Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные группы субстантивов, входящих в состав эпифраз в качестве определяемых слов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Город, жилище (дом) и их составляющие: стол, карандаш/перо; окно/стекло, лестница, дверь, пол; колыбель, ложе, спальня; замок, башня; рояль; картина, книга (включены нами в сферу концепта дом), город (13 единиц, в том числе, метонимическое замещение «люди, проживающие в городе»), а также артефакты города (храм, колокола, фонарь, улицы, бульвар, аллея; могила/памятник, столб, сваи — всего 32… Читать ещё >

Основные группы субстантивов, входящих в состав эпифраз в качестве определяемых слов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состав определяемых слов, образующих цветаевскую эпифразу, неоднороден по своему денотативному типу и может быть распределен по нескольким смысловым блокам, субсферам. В нашей работе предпринято деление денотативных сфер на три — сферы человека, артефактов и природы. Это деление является условным, поскольку первые две очень тесно связаны друг с другом: человек живет в мире артефактов, создавая их, «отражаясь в них». Вначале приведем состав субстантивов, употребленных поэтом в их прямом значении.

  • 1. Сфера человека. Самая обширная группа субстантивов, представленная 1134 словоупотреблениями и 102 различными понятиями как конкретного (глаза, рука), так и абстрактного характера (жизнь, совесть).
  • 2. Сфера артефактов (предметного мира). Группа представлена 297 употреблениями понятий, относящихся к данной тематической области, при 42 различных субстантивах (дом, город, лестница и др.).
  • 3. Сфера природы вербализована 355 словоупотреблениями при 53 различных субстантивах, среди которых выделяются наиболее частотные (дерево, лес, солнце) и менее частотные (земля, огонь).

Обобщение результатов анализа эпифраз с позиций частотности употребления именной лексики в творчестве М. Цветаевой показывает, что центральными для поэта смыслами выступают те, которые связаны с человеком, с его телесной и духовной жизнью. Это такие ключевые слова эпифразы, как глаза (296 единиц), рука (133 единицы), рот (102 единицы), душа и сердце (97 единиц), любовь (51 единица). Другими концептуальными сферами, в рамках которых зафиксированы частотные именные лексемы, являются сфера артефактов (дом — 198 единиц) и сфера природы (деревья — 90 единиц).

Кроме вышеперечисленных частотных и центральных для поэтического сознания М. Цветаевой ключевых слов, употребленных в составе эпифраз, также зафиксированы следующие субстантивы, относящиеся к сфере «человек»:

— в сфере «физический человек и его проявления»:

лоб (21 единица), кровь (21), сон/греза/мечта (13), волосы (в том числе имена борода, прическа, усы, седина — 6), ноги (5; в том числе, шаг), голова (2, в том числе, кивок), ребра (2), плечо (2), колени (2), кожа (1), нос (1), плоть (1), спина (1), шея (1);

— лексемы, называющие речевую деятельность:

речь (3 единицы), голос (2), слово (2), возглас (1), крик (1), ответ (1), вопрос (1), брань (1), невнятица (1), обман (1), пение (1), просьба (1), угроза (1);

— абстрактные понятия, обозначающие состояние и возраст:

жизнь (12 единиц), смерть (3), счастье (9), печаль (грусть, тоска) (10), радость (1), страх (2), голод (1), гордость (1), нега (1), смех (1); юность (1);

— понятия, характеризующие интеллектуальную работу:

память (13 единиц), мысли (2), дума (1), премудрость (1);

— понятия, отражающие межличностные отношения:

дружба (3 единицы), слава (2), лесть (2), разлука (2), важность (1), неравенство (1), отвага (1), равнодушие (1);

— понятия морально-нравственного порядка:

совесть (14 единиц), грех (1), стыдливость (1);

— понятия, связанные с творчеством:

стихи (12 единиц), поэт (10), творчество (2), письмо (2), строки (2), рифма (2), дар (1);

  • — некоторые общечеловеческие, философские категории: быт (3 единицы), видимость (реальность) (1), доля (1), судьба (1), фортуна (1); воля (1);
  • — имена лиц, являющиеся героями или персонажами произведений М. Цветаевой: герцог, любовник, мама, моряк, ребенок, рыцарь, сын, царь, шут (по 1 употреблению); в том числе обобщенные названия: лик (3), образ (5), профиль (кого-либо) (3).

Кроме того, многочисленные характеристики получает сама лирическая героиня (Марина, поэт, Я и другие) (44 единицы).

В сфере артефактов эпифрастическое выражение имеют такие понятия предметного мира, как:

  • — одежда: плащ (20 единиц, один из метонимических символов человека), сапог (3), кафтан (1), кушак (1), риза (2), руно (1), ряса (1), сабля (1), шелка (1), шнурок (1));
  • — город, жилище (дом) и их составляющие: стол, карандаш/перо; окно/стекло, лестница, дверь, пол; колыбель, ложе, спальня; замок, башня; рояль; картина, книга (включены нами в сферу концепта дом), город (13 единиц, в том числе, метонимическое замещение «люди, проживающие в городе»), а также артефакты города (храм, колокола, фонарь, улицы, бульвар, аллея; могила/памятник, столб, сваи — всего 32 единицы).
  • — орудия труда или войны: булавка (1 единица), веретено (1), меч (1), нож (1), серп (1), топор (1);
  • — музыкальные инструменты: альт (1), флейта (1);
  • — номинации денежных единиц: гроши (1), монета (1).

Среди концептов, относящихся к сфере природы, имеют эпифрастическое выражение такие концепты, как:

  • — вода (28 единиц); представлен именами море (6), океан (3), волна (3), дождь (2), прилив (2), река (2), ручей (2), снег (2), лужа (1), пена (1), прибой (1), пруд (1), струйка (1), туман (1);
  • — небо (18 единиц); представлен именами небо (5), солнце (5), заря (2), радуга (1), луна (1), месяц (1), звезды (1), рассвет (1), закат (1);
  • — земля (16 единиц); представлен именами земля, пустыня, песок, поле, камень, остров;
  • — огонь (10 единиц): свет, огонь, искры, пламя, костер, жар;
  • — воздух (9 единиц), в том числе, ветер, дым, дымка;
  • — субстантивы различной семантики:
  • · обозначения мира (света) и его частей: мир/мирок (3 единицы), дорога/путь/верста (2), глубь (1), даль (1), синь (1), местность (1);
  • · звон (1), тишина (1);
  • · тень (1).

К природному миру относятся и номинации животных: волчица (1 единица), змея (1), орел (1), уж (1).

Употребительны и лексемы, обозначающие промежутки времени, которые условно могут быть отнесены к бытийным понятиям: день (24 единицы), ночь (12), час (10), время (3), вечер (3).

В составе эпифрастических выражений представлены и номинации единичных объектов, представляющие собой имена собственные:

  • — названия высших сил: Бог (3 единицы), Черт (2);
  • — имена мифологических персонажей: Амазонка (7), Ариадна (2), Федра (2), Артемида (1);
  • — имена писателей/поэтов: Пушкин (12 единиц), Бальмонт, Блок, Брюсов, Маяковский, Рильке (по 1);
  • — названия городов/стран: Москва (3 единицы), Санкт-Петербург (2), Русь (2).

Таким образом, в рамках эпифрастической вербализации в текстах произведений М. Цветаевой наблюдается разнообразие субстантивных имен, которые репрезентируют самые различные сферы бытия: детально прорисовывается картина мира человеческого существования, обращается внимание на вещный мир, в котором живет человек, а также уделяется внимание природным объектам. Большее же внимание поэта привлекает мир человека, чем объясняется разнообразие субстантивов данной денотативной сферы и детальная номинация отдельных концептов.

Описание групп эпитетов и лексем, выступающих в функции эпитетов, зафиксированных в текстах М. Цветаевой, позволяет сделать некоторые выводы относительно разнообразия определений, используемых поэтом. Основное внимание в произведениях М. Цветаевой сосредоточено на изображении внутренней, духовной жизни лирической героини или персонажей ее произведений; по этой причине наибольшее количество адъективных лексических единиц (эпитетов) и их употреблений приходится на группу, относящуюся к описанию субъекта, его внутренней жизни, а также физических свойств предметов и лиц. Остальные группы определений демонстрируют невысокую частотность употребления.

Состав определяемых слов, образующих цветаевскую эпифразу, неоднороден по своему денотативному типу и может быть распределен по нескольким смысловым блокам, субсферам. Отметим при этом, что деление на три сферы человека, артефактов и природы является условным, поскольку первые две очень тесно связаны друг с другом: человек живет в мире артефактов, создавая их и «отражаясь в них». Это такие сферы, как:

  • а) сфера человека. (жизнь, смерть, юность, совесть);
  • б) сфера артефактов (предметного мира) (дом, город, лестница и др.);
  • в) сфера природы (дерево, лес, солнце) и менее частотные (земля, огонь).

Результаты исследования тенденций сочетаемости атрибутивных лексем и определяемых слов при образовании эпифраз в текстах произведений М. Цветаевой будут представлены в следующей главе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой