Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение теоретико-методологических аспектов педагогического проектирования образовательных систем и процессов раскрыто в работах зарубежных и отечественных ученых (B.C. Безрукова, В. П. Бедерханова, В. М. Монахов, Т. Г. Новикова, О. Н. Коновалова, Э. И. Сундукова, А. И. Панов, И. Д. Чечель, В. Д. Шапиро, Дж Джонс, Г. Саймон и др.). Различные подходы к проектированию инновационной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования учебной деятельности младших школьников
    • 1. 1. Теоретико—методологические основы учебной деятельности младших школьников с позиций развивающего обучения
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы векторно-модульной модели проектирования учебной деятельности младших школьников
    • 1. 3. Проектирование учебной деятельности младших школьников на организационно-педагогическом и субъектно-деятельностном уровнях
  • Выводы
  • Глава II. Проектирование учебной деятельности младших школьников с позиций субъектов образовательного процесса
    • 2. 1. Организация и методика проведения экспериментальной части исследования по проектированию учебной деятельности младших школьников
    • 2. 2. Изучение готовности учителей начальных классов к проектированию учебной деятельности младших школьников
    • 2. 3. Подготовка педагогов к реализации модели учебной деятельности в образовательном процессе начальной школы
    • 2. 4. Изучение динамики сформированности учебной деятельности младших школьников при ее проектировании
  • Выводы

Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования определена изменением социальных отношений в обществе на современном этапе и, как следствие, изменением социального заказа государства в условиях модернизации начального общего образования. На данном этапе общественно—экономических отношений развивающемуся обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.» [70, с. 4]. Таким образом, основная направленность системы образования определяется формированием общеучебных умений и навыков учащихся, которые находят применение в различных жизненных ситуациях. В связи с этим перед массовой начальной школой поставлена задача в переориентации от навыково—знаниевой к развивающей модели обучения. Вместе с тем, данные международного тестирования PISA (2000 г.) свидетельствуют о том, что результаты образования российских школьников не в полной мере соответствуют международным требованиям. Российские эксперты отмечают, что если проведенное исследование по внутренней логике и содержанию заданий ориентировано на наиболее востребованные в мировой практике умения и навыки компетентности, то отечественное образование не ориентировано на этот вызов. Проведенный экспертный и статистический анализ показал, что у российских школьников, при достаточном уровне сформированности предметных умений, не формируются в процессе обучения общие компетентности (общеучебные, надпредметные умения и навыки). Таким образом, несмотря на признание необходимости формирования общеучебных умений и навыков, российская система образования не способствует их формированию [58, с. 22].

Имеющееся противоречие между поставленными целями и реальным положением дел можно устранить, изменив не только целевые ориентации, но и содержание, методики, способы взаимодействия, показатели результативности школьного обучения и, прежде всего, на этапе начальной школы. Иными словами, возникает необходимость в новых, инновационных подходах к организации учебной деятельности младших школьников. На современном этапе одним из основных условий инновационной деятельности в системе образования рассматривается педагогическое проектирование. На наш взгляд, именно педагогическое проектирование позволит наиболее целостно и системно учесть различные аспекты развития учебной деятельности младших школьников, как на уровне организационных условий, так и на уровне осуществления учебной деятельности.

Значение теоретико-методологических аспектов педагогического проектирования образовательных систем и процессов раскрыто в работах зарубежных и отечественных ученых (B.C. Безрукова, В. П. Бедерханова, В. М. Монахов, Т. Г. Новикова, О. Н. Коновалова, Э. И. Сундукова, А. И. Панов, И. Д. Чечель, В. Д. Шапиро, Дж Джонс, Г. Саймон и др.). Различные подходы к проектированию инновационной деятельности педагога, направленные на изменение основных подходов к организации школьного обучения определены в исследованиях ряда современных ученых (М.В. Кларин, B.C. Лазарев, Н. Ю. Пахомова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова [62, 79, 123, 129, 168] и др.). Вместе с тем, проблема проектирования учебной деятельности младших школьников, основываясь на общих теоретико-методологических основах педагогического проектирования, требует дополнительного изучения, исходя из специфики понятия, сущности и структуры учебной деятельности.

В психологических исследованиях учебной, как отдельного вида деятельности, отражены направления, основанные на принципе ведущего типа деятельности на различных возрастных этапах (А.Н. Леонтьев [81], Д. Б. Эльконин [176]) — на изучении отдельных компонентов учебной деятельности.

В.В. Репкин, Л. В. Занков [51], Г. А. Цукерман, В. В. Рубцов, В. Г. Романко, Т. А. Матис, Г. Н. Кудина, А. К. Дусавицкий [44], и др.), на изучении проблемы деятельностного подхода в обучении (Г.А. Суворова [153], Н. Ф. Талызина [156], А. Б. Воронцов, О. С. Анисимов [4], В. Д. Шадриков [167] и др.).

Вместе с тем, существующие исследования решают проблемы или по формированию отдельных компонентов учебной деятельности, или по развитию учебной деятельности в целом в рамках определенной системы обучения (системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и система Л.В. Занкова). Но данные развивающие системы, к сожалению, не получили широкого распространения в современной школе.

При существующей вариативности содержания начального общего образования наиболее реализуемой является традиционная система обучения. В последнее время данная система представлена достаточно большим числом различных учебно-методических комплектов: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100.», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний» и др. В большинстве случаев при реализации данных комплектов, несмотря на измененное содержание, методы обучения остаются прежними. При таком подходе компоненты учебной деятельности реализуются учащимся частично и большей частью на репродуктивном уровне.

В данной ситуации, на наш взгляд, определяется важность педагогического проектирования, которое позволит выявить особенности развития учебной деятельности младших школьников с учетом современных тенденций и вариативности содержания начального общего образования.

Актуальность проблемы педагогического проектирования учебной деятельности младших школьников определяется необходимостью реализации субъектной позиции учащегося в условиях перехода массовой начальной школы на развивающую модель обучения, с учетом вариативности содержания начального образования,.

Вместе с тем, при решении данной проблемы выявлен ряд существенных противоречий:

— между современными требованиями образовательной политики по переходу массовой начальной школы к модели развивающего обучения и преобладающей объяснительно-иллюстративной моделью;

— между субъектным характером учебной деятельности в модели развивающего обучения и выраженной объектной позицией ребенка при взаимодействии с учителем в учебном процессе;

— между необходимостью педагогического проектирования учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения и неготовностью к решению этой задачи педагогов начальной школы.

Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем наличие проблемы, которая сформулирована следующим образом: какова специфика педагогического проектирования учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — учебная деятельность младших школьников. Предметом исследования является педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения.

Гипотеза исследования содержит предположение, согласно которому, педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения будет эффективным если;

— будет разработана модель проектирования, обеспечивающая субъектное взаимодействие участников образовательного процесса при развитии структурных компонентов учебной деятельности младших школьников;

— будет разработан алгоритм реализации модели проектирования на орпганизационно-педагогическом и субъектно-деятельностном уровнях в условиях развивающего обучения;

— будут определены критерии и показатели реализацдля модели проектирования учебной деятельности в практике начальной школы;

— будут созданы психолого-педагогические условия реализации модели учебной деятельности младших школьников с учетом особенностей развивающего обучения.

— будет разработана и реализована программа подготовки учителей начальной школы к педагогическому проектированию учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования учебной деятельности младших школьников.

2. Разработать модель проектирования учебной деятельности младших школьников, определяющую субъектную позицию ребенка в образовательном процессе при организации и осуществлении учебной деятельности.

3. Определить алгоритм реализации модели проектирования учебной деятельности младших школьников в модели развивающего обучения.

4. Выявить критерии и показатели реализации модели проектирования учебной деятельности младших школьников в практике начальной школы.

5. Определить психолого-педагогические условия реализации модели проектирования учебной деятельности младших школьников.

6. Разработать и апробировать программу по подготовке учителей к реализации модели проектирования учебной деятельности младших школьников в практике начальной школы.

7. Изучить динамику сформированности учебной деятельности младших школьников в результате апробации предложенной модели в практике начальной школы.

Методологическую основу исследования составляют: аксиологический подход, определяющий систему гуманистических ценностей и основанный на признании приоритета развития личности, в соответствии с которым человек рассматривается как высшая ценность обществафилософские, психолого-педагогические тенденции, определяющие особенности организации и осуществления учебной деятельности младших школьников в развивающем обучении, основанные на принципах развития и деятельности, определяющие основные подходы образовательного процесса в начальной школесистемно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, в аспекте которых учебная деятельность рассматривается как средство развития и самореализации личностивзаимосвязь и взаимообусловленность историко-хронологического, содержательного и системного подходов, обеспечивающих единство исторического и логического в педагогическом познании.

Теоретическую основу исследования составляют положения, раскрывающие аксиологические, психолого-педагогические, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к изучению учебной деятельности на основании: культурно-исторической теории психического развития человека (Л.С. Выготский [26, 27, 28]) — общепсихологической теории деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Л. С. Рубинштейн, [40, 31, 36, 81, 126, 144] и др.);

— теоретических положений развивающего обучения (В.В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Д. Б. Эльконин, И. Ломпшер [39, 44, 176, 96] и др) — теории педагогического проектирования (B.C. Безрукова, К. Я. Вазина, Л. Н. Захарова, В. М. Коротов, Т. Г. Новикова, А. И. Панов, И. Д. Чечель, В. А. Штофф [8,23,50,65, 115, 121, 130, 165, 172] и др.) — теоретических положений инновационной педагогической деятельности (М.В. Кларин, B.C. Лазарев, И .Я. Лернер, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская [64, 67, 85, 79, 128, 168, 178] и др.).

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: общетеоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, контент-анализэмпирические: анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическая диагностикастатистические: количественный и качественный анализ данных исследования.

База исследования. Исследование проводилось в 15 территориях края в нем участвовал 721 учитель начальных классов. Также в рамках краевой опытно-экспериментальной площадки исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 7 г. Ставрополя и охватывало 259 учащихся 2−4 классов.

Этапы исследования:

I этап — подготовительный (1997 — 2002 г.): выбор темы, определение сути проблемы, изучение литературы.

II этап — основной (2003 -2006 г.): осуществление экспериментальной деятельности и выявление критериев и показателей в деятельности учителя и в деятельности ученика.

III этап — заключительный (2006 — 2008 г.): анализ и обработка полученных результатов, формулировка основных положений и выводов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана векторно-модульная модель проектирования учебной деятельности младших школьников на организационно-педагогическом и субъектно-деятельностином уровнях;

— определены психолого-педагогические условия реализации модели проектирования учебной деятельности младших школьников в модели развивающего обучения;

— предложена система комплексных мер по обучению учителей проектированию учебной деятельности младших школьников;

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— уточнено определение понятия «учебная деятельность»;

— раскрыты сущность и содержание понятия «проектирование учебной деятельности младших школьников»;

— определена единица проектирования учебной деятельности в качестве психолого-педагогического модуля;

— разработана векторно-модульная модель проектирования учебной деятельности младших школьников, которая строится на основе учета психолого-педагогических условий организации (организационно-педагогический уровень) и осуществления (субъектно-деятельностный уровень) учебной деятельностипредложен алгоритм проектирования в соответствии с определенными модульными компонентами учебной деятельности;

— экспериментально обоснована эффективность проектирования учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения.

Практическая значимость исследования.

