Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определить цели, задачи и организационно-педагогические условия подготовки учащихся как пользователей УИТ, умеющих применять их для решения задач из различных предметных областейразработать и обосновать методические рекомендации по формированию общеучебных умений в процессе освоения УИТ путем обучения основам информационного моделирования с использованием информационных сред задачапробировать… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
    • 1. 1. Общеучебные умения использования УИТ как компонент информационной культуры личности
    • 1. 2. Система организационно-педагогических условий использования универсальных информационных технологий в процессе формирования общеучебных умений школьников
    • 1. 3. Обзор универсальных информационных технологий и общие подходы к их изучению
    • 1. 4. Разработка информационных моделей как необходимый этап формирования общеучебных умений школьников с помощью информационных технологий
    • 1. 5. Выбор программных средств для изучения универсальных информационных технологий
  • ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Состояние преподавания информатики в общеобразовательной школе
    • 2. 3. Организационно-педагогические условия обучения школьников применению информационных сред учебных задач как средства формирования умений использования универсальных информационных технологий
    • 2. 4. Построение системы учебных задач: принцип формирования, критерии подбора задач
    • 2. 5. Использование в курсе информатики информационных сред задач, разрабатываемых на базе универсальных информационных технологий
  • ВЫВОДЫ

Организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших черт, характеризующих современный этап развития общества, является его информатизация — объективный процесс, связанный с повышением влияния интеллектуальных видов деятельности на все стороны общественной жизни и ориентированный на использование больших объемов современной достоверной и исчерпывающей информации.

Интенсификация информационных процессов, особенно в части возрастания объема и скорости передачи информации, ускорения ее обработки, приводит к необходимости инструментировать информационную работу, и в последние полвека достигнуты большие успехи в автоматизации информационных процессов. Повышаются требования к уровню информационной культуры каждого члена информационного общества, в котором интеллектуальная деятельность является определяющей.

В качестве средства автоматизации информационной работы, как правило, рассматривается компьютер, который «.создает не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, т. е. новый тип отношения человека с миром» [1,80]. Следовательно, для формирования информационного общества необходимо, чтобы каждый его член был в состоянии использовать компьютер как инструмент автоматизации своего интеллектуального труда.

Препятствием на пути массовой компьютеризации, применения компьютера каждым, занятым умственной деятельностью человека, первоначально явилась сложность освоения этого инструмента, «необходимость специальной подготовки. Если человек не обладал такой подготовкой, он должен был обращаться к посреднику, специалисту в области работы с компьютерами, передоверяя ему часть информационной работы.

Устранению этого противоречия послужило быстрое возникновение и развитие информационных технологий (ИТ), понимаемых как совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, представления информации.

Одно из направлений развития ИТ состоит в том, чтобы сделать пользование такими технологиями доступным как можно более широкому кругу людей, не имеющих, как правило, специальной подготовки, но обладающих некоторыми общими знаниями в работе с информацией, в обращении с компьютерами и их программным обеспечением.

Вооружение человека такими общими знаниями и умениями возможно лишь в случае, если процесс информатизации общества будет сопровождаться, а в какой-то степени и предваряться информатизацией образования, которую можно определить как подготовку человека к полноценной жизни в условиях информационного общества в процессе образовательной подготовки на всех ступенях обучения. В качестве одной из сторон этого процесса можно рассматривать подготовку пользователя, знающего возможности и сферу применения ЭВМ, умеющего использовать компьютер в учебной, а затем и профессиональной деятельности, пользователя, овладевшего методами и приемами поиска и отбора необходимой информации, ее упорядочения и преобразования, а также отображения в удобной форме.

Вопросам информатизации образования в нашей стране уделяется достаточно большое внимание как со стороны ученых, специализирующихся в области информатики и вычислительной техники, так и со стороны ученых, работающих в области педагогики, психологии, дидактики и методики преподавания.

Так в 60-е годы был поставлен вопрос о включении основ программирования и вычислительной техники (ВТ) в содержание общего образования, созданы первые учебные пособия по программированию, разработана методика обучения программированию в машинных кодах (В.М. Монахов [135, 136], Р. С. Гутер, П. Т. Резниковский [58]), в содержательных обозначениях (A.JI. Брудно [24]), на алгоритмических языках (И.Н. Антипов [8,9], С. А. Абрамов, Е. В. Зима [2]. Г. А. Звенигородский [84, 85]).

Исследованы общеобразовательные аспекты обучения программированию, определены пути и средства формирования алгоритмической культуры учащихся в курсах математики и программирования (В.Н. Монахов [88, 135], Э. И. Кузнецов [108 — 111]), проанализирована возможность изучения в школе информатики (А.П. Ершов [71 — 75]). Разработаны психолого-педагогические основы информатизации образования (Г.А. Балл [11], Е. И. Машбиц [130, 131, 132], П. Я. Гальперин [36 — 39], М. Ф. Талызина [201 — 203], O.K. Тихомиров [204 — 206] и др).

Результаты теоретических исследований и эксперименты, проводимые с 60-х годов в спецшколах, профобучении, на факультативах и кружках средних школ Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска и других городов, позволили к середине 80-х годов разработать в основных чертах содержание и методику преподавания основ ИВТ, найти и сформировать многие методические приемы и способы элементарного изложения основ информатики (А.П. Ершов [71, 72, 140, 141], В. Г. Житомирский [78, 144], А. А. Кузнецов [105, 106], Э. И. Кузнецов [108, 109], В. Н. Касаткин [94], М. П. Лапчик [118, 119], В. В. Щенников [226] и другие).

Введение

курса «Основы информатики и вычислительной техники» в состав общеобразовательных предметов средней школы послужило стимулом для развития и углубления исследований. Изучается роль информатизации в естественных и социальных процессах, проблемы искусственного интеллекта, гуманитарные проблемы информатизации (Е.П. Велихов [301], А. А. Дородницын [67], А. П. Звегинцев [83], В. П. Зинченко [86], Ю. М. Каныгин [133], B.C. Михалевич [133], Г. С. Поспелов [171], А. П. Суханов [199, 200], B.C. Тюхтин [207], И. М. Яглом [229,230] и другие). Обоснована возможность применения компьютеров для интенсификации учебного процесса (Б.С.Гершунский [45, 46], Е. И. Машбиц [130, 131], А. А. Кузнецов [106, 107] и др.). Ведутся исследования и разработки в направлении снижения возрастной границы изучения информатики (Ю.А.Первин [69], А. А. Дуванов [69], А. Г. Гейн [191, 40 — 43] и др.).

Разрабатывается классификация педагогических программных средств и дидактические требования к ним (Б.С.Гершунский [45, 46], Е. И. Машбиц [130, 132], И. В. Роберт [179 — 181], А. С. Лесневский [124, 125], Н. Г. Салмина [186], Т. А. Сергеева [192] и др.). Исследуются проблемы и перспективы становления методической системы обучения информатике (А.А.Кузнецов [106, 107]), разрабатывается государственный образовательный стандарт образовательной области «Информатика» (А.А.Кузнецов [106, 107], Е. К. Хеннер [218] и др.). Разрабатывается система теоретической и методической подготовки учителей информатики (Э.И.Кузнецов [108, 109], М. П. Лапчик [118, 119] и др.).

Ученых интересуют проблемы методики преподавания информатики, ведется работа над учебниками и учебными пособиями (С.А.Бешенков [15], Я. А. Ваграменко [29, 30], А. Г. Гейн [191, 41, 42, 43], С. Г. Григорьев [53], А. Г. Кушниренко [114], А. С. Лесневский [124,125], В. В. Лаптев [116, 117], М. В. Швецкий [223] и др.) Интенсивно проводятся исследования по вопросам внедрения НИТ в учебный процесс (Э.И.Кузнецов [108, 109], С. А. Жданов [76, 77], И. В. Роберт [179 — 181], А. И. Павловский [146], М. П. Лапчик [118,119] и др.). Последнее направление исследований представляется важным, т.к. именно использование информационных технологий позволяет инструментировать интеллектуальную деятельность каждого человека.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. При этом умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.

Аппаратной основой информационных технологий (ИТ) является компьютер. Прикладные программные системы делятся два больших класса: специализированные, или проблемно-ориентированные программные пакеты, предназначенные для решения задач в узкой предметной области, и универсальные, которые можно применять для решения задач в различных областях человеческой деятельности.

К последним можно отнести, в частности, текстовые и табличные процессоры, системы управления данными, системы машинной графики, системы поддержки коммуникаций. На основе таких прикладных программных систем общего назначения создаются информационные технологии, которые в дальнейшем будем называть универсальными (УИТ). Широкая востребованность УИТ делает целесообразным изучение их в рамках школьной информатики.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, которое посвящено проблемам формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий в процессе изучения школьного курса информатики.

Назовем пользователями информационных технологий людей, которые могут применять универсальные информационные технологии для решения конкретных задач из различных предметных областей.

Изучение прикладного программного обеспечения занимает важное место в школьном курсе информатики. В частности, государственный образовательный стандарт по информатике в качестве одной из трех основных целей курса также определяет формирование информационной культуры учащихся и подготовку их к практической деятельности в условиях широкого распространения информационных технологий. В особенности это относится к профильному обучению, когда направленность допрофессиональной подготовки учеников уже определена.

Однако знакомство учащихся с УИТ часто сводится к освоению техники управления и взаимодействия с соответствующими программными средствами и не обеспечивает в полной мере формирования умения применять ИТ к решению конкретных практических задач, ибо ученики часто затрудняются соотнести стоящую перед ними задачу с, казалось бы, освоенной информационной технологией. Необходимость разрешения данного противоречия и определения организационно-педагогических условий формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ составляет проблему исследования.

Цель исследования: доказать необходимость определения организационно-педагогических условий формирования общеучебных умений использования учащимися УИТ для решения задач пользователя, дать им теоретическое обоснование и разработать на этой основе соответствующую методику.

Объектом исследования является процесс изучения универсальных информационных технологий в школьном курсе информатики.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования учащимися УИТ для решения задач пользователя.

Гипотеза исследования: организовать процесс овладения общеучебными умениями решения учебных задач с помощью УИТ в школьной практике можно путем соединения основных универсальных информационных технологий с изучением основ метода информационного моделирования и использования в качестве средства обучения информационной среды задачи, создаваемой на базе выбранных УИТ при соблюдении следующих организационнопедагогических условий:

— формирование мышления учащихся и их учебной деятельности на основе теории поэтапного формирования умственных действий: мотивация -> ориентировочная основа действия формирование действия в материализованной форме внешнее проговаривание формирование действия «во внешней речи про себя» предметное содержание действия;

— обучение построению информационной модели объектов, предметов, явлений, процессов до разработки алгоритма решения задачи, что позволит реализовать межпредметные связи и формировать у учащихся умения и навыки использования ИТ в качестве инструмента в общеучебной деятельности;

— выработка умений и навыков реализации информационной модели в рамках универсальных информационных технологий;

— организация индивидуальной работы учеников как с готовыми ИСЗ из широкого курса предметных областей, так и самостоятельное создание ими таких сред для решения поставленных задач, постепенное расширение и совершенствование среды по мере усложнения задачи;

— вооружение учащихся умениями переноса технологий, основанных на специализированных программных системах, при изучении других предметов школьного курса;

— разработка методики, которая позволила бы реализовать современные подходы в дидактике при осуществлении отбора и систематизации учебных заданий, выделять основные критерии и принципы такого отбора, пользуясь которыми можно получать комплекты заданий в неограниченном объеме.

Информационная среда задачи (ИСЗ), которая предлагается в качестве основы разрабатываемой методики, может быть определена как информационная модель некоторой предметной области, реализованная в конкретной информационной технологии и предназначенная для решения одной или нескольких задач в рамках данной информационной модели.

Наиболее эффективным использование ИСЗ становится в сочетании с заданным подходом, при котором деятельность учащихся может быть представлена как система процессов решения разнообразных задач [11,4−5].

Учебные задачи, с одной стороны, используются для формирования способов действий по построению информационных моделей и работе с ИТ, а с другой стороны, выполняют функцию организации учебного процесса. Они выстраиваются в систему таким образом, что решение каждой следующей задачи приводит к получению небольшой порции нового знания. Задача создает проблемную ситуацию, порождает мотив к изучению того или иного способа действий, позволяет сделать тот или иной теоретический вывод.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

— проанализировать общеобразовательную ценность формирования общеучебных знаний и умений применения универсальных компьютерных технологий как компонента информационной культуры личности;

— определить цели, задачи и организационно-педагогические условия подготовки учащихся как пользователей УИТ, умеющих применять их для решения задач из различных предметных областейразработать и обосновать методические рекомендации по формированию общеучебных умений в процессе освоения УИТ путем обучения основам информационного моделирования с использованием информационных сред задачапробировать модель и методику формирования умений использования УИТ у учащихся общеобразовательных школ, разработанные с учетом выделенных организационно-педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили философские концепции становления информационного обществатеория познаниядиалектический методпедагогические теории программированного компьютерного обученияаксиологический подход, необходимый в разработке основополагающих категорий исследования проблемысистемный подход, основанный на поиске целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых педагогических фактов и явленийкомплексный подход к построению методов и способов исследования педагогической действительности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс методов исследования:

— изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по проблематике исследования;

— анализ программ, учебных пособий и методических материалов по школьной информатике;

— наблюдение за ходом учебного процесса, за деятельностью учащихся, изучение результатов этой деятельности;

— беседы с учителями, анкетирование учителей и учащихся, анализ опыта преподавания информатики в средней школе;

— проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены и обоснованы основные направления и содержание подготовки учащихся общеобразовательных школ как пользователей ИТ, включающее освоение универсальных информационных технологий в соединении с обучением основам метода информационного моделирования;

— выявлены организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ: формирование мышления учащихся и их учебной деятельности на основе теории поэтапного формирования умственных действий: мотивация ориентировочная основа действия формирование действия в материализованной форме внешнее проговаривание формирование действия «во внешней речи про себя» предметное содержание действияобучение построению информационной модели объектов, предметов, явлений, процессов до разработки алгоритма решения задачи, позволяет реализовывать межпредметные связи и формировать у учащихся умения и навыки использования ИТ в качестве инструмента в. общеучебной деятельностивыработка умений и навыков реализации информационной модели проходит в рамках универсальных информационных технологийорганизация обучения предполагает работу учеников как с готовыми ИСЗ из широкого курса предметных областей, так и самостоятельное создание ими таких сред для решения поставленных задач и постепенное расширение и совершенствование среды по мере усложнения задачиовладение учащимися умениями переноса технологий, основанных на специализированных программных системах, при изучении других предметов школьного курсаразработка эффективной методики, которая позволяет^, реализовать современные подходы в дидактике при осуществлении отбора и систематизации учебных заданийвыделять основные критерии и принципы такого отбора, пользуясь которыми можно получать комплекты заданий в неограниченном объеме;

— разработана авторская методика формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ в процессе изучения курса информатики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа научной литературы и опыта экспериментального обучения разработана дидактическая концепция подготовки учащихся как пользователей ИТ в курсе информатики средней школы, формирования у них общеучебных умений использования УИТ на основе определенных организационно-педагогических условий.

Практическая значимость определяется тем, что:

— предложен метод обучения, соединяющий организацию учебной деятельности учащихся как системы процессов решения учебных задач с использованием информационной среды задачи;

— разработана методика обучения применению УИТ для развития общеучебных умений решения практических задач пользователя;

— разработаны методические материалы и рекомендации по их использованию в процессе обучения;

— предложен и обоснован подход к построению систем учебных задач, разработаны требования к ним;

— разработан и опубликован комплект методических пособий и рекомендаций и учебная программа «Базовый курс информатики и информационных технологий» (Приложение 22).

На защиту выносятся следующие положения:

— Модель формирования общеучебных умений использования УИТ у учащихся общеобразовательных школ;

— система организационно-педагогических условий формирования у учащихся общеучебных умений использования УИТ при решении практических задач пользователя;

— структура и содержание раздела школьного курса информатики, посвященного изучению УИТ и их использованию для решения практических задач пользователя;

— методика обучения учащихся как пользователей ИТ, основанная на использовании информационных сред задач, разрабатываемых на базе УИТ в сочетании с задачным подходом в качестве основы такой методики.

Достоверность полученных результатов обусловлена опорой на основополагающие научно-теоретические положения, логикой применения методов, адекватных целям и предмету исследования, проведением опытно-экспериментальной работы в согласовании с теоретико-методологическими подходами и психолого-педагогической практикой автора.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, посвященных вопросам разработки творческих идей студентов и аспирантов, на районных методических объединениях учителей информатики, на конференциях, проводимых окружным методическим центром Северо-Западного учебного округа и окружным методическим кабинетом Западного окружного управления образования Московского комитета образования, на научно-практических конференциях «Воспитание и обучение глазами молодых и их наставников» и «Методология и технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя» в МГПУ (1999, 2001), а также путем разработки и публикации методических пособий [152−162].

База исследования: в период с 1995 по 2002 год по данной методике проводились занятия для учащихся 10−11 классов в школах № 1747, 1939, 1941 г. Москвы, где автор являлся преподавателем школьного курса информатики, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по информатике и информационным технологиям. В опытно-экспериментальную работу было включено 378 учащихся, 119 учителей информатики и информационных технологий.

Исследование осуществлялось в четыре взаимосвязных этапа и охватывало период с 1995 по 2003 годы.

Первый этап (1995 — 1997 гг.) — первичное накопление опыта, составление заданий, формирование гипотезы, разработка исследовательского аппарата.

Второй этап (1998 — 2000 гг.) — формирование теоретических основ предполагаемого метода изучения информационных технологий и начало опытно-экспериментальной работы по внедрению и апробированию методов и подходов к изучению универсальных информационных технологий через информационные среды задач на основе разработанной системы организационно-педагогических условий формирования общеучебных умений школьников.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — завершающий этап опытно-экспериментальной работы, обработка и обобщение полученных данных.

Четвертый этап (2003 г.) — оформление результатов исследования, литературная редакция текста диссертации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (более 230 источников) и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В целом экспериментальное обучение подтвердило следующие предположения.

1. Овладение общеучебными умениями решения учебных задач с помощью УИТ возможно путем соединения использования основных универсальных информационных технологий с изучением основ метода информационного моделирования.

2. Методика, основанная на использовании информационных сред задач в сочетании с задачным подходом, реализуемая на основе выделенных организационно-педагогических условий, позволяет достаточно эффективно вооружать учащихся знаниями и умениями, которые требуются пользователю ИТ.

3. Предложенная методика повышает уровень самостоятельности в работе учащихся и дает учителю больше возможностей для индивидуальной работы с ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Важнейшей задачей современного образования является формирование у учащихся общеучебных умений использования универсальных информационных технологий для решения задач пользователя.

В рамках школьного курса информатики необходима подготовка пользователя ИТ, умеющего инструментировать интеллектуальную деятельность, т. е. применять для решения задач из различных предметных областей универсальные информационные технологии.

В рамках исследования раскрыто содержание понятия «овладение информационной технологией» и предложен общий подход к формированию новых для школьников умений применения УИТ для решения задач пользователя информационных технологий.

В ходе исследовательской работы подтвердилась актуальность темы исследования, которая посвящена проблемам формирования общеучебных умений в процессе использования универсальных информационных технологий в школьном курсе информатики.

В ходе эксперимента ставилась цель решить обозначенную проблему, разработав соответствующую методику обучения использованию универсальных информационных технологий для решения задач на основе использования информационных сред задач в сочетании с задачным подходом, принципы построения системы учебных задач, требования к задачам и методика их использования для организации изучения универсальных информационных технологий и их применения для решения задач из различных предметных областей.

При разработке методики на практике определены основные организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений школьников в процессе изучения информационных технологий в школьном курсе информатики, раскрыто значение создания информационной модели как важного этапа решения задачи формирования общеучебных умений с помощью универсальной информационной технологии.

В подтверждение гипотезы исследования выявлено, что организовать овладение общеучебными умениями решения учебных задач с помощью УИТ можно путем соединения использования основных универсальных информационных технологий с изучением основ метода информационного моделирования и использования в качестве средства обучения информационной среды задачи, создаваемой на базе выбранных УИТ при соблюдении ряда организационнопедагогических условий.

В исследовании решены поставленные задачи:

— проанализирована общеобразовательная ценность формирования общеучебных знаний и умений, сопряженных с применением универсальных компьютерных технологий для инструментирования интеллектуальной деятельности человека;

— на основе анализа апробации разработанной методики в реальном учебном процессе показано, что ее применение позволяет достичь целей и задач обучения школьников как пользователей ИТ. разработана методика обучения, позволяющая овладеть общеучебными умениями в процессе освоения УИТ с обучением основам метода информационного моделирования;

— разработаны методические рекомендации организации изучения раздела школьного курса информатики «Универсальные информационные технологии» и отдельных его тем, посвященных технологиям обработки текстов, электронным таблицам и СУБД;

— предложена соответствующая система учебных задач, позволяющая создать организационно-педагогические условия для достижения целей и задач формирования общеучебных умений использования УИТ у учащихся общеобразовательных школ.

Полностью подтвердилась гипотеза, положенная в основу проведенного исследования, о том, что организовать овладение общеучебными умениями решения учебных задач с помощью УИТ можно путем соединения использования основных универсальных информационных технологий с изучением основ метода информационного моделирования и использования в качестве средства обучения информационной среды задачи, создаваемой на базе выбранных УИТ при соблюдении следующих организационнопедагогических условий:

— формирование мышления учащихся и их учебной деятельности на основе теории поэтапного формирования умственных действий: мотивация ориентировочная основа действия формирование действия в материализованной форме внешнее проговаривание формирование действия «во внешней речи про себя» предметное содержание действия;

— обучение построению информационной модели объектов, предметов, явлений, процессов до разработки алгоритма решения задачи, что позволит реализовать межпредметные связи и формировать у учащихся умения и навыки использования ИТ в качестве инструмента в общеучебной деятельности;

— выработка умений и навыков реализации информационной модели в рамках универсальных информационных технологий;

— организация индивидуальной работы учеников как с готовыми ИСЗ из широкого курса предметных областей, так и самостоятельное создание ими таких сред для решения поставленных задач и постепенное расширение и совершенствование среды по мере усложнения задачи;

— вооружение учащихся умениями переноса технологий, основанных на специализированных программных системах, при изучении других предметов школьного курса;

— разработка методики, которая позволила бы реализовать современные подходы в дидактике при осуществлении отбора и систематизации учебных заданий, выделение основных критериев и принципов такого отбора, пользуясь которыми можно было бы получать комплекты заданий в неограниченном объеме.

Проведенное исследование не исчерпывает проблемы формирования общеучебных умений в процессе подготовки школьников как пользователей информационных технологий, поэтому требуется дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.
  2. С.А., Зима Е. В. Начала информатики. М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат. литер., 1989.- 256 с.
  3. А. К., Стась Е. В. Информатика и теория развития.- М.: Наука, 1992.
  4. Н.М. Моделирование мышления и психики.- Киев: Наукова думка, 1965.-304с.
  5. Н.М. Моделирование сложных систем.- Киев: Наукова думка, 1968.- 88с.
  6. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Знание, 1970.-4бс.
  7. Е., Фомина И. Системы счисления и компьютерная арифметика.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
  8. И.Н. Управляемый карандаш // Информатика и образование. -1986.-ЖЗ.-С.87−94.
  9. И.Н. Основы информатики и вычислительной техники: Методическое пособие для преподавателей техникумов. М.: Высшая школа, 1991.-144с.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.:Просвещение, 1985. — 208с.
  11. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  12. В.К., Лесневский А. С. Мир как информационная структура // Информатика и образование. 1988. — № 5.- С.3−9.
  13. В.К., Лесневский А. С. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. № 3. — 1989. -С. 17−24.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  15. С., Кузнецов Э. Основы компьютерного подхода к решению задач. Факультативный курс по информатике. // Информатика и образование. -№ 6. -1987. С.43−44.
  16. Управление, информация, интеллект /А.И.Берг, Б. В. Бирюков и др,-М.:Мысль, 1976.-383 с.
  17. .В. Кибернетика и логика.- М.: Знание, 1971.- 48 с.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  19. Д.И. Информация и информационный сервис. JT.: Наука, 1989.-188с.
  20. . С. Руководство пользователя ПЭВМ. Части 1,2.- СПб.: Печатный Двор, 1994
  21. В. и др. Психолого-эргономическое обеспечение программных средств // Информатика и образование. 1990. — № 5. -С.68−73
  22. А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика и образование.-1990.-№ 5.-С. 110−118.
  23. А.Б. Текстовая база данных // Микропроцессорные средства и системы. 1987. — № 5. — С.72−73.
  24. A.JI. Программирование в содержательных обозначениях. -М.: Наука, 1968.- 144с.
  25. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  26. В.М. Программное обеспечение ПЭВМ. М., 1988. 271с.
  27. М.М. Проектирование-разветвление диалоговых систем. -М.:Прометей, 1991. 135 с.
  28. М., Степенко Г. Информационный поиск и компьютерная грамотность // Информатика и образование. -1990. № 1.- С. 15−23.
  29. Я., Королев В. Новые разработки для образования // Информатика и образование. 1993. № 2. — С.5−6.
  30. Я.А. и др. Банк профессиональных знаний // Информатика и образование. -1992. -№ 1. С.46−48.
  31. Е.П. Электронизация народного хозяйства: задачи и перспективы // Информатика и НТП. М.: 1987.- С. 5−14.
  32. А. К. и др. Элементы информатики. М.: Наука, 1988.
  33. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1988. — 333с.
  34. JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. -504с.
  35. JI. С. Развитие высших психических функций. / Под ред. A.M. Леонтьева и др.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -500с.
  36. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».- М.: Наука, 1965.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //В кн. Исследование мышления в сов. психологии,-М., Наука, 1966. С.59−60.
  38. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959.- Т.1.1. С.441−469.
  39. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР, 1959. № 2.- С.75−79.
  40. А. Г., Житомирский В. Г. и др. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики // Информатика и образование. -1988. № 3. — С. 11−24, № 4. — С.9−18.
  41. А. Г., Юнерман Н. А. Информатика: книга для учителя: Методические рекомендации к учебному пособию для 10−11 кл.- М.: Просвещение, 2000.
  42. А.Г. и др. Информатика 7−9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.- 240 е.: ил.
  43. А.Г. и др. Информатика: учебное пособие для 10−11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2000.
  44. О. В. Введение в теорию экспертных систем и обработкузнаний, — Минск: «Дизайн-ПРО», 1995.
  45. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.- М., 1987. 263с.
  46. . С. Прогностический подход к компьютеру // Сов. педагогика.-1986.-М 4.- С. 14−17.
  47. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965. — 248с.
  48. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.-488с.
  49. В.М. Основы безбумажной информатики.- М.: Наука, 1987. -552с.
  50. Т.В. Уроки по Microsoft Works // Информатика и образование.- 1996.-№ 3. С.26−38, № 5. — С.58−66, № 6. — С.35−42, 1997. — № 1. -С.23−30.
  51. ГОСТ 6.30−97. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.- М., 1997.
  52. Государственная система документационного обеспечения управления Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.- М., 1991.
  53. С.Г. Программирование на Прологе-Д // Информатика и образование. -1990. № 4. — С.41−44, № 5. — С.50−56, № 6. — С.47−50, 1991. -№ 1.-С.41−42.
  54. А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием.- М.: Знание, 1991.
  55. А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.- 272 с.
  56. О.Л., Миронова Microsoft ExceL. Практические работы // Информатика и образование. 1996. — № 2. — С.58−65, № 3 — С.61−72, № 4. -С.40−53, № 5. — С.76−82, № 6. — С.57−65.
  57. Т.И., Башин Ю. Б. Проектирование баз данных в примерах и задачах. М.: Радио и связь, 1992. -160 с.
  58. Р.С., Резниковский П. Т. и др. Программирование и вычислительная математика.- М.:Наука, 1971, — 432с.
  59. В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. -424с.
  61. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования.- М., 1986. 239с.
  62. В.В., Рубцов В. В. Тенденция информатизации современного образования // Сов. педагогика.- 1990. № 2. — С. 50−55.
  63. Данилов М. А. Процесс обучения // Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина.-М., 1975.- С.82−114.
  64. К. Введение в системы баз данных. М.:Наука, 1980. — 463 с.
  65. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  66. У. Табличный процессор VisiCalc для персонального компьютера. М.: Финансы и статистика, 1987. -319с.
  67. А.А. Информатика: предмет и задачи.// Кибернетика. Становление информатики.- М.: Наука, 1986. С.22−28.
  68. Р.Г. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. -1990. № 6. — С.2−5.
  69. А., Первин Ю. и др. Роботландия курс информатики для младших школьников Информатика и образование, — 1989. — № 5. -С.37−45.
  70. Е. А. Как работает современный компьютер.- Пермь: Изд. ПРИЛИТ, 1997.
  71. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. // Коммунист. 1988. — № 2.- С.82−92.
  72. А.П. Опыт фронтального введения курса информатики вшколах СССР. // Перспективы. Вопросы образования, 1988, № 2.
  73. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность / Сб. ст. АН СССР.-М.:Наука, 1988.-С.6−23.
  74. А.П., Звенигородский ГА., Первин Ю. А. Школьная информатика: концепции, состояние, перспективы // Информатика и образование.-1995.-№ 1.-С.З-19.
  75. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование . Основные направления работы по программе «Информатизация образования» // Информатика и образование.-1992. 5/6. — С.3−12.
  76. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе пединститута и педагогических исследованиях.: Диссертация на соискание степени кандидата пед. наук в форме научного доклада. / МПГУ. -Москва, 1992.
  77. В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. ОИВТ: учебное пособие для пединститутов.- М.: Просвещение, 1989.- 206с.
  78. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: Сб. статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: Издательство МГУ, 1968.-238с.
  79. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  80. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы./ Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера, — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
  81. Л.В. О предмете и методах дидактических исследовний, — М.,
  82. Изд. АПН РСФСР, 1962. 148с.
  83. В.А. Проблема отношений человека и машины в компьютерной революции // Вопросы философии. -1986. № 3. — С.44−53.
  84. Г. А. Анализ требований к программным средствам // Проблемы шк. информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. А. П. Ершова.-Новосибирск, 1986.- С. 16−23.
  85. Г. А. Сравнительный анализ языков программирования, используемых в школьном учебном процессе // Проблемы шк. информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. А. П. Ершова .Новосибирск, .1986.-С. 24−38.
  86. В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. — № 3. — С.96−114.
  87. И.И. Изучение моделей классификационного типа в профильном курсе информатики.: Диссертация на соискание степени канд. пед. наук /АПН СССР СиМО-М., 1991.
  88. Изучение ОИВТ в средней школе: опыт и перспективы / Сост. В. М. Монахов и др., М.: Просвещение, 1987. 19Qc^
  89. И.И. Структура процесса учения, — М., 1986. -198с.
  90. Инструментальные средства обработки информации: Методические рекомендации для учителей./ Сост. В. М. Ермакова. Ярославль: Ярославский пединститут, 1988. — 35с.
  91. Информатика: учебник для 8−9 кл. средней школы / А. Г. Гейн, Е. В. Линецкий и др. М.: Просвещение, 1994, — 256 с.
  92. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащегося. — М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  93. Л.А., Рыбкин В. М. Машины баз данных и знаний. -М.:Наука, 1990. 296с.
  94. В.М. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  95. В.В. Гносеологические вопросы информационного компьютерного моделирования.: Диссертация на соискание степени канд. фил. наук. Москва, 1990.
  96. В. А. И др. Основы информатики и вычислительной техники.-М.: Просвещение, 1989.
  97. Я., Штильман Б. Программа факультативного курса: Избранные главы информатики. // Информатика и образование. 1988. -К1.-С.44−48.
  98. Когнитивная психология и искусственный интеллект. Серия «Информация. Наука. Общество».- М.: ИНИОН, 1993.
  99. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256 с.
  100. Компьютерные инструменты в образовании.-СПб., 1998
  101. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиций математического моделирования / Авт. пред. А. А. Самарский.- М.: Наука. -176 с.
  102. Концепция обучения информатике в двенадцатилетней школе. Минобразование РФ, 2000.
  103. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером.- М.: Изд-во МГУ, 1990. -191с.
  104. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.-431 с.
  105. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Диссертация на соискание степени доктора пед. наук в форме научного доклада. / АПН СССР НИИ СиМО Москва, 1991.
  106. А.А. О разработке школьного образования по информатике// Информатика и образование.- 1994.- № 1. С.5−12.
  107. А.А. Базовый курс информатики // Информатика и образование.-1997.-№ 1.-С.12−17.
  108. Э.И. Общеобразовательные и прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в пединституте.: Диссертация на соискание степени доктора пед. наук./ МГПИ. Москва, 1990.
  109. Э.И. Научно-методические основы курсов программирования: Метод, пособие. М.: Изд-во МГПИ, 1975.
  110. Э.И. Подготовка педагогических кадров в области информатики // Информатика, еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1995. № 26(27). С. 7.
  111. Э.И. Каким быть учителю информатики // Информатика и образование.-1988. № 6. — С.103−105.
  112. Э.И., Шерпаев Н. В. Элементы информатики на уроках геометрии.// Изучение ОИВТ в ср. шк.: опыт и перспективы, М., 1987.-С. П 1−119.
  113. Г. Л. Зарубежные персональные ЭВМ, применяемые в обучении // Информатика и компьютерная грамотность. / Сб. ст. АН СССР. -М.: Наука, 1988. С.53−59.
  114. А.Г. О новом учебнике информатики // Информатика и образование, — 1989. № 2.-С.22−26.
  115. С. А. Алгоритмика: Методическое пособие, — М.: Дрофа, 1997.
  116. В., Немцев А. Учебные компьютерные модели // Информатика и образование. -1991. № 4. — С.70−73.
  117. В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика. -1994. № 2. — С.7−16.
  118. М.П. Реализация компонентов информатики и НИТО В учебных планах педагогических вузов // Информатика и образование. -1996.-№ 6.-С.1−5.
  119. Лапчик М. П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. -1991. № 6. — С.3−8.
  120. Леонов.А.Г., Эпиктетов М. Г. Базы данных и электронные таблицы //
  121. Информатика и образование.- 1996. № 3.- С. 15−25, № 4. — С.5−15, № 6. -С.21−26.
  122. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
  123. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972. -575с.
  124. И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  125. А.С. Педагогические программные средства для практических работ в школе по курсу ОИВТ: Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Москва, 1988.
  126. А.С. Информатика и диалектика// Информатика и образование.-1996.-№ 6.-С.6−9.
  127. В., Матвейкина Н. Использование интегрированных пакетов // Информатика и образование. 1992. -М 5−6. — С.22−27.
  128. Логико-психологические основы использования компьютера в образовании // Информатика и образование. № 3. -1989. -3−16.
  129. В. Ф. Информатика. Учебное пособие для X-XI классов.- М.: Просвещение, 1997.
  130. Математический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1988. -847с.
  131. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы.М.: Знание, 1986. -80с.
  132. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью.- Клев: Вища шк., 1987. -223с.
  133. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.- М.: Педагогика, 1988. 191с.
  134. B.C., Каныгин Ю. М. Кибернетика в жизни общества: Размышления о проблемах сегодняшних и завтрашних. Киев: Политиздат Украины, 1985, — 197с.
  135. А. В., Пак Н. И., Хённер Е. К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 1999, — 816 с.
  136. В.М. ИТО с точки зрения методических задач реформы школы // Вопросы психологии.-1988.- № 2.- С.27−36.
  137. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. -М.: Мысль. 1969. -212с.
  138. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-479 с.
  139. С.М., Васенина Е. А. Корзоватых С.В. Программное обеспечение персонального компьютера. Киров, 1994. -153 с.
  140. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для учащихся. В 2-х частях / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова.- М.: Просвещение, 1985. 90с., 1986. — 143с.
  141. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для учащихся. /Под ред. А. П. Ершова.- М.: Просвещение, 1988. -207с.
  142. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для учащихся. / Каймин В. А. и др. М.: Просвещение, 1988. — 272с.
  143. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для учащихся. / Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. и др.- М.: Просвещение, 1990.-223с.
  144. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10−11 кл. ср. шк. / Гейн А. Г., Житомирский В. Г. и др.- М.: Просвещение, 1992.-254с.
  145. Ю. Е. Основы HTML CSS: Методическое пособие.- М.: Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Баумана, 2002.- 104 с.
  146. Ю.Н. Имитационные системы и модели. М.:1. Знание, 1990.-48с.
  147. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1990. -220с.
  148. А.В. Изучение ПИТ при преподавании информатики в старших классах средней школы.: Диссертация на соискание степени кандидата пед. наук. Киев, 1990.
  149. Ю.А. Информационная культура и информатика: раздельно или слитно? // Информатика и образование. -1995. № 3. — С. 11−14
  150. Персональные компьютеры для научных работников.- М.: Мир, 1990.-268с.
  151. Персональные компьютеры. Информатика для всех. М.: Наука, 1987. -149с.
  152. Персональный компьютер: рабочее место профессионала./ Авт. прёдисл. И. И. Макаров.- М.: Наука, 1989. 172с.
  153. К. В. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8,9,10,11 классов общеобразовательных школ.- М.: НИЦ «Инженер», 2001.- 175 е.: ил.
  154. К. В. Borland Turbo Pascal 7.0 Методическое пособие: Учебное пособие.- М. BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2002.- 103 с.
  155. К. В. Дидактикум. Практикум-Задачник для 7−11 классов общеобразовательных школ.- М.: НИЦ «Инженер», 2002.- 62 е.: ил.
  156. К. В. Mikrosoft Access 2000, ХР Методическое пособие: Учебное пособие, — М. .BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2002.- 83 с.
  157. К. В. Mikrosoft Access 2000, ХР Сборник проектов: Учебное пособие.- М. BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2002.- 54 с.
  158. К. В. Mikrosoft Excel 2000, ХР Сборник проектов: Учебное пособие.- M.:BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2002.- 24 с.
  159. К. В. Mikrosoft Excel 2000, ХР Сборник упражнений: Учебное пособие.- M.:BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2001.- 28 с.
  160. К. В. Mikrosoft Word 2000, ХР Сборник проектов: Учебноепособие.- M.:BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2002.- 32 c.
  161. К. В. Mikrosoft Word 2000, XP Сборник упражнений: Учебное пособие.- M.:BRITISH JOINT EXAMINING BOARD, 2001, — 28 c.
  162. К. В. Организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ.- М.: НИЦ «Инженер», 2003.-231 с.
  163. К. В. Формирование общеучебных умений и навыков у школьников общеобразовательных школ в рамках мйнимума содержания образования по информатике // Приложение к Вестнику МПУ. М.: МПУ, 2001. № 1, с. 192.
  164. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659с.
  165. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., Педагогика, 1972. 184с.
  166. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. -240с.
  167. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высш.шк., 1973. — 256 с.
  168. Т.Н., Фукс И. Л. Информатика в задачах и упражнениях. -Томск: МГП РАСКО, 1992. -128 с.
  169. А.Ю., Самарский А. А. Вычислительный эксперимент, — М., 1990,18с.
  170. Г. С. " Искусственный интеллект основа НИТ. — М.: Наука, 1988.-278с.
  171. И.Н., Поспелов Н. М. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 151с.
  172. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» (для объявления конкурса на создание учебника) // Информатика и образование. -1986. № 1.- С.49−54.
  173. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.- М.: Просвещение, 2000.
  174. Программы средней общеобразовательной школы: основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991.
  175. Программы средней общеобразовательной школы: основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1992.
  176. Программа школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники». М.: Просвещение, 1998.
  177. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // Информатика и образование. -1997. -№ 1. С.3−11.
  178. И.В. НИТ в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования //Информатика и образование. -1991. № 4. — С. 18−25.
  179. И.В. Средства НИТ школе // Информатика и образование.1989.-№ 2.-С.62−67.
  180. И.В. Виртуальная реальность // Информатика и образование. -1993.-№ 5.-С.53−56
  181. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.-147С.
  182. В., Марголис А., Пажитнов А. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование,-1987.- № 5.- С.8−12.
  183. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987. 159с.
  184. С. А., Спиридонов О. В. Оформление документов с использованием MS Word. «Компьютерная хроника», 1998.- № 3.- С. 93−98
  185. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М. .Изд. МГУ, 1981.-134с
  186. А.А. Вычислительный эксперимент и НТП // Информатика и НТП.-М, 1987.-С. 34−55.
  187. А.А. Неизбежность новой методологии // Коммунист. № 1. -1989.-С.82−92.
  188. И., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  189. И. Г., Шестакова Л. В. Уроки по Excel//Информатика и образование.- 1997.-№ 1.-С.51−58.
  190. А.И., Гейн А. Г. Информатика: Учеб. для 8−9 кл. шк. с углубл. изуч. Информатики. М.: Просвещение, 1995. — 255с.
  191. Т., Чернавская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам // Информатика и образование. 1996.-№ 6.-С.6−9.
  192. С.Г. Суета вокруг компьютера // Знание сила. — 1991.-№ 10.-С.51−54.
  193. О. Г. Основы компьютерной грамотности.- Красноярск, КГПУ, 1996.
  194. О. Г., Яшин А. В. СУБД MS Access. Метод, указания. -Красноярск, КГПУ, 1997.
  195. . Я. Информационная технология.- М.: Высшая школа, 1992.
  196. Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  197. П. Информация в век электроники: (Проблемы управления):Пер. с англ. с сокр. / М. Экономика, 1987. — 240 с.
  198. А.П. Мир информации. История и перспективы.1. М.:Мысль, 1986.-202с.
  199. А.П. Информация и прогресс.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 190с.
  200. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд. МГУ, 1969. — 133 с.
  201. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.
  202. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М, 1983.-343с.
  203. O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации в обучении // Вопросы психологии. 1986. — № 5, — С.67−69.
  204. O.K. Психологические проблемы компьютеризации // Вопросы философии. 1986. -Н 3. — С. 149−151.
  205. O.K. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1984. — 270с.
  206. B.C. О природе образа (психическое отражение в свете идеи кибернетики).-М.:Высшая школа, 1963.-123с.
  207. А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // Информатика и образование. -1990. № 4. — С.3−10.
  208. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 1994. № 3. — С.3−14.
  209. Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10−11 классов. Углубленный курс.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.- 440 с.
  210. Н. Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.- 256 с.
  211. Унификация текстов управленческих документов. Методические рекомендации.-М., 1998.
  212. А. Д. Информация: естественно деятельностный подход // НТИ. Сер.2. Информационные программы и системы.- 1989. — № 11. — С. 2−8.
  213. Философский энциклопедический словарь. М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.-815 с.
  214. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  215. В.Э. Методика обучения школьников использованию баз данных при изучении основ информатики.: Диссертация на соискание степени кандидата пед. наук. Москва, 1991.
  216. Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики.- М.: Высшая школа, 1989.-304с.
  217. Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // Информатика и образование.- 1994.-№ 2 -С.27−30.
  218. Черемных О.С. SuperCalc 4 и 5. Руководство пользователя, МП «ДТД», 1992.-80с.
  219. А. Ю. Информационные технологии: В 2 частях. М.: Лаборатория Базовых Знаний., 2000.
  220. А.Ю. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7−11 классов по курсу ИВТ. М.:АВР, 1996. — 560 с.
  221. Л. 3. Информатика: Учебное пособие для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2000.- 426 с.
  222. М.В. Язык профессионала- программиста и пользователя ЭВМ: Учебное пособие для физико-математического факультета пед. институтов.- Самара: Издательство СамГПИ, 1993. 405с.
  223. Ю.А. О понятии «Математическая модель». М.: Знание, 1971.-63с.
  224. В.А. Моделирование и философия М.- Д.: Наука, Ленингр. отд., 1968.-301с.
  225. В.В., Савин А. Ю. Нетрадиционный взгляд на информатику // Информатика и образование.-1994.-№ 2 С.31−33.
  226. Электронно-вычислительная техника: Проб. учеб. пособие для 7−8 кл.сред. шк. / Под ред. Я. А. Ваграменко. М.: Просвещение, 1988. -144с.
  227. . Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  228. И.М. Образное мышление, алгоритмическое мышление, компьютеры // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — с.69−70.
  229. И.М. Современная культура и компьютеры. М.: Знание, 1990. -48с.
  230. Язык компьютера: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В. М. Курочкина. М.: Мир, 1989.-240 с.
  231. Anllincon L. Learning Support Environments: Rationale and Evaluation // Computer and Education. 1990. — Vol. 15.№ 1−3
  232. Blow F. Information Technology: Catalist for Shange in History Teaching in Schools. // Computer and Education. 1991. — Vol.16. № 1
  233. Irving A. The Evolution Value and USE of Online Information Service in Schools // Computer and Education. 1991. — Vol. l7.№ 3
  234. Jamieson L. Comfort pays profits. // Office Equipment and Methods. -1989/-Vol. 35.-№ 3
  235. Thompson N. Computers, Curriculum and Learning Environment // Computer and Education. 1992. — Vol.16. № 1
Заполнить форму текущей работой