Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медицина в жанре афоризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вино в Древней Греции было почитаемым напитком. Его использовали для священных обрядов, а также в лечебных целях. В таком случае его нередко подавали подогретым. Было распространено добавление в вино различных веществ минерального и растительного происхождения для осветления вина, предохранения от порчи, а также для ароматизации или придания ему лечебных свойств. Существует множество афоризмов… Читать ещё >

Медицина в жанре афоризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философский анализ медицины — область исследования гуманитарной мысли. Не для каждого из авторов трудов данного направления медицина — целенаправленный специализированный объект исследования. Опыт гуманитарного осмысления научной медициныпо-прежнему актуален. Современная медицина превратилась в комплекс естественнонаучныхдисциплин с неизбежными потерями в гуманистическом содержании медицины и как учения, и как практики. Философия играет важную рольв медицине. Она формирует мировоззрениеврачей, учит мыслить. А умение размышлятькачество, определяющее деятельность врача. Врачдолжен быть мудрым. «Нет большой разницымежду мудростью и медициной», -говорил Гиппократ. Мировоззрение философа служитфундаментом для формированияэтического и нравственного облика врача. В настоящее время большой интерес вызывают лингвистические исследования специфических сфер языковых дискурсов. Язык медицины, является и институциональным, и, вместе с тем, по ряду параметров, общекультурным, однако полностью лингвистикой еще не исследован. Наиболее действенными приемами изучения культурных концептов является анализ пословиц, сентенций, афоризмов, сюжетов художественных произведений и т. д. АФОРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР Афоризм — оригинальная законченная мысль, изреченная или записанная в лаконичной текстовой форме. В афоризме достигается предельная концентрация мысли. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявленаинтеллектуальная задача или даетсяфилософский намек на ееоригинальное решение. Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов, так большинствоафоризмов состоит из 3−5 слов. Афоризмы рождаются как в контексте научных, философских, художественныхтрудов, так и самостоятельно. Слово «афоризм» известнос глубокой древности. Афоризмами (от греч. aphorismos— определение) древнегреческий ученый Гиппократназвал свой медицинский трактат о симптомах и диагнозах заболеваний, искусстве ихисцеления и профилактики. Трактат начинался афоризмом, получившим мировую известность: «Жизнь коротка, искусство долговечно». Однако имеются сведения о более широком использовании слова «афоризм» в античной литературе. Исследования немецких ученых (Ф. Шальк— 1933, П. Реквадт— 1964) показали, что, помимо медицинского термина, это словотакжеозначало сентенцию, гному, мудрое изречение, а также краткий и сжатый стиль.1 Коряковцев, А. А. Афоризмы как литературный жанр. Карнавал языка // Урал, 2002. № 3- С. 26. ВXI в. получили известность афоризмыСалернскойшколы, включающие медицинскую практику Средневековья. В XIII в. Данте употреблял слово «афоризм» исключительно в медицинском смысле. В дальнейшем афоризмы стали встречаться в разных науках, особенно в тех, в которых долго отсутствовали методологические и практические обоснования: в юриспруденции, философии, политике, естественных науках. Переход афоризма из области медицины в область политики являлся наиболее обоснованным. «Человеческий организм» (по Тациту) уподоблялся «государственному организму», ив первом случае рекомендовалось лечениелекарственнымипрепаратами, а во втором случае моральнымисредствами. Вполне закономерно, что в конце XVI в. Антонио Пересназвал афоризмами свои заметкина тему политической морали (1591). По мнению многих лингвистов, афоризмы Пересаблизки к литературно-художественной форме, но окончательно такого рода афоризмы утвердились только послепубликации книги Б. Грасиана"Карманный оракул" (Испания, 1647), содержащей триста правил-афоризмовжитейской мудрости. В дальнейшем, слово «афоризм» внедрялось в литературы разных стран своеобразными путями. В России слово «афоризм"появилосьв XVIII столетии, и его двойственное значение — медицинское и литературное — отражено в справочной литературе того времени. В первом издании „Словаря Академии Российской“ (1789) афоризм (афорисм) определяетсякак правило, которое „в кратких словах содержит много смысла“. 2 http://www.greatmind.info В началеXIX в. в Россиистали появляться книги, именуемые афоризмами. В1816 г. в Санкт-Петербурге вышел сборник под названием „Афоризмы, или Избранные мысли из разных писателей…“, составленный К. Смиттеном, в 1836 г. вышли „Исторические афоризмы“ русского историка и писателя М. П. Погодина. КконцуIX — в началеXX вв. слово"афоризм» в России приобрелобольшую популярность. Былоопубликованомного книгсборников афоризмов разных авторов. До середины XX в. наблюдался спад интереса к афористическим произведениям. В настоящее время афоризмы вновь становятся всё более востребованными и выходят на новый уровень своего развития. Рассмотрение истории афоризма как «жанра» важнее, чем «слова», но оно значительно сложнее и противоречивее. История афоризма как «жанра"противоречива и не имеет единогласия. В Германии бытует мнение, что жанр афоризма возник в новое время литературы и с жанром изречения связи не имеет. Однакоболее распространена теория, согласно которой изречение — этотот же афоризм и его история — древняя история изречений. В русском языке преимущественно разделяется последняя точка зрения. Правда, в справочной литературемнения по этому вопросу расходятся. Сочетание древних представлений со словом «афоризм» применяется очень широко. В нашей литературе очень часто древние изречения именуют афоризмами и современные афоризмы — изречениями.

Перед вами афоризмы и цитаты про медицину. Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин мудрости» на данную тему. Здесь собраны занимательные остроты и изречения, умные мысли философов и меткие фразы мастеров разговорного жанра, гениальные слова великих мыслителей и оригинальные статусы из соцсетей, а так же многое другое…

Вы слышали — мистер Смит умер. Да, но какие доктора его лечили! В медицине главным лекарством является сам врач. Антоний Кэмпиньский. В могущество врачей верят только здоровые. Альфред Конар. Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом, пока не убьёт одного или двух пациентов. Индийское изречение. Врач, который не берет платы, не заслуживает её. Талмуд («Гемара»). Врачей ненавидят либо из убеждения, либо из экономии. Мария Эбнер-Эшенбах. Врачи в лучшем случае знают кое-что о болезнях, но в здоровье они совершенно не разбираются. Прентис Малфорд. Врачи удивляются, как при таком лечении больные ещё живы. Больные удивляются, как при такой зарплате врачи ещё живы. Михаил Жванецкий. Врач-специалист — это медик, который приучил своих пациентов болеть только в приемные дни. Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. Владимир Бехтерев. Если вы думаете, что время — лучший лекарь, значит, вы никогда не сидели в приемной врача. Иные врачи двадцать лет кряду делают одни и те же ошибки и называют это клиническим опытом. Ноуа Фэбрикант. Лучшая медицинская специальность — дерматология. Пациенты не станут будить вас среди ночи, никогда не умрут от своей болезни и никогда не поправятся. Мартин Фишер. Мало записаться на прием к врачу — надо до него ещё дожить. Константин Мелихан. Мой врач дал мне шесть месяцев жизни. Но когда я не заплатил по счету, он дал мне ещё шесть. Уолтер Мэтхо. Одни врачи сообщают больным плохие новости с глазу на глаз, другие предпочитают послать счет по почте. Одно из преимуществ бедности: врач вылечит вас быстрее. Фрэнк Хаббард. Оптимистическая ложь до такой степени необходима в медицине, что врач, неспособный искренне лгать, выбрал не ту профессию. Джордж Бернард Шоу. От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится — никто не удивляется. Мария Эбнер-Эшенбах. Репутацию врачу создают знаменитости, умершие под его наблюдением. Джордж Бернард Шоу. Советы врача ещё никого не вылечили, но всё-таки это какое-то развлечение для пациента. Янина Ипохорская. Странное дело: я всегда могу разобрать счет, который выписал врач, и никогда не могу разобрать рецепт. Финли Питер Данн. Хороший врач спасет если не от болезни, то хотя бы от плохого врача. Жан Поль. Чем лучше врач, тем больше он знает бесполезных лекарств. Бенджамин Франклин. Чем опытней врач, тем неразборчивей почерк. Шарлатан — это лжеврач, отправляющий вас на тот свет, тогда как настоящий врач дает вам умереть своей смертью. Жан Лабрюйер. Больничное лечение обходится дорого, но где ещё вам подадут завтрак в кровать. Неизвестный американец. В каждой больнице есть два вида пациентов: одни серьёзно больны, другие жалуются на питание. Если вам случится попасть в больницу, помните: по-настоящему опасная операция не может стоить дешевле 11 тысяч долларов. Американский совет. Кладбища богатеют, когда нищают больницы. Александр Минкин. Не все пациенты любят лечиться, но все пациенты любят лечить. Максим Звонарев. Врачу вовсе не обязательно верить в медицину — больной верит в неё за двоих. Жорж Элгози. Иных уж нет, а тех долечат. Борис Брайнин. Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее. Плутарх. Медицина: кошелёк и жизнь. Карл Краус. Медицинская наука добавляет годы жизни, но не добавляет жизни годам. Поликлиника: ускоренные курсы по обмену опытом между больными. Сильвия Чиз. Прежде магию путали с медициной; ныне медицину путают с магией. Томас Сас. Цель медицины заключается в том, чтобы люди умирали настолько молодыми, насколько это возможно. Эрнст Виндер. Чтобы у нас болеть, надо иметь лошадиное здоровье. Лион Измайлов.

«Ars longa, vita brevis».

Гиппократ — знаменитый древнегреческий врач, вошедший в историю как «отец медицины». Одним из его трудов, представляющих огромный интерес, являются «Афоризмы», они состоят из восьми разделов, в которых собраны диетические и терапевтические наставления для врачей, практикующих как в области болезней внутренних органов, так и в хирургии, акушерстве и др. медицина афоризм врач дискурс Знаменитое выражение Гиппократа: «Ars longa, vita brevis" — «Жизнь коротка, искусство вечно» имеет непосредственное отношение к медицине. К сожалению данный афоризм является вырванным из контекста настолько, что смысл его исказился. В действительности первоисточником знаменитого изречения является труд «Афоризмы» из «Гиппократова сборника» и звучит оно так: «Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile — жизнь коротка, наука же обширна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно». На первом месте теперь стоит «жизнь», а на втором «наука». Таким образом, подчеркивается мимолетность одной жизни, и лишь знания, передаваемые из поколения в поколение, способны продлить эту жизнь и наполнить её смыслом.

«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело всё, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

Гиппократ II Великий, 300 г до н.э.

«Summum bonum medicinae sanitas».

С каждым годом здоровье все больше утрачивает свою ценность, по той причине, что современная медицина, может предложить множество вариантов лечения болезни, но к сожалению немного вариантов сохранения здоровья.

«Высшее благо медициныздоровье», — говорили древние греки, современники врача Асклепия. Можно сказать, что вся медицина делится на два учения — учение о здоровье и учение о болезнях. С годами медицина все больше познавала болезни и все больше отстранялась от учения о здоровье, забывая заповедь предков об истинном благе. Здоровье является одним из существенных условий жизнедеятельности современного человека. Оно должно стать важнейшим мировоззренческим и ценностным ориентиром, как для врача, так и для самого человека. Медицина, для достижения здоровья людей, должна идти не по пути излечения болезней, а по пути их недопущения, обучая и помогая в поддержании sanitas. Поэтому мысль древних греков о том, что высшее благо медицины — здоровье, можно считать профессиональным девизом.

«Medice, cura te ipsum».

Врач, исцели себя сам! — первоисточником этого выражения была Библия Вульгате (Евангелие от Луки, гл. IV). В нем рассказывается о том, как однажды Иисус Христос пришел в храм и объявил всем, в нем собравшимся, о том, что он послан Богом, чтобы спасти людей. Предвосхищая возможные упреки и сомнения, «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме» (рус. пер.). Иными словами: докажи свои слова, сотвори чудо, которые ты сотворил в Капернауме (изгнание бесов).

Не стоит понимать данное выражение буквально, оно цитируется, как призыв обратить внимание на свои пороки и грехи и искоренить их, прежде чем осуждать кого — либо. Умом, сердцем и рукой врача движет сам Бог. Если врач благочестив, не заинтересован в преображении своей собственной гордости, то такой врач может помочь многим, так как он с Божьей помощью исцелил себя сам.

«Medicus vero spectare vulturem et de manu mulieris pectore leonis».

Еще в древности считалось, что сила врача заключена в его сердце и душе. В средние века Авиценна дал прекрасную поэтическую характеристику личности врача. Он говорил, что врач должен иметь глаза сокола, руки девушки, обладать мудростью змеи и сердцем льва. Наличие тонкой наблюдательности, «цепкого взгляда» позволяет врачу в полной мере увидеть не только саму болезнь, но и её причину, что является первым шагом на пути к излечению больного. Ювелирная работа, выполняемая руками врача, вместе с точностью и четкостью действий, умение не только сухо выполнять манипуляции, но и передавать заботу и сострадание через них-один из залогов успешного лечения. Высокая эрудированность и стремление к постоянному получению знаний дает врачу преимущества при борьбе с болезнью за жизнь человека. При всем этом врач должен уметь сохранять душевное равновесие при различных неблагоприятных ситуациях, он должен обладать умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Врачебная деятельность требует не только истинного профессионализма, но и соответствия определенным морально-этическим нормам, ведь в ней, как ни в одной другой, необходимы особая выдержка, доброжелательность в отношениях с больными и их родственниками. Учиться человеческим взаимоотношениям можно только у жизни, где все рядом — рождение и смерть, радость и горе, полезное и вредное .

«Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat. Quae vero ignis non sanat, insanabilia reputari oportet».

Что не излечивают лекарства, то лечит железо, что железо не излечивает, то лечит огонь. Что даже огонь не лечит, то следует признать неизлечимым.

Это латинский перевод одного из афоризмов Гиппократа. В переводе на современный язык, речь идет о трех методах лечения: лекарственном, хирургическом и прижиганиях. Несмотря на то, что прошло много столетий, со времени появления данного афоризма, свою актуальность он не утратил и по сей день. Все три метода (медикаментозный, хирургический, прижигание (лазеротерапия)) существуют до сих пор и полной замены им нет.

«Ubi pus, ibi evacua».

В Древней Греции высоко ценили красоту человеческого тела и большое внимание уделяли лечению наружных повреждений. Фактически наука о заживлении ран начинается с Гиппократа. Им выдвинут и обоснован основной принцип гнойной хирургии, который и по сей день остается неизменным: «ubi pus, ibi evacua» (где гной, там разрез).

«Mens sana in corpore sano».

В здоровом теле-здоровый дух. На самом деле, в современной интерпретации акценты несколько смещены: в латинском оригинале — «Mens sana in corpore sano», то есть «здоровый дух в здоровом теле». Источник этого выражения — «Сатиры» древнеримского поэта Децима Юния Ювенала (ок.60-ок.127 г. н.э.). В книге X среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandumest ut sit mens sana in corpore sano (Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: «Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни…» .

Интересно, что в разные эпохи афоризм Ювенала толковали по-разному, в том числе в противоположном смысле, против односторонности в обратном направлении, то есть преобладания духа над плотью.

В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке «Искаженная истина» (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: «В здоровом теле здоровый дух», иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов. У А. П. Чехова есть такое замечание: «Римляне говорили Mens sana in corpore sano. Не все то правда, что говорили римляне и греки» .Как бы то ни было, в какую бы сторону ни толковали бессмертный афоризм Ювенала, — в него заложена бесспорная идея гармонического развития человека: надо стремиться, чтобы и тело, и дух были здоровыми.

«Nulla dies sine linea».

Ни дня без штриха, ни дня без строчки. Источник этого выражения — «Естественная история» Плиния Старшего, в которой сообщается, что придворный художник Александра Македонского, знаменитый живописец Апеллес (IV в. до н.э.) «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту; это послужило основанием для поговорки» .

Врачебная деятельность — это одновременно и наука, и искусство, и ремесло. Как в любом искусстве, так и в искусстве медицины врач должен трудиться ежедневно, бескорыстно и самоотверженно, изо дня в день, чтобы не потерять свое мастерство, и накапливать его годами. Труд врача заключается, прежде всего, в получении и накоплении знаний, которые впоследствии сделают его мастером своего дела в борьбе за жизнь человека. Уважение, сочувствие, и доброжелательность к больному, умение сопереживать, но при этом сдерживать эмоции — искусство, достичь которого можно только постоянным самообразованием.

«Vinum moderatum debilem stomachum reficit, vires reparat, algentem frigore caleficit, tristitiam etiam removet, laetitiam infundit».

Вино в умеренном количестве укрепляет слабый желудок, восстанавливает силы, согревает страдающего от холода, оно также прогоняет печаль, наполняет радостью.

Вино в Древней Греции было почитаемым напитком. Его использовали для священных обрядов, а также в лечебных целях. В таком случае его нередко подавали подогретым. Было распространено добавление в вино различных веществ минерального и растительного происхождения для осветления вина, предохранения от порчи, а также для ароматизации или придания ему лечебных свойств. Существует множество афоризмов о вине: «Истина в вине»; «Вино веселит сердце человеческое», сам Авиценна утверждал: «Вино относится к разряду лекарств». Древние Греки подмечали и его одурманивающее действие. Афинский государственный деятель Эубулус в 375 г. до н.э. так сказал о мере в употреблении вина: «Я должен смешать три чашки: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью — для хорошего сна. Выпив три чашки, мудрые гости отправляются по домам. Четвертая чашка уже не наша, она принадлежит насилию; пятая — шуму; шестая — пьяному разгулу; седьмая — подбитым глазам; восьмая — блюстителям порядка; девятая — страданиям и десятая — сумасшествию и крушению мебели.» .

«Memento mori! -Memento vivere!».

Помни о смерти!-Помни о жизни! В первом выражении призыв не забывать о том, что каждого из нас ждёт смерть. А во втором призыв не отказываться от тех радостей и благ, которые дает жизнь. Врач как никто другой помнит о каждом из этих лозунгов, каждый день сталкиваясь как с чудесным исцелением, так и с последним вздохом человека.

«Memento mori» — в Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Так же эта фраза была формулой приветствия, принятой в монашенском ордене траппистов (1148−1636), члены которого были связаны обетом молчания. А. И. Герцен в письме к Прудону писал: «У траппистов было по крайней мере то преимущество, что они могли при отсутствии более интересных новостей говорить себе: «Memento mori» …

«Только жизнью может быть оправдана смерть. Пусть же жизнь каждого из нас будет таким оправданием, пусть будет наша жизнь яркой, красочной, широкой — и тогда вопрос о смысле жизни будет решен в самой жизни, в вечно текучей действительности. Для этого надо каждую минуту, каждый миг отвечать на призыв жизни, на тот ее призыв, который Герцен выразил словами: memento vivere!». (Р. В. Иванов-Разумник, А. И. Герцен.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой