Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Библиография. 
Социальная адаптация воспитанников детских домов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Телесно-ориентированные техники. В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телесные и дыхательные техники восточных учений (например, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских… Читать ещё >

Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток, — М., 1995 г.

Беличева С.А. Социально-педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, № 1.

Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитание.-М., 1986 г.

Битянова Р. Н. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, соц. работников. -М., 1995 г.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе.- М., 2003 г.

Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -М., 1960 г.

Буйнов М. И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1992 г.

Буйнов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1982 г.

Вильдовская Л. З. Диагностика и коррекция.- М., 1991 г.

10. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ Под ред.Н. Е. Щурковой.-М., 1998 г.

Воспитательная система класса/ Под ред. Е. Н. Степанова. -Псков, 1998 г.

ГАЛИГУЗОВА Л. Н., МЕЩЕРЯКОВА С. Ю., ЦАРЕГОРОДЦЕВА Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. — М., 1990 г.

Газман О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере.- М., 1982.

Голубев Н.К., Битикис Б. П.

Введение

в диагностику воспитания М. 1989 г.

Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков/ Под ред. С .А. Беличивой и ИА.Коробейникова.- М., 1995 г.

Добрович А. Б. Воспитателю о психогигиене и психологии общения, — М., 1987 г.

Добрович А. Б. Общение — наука и искусство.- М., 1978 г.

Дерябо С.Д., Левин В А. Гроссмейстер общения, — М., 1996 г.

Желдак И. М. Искусство жить семьей.- Минск, 1998 г.

Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения: Автореферат канд. дис. М.1989 г.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1990 г.

Игры — обучение, тренинг, досуг./Под ред. В А. Петрушевского М., 1994 г.

Карабанова О. К. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М, 1997 г.

Караковский. В А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.- М., 1996 г.

Кан-Калик. В А. Учителю о педагогическом общении, — М., 1987 г.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция.- М., 1992 г.

Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению, — Ярославль, 1997 г.

Козлов Н. И, Лучшие психологические игры и упражнения, — Екатеринбург, 1997 г.

Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989 г.

Крупенин НА., Крохина И. М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов.- Рн/Д, 1995 г.

Кривцова С.В. и др. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков.- М., 1997 г.

Кривцова С.В. и др. Тренинг «Основы конструктивного общения» .- М., 1997 г.

Кривцова С. В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» .- М., 1997 г.

Кривцова С.В., Махаматулина ЕА. Воспитание — наука хороших привычек.- М., 1995 г.

Кэмбел Р. Как на самом деле любить детей.- М., 1982 г.

Леви В. Л. Нестандартный ребенок.- М., 1983 г.

Литвинова Е. Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников/ Организация взаимодействия школьного психолога с пед. коллективом.- Ульяновск, 1997 г.

Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте/ Пер. с чешского.- Прага, 1984 г.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.- Петрозаводск, 1992 г.

Марасанов Т.И. Социально-психологический тренинг.- М., 1998 г.

Мудрик А. В. Общение школьников.- М., 1987 г.

Мудрик А. В. Социализация в «смутное время» .- М, 2000 г.

Мудрик А.В.

Введение

в социальную педагогику.- М., 1997.

Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства.- М., 2001 г.

Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу.- М., 2000 г.

Овчарова Р. В. Практическая психология для учителей начальных классов.- М., 1996 г.

Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ Научная редакция М. Н. Лазутова. Вып.4., 2000 г.

Панина А. Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психологический журнал, т.16, № 2, 1995 г.

Петровский Л А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М., 2001 г.

Питюнов В. Ю. Основы педагогической технологии.- М., 1997 г.

Поварницына В. А. Воспитателю о развитии личности ребенка. Материалы в помощь пед. работникам интернатных учреждений по проблеме соц. трудовой адаптации воспитанников.- Курган, 1995 г.

Прихожан А.М., Толстых Н. И. Дети без семьи, — М., 2000 г.

Прихожан А.М., Толстых Н. И. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия.- М., 2000 г.

Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.- М., 1997 г.

Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета.- СПб., 1998 г.

Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце скажи… Методические разработки соц. — психологических тренингов.- М., 2001 г.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной, — М., 1998 г.

Психолого-педагогическое обепечение коррекционно-развивающей работы в школе.- М., 1997 г.

  • 60. Психологические методики диагностики личностные особенностей ребенка, воспитывающего в детском доме (3−9 лет): В помощь руковод., воспит., специалистам детских домов и школ-интернатов / Научная редакция М. Н. Лазутина.- М., 1995 г.
  • 61. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л. М. Шипициной.- СПб., 1996 г.

Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1990 г.

Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1991.

Реан Л А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб ГУ, серия 6, вып. З, 1995 г.

Романова О.Л., Иванникова И. В. Опыт применения программы профилактики отклоняющего поведения для психологической коррекции «трудного» класса// Вопросы психологии, № 6,1994 г.

Рудестам К. Групповая психотерапия.- М., 1993 г.

67. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома, Психотехнические упражнения и коррекционные программы, — М., 1993 г.

Сборник материалов из опыта работы по реализации Федеральной программы «Дети-сироты». Вып.9,-М., 1997 г.

Семенюк Л. С. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М., 1996.

Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов: В помощь руков., воспит., и специалистам детских домов и школинтернатов. — Курган, 1997 г.

Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников, — Ярославль, 1998 г.

Филонов Л. Б. Метод контактного взаимодействия / Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися, — М., 1986 г.

Форель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4 томах.- М., 2003 г.

Фурманов. И А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск, 1996 г.

Хухлаева О. В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте, — М., 1998 г.

Цукерман Г. А. Психология саморазвития.- М., 1995 г.

Человек и общество. Программы по социальной адаптации, — СПб., 1996 г.

Шипицина Л. М, и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. — СПб., 1997 г.

Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности — педагогические методики, — М., 1992 г.

Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии.- М., 1998 г.

Приложения

Приложение 1.

Методика конгруэнтной коммуникации.

Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечение психологических условий позитивного личностного развития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач, включающих:

  • · установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе эмпатического принятия ребенка;
  • · формирование позитивного образа «Я» у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях, самопринятии и признании самоценности;
  • · обеспечении ориентировки ребенка в чувствах, эмоциональных состояниях, более высокий уровень осознания ребенком своих чувств и потребностей на основе отражения и вербализации в речи педагога чувств и переживаний ребенка;
  • · стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемной ситуации и самостоятельного выбора пути ее разрешения на основе кооперации и сотрудничества с взрослыми,

Метод конгруэнтной коммуникации основан на следующих принципах развивающего общения:

  • · любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самоприятия ребенка, поддержание позитивного образа «Я», не ронять достоинство и самоуважение ребенка;
  • · коммуникация должна строиться как коммуникация безоценочная, т. е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагнозы, «навешивать ярлыки», делать негативные прогнозы на будущее развитие ребенка. Даже похвала в психокоррекционной работе не должна содержать прямых оценок, а носить описательный характер. Необходимо избегать в коммуникации высказываний, могущих стать помехой и препятствием для взаимопомощи и кооперации;
  • · основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка;
  • · взрослый в коммуникационном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций. При этом взрослый должен избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций, а стремиться к такой организации сотрудничества с ребенком, в котором последний мог бы с помощью взрослого наметить возможные пути выхода из проблемной ситуации и самостоятельно осуществить оптимальный выбор ее решения.

Практическая реализация этих принципов требует использование ряда коммуникативных техник: технику эмпатического («активного») слушания, технику эффективной похвалы, технику «Я», «Ты» — высказываний.

Метод социальной терапии.

Этот методика психологического воздействия, основанная на использовании социального принятия и признания, поддержки, социального одобрения и оценки ребенка значимыми другими — взрослыми и сверстниками.

Потребность в социальном признании становится одной из ведущих социальных потребностей ребенка уже с середины дошкольного возраста, а ее систематическое неудовлетворение становится источником формирования устойчивого комплекса неполноценности и причиной возникновения многих негативных личностных образований. Трудности социального развития ребенка закономерно влекут за собой отклонения в развитии самосознания личности, сказываются на самооценке ребенка, отношениях с социальным окружением.

Метод социальной терапии обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка, обусловленных депривацией его потребности в социальном признании:

во-первых, за счет создания условий для удовлетворения потребности в социальном признании и, во-вторых, за счет формирования адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности (а таких детей в детском доме большинство).

Метод социальной терапии включает в себя следующие приемы:

  • · систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных успехов детей с депривацией притязаний на социальное признание;
  • · специальный подбор игр, других видов деятельности, заданий, в которых ребенок с неудовлетворенной потребностью в социальном признании демонстрирует достаточно высокие результаты и успех;
  • · отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;
  • · поддержка инициативы и ориентировки ребенка, направленной на исследование и установление социальных отношений и контактов;
  • · сопереживание и эмпатия взрослого «неуспешному» ребенку, систематически испытывающему неудачи, в ясной и понятной остальным детям форме; выражение готовности прийти на помощь и сотрудничать с ним.

Методика эмоционального принятия ребенка.

Условия пребывания в детском доме часто приводят к эмоциональной депривации ребенка. Одним из оптимальных способов нейтрализации этого может стать методика эмоционального принятия ребенка.

Любой ребенок в детском доме остро нуждается в любви и внимании, но так как детей в группе-семье достаточно много и большое значение придается формальным сторонам общения — режиму дня, дисциплине и т. д., то либо воспитатель ограничивается этим чисто формальным общением, либо вынужден становиться «эмоциональным донором» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Метод эмоционального принятия ребенка включает в себя ряд техник — контакт глаз, физический контакт с ребенком, технику пристального внимания. Этот метод позволяет заполнить «эмоциональный резервуар» каждого ребенка в группе и оптимален по разнице затраченных усилий и результативности.

Приложение 2

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Данный метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А. Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002;2003 гг московским специалистом доктором психологических наук А. Прихожан.

Экспериментальный материал.

Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см. на следующей странице.

Порядок проведения.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10−15 мин.

Обработка результатов Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).

Таблица 1. Ключ.

Шкала.

Пункты, номер

Познавательная активность.

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38.

Мотивация достижения.

4 8 12 16 20 24 28 32 36 40.

Тревожность.

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37.

Гнев.

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39.

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке: на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4 вес для подсчета: 1 2 3 4. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4 вес для подсчета: 4 3 2 1. Такими «обратными» пунктами являются: по шкале познавательной активности: 14, 30, 38; по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33; по шкале гнева подобных пунктов нет; по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Бланк методики.

Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________.

Класс _______ Дата проведения _______________.

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

Почти никогда.

Иногда.

Часто.

Почти всегда.

1.

Я спокоен.

2.

Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути.

3.

Я разъярен.

4.

Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.

5.

Я напряжен.

6.

Я испытываю любопытство.

7.

Мне хочется стукнуть кулаком по столу.

8.

Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки.

9.

Я раскован.

10.

Мне интересно.

11.

Я рассержен.

12.

Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе.

13.

Меня волнуют возможные неудачи.

14.

Мне кажется, что урок никогда не кончится.

15.

Мне хочется на кого-нибудь накричать.

16.

Я стараюсь все делать правильно.

17.

Я чувствую себя неудачником.

18.

Я чувствую себя исследователем.

19.

Мне хочется что-нибудь сломать.

20.

Я чувствую, что не справлюсь с заданиями.

21.

Я взвинчен.

22.

Я энергичен.

23.

Я взбешен.

24.

Я горжусь своими школьными успехами.

25.

Я чувствую себя совершенно свободно.

26.

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.

27.

Я раздражен.

28.

Я решаю самые трудные задачи.

29.

Мне не хватает уверенности в себе.

30.

Мне скучно.

31.

Мне хочется что-нибудь сломать.

32.

Я стараюсь не получить двойку.

33.

Я уравновешен.

34.

Мне нравится думать, решать.

35.

Я чувствую себя обманутым.

36.

Я стремлюсь показать свои способности и ум.

37.

Я боюсь.

38.

Я чувствую уныние и тоску.

39.

Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов. Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов. Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов.

Меня многое приводит в ярость.

40.

Я хочу быть среди лучших.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28. При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г) Где ПА — балл по шкале познавательной активности;

МД — балл по шкале мотивации достижения;

Т — балл по шкале тревожности;

Г — балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60. Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению Распределение баллов по уровням представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Уровень.

Суммарный балл.

I.

45 — 60.

II.

29 — 44.

III.

13 — 28.

IV.

(-2) — (+12).

V.

(-3) — (-60).

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну. Таким образом, определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).

Таблица 3. Нормативные показатели.

Шкала.

Уровень.

Половозрастные группы, интервал значений.

10−11 лет.

12−14 лет.

15−16 лет.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Юн.

Познавательная активность.

Высокий.

31−40.

28−40.

28−40.

27−40.

29−40.

31−40.

Средний.

21−26.

22−27.

21−27.

19−26.

18−28.

21−29.

Низкий.

10−25.

10−21.

10−20.

10−18.

10−17.

10−20.

Тревожность.

Высокий.

27−40.

24−40.

25−40.

26−40.

25−40.

23−40.

Средний.

20−26.

17−23.

19−24.

19−25.

17−24.

16−22.

Низкий.

10−19.

10−16.

10−18.

10−18.

10−16.

10−15.

Гнев.

Высокий.

21−40.

20−40.

19−40.

23−40.

21−40.

18−40.

Средний.

14−20.

13−19.

14−19.

15−22.

14−20.

12−18.

Низкий.

10−13.

10−12.

10−13.

10−14.

10−13.

10−11.

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл. 4.

Таблица 4. Интерпретация данных.

Шкала.

Интерпретация.

Познавательная активность.

Тревожность.

Гнев.

Высокий.

Низкий, средний.

Низкий.

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению.

Средний.

Низкий, средний.

Низкий.

Позитивное отношение к учению.

Низкий.

Низкий, средний.

Низкий, средний.

Переживание «школьной скуки».

Средний.

Низкий, средний.

Низкий, средний.

Диффузное эмоциональное отношение.

Средний.

Низкий, средний.

Высокий.

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей.

Низкий.

Низкий, средний.

Высокий.

Негативное эмоциональное отношение.

Низкий.

Низкий.

Высокий.

Резко отрицательное отношение к школе и учению.

Высокий.

Высокий.

Высокий.

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей.

Высокий.

Высокий.

Средний.

Повышенная эмоциональность на уроке.

Средний, низкий.

Высокий.

Средний, низкий.

Школьная тревожность.

Высокий.

Средний, низкий.

Высокий.

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей.

Высокий, средний.

Высокий.

Низкий, средний.

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1.

Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Приложение 3

Исследование психологического климата экспериментальной группы Психологический климат коллектива.

Испытуемым предлагается три вопроса:

  • а) всегда ли ребят из твоей семьи волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
  • б) всегда ли ребята твоей семьи оказывают помощь друг другу?
  • в) все ли ребята ответственно относятся к общим делам?

Дается инструкция: По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибальной шкалой:

всегда волнует — 5.

чаще волнует — 4.

волнует в половине случаев — 3.

чаще не волнует — 2.

совсем не волнует — 1.

Вычисляется средний балл группы:

а + б + в Х = ————;

3*п где: а, б, в — балльные оценки по вопросам п — число испытуемых.

  • — если Х больше/равно 4.5 балла — показатель психологического климата высокий — оценка 3 балла;
  • — если Х больше 3.5, но меньше 4.5 — показатель психологического климата средний, оценка 2 балла;

Приложение 4

Тест «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской) В качестве метода диагностики уровня позитивности и адекватности самооценки была выбрана методика «Лесенка». Детям и подросткам давалась инструкция: «Начертите лесенку снизу-вверх из 10 ступенек. Внизу, на первой ступеньки находятся самые плохие (хуже их не бывает) дети, а на последней — 10, — самые хорошие (лучше их не бывает) дети.

Напишите номер той ступеньки, где, как вы считаете, вы находитесь.

Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят остальные ребята в группе" .

При анализе учитывается, что те, кто поместил себя на первую, вторую или третью ступеньку, обладают заниженной самооценкой. Если ребенок ставит себя на 4, 5, 6 или 7 ступень, то он обладает средней (позитивной) самооценкой, а если он ставит себя на 8, 9 или 10, то самооценка ребенка завышена.

Кроме того, если ребенок считает, что уровень оценки окружающих намного ниже его собственной оценки, его самооценка неадекватна, он неудовлетворен своим социальным статусом в группе и у него депривирована потребность в социальном признании.

Приложение 5.

Приложение 5.

Программа тренинговых занятий «Шаг навстречу».

Одним из направлений в организации долговременной психологической помощи и поддержки подростков и молодежи является проведение тренингов личностного роста на базе городского подростко-молодежно центра «Таншолпан» .

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Особенно в организации долговременной социально-психолого-педагогической помощи нуждаются дети и подростки, чье социальное становление происходит вне семьи — в детских домах. Психологический тренинг рассматривается в данном случае как один из методов социальной адаптации, о которых сейчас в Казахстане говорят уже на государственном уровне.

Цель тренинга:

Создание условий для повышения адаптивности участников тренинга. Расширение сферы социальных контактов и стимулов воспитанников детского дома. Создание условий для личностного роста подростков.

Задачи тренинга:

  • 1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
  • 2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
  • 3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  • 4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Категория участников:

Тренинг проводился с детьми младшего школьного возраста, и подростками семьи «Жулдыз» Гу «детский дом».

Состав группы:

  • · Численность — 13 человек;
  • · Группа комплектовалась на добровольной основе;
  • · Состав группы — разнополая.

Место проведения:

Зал для проведения тренингов (творческая гостиная).

Форма проведения:

Групповые занятия. Частота занятий — один раз в неделю (по средам).

Каждое занятие состоит из трех частей:

  • 1. Вводная часть (разминка).
  • 2. Основная часть (рабочая).
  • 3. Завершение.

Тренинг рассчитан на 10 занятий по 2,5 астрономических часа (общая продолжительность 25 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.

На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

  • — принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
  • — принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
  • — принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;
  • — принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т. п.);
  • — принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
  • — принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, методики арт-терапии. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т. д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь. На данном тренинге ролевые игры вводились в тренинг с осторожностью, так дети и подростки были не готовы к вербальным техникам. Зачастую не понимали инструкций, начинали нервничать, когда понимали свою «несостоятельность». Поэтому упор тренером делался на психогимнастические и телесно-ориентированные методики.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

Телесно-ориентированные техники. В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телесные и дыхательные техники восточных учений (например, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователей, среди которых необходимо прежде всего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной. Застой приводит к фиксации энергетических блоков на той или иной группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется «мышечный панцирь», который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в «мышечном панцире» можно выделить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги). К числу телесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и «является одним из подходов телесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей». В тренинге развития самосознания приемы телесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания. Кроме того, исследования С. Джурарда, Л. Джонсона и др. обнаружили высокую положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой является, по нашему мнению, психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания.

Арттерапия — это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 — 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приемы игровой и песочной терапии.

В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария — творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.

Арттерапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями.

Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество.

Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Содержание занятий тренинга личностного роста «Шаг навстречу», проводимого с 22.11.06 по 31.01.07.

11.

Здравствуй.

Шкала настроений.

Мое имя.

Космическая скорость.

Наши правила. О целях тренинга.

Упражнение на «интенсивное пространственное взаимодействие» («Меняются те, кто…»).

Азбука имен.

Широко закрытые глаза (хождение под музыку закрытыми глазами).

Контрабандисты.

1.5 минуты.

Арттерапевтический сеанс («Мое настроение»).

Итоги (Обратная связь). Ритуал прощания.

12.

Здравствуй, меня зовут … (участник с каждым здоровается за руку) Большая психологическая игра «Путешествие к волшебнику». Автор — И. Вачков (газета «Школьный психолог» № 47, 48 2002год, № 1 2003 год).

13.

Кричалка.

Коллективный счет.

Сколько мячей?

Сколько пальцев?

Сколько рукопожатий?

Широко закрытые глаза.

Мы с тобой одной крови.

Сосед справа.

Железнодорожная касса.

Подари цветок и скажи почему.

Градусник настроения.

Ритуал прощания.

14.

Занятие носит название «Тропа доверия».

Цель: установить доверительные внутригрупповые взаимоотношения.

Этап 1. «Посиделки».

Этап 2. «Номерки».

Этап 3. «Испорченный телефон».

Этап 4. «Лабиринт».

Этап 5. «Веревочка».

Этап 6. «Коробки».

Этап 7. «Зоопарк».

Этап 8. «Тропинка и клич».

Обсуждение игры.

15.

Кричалка.

Леди и джентльмены.

Постройся по росту (закрытыми глазами).

Личностные линеечки.

Сеанс танцевальной терапии («Кто ведущий?», «Слепой танец»).

Администратор гостиницы.

Прыжок со стульев.

Коллективный счет.

Рефлексия (сделай из листа то, что ты чувствуешь).

Ритуал прощания.

16.

Привет, твое имя — …

Деревья-характеры из волшебного леса (автор — И. Вачков, газета «Школьный психолог» № 5/2004).

Дигикон.

Передай текст.

Доверяющее падение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

17.

Здравствуй, Крошка,…

Моя степень готовности.

Подвижный круг.

Броуновское движение.

Заколдованные звери.

Переход через болото (на стульях. Некоторые из участников по правилам игры — немые, слепые) Лабиринт.

18.

Лепим настроение.

Бумажные снежки.

Рвем бумагу.

Энергия звука.

Повтори за мной.

Моментальное фото.

Разговор через стекло.

Высокое падение.

Визуализация «Я — капитан».

Ритуал прощания.

Рефлексия.

19.

Любое число.

Коллективный счет.

Ужин в ресторане.

Широко закрытые глаза.

Змея.

Саламандра.

Мой автопортрет.

Доверяющее падение.

Рефлексия.

20.

Иван да Данила.

Не в своих санях.

Споем песню.

Какой цвет.

Испытание на стуле.

Волшебный лес.

Просмотр слайд-шоу.

Заполнение анкеты.

Анализ результатов.

Анализ анкет участников тренинга выявил следующие результаты.

? Среди ответов на вопросы «Изменился ли ты (как человек, личность) за время тренинга?» встречались такие ответы:

«Я стал лучше относится к друзьям, стал увереннее»,.

«У меня повысилось самооценка»,.

«Я стала лучше учится»,.

«Внутри себя мне стало лучше, я переборол свой страх»,.

«Я стал терпеливым и смелым».

«Да, в лучшую сторону»,.

«Да, я стал раскрыт в разговоре с человеком»,.

«Да, я стала более общительная, избавилась от некоторых комплексов».

? На вопрос «Что из того, что ты получил на тренинге, ты можешь использовать в повседневной жизни уже сейчас» почти все ребята ответили, что стали использовать знания и умения, полученные на тренинге, в жизни, и это им очень помогает:

" Быть уверенным" ;

" Умение бороться со страхом" ;

" Могу уверенно отвечать на вопросы, закончить начатое дело" ;

" Расслабляться" - 2 ответа.

  • · На вопрос «Что тебе не понравилось на тренинге?» не было ни одного ответа.
  • ? На вопрос «Что бы ты хотел пожелать другим» были ответы:

«Увидеть Вас снова»,.

«Не забывайте нас»,.

«Желаю безоблачного неба, когда Вы идете по улице»,.

«Ждем Вас к нам в гости»,.

«Мы Вас любим».

? Формальных ответов не было.

Разработка второго дня тренинговых встреч.

Название. В гости к волшебнику.

Цель занятия — сплочение группы Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра. Игру полезно проводить в случае возникновения ссор и конфликтов в группе подростков. В качестве важнейших задач, решаемых в процессе игры, можно выделить: помощь в развитии эмпатии и самосознания, формирование навыков совместной деятельности, развитие умений «чувствовать группу» и ее отдельных членов, выработка навыков предоставления и получения обратной связи.

Предполагаемый психологический результат. Прочувствование состояния сплоченности вновь созданного коллектива, переживание чувства защищенности психологического пространства, где происходит действие игры.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета. Игровое действие происходит в летнее время. Ребята отправляются в гости к дедушке, который живет в дремучем лесу. Как разворачиваются события дальше, ребята узнают проходя разные испытания…

Участники:

  • · Возраст участников старшие подростки
  • · Размер группы 23 человека
  • · Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих один ведущий, возможно участие одного соведущего

Возможное продолжение игры в деятельности психолога. Подростки открыто смогли говорить о тех эмоциях, которые возникли у них по прохождении «препятствий». Многие по-настоящему вошли в придуманную жизнь, что дало возможность отреагировать накопленные чувства, которые в обычной жизни сдерживаются. Полученная информация послужила определенным «заделом» для будущей работы.

Ритуал приветствия: «Хи-Ха-Хо».

Участники становятся вкруг плотно друг к другу. Зацепляются с рядом стоящими руками в цепь в районе локтевого сгиба. Каждый плотно смыкает кисти своих рук. Вся группа делает три прыжка, на верху каждого прыжка громко выкрикивает слоги «Хи», «Ха», «Хо», соответственно.

В гости волшебнику.

I этап — физический разогрев Упражнение «Багажная полка».

Ведущий. Давайте представим, что наступили, наконец, долгожданные летние каникулы. Вы отправились на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам пришлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что от вещей свободна только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте себе эту сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширину плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх… Ощущаете напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и… сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, повращайте кистями рук.

Упражнение «Спагетти».

Ведущий. Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо было бы пока перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша — это настоящие спагетти! Длинные, тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной…

Упражнение «Деревенский дом».

Ведущий. Вот вы наконец добрались до той самой глухой деревушки, где собираетесь провести несколько дней и замечательно отдохнуть. Вы пришли к дому, в котором вас должен был ждать дедушка-охотник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой дедушка сообщил, что он на некоторое время уехал и вам самим следует обустроиться в доме. Делать нечего. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары… А теперь, пожалуйста, приготовьте «ко'злы», положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой двуручной пилой. Это не слишком-то просто: надо согласовывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь каждый «берет» в руки топор и начинает колоть дрова. Только будьте осторожны — не заденьте друг друга. Дедушка сообщил в записке, что вы можете достать из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой и тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах. Давайте попробуем, объединив усилия, все-таки убрать в сторону этот тяжеленный сундук. Еще немного напряжения и — ура! — люк освобожден. Вы сумели добраться до вожделенной банки с огурцами. Откройте ее. Достаньте оттуда огурчик — руками! Откусите. Очень хорошо! Замечательно хрумкать огурчиками в большом и светлом деревенском доме!

II этап — погружение в игровую ситуацию Ведущий. Вам было интересно и весело. Вы были вместе — и никого взрослых. Чудесно! Но прошел день. Наступила ночь. Вы заснули. Но наступивший день оказался совершенно иным, чем предыдущий. Было тускло и серо. Было грустно и плохо. Вы начали ворчать друг на друга и беспричинно ссориться. Конфликты вспыхивали на пустом месте, как бенгальские огни, но в отличие от них сгорали совсем не так быстро. Никто не мог понять, в чем дело. Вдруг вы услышали негромкий стук в оконное стекло. Это был почтовый голубь. Он принес вам письмо. Ведущий протягивает ребятам листок бумаги. Один из членов группы зачитывает послание вслух. «Ребята! Я не успел предупредить вас, что наши места находятся на самой границе волшебного мира. Ведьма наслала на вас злые чары, вызвав ссоры и конфликты. Эти чары может снять только Волшебник, живущий очень далеко. Если вы хотите избавиться от заклятия, вам нужно будет пройти через заколдованный лес, преодолеть высокие горы, пробраться через топкое болото и переправиться через глубокое озеро. Желаю удачи! Дедушка».

Ведущий. Что же, ребята, вам решать, стоит ли рискнуть и отправиться в опасное путешествие или же надо остаться здесь, в деревне, но при этом продолжать ссориться и конфликтовать. Что же вы выбираете?

Если участники группы выбирают путешествие (что обычно и происходит), то начинается следующий этап работы.

III этап — преодоление препятствий Упражнение «Заколдованный лес».

На полу чертится мелом или отмечается веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой укладываются один за другим несколько стульев. Получается извилистая тропинка длиной 3−5 метров.

Ведущий. Вы вступили в лес. Почему он считается заколдованным? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помочь друг другу справиться с этой задачей. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязывают глаза. Его задача — пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания: влево, вправо, два шага вперед и тому подобное. Разумеется, ему нельзя подходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает своему партнеру пройти по тропе.

Участники разбиваются на пары, желательно иначе, чем в предыдущих упражнениях.

Ведущий. Уверены ли вы в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли с вами так, что в состоянии напряжения вы теряли контроль над собой и забывали самые простые вещи: например, где право и где лево? Не перепутайте эти направления во время прохождения по заколдованному участку леса. Прежде чем мы начнем движение, важно запомнить следующее: ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он должен четко и вовремя предупреждать его о всех возможных опасностях и преградах.

И второе: дорогие зрители, успех прохождения зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами, проходящими по заколдованной тропе. Понаблюдайте, как организует переход каждая пара, в чем отличия действий участников.

Ведущий завязывает повязку на глазах одного из игроков первой пары, и игра начинается. Когда все пары преодолеют заколдованный участок тропы, начинается обсуждение этого упражнения.

Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

Что для вас оказалось сложнее — проходить тропу или руководить действиями партнера?

Что увидели зрители? Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть окружающий мир?

Упражнение «Пропасть».

Для проведения этого упражнения потребуется свободная от мебели и стульев стена. Желательно, чтобы пространства было так много, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии примерно 30 сантиметров от стены проводится черта (можно просто обозначить границу веревкой). Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей.

Ведущий. Должен предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней разверзлась глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых.

По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь… Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни».. Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца трудной тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы преодолели это препятствие и в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

Это упражнение помогает снять напряжение в отношениях участников и великолепно работает на сплочение группы. За счет телесного контакта и азартного протекания эта игра может оказаться одним из центральных моментов занятия. Вместе с тем ведущему необходимо быть внимательным и сразу же пресекать малейшие попытки с помощью силы и грубости преодолеть возникшую трудность. Того, кто ведет себя не «по-джентльменски», можно вернуть к началу тропы и попросить пройти ее заново.

Когда все участники группы минуют пропасть, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения.

Упражнение «Болото».

Ведущий. Едва только вам, лихим путешественникам, удалось перевалить через труднодоступные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его возможно только по редким кочкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, чтобы они не свалились в топь. Ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого из участников и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.

Стулья (по числу участников) ставятся в круг вплотную друг к другу. Ведущий предлагает подросткам снять обувь и взобраться на стулья.

Ведущий. Вы начнете движение по моей команде. Будете переходить со стула на стул по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движение. Вперед!

После того как участники группы выполнят это задание, ведущий поздравляет их и сообщает, что путь по болоту еще не закончен. Он предлагает некоторым из участников встать по двое на одном стуле и убирает из круга освободившиеся стулья (при численности группы двенадцать человек можно убрать три стула, разумеется не рядом стоящих). Группа снова начинает движение в усложнившихся обстоятельствах При успешном завершении этого этапа ведущий забирает из круга еще три стула. Снова совершается движение по редким «кочкам». Переправа через болото считается законченной, а задание выполненным, когда все участники располагаются по три игрока на одном стуле.

При проведении этого упражнения ведущему неплохо было бы привлечь одного-двух ассистентов, может быть из числа старшеклассников, чтобы те подстраховали участников: падение со стула может оказаться весьма опасным. Поддержку участников ассистентами ведущий может шутливо прокомментировать как помощь благожелательно настроенных болотных кикимор.

Победу участники могут праздновать, если им удалось, поддерживая друг друга, выстоять на стульях, пока ведущий досчитает до десяти.

4 этап — совместное творчество Упражнение «Вечерние посиделки».

Ведущий. Вы прошли уже большую часть пути. Однако путешествие к Волшебнику еще не завершено. Перед вами раскинулось большое озеро, на другом берегу которого находится избушка Волшебника. Наступает вечер, и вы решаете отложить переправу до утра. Ведь еще нужно соорудить плот — других плавсредств у вас нет и не предвидится.

Вы развели костер, приготовили ужин, перекусили. Спать еще не хочется. Вам приятно посидеть у огня, поболтать с друзьями, просто интересно провести время. По вечерам с особенным удовольствием слушаются всякие занимательные истории. Поэтому я предлагаю вам самим сочинить сказочную историю. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша сказочная история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева. Потом право продолжить рассказ передается следующему и так далее. Но второй рассказчик должен произносить текст на особом языке «джибрише». Хлопок — третий участник возвращается к истории и продолжает рассказ по-русски. Четвертый снова говорит на «джибрише». Пятый возвращается к рассказу и так далее. Иначе говоря, каждый нечетный игрок рассказывает сказочную историю, каждый четный подхватывает ее на «джибрише».

Но что же такое «джибриш»? Это воображаемый язык. Некая абракадабра, тарабарщина. Конечно, «джибришу» можно придать сходство с каким-то реально существующим языком — французским, английским, немецким. Как, например, это делается в известной псевдоитальянской песенке персонажей фильма «Формула любви»: «Уно, уно, уно, уно моменто!..». А можно не оставлять языку никаких национальных особенностей и ограничиться исключительно эмоциональной окраской речи, усиливая свой рассказ мимикой и жестикуляцией. Если всем понятно, начинаем!

Как правило, упражнение проходит весело и оживленно. Порой выступления на «джибрише» оказываются более эмоциональны и выразительны, чем история на русском языке. Можно запустить два или три круга, чтобы привести сказочную историю к логическому завершению.

Упражнение «Сон нашей группы».

Ведущий. Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней переправой через озеро и встречей с Волшебником. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем вы хотели бы увидеть сон… (Ведущий включает негромкую релаксационную музыку.) Вызовите в своем воображении картинку — образ вашего сна… У вас замечательные сны! Но на берегу волшебного озера происходят удивительные чудеса. Ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ — общий сон нашей группы…

Ведущий кладет на пол в середину круга большой лист ватмана, а вокруг него — фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения.

Ведущий. Откройте глаза… Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча встанете, подойдете к листу, возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача — создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!

По завершении упражнения следует дать возможность «намолчавшимся» участникам поделиться своими чувствами.

5 этап — завершение путешествия Упражнение «Плот».

Ведущий. Наступило утро. Дружно взявшись за работу, вы соорудили из стволов деревьев плот и спустили его на воду. Правда, поблизости росли только молодые деревья с тонкими стволами, поэтому плот, хоть и получился достаточно прочным, может опасно накрениться и даже перевернуться, если груз будет размещен неравномерно.

Ведущий с помощью веревки или мела обозначает на полу границы плота (примерно 2×3 метра) и предлагает участникам разместиться на нем с учетом некоторой неустойчивости плота. Он напоминает, что опасно становиться на краю плота.

Ведущий. Итак, вы отправились в плавание по озеру. Погода благоприятствовала, озеро было спокойным, и вы надеялись, что путешествие будет нетрудным. Но, когда вы достигли середины озера, невесть откуда появился громадный орел, отчего-то сильно заинтересовавшийся вашим плавсредством. Орел, сделав над вами неторопливый круг, опустился на краешек вашего плота, разом нарушив неустойчивое равновесие… (Ведущий, находившийся до этого момента за границами плота, перешагивает через веревку и останавливается на краю.) Вам необходимо срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся! …Только вы поменялись местами с учетом веса неожиданного пассажира, как орел снова взлетел и пересел на другой край плота.

Ведущий быстро меняет свое местоположение; повторив эту процедуру еще два-три раза, ведущий сообщает, что орел улетел, и сам покидает плот.

Ведущий. Вот, наконец, и берег. Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите избушку, в которой живет Волшебник. Вы очень надеетесь, что уж он-то поможет вам больше никогда не ссориться и не конфликтовать, снимет с вас заклятье злобной ведьмы. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь. Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, сидя за большим деревянным столом, вас ждет Волшебник. Вы рассказываете ему о своей беде.

  • — Что же вы хотите от меня? — спрашивает Волшебник.
  • — Только ты можешь расколдовать нас! Сделай же это!
  • — Нет, — говорит Волшебник. — Вы ошибаетесь. Я не могу расколдовать вас.
  • — Почему? Вот уж никак вы не ожидали такого поворота.
  • — Потому, — говорит Волшебник, — что снять ведьмино заклятие можете только вы сами. Вы уже почти сделали это, пройдя длинный и трудный путь и преодолев множество препятствий. Ведь вы почти не ссорились и поддерживали друг друга. Вы сами расколдуете друг друга. Я могу только немножко помочь вам окончательно избавиться от заклятия. Я подскажу, что вам нужно сделать. Вы должны выполнить три задания.

Упражнение «В роли друга».

Ведущий. Каждый из вас должен так изобразить одного из своих товарищей, чтобы все остальные узнали его. Делать это нужно без использования слов, только с помощью мимики, жестов, пантомимики. На каждое угадывание дается три попытки. Участники вытягивают из стопочки заранее приготовленные ведущим карточки, на которых написаны имена всех членов группы. Поскольку распределение ролей происходит случайным образом, то есть шанс, что кому-то достанется карточка с собственным именем. Ведущий поясняет, что в этом нет ничего страшного: себя тоже можно изобразить, сыграть, используя неречевые средства так, чтобы остальные догадались, чья это роль.

Упражнение «Метафора».

Ведущий. Следующее задание таково. Вам снова предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят нашей группы. Но т…

№.

Ф.И.

познавательная активность.

мотивация достижения.

тревожность.

гнев.

общий балл.

Африданова Э.

Ахтамьянов С.

Гаврилюк О.

Дубченко Д.

Лось С.

Протосетя С.

Рыленко Н.

Тараканов В.

Ульяницкий Д.

Усольцев М.

Цикунов А.

Юрукина О.

сред.пок-ль.

22,08.

23,08.

15,75.

16,17.

13,25.

Приложение 10

Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов.

Диаграмма сравнений средних показателей по шкале Спилбергера по итогам констатирующего и повторного исследования.

Приложение 11

Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов.

Сравнение средних показателей суммарных баллов по итогам констатирующего и повторного исследования.

Приложение 12

Результаты констатирующего исследования психологического климата.

№.

Ф.И.

показатель.

оценка психологического климата.

Африданова Э.

3,00.

низкий.

Ахтамьянов С.

3,33.

низкий.

Гаврилюк О.

3,33.

низкий.

Дубченко Д.

3,67.

средний.

Лось С.

4,00.

средний.

Протосетя С.

3,67.

средний.

Рыленко Н.

3,33.

низкий.

Тараканов В.

3,67.

средний.

Ульяницкий Д.

3,00.

низкий.

Усольцев М.

3,33.

низкий.

Цикунов А.

3,67.

средний.

Юрукина О.

4,00.

средний.

сред.пок-ль.

3,50.

средний.

Результаты констатирующего исследования психологического климата.

№.

Ф.И.

показатель.

оценка психологического климата.

Африданова Э.

4,00.

средний.

Ахтамьянов С.

4,00.

средний.

Гаврилюк О.

4,33.

средний.

Дубченко Д.

3,67.

средний.

Лось С.

4,33.

средний.

Протосетя С.

5,00.

высокий.

Рыленко Н.

4,67.

высокий.

Тараканов В.

4,00.

средний.

Ульяницкий Д.

4,67.

высокий.

Усольцев М.

4,00.

средний.

Цикунов А.

3,67.

средний.

Юрукина О.

5,00.

высокий.

сред.пок-ль.

4,28.

средний.

Приложение 13

Библиография. Социальная адаптация воспитанников детских домов.

Средние показатели психологического климата в восприятии воспитанников семьи «Жулдыз» ГУ «детский дом» по итогам констатирующего и повторного исследований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой