.
  199. Теория и практика высшего педагогического образования: Сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Прометей, 1993. 117с.
  200. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536с.
  201. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента М.: Новая школа, 1998. — 288с.
  202. Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: Институт практической психологии, 1997. — 448с.
  203. К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / Под ред. A.M. Еголина. МЛ.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948−1952. — Т.1. — С.24, Т.5. — С.355.
  204. Г. Синергетика. М.: Мир., 1980. — С. 16.
  205. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — с. 39.
  206. Н.Ф., Шаповалов В. А. Педагогика: педагогическая практика в условиях многоуровневого педагогического образования. Ставрополь: СГУ, 1996. -58с.
  207. Д.Г. Формы и методы научной работы студентов и проблемы рационального управления ею в высшей школе. Дисс.. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1989. 128с.
  208. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184с.
  209. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. -320с.
  210. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. -554с.
  211. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995.-314с.
  212. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. -Л.: Знание, 1975. -40с.
  213. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. — № 2 — С. 13−28.
  214. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967. — 266с.
  215. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1991. — 91с.
  216. В.А. Стратегия социологического исследования описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 -596с.
  217. Н.М. Исследовательский метод в теории и практике обучения. // Методы и их дидактические функции: Сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1978. С. 37−49.
  218. Frank Ph. Philosophy of Science. The Link Between Science and Philosophy. Prentice Hall, Inc. Englewood Cliffs, New York, 1962 — 394 p.
  219. Brewster Ghiselin The creative process. New York, Toronto, A Mentor Book. — 1952. -251 p.
  220. Goldberg Jeff. Anatomy of scientific discovery. Toronto: Bantam books, 1989. — 228 p.
  221. Guthke J. Zur Diagnostik der intellektuellen Lernfahigkeiten. Berlin, 1972. -302 S.
  222. Clauss Giinter. Differentielle Lernpsychologie. Berlin, 1987. — 174 S.
  223. Hubbard L.R. Selbstanalyse. Kopenhagen, 1983. — 232 S.
  224. Hubbard L.R. The creation of human ability. Copenhagen, 1982. — 290p.
  225. Roder H., Roder Ch., Briinger H. Holistische Schule. Expose zur Griindung einer Ersatzschule in freier Tragerschaff und/oder zur Durchfuhrung eines wissenschaftlich begleiteten Schulversuchs. Weierbusch, 1990. — S. 51.
  226. Winkler R. Antinomische Padagogik und kommunikative Didaktik Studien zu den Widerspruchen und Spannungen in Erziehund und Schule. Dusseldorf, Schwann, 1988. — S.40.
Заполнить форму текущей работой