Введение.
Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами наглядного моделирования при ознакомлении с художественной литературой
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса… Читать ещё >
Введение. Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами наглядного моделирования при ознакомлении с художественной литературой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого, Е. И. Игнатьева и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний. А также способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет.
наглядное моделирование при ознакомлении детей с художественной литературой на познавательных играх-занятиях. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества.
Цель исследования — показать эффективность использования познавательных игр-занятий для развития и активизация творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования — воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования — средства развития творческого воображения.
Гипотеза. Предполагается, что познавательные игры-занятия с использованием наглядного моделирования при ознакомлении детей с художественной литературой способствуют развитию креативности у детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи:
- 1. Дать характеристику воображения и его видов, рассмотреть механизмы и особенности творческого воображения детей дошкольного возраста.
- 2. Изучить методы, способы и приемы развития творческого воображения дошкольников.
- 3. Провести обучающий эксперимент по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, с использованием наглядного моделирования на играх-занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
- 4. Дать сравнительную характеристику полученных данных по итогам констатирующего и контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; беседы, эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад № 230» города Краснодара.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности воспитателя ДОУ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (28 источников) и 3-х приложений на 6-ти страницах. В работе — 4 таблицы, три рисунка. Текст работы изложен на 41странице.