Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы воспитания. 
Формы и методы воспитания в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов и его единомышленники и последователи) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности — взрослого (педагога, старшего друга, простого участника) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов — «форма» и «мероприятие». В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте… Читать ещё >

Формы воспитания. Формы и методы воспитания в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Воспитание может быть процессом строго определённым, конкретным, целостным и управляемым. Если выстроить четкую систему форм организации воспитательного процесса, психологически и педагогически обоснованную, методически грамотно инструментованную, тогда каждая форма и станет той «клеточкой» воспитательного процесса, многообразие которых выстроит «ткань» воспитания.

В современной педагогической практике существует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и др.

Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого педагогического явления.

В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений:

  • 1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета;
  • 2) внешнее выражение какого-либо содержания;
  • 3) установленный образец чего-либо;
  • 4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний;
  • 5) одинаковая по цвету и крою одежда;
  • 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения" Очевидно, что каждое значение так или иначе отражает и смысл понятий «форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса».

С точки зрения педагогической формы воспитания (воспитательной работы) — это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам.

Как определенная ценность (интеллектуальная, правовая, гражданская, политическая, эстетическая, нравственная и т. д.).

Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.

«Воспитательное мероприятие» (в трактовке Н. Е. Щурковой как «принятие мер») рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованный как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения.

Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов и его единомышленники и последователи) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности — взрослого (педагога, старшего друга, простого участника) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов — «форма» и «мероприятие». В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самостоятельную актуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т. е., влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся. Любая форма внеурочной деятельности имеет цель — развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и так далее. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.

Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны.

Они могут быть:

  • 1) простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
  • 2) кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);
  • 3) групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные;
  • 4) традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);
  • 5) спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;
  • 6) регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания, серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т. п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);
  • 7) многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В.А. Караковский);
  • 8) система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т. п.

В поисках форм педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себя нагрузку внешнего оформления идеи. Ребёнок же от формы идёт к содержанию: он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

У формы есть ещё одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчёркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков. Подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. «А у нас в школе…» — с гордостью обычно сообщают дети об отличной от окружающих форме. «А у нас в классе…», «А у нас в спортклубе…» — им нравится специфическое оформление, подчёркивающее их автономию.

Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать её вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями.

Иногда педагоги проводят творческие конкурсы на лучший проект реализации какой либо идеи. Скажем, проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т. д.

Чтобы проверить адекватность формы индивидуальной ситуации, необходимо фиксировать реакции детей. Например, можно заметить, как неэффективно звучит обращение «Ребята!» по отношению к старшим подросткам и сколь необычна реакция их на обращение «Дамы и господа!».

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.

Первое. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности. Допустим, в школе находится белый рояль — его надо расположить так, чтобы все могли его видеть (именно визуалы), исполнение музыкальных произведений на нем должно быть достаточно частым, чтобы все могли его слышать (именно аудиалы), вокруг белого рояля необходимы некоторые действа, доставляющие удовольствие детям (именно кинестетикам).

Второе. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Опытные педагоги знают, как тяжело сохранить традиции, которые столь плодотворны в деле воспитания, но которые живут до тех пор, пока не прекращается ввод в традиционную форму нового элемента. Интересно, с этой точки зрения, проследить форму «последнего звонка». Будучи сначала «последним звонком» на «последний урок», постепенно этот традиционный акт модифицировался в праздник прощания и благодарения, потом в эстрадное шоу, а в последние годы новым витком он опять возвращается к форме «последнего урока», где протекает раздумье о жизни, о школе, о себе, о друзьях, о будущем. Форма воспитательного процесса динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца.

Третье. Форма не может быть воспроизведена в своём целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.

Тем не менее, долголетняя практика воспитания детей в школе выработала и отшлифовала ряд традиционных форм воспитательной деятельности, которые прошли проверку временем и, невзирая на социальные и педагогические изменения, сохранили свои внутренние педагогические потенции. Форма как бы победила время — так кажется на первый взгляд. К таким традиционным формам относятся школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, трудовой десант, музейные экскурсии, соревнования. Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истина, добро, красота, искусство, наука, мораль, игра, обращение, труд, познание. Именно значимость средств, которые обеспечивают реальность названных форм, обусловила их универсальность. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своём вариативном виде, и модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, конверт дружеских вопросов, сократовская беседа, разброс мнений и другие. Как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется и оформляется в нечто новационное, хотя нетрудно заметить родство этой новой формы с общими традиционными. Таким образом, форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, поставленной на данный период работы с детьми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой