Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы использования активных методов обучения иностранному языку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующая компетенция — социокультурная. Данная компетенция предполагает ознакомление с социокультурным контекстом, в котором используют язык. Также социокультурная компетенция обязывает получение определенного уровня знаний о правилах, поведенческих и традиционных нормах, истории, национальных особенностей характера и менталитета носителей языка. Если учащийся обладает этими знаниями, он сможет… Читать ещё >

Теоретические основы использования активных методов обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели и задачи обучения иностранному языку на современном этапе развития общества

Целью обучения называют планируемый результат изучения предмета, в нашем случае — иностранного языка. Цели выступают важной методической категорией, так как она определяет дальнейшую методику преподавания, а значит непосредственно сказывается на эффективности обучения.

В настоящее время наблюдается тенденция целенаправленной подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов. Экзамены в этом случае становятся объективным показателе прогресса изучения иностранного языка, а не конечной целью обучения. Для того, чтобы правильно определить назначение цели обучения, мы проведем некоторое сравнение целей изучения иностранным языкам в Пороговом уровне, и в отечественной методике.

Цель обучения иностранному языку в Порогом уровне заключается в формировании коммуникативной компетенции, которая представляет собой совокупность компетенций. Мы можем выделить несколько из них, которые являются своеобразными ступенями для достижения цели обучения.

Во-первых, это лингвистическая компетенция, которая предполагает усвоение определенными формальными знаниями и навыками, связанными с лексикой, фонетикой и грамматикой.

Во-вторых, это социолингвистическая компетенция. Ее главное отличие от лингвистической компетенции заключается в том, что обучаемому, помимо общих знаний о лексике, фонетики и грамматики, необходимы дополнительные знания, связанные с различными ситуативными темами. Овладение социолингвистической компетенции позволяет преодолеть языковой и внутренний барьер внутри социальной группы, в которой планирует общаться обучаемый на иностранном языке. По-другому, социолингвистическую компетенцию можно охарактеризовать как способность выбирать языковые формы. Использовать их и преобразовывать в соответствии с ситуацией и контекстом общения. Для овладения данным навыком, необходимо изучить семантические особенности выражений и слов, а именно понимать, как слова и выражения изменяются в зависимости от стилистической окрашенности речи и характера общения, что отображает воздействие выражения на собеседника.

Следующая компетенция — социокультурная. Данная компетенция предполагает ознакомление с социокультурным контекстом, в котором используют язык. Также социокультурная компетенция обязывает получение определенного уровня знаний о правилах, поведенческих и традиционных нормах, истории, национальных особенностей характера и менталитета носителей языка. Если учащийся обладает этими знаниями, он сможет правильно распознать и интерпретировать речевое поведение, как свое, так и собеседника. Овладение данной компетенцией позволяет учащему выработать, в дальнейшем, правильную стратегию межличностного общения. Стратегическая компетенция достигается путем получения определенных навыков и умений, связанных с организацией речи, умения логически выстраивать предложения, последовательно ставить задачи и добиваться поставленной цели.

Дискурсивная компетенция включает умения упорядочивать предложения в единый связный текст с учётом экстралингвистических факторов (речь идёт о воздействии на собеседника).

Сущность стратегической и дискурсивной компетенций заключается в навыках построения общения с целью достижения поставленных задач и овладения разными приемами получения и передачи информации в устном, письменном общении. Для того, чтобы достичь уровень стратегической и дискурсивной компетенцией необходимо изучение речевых функций, определяющих стратегию собственного общения обучаемого, а также отбор языковых средств для решения задач общения.

Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими участниками общения и социума, уверенность в себе, умение поставить себя на место собеседника и способность найти выход из сложившейся ситуации. На этом этапе овладения компетенциями необходимо сформировать чувство толерантность к точке зрения и мнениям, отличающихся между собой.

В отечественной методике выделяют четыре основных цели обучения иностранному языку:

  • 1. Практические цели;
  • 2. Воспитательные цели
  • 3. Образовательные цели;
  • 4. Развивающие цели.

Практическая цель обучения предполагает овладение иностранным языком как средством общения. На этом этапе учащиеся должны научиться пользоваться иностранным языком в письменной и устной формах.

На этом этапе учащиеся должны овладеть следующими видами речевой деятельности:

  • 1. Рецептивными (аудирование и чтение);
  • 2. Продуктивными (говорение и письмо).

Практическая цель данного этапа подразумевает то, что учащийся должен овладеть иностранным языком, как средством межличностного и межкультурного общения с целью обогащения духовного и культурного миров и так далее. Практическая цель обучения иностранному языку направлена на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (в совокупности её составляющих — лингвистической, социолингвистической, социокультурной и др.).

Воспитательная цель предполагает формирование мировоззрения, идейности, нравственности, ответственности за себя и окружающий социум.

Для реализации воспитательной цели можно использовать различные возможности:

  • 1. Содержательные (наличие проблем);
  • 2. Организационные (обсуждение проблем).

Воспитательная цель должна быть всегда в поле внимания педагога, не только на уроках, но и вне образовательной деятельности.

Образовательная цель предполагает усвоение знаний о культуре народа страны изучаемого иностранного языка. Сюда так же можно включить музыку, литературу, архитектуру, живопись, историю, знания о системе языка, его особенностях. На данным этапе важно проводить параллель между изучаемым и родным языками, сравнить культуры, системы и особенности.

Развивающая цель позволяет осознать средства выражения мыслей. То есть способы произношения, употребления слов для номинации предметов, сравнения и сопоставления явлений родного и иностранного языка. Так же развивающая цель подразумевает развитие чувства языка, языковой логики и память, развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться.

Подводя итоги, можно отметить, что школьное воспитание и обучение должно решать несколько общих задач. Эти задачи могут решаться разными способами в рамках изучения дисциплин образовательной программы, но в совокупности все они должны быть направлены на формирование необходимых личностных качеств обучаемых. В этом и заключается главная цель образования.

Задачи, требующие решения в рамках обучения в школе:

1. Формирование готовности к решению проблем.

Учащийся должен уметь определять проблему, сформулировать ее, определить суть и найти возможные пути решения проблемы.

  • 2. Развитие стремления заниматься образованием и самообразованием на каждом этапе жизнедеятельности. Это качество позволит развить в учащихся навык мобильности, который положительно скажется на их достижениях и реализации своих планов.
  • 3. Улучшение билингвальной компетенции в рамках устного и письменного общения с учетом социокультурных особенностей собеседника (20).

Упражнения выступают главным средством обучению иностранному языку. Нам необходимо выяснить: «Что такое упражнение?».

Упражнение должно отвечать ряду требований:

  • 1. В упражнении всегда есть цель;
  • 2. В упражнении всегда есть социальная организация;
  • 3. Упражнение направлено на совершенствования способа выполнения действия (17).

Рассмотрим более подробно значение каждого из требований.

Первое требование подразумевает решение определенных задач для достижения цели обучения и образования. Повторяющиеся упражнения только закрепляют результат и помогают в реализации главной цели образования.

Второе требование подразумевает социальную организацию, то есть перед обучаемым стоит цель не просто «сделать» упражнение, а проанализировать его, сделать выводы и запомнить алгоритм выполнения. Это требование так же взаимосвязано со следующим: «Упражнение направлено на совершенствования способа выполнения действия». Упражнение должно подразумевать многократность повторения, так как единоразовое выполнение упражнений не даст хорошего эффекта. Именно по этой причине упражнения объединяются в системы и комплексы.

Подводя итоги анализа требований к упражнению, нам необходимо дать само определение упражнения.

Упражнение — это задание, входящее в систему или комплекс темы изучаемого предмета, направленное на усвоение алгоритма выполнения действия путем многократного повторения и выделения основной цели задания (3).

Классификаций упражнений достаточно большое количество, мы рассмотрим несколько классификаций.

Для изучения материала по речевой деятельности, как средства общения, выделяют две категории упражнений:

  • 1. Условно-речевые упражнения, то есть упражнения, направленные на формирование речевых навыков;
  • 2. Речевые упражнения, то есть упражнения, в которых происходит развитие речевого умения.

Другая классификация рассматривает деление упражнений по способу формирования и закрепления навыков:

  • 1. Упражнения, направленные на закрепление фонетических навыков;
  • 2. Упражнения, направленные на закрепление грамматических навыков;
  • 3. Упражнения, направленные на закрепление лексических навыков.

Первыми мы рассмотрим типы упражнений, направленных на закрепление фонетических навыков. В постановке произношения важную роль играет тренировка. Обычно тренировка включает в себя два типа упражнений:

  • 1. Активное слушание образца;
  • 2. Осознанная имитация.

Активное слушание образца помогает привлечь внимание к нужному качеству звучания, особенностям произношения. Активное слушание стимулирует выделение потока слов конкретного звука, который подлежит усвоению. Этот тип упражнений является обязательной частью в развитии слухопроизносительных навыков.

Осознанная имитация мобилизует усилия учащихся и направляют их навыки на качественное воспроизведение нового звука. Если регулярно проводить упражнения этого типа, то можно преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию. Выделяют так же простую имитацию воспроизведения звуков, но она является менее эффективной, так как в этом типе упражнения отсутствует осознание, а значит учащиеся будут просто повторять звуки без проведения дополнительных параллелей, что негативно скажется на усвоении материала.

Упражнения, направленные на закрепление грамматических навыков, делятся по следующей типологии:

  • 1. Имитация воспроизведения грамматических явлений;
  • 2. Видоизменение грамматических явлений;
  • 3. Комбинирование грамматических явлений.

Первый тип упражнений осуществляется на основе образца. Предмет имитации — представленные в речи морфологические и синтаксические варианты явления. К имитативным упражнениям можно отнести упражнения, в которых используют пословицы, афоризмы, шутки, а также воспроизведение фраз, которые учащиеся могут использовать в будущих беседах. Такое упражнение не долго занимать много времени, а значит скорость проработки должна быть выше. Хорошим способом закрепления материала является использование хорового повторения на уроке.

Второй тип упражнений отвечает за формирование гибкости навыка. На этом этапе происходит усвоение многообразия форм, которое свойственно грамматическому явлению, за счет использования различных трансформаций, перефраза, дополнения и расширения. Для практической реализации этого упражнения можно использовать постановочные таблицы, с помощью которых учащиеся смогут совершать различные перестановки и трансформации, основываясь на нескольких словах или определениях.

Третий тип упражнений нужен для закрепления навыков по выражению мыслей в устной речи. В этом типе упражнений можно комбинировать разные виды и типы упражнений для более эффективного закрепления материала.

Упражнения, направленные на закрепление лексических навыков, разделяются на две категории:

  • 1. Запоминание слова в единстве с фонетическим звучанием и грамматической формой;
  • 2. Формирование сочетаний смысловой нагрузки слов.

В первом типе упражнений можно использовать самые различные приемы. Например, учащемуся можно предложить назвать изображенные предметы на картинке или рисунке, или употребить в предложении синоним или антоним к выделенному слову.

Ко второму типу упражнений относятся упражнения, направленные на построение сочетаний.

Проводя анализ учебного процесса категорию «подход» обычно рассматривают с позиции преподавателя. При таком рассмотрении разрабатывалась субъектно-ориентированная организация и управление преподавателем учебной деятельности учащегося при решении специально организованных задач разной сложности. Подобные задачи развивают не только коммуникативную и предметную компетенции, но и личность учащегося (55).

Личностно-деятельный подход рассматривается не только с позиции преподавателя, но и учащегося. Основы методологии личностно-деятельного подхода разрабатывались Выготским Л. С., Леонтьевым А. Н. Эти исследователи рассматривали личность, как субъект деятельности, формирующейся в контексте межличностного общения между учащимися. В дальнейшем их идеи были развиты И. А. Зимней.

Мы можем определить личностно-деятельный подход в контексте единства личностного и деятельного компонентов. Данный подход предполагает, что учащийся находится в центре обучения. Другими словами, учащийся самостоятельно формирует свои мотивы, цели, интересы и так далее. Принимая во внимания личностные ориентиры учащихся, преподаватель может правильно определить цель учебных занятий, сформировать учебный процесс и сделать его более эффективным. Поэтому в рамках личностно-деятельного подхода преподаватель выстраивает каждое занятие с позиции каждого конкретного учащегося и всего класса в целом. Для лучшего достижения целей образовательного процесса необходимо учитывать фактор мотивированности каждого учащегося, как внешние, так и внутренние.

Подводя итоги, мы можем определить цель применения личностнодеятельного подхода, которая заключается в направленности интересов, ценностных ориентиров, мотивов для формирования творческого потенциала личности учащегося. В рамках личностно-деятельного подхода преподавателю нужно пересмотреть привычные процессы обучения. Преподаватель должен организовывать учебный процесс, устанавливая конкретные учебные задачи, которые требуют выработку самостоятельного решения учащимися. Активные методы обучения полностью отвечают данным критериям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой