Йена-план-школа (П. Петерсен (1884-1952) )
Семейная группа. Это разновозрастная (гетерогенная) группа, и учебно-воспитательный процесс в ней происходит естественно и стихийно. Семейные группы находятся в школе и по возрастному признаку объединяются в младшие (4 — 6 лет); средние (6 — 9 лет); старшие группы (от 9 до 12 лет включительно). В каждой группе ученик обучается в среднем три года, хотя по разным причинам могут быть отклонения. Для… Читать ещё >
Йена-план-школа (П. Петерсен (1884-1952) ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целевые ориентации. Научить детей:
- а) разговаривать друг с другом (диалог);
- б) не бояться проявлять инициативу;
- в) научиться критически смотреть, думать;
- г) уважать других и другое вокруг себя;
- д) хотеть быть честным и быть самим собой;
- е) научиться сотрудничать.
Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».
Цель всех учебных занятий, — записано в плане школы, — создать звено между действительностью внутри и вокруг ребенка и учебой в классной ситуации.
Концептуальные особенности:
- · Мировая ориентация, охватывающая все ближнее и дальнее окружение воспитанника, является тем, с чем знакомится ребенок, продвигаясь от познания непосредственного окружения ко все более и более отдаленному.
- · То, что переживает ребенок в каждый момент своей жизни, и вся окружающая среда представляет собой единое целое. Разделение его на части — учебные предметы, которые изучаются учащимися, является структурой, изобретенной учеными.
- · Ребенок часто перенимает что-либо быстрее от другого ребенка, чем от взрослого; их жизненные миры очень близки.
- · Образование для Йена-план-школы выполняет обслуживающую функцию. Образование ставится на службу воспитанию.
- · Стремление отказаться от систематического изучения наук, представленных учебными предметами, желание познавать мир в его единстве.
Особенности содержания. Йена-план-школа не опирается на предметы. Она стремится организовать и активизировать встречу детей с окружающей действительностью. Школа создает для этого жизненные и рабочие ситуации. Естественно, дети здесь учатся и читать, и писать, и считать, приобретают другие знания и умения.
Традиционная школа в основном от письменного и печатного слова идет к природе, к реальной жизни. Йена-план-школа — наоборот. Она идет от жизненных и рабочих ситуаций к их анализу, к изучению того, что дается в содержании разных учебных предметов, то есть совершается движение мысли от ситуаций, которые происходят в жизни, к конкретным учебным предметам, взятым в комплексе, интегрировано.
Особенности организации. В Йена-план-школе различаются следующие группы, в которых происходит взаимодействие и познание окружающего мира: а) школьная община; б) семейная группа; в) группа одного стола; г) уровневая группа; д) группа по выбору.
Школьная община включает всех, кто имеет отношение к школе: педагогов, администрацию, руководителей групп (это объединение нетрадиционного типа), детей и родителей.
Семейная группа. Это разновозрастная (гетерогенная) группа, и учебно-воспитательный процесс в ней происходит естественно и стихийно. Семейные группы находятся в школе и по возрастному признаку объединяются в младшие (4 — 6 лет); средние (6 — 9 лет); старшие группы (от 9 до 12 лет включительно).
В каждой группе ученик обучается в среднем три года, хотя по разным причинам могут быть отклонения. Для ребенка своя группа является основной, и в ней происходит то, что педагоги Йена-план-школы назвали: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».
Дети в этой группе различаются по возрасту, полу, уровню развития, темпам, одаренности, характеру. Такая неоднородность делает возможным естественный учебный процесс. В такой семейной группе может иметь место такая же естественная манера обучения, как и в се-мье: в ней старший ребенок учит чему-либо младшего и наоборот.
Приходя в группу в качестве младшего, ребенок начинает «снизу». Другие дети дольше находятся в этой группе. Они больше знают и умеют: они самостоятельно владеют навыками, проще проявляют инициативу, отвечают за ход дел в группе и т. п. младший еще во всем зависим от них. Они принимают его в свою группу.
Когда он становится средним по воз-расту, он замечает по новым детям, что продвинулся вперед. Он менее зависим и помнит о своем положении в самом начале.
Когда он становится старшим в группе, то достигает большей самостоятельности, имеет больше возможности для самоопределения. Но, достигнув этого уровня, ребенок переходит в следующую группу, и весь процесс начинается сначала: там он опять окажется в положении младшего, менее самостоятельного в новых условиях; но он уже знает, что может вырасти, и видит по другим детям, что это действительно происходит.
Благодаря семейным группам исключается второгодничество. При необходимости можно продлить время пребывания в группе. Возможно и наоборот: укороченный период, когда ребенок быстрее развивается во всех областях знаний и практической деятельности.
Группы одного стола отличаются своей гетерогенностью: в них объединяются младшие, средние и старшие дети одной семейной группы. Благодаря этому они могут лучше учиться друг у друга, помогая и сотрудничая.
Уровневые группы представляют собой организационное средство, делающее возможным одновременное обучение больших групп детей: в них ведется объяснение для детей, которые в одинаковой степени владеют материалом.
Группа по выбору возникает, когда детям на основе их интересов предоставляется возможность в течение определенного периода принять участие в какой-то конкретной работе или каком-то деле.
Йена-план-школа — модель школы демократического типа, в которой дети и взрослые, родители и педагоги составляют единую семью.