— внедрение векторно-модульной модели проектирования учебной деятельности младших школьников в практику начальной школы позволяет обеспечить развитие учебной деятельности в логике развивающего обучения;

— разработанный алгоритм проектирования учебной деятельности младших школьников обеспечивает реализацию модульных компонентов учебной деятельности младших школьников на организационно-педагогическом и субъектно-деятельностном уровнях;

— разработанная система комплексных мер позволяет осуществить обучение учителей проектированию учебной деятельности младших школьников на теоретическом, методическом и практическом уровнях.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексной методики, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования, а также результатами опытно—экспериментальной проверки выдвигаемых положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактически интерпретированное понятие «проектирование учебной деятельности младших школьников» выступает как предварительная разработка системы действий учителя (на организационно-педагогическом уровне) и учащихся (на субъектно-деятельностном уровне) по реализации всех структурных компонентов учебной деятельности, предполагающая в качестве прогнозируемого результата развитие учащегося как субъекта этой деятельности.

2. Наиболее эффективной формой проектирования учебной деятельности младших школьников является векторно—модульная модель, которая обеспечивает единую векторную направленность на уровне взаимодействия учителя и учащегося в рамках каждого структурно-модульного компонента учебной деятельности: мотивационного, ориентировочного, содержательного, операционно—деятельностного, контрольно—оценочного, результативно-коррекционного и реализуется на основе разработанного алгоритма в рамках каждого структурного компонента учебной деятельности.

3. При реализации векторно-модульной модели проектирования учебной деятельности младших школьников в практике начальной школы критериями являются компоненты учебной деятельности, а показателем выступает уровень субъектности учащегося при осуществлении учебной деятельности.

4. Эффективность реализации модели проектирования учебной деятельности младших школьников определена следующими психологопедагогическими условиями: выраженной субъектной позицией младших школьников при развитии компонентов учебной деятельностиспецификой образовательного процесса в развивающем обучениивзаимосвязью компонентов учебной деятельности на организационно-педагогическом и субъектно-деятельностном уровнях.

5. Программа подготовки учителей к педагогическому проектированию учебной деятельности младших школьников предполагает теоретический, методический, технологический уровни проектирования в логике развивающего обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения исследования, вопросы их практического внедрения обсуждались: на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в различных территориях Ставропольского края (2003—2007) — на всероссийской конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Л. В. Занкова (Москва — 2006), межрегиональных научно-практических конференциях «Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста в контексте культур» (Ставрополь — 2004), «Начальная школа: проблемы и перспективы» (Ставрополь-2006), городской конференции «Преемственность дошкольного и начального образования» (Пятигорск -2005.), августовских конференциях в территориях края (2003; 2007) — на всероссийском научно-практическом семинаре «Система Л. В. Занкова на современном этапе реализации» (Самара — 2005), краевом семинаре «Преемственность в системе Л. В. Занкова: начальное и среднее звено» (Красногвардейское-2006) — на всероссийских и краевых Интернет — педсоветах (2006 — 2007) — на краевом педагогическом фестивале — «Талант — 2006» (Невинномысск -2006) — краевом фестивале опытно-экспериментальных площадок (Ставрополь — 2006;2007);

— на заседаниях краевой научно-исследовательской лаборатории «Гармония» (Ставрополь 2005;2007), в работе опытно-экспериментальных площадок (Ставрополь 2004;2007, Лермонтов 2005;2007).

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, который содержит 183 источника, 16 приложений. В работе приведено 5 диаграмм, 7 графиков, 17 таблиц. Общий объем исследования составляет 186 листов.

6. Результаты исследования уровня развития учебной деятельности младших школьников с учетом вариативности содержания начального общего образования показали, что развитие компонентов учебной деятельности младших школьников, при общей положительной динамике, практически не зависит от содержания различных учебно-методических комплектов, используемых в начальной школе. При общей успешности развития учебной деятельности младших школьников наибольшие трудности выявлены при формировании таких компонентов, как целеполагание и оценивание.

7. Эффективность апробации векторно — модульной модели проектирования учебной деятельности младших школьников подтверждена общей положительной динамикой сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся экспериментальных классов.

Вместе с тем, результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемого вопроса. Проблема проектирования учебной деятельности младших школьников в период перехода массовой начальной школы к развивающей модели обучения может найти свое отражение в дальнейших исследованиях, как в области подготовки педагогов к педагогическому проектированию на теоретико-методологическом и на практическом уровнях, так и в подготовке учащихся к проектированию собственной учебной деятельности с учетом требований к учебному процессу на современном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная направленность системы начального общего образования на современном этапе на развивающую модель обучения определила актуальность педагогического проектирования как условия развития учебной деятельности младших школьников.

В результате проведенного исследования выявлена специфика педагогического проектирования как условия развития учебной деятельности младших школьников:

1. На основе анализа научной литературы по проблеме проектирования учебной деятельности уточнено понятие «учебная деятельность» и обосновано дидактически интерпретированное понятие «проектирование учебной деятельности младших школьников».

2. Разработана векторно-модульная модель проектирования учебной деятельности младших школьников, которая включает следующие психолого-педагогические модули: мотивационный, диагностико-аналитический, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-оценочный, результативно-коррекционный. При этом психолого-педагогический модуль выступает в качестве единицы проектирования и имеет векторную направленность, позволяющую определить взаимосвязь организационно-педагогического и субъектно-деятельностного уровней при проектировании учебной деятельности.

3. В рамках каждого психолого-педагогического модуля предложен алгоритм проектирования, который включает систему действий учителя (на организационно-педагогическом уровне) и учащихся (на субъектно— деятельностном уровне) и позволяет осуществить в учебном процессе реализацию модульных компонентов проектирования учебной деятельности с учетом их векторной двухуровневой направленности.

4. В соответствии с предложенной векторно-модульной моделью, определена программа комплексных мер по подготовке учителей к проектированию учебной деятельности младших школьников, которая включает следующие этапы: организационный, диагностический, научно-методический, технологический, мониторинговый, аналитический. Взаимосвязь выделенных этапов позволяет обеспечить целостность и системность по подготовке учителей к реализации модели в практической деятельности на теоретическом, методическом и технологическом уровнях.

5. На основе алгоритма проектирования учебной деятельности уточнена структура урока, которая включает следующие этапы: мотивация к учебной деятельности, актуализация, постановка проблемы, анализ проблемной ситуации, поиск решения проблемы, решение проблемы, первичное закрепление, содержательная рефлексия. Это позволяет целенаправленно проектировать развитие конкретных компонентов учебной деятельности младших школьников: мотивации, целеполагания, планирования решения учебной задачи, контроля и оценивания на каждом из этапов урока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1982.-297с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-323 с.
  4. О.С. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. Выпуск 3. М.: РАКО АПК, 1990, -175с.
  5. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-324 с.
  6. JI.A., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педвгогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000.-256 с.
  7. .П., Сыромятников И. В. От учебной деятельности к субъектному подходу // Инновации в образовании, 2003, — № 2, — с.44— 45.
  8. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебник для учащихся индустр. пед.техникумов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-95 с.
  9. В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности, 2000. — № 1. — с. 24−36.
  10. В.П. Аукцион педагогических проблем, или Средство творческого саморазвития детей и взрослых: Проектирование // Директор школы, 2001. — № 6. с.24−33.
  11. Безотметочное обучение: проблемы и опыт реализации. Сборник материалов / Сост. А. Б. Воронцов, О. Б. Логинова. М.: АПКиПРО, 2004. — 136 с.
  12. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Автореф.. докт. пед. наук. Челябинск, 1995. — 48 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М: Интор, 1995. 336 с.
  15. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
  16. А.И., Томилин О. Б. Построение нетрадиционных систем оценивания качества знаний. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993.-48 с.
  17. В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  18. В.А. О месте теории деятельности в марксистской философии // Методология и теория деятельности. Тезисы к X межзональному симпозиуму. Горький, 1982, — с. 8.
  19. В.И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий. Автореф. докт. пед. н. — Майкоп, 1999.
  20. Д.Б. Методологические и методические проблемы исследования целеполагания // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979 — с. 105−110.
  21. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика, 1997. — № 2.
  22. Е.Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. — М., 1995.-c.5-ll.
  23. К .Я. Технологические предписания к проектированию коллективной мыследеятельности // Вазина К. Я. Коллективная24
Заполнить форму текущей работой