Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушения письма и чтения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическими поражениями мозга, у детей отмечаются возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности. Дисграфия… Читать ещё >

Нарушения письма и чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Дисграфия — частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Типичными ошибками письма при дисграфии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизм; смешение букв по оптическому сходству.

Выделяют виды дисграфии:

  • • артикуляторно-акустическую (фонетические нарушения);
  • • акустическую (несформированность процессов фонематического восприятия)
  • • оптическую (замена и искажение сходных по начертанию букв).
  • 2. Аграфия — полное нарушение процессов письма.

Причиной дисграфии и аграфии является недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.

3. Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных стойко повторяющихся ошибках. Например, замены, перестановки, пропуски букв.

К формам дислексии относят:

  • • фонематическую (путание букв, которые обозначают сходные по акустико-артиркуляционным параметрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки);
  • • семантическую (механическое чтение, без понимания смысла);
  • • аграмматическую (грамматические ошибки при чтении предложений);
  • • мнестическую (незапоминание букв и невозможность их сопоставления с соответствующими звуками);
  • • оптическая (смешение сходных по начертанию букв).
  • 4. Алексия — полная неспособность овладеть чтением.

Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедической помощи.

Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения

  • 1. Физические и моторные особенности. Слух и интеллект сохранны. Резко выражены отклонения в развитии речи. Вторичными дефектами являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
  • 2. Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическими поражениями мозга, у детей отмечаются возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности.
  • 3. Уровень психического развития. Психическое состояние детей с органическим поражением речи неустойчиво, что негативно влияет на уровень работоспособности: в период психосоматического благополучия дети могут достигать достаточно высоких результатов в учебе, но сознание своей неполноценности в общении приводит к аффективным срывам, а впоследствии и к изменениям характера (замкнутости, негативизму). В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие. Нарушения в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстройствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем контроля за собственной деятельностью.

Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохие оценки, неуважительное отношение. В поведенческом плане проявляется негативизм, возбудимость, агрессия или повышенная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.

  • 4. Уровень развитие интеллекта. Интеллект сохранен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроизведении речи как вторичный дефект развивается ограниченность мышления.
  • 5. Уровень развития речи: речь неразвита. Преобладают простые предложения, низкий словарный запас.
  • 6. Внимание неустойчиво, характеризуется высоким уровнем переключаемое™.
  • 7. Восприятие: объем восприятия в границах нормы, но в результате низкого уровня работоспособности объем его значительно снижен.
  • 8. Память неустойчива.
  • 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) сформирована.
  • 10. Особенности обучения в школе. При наличии неярко выраженных дефектов речи возможно обучение в условиях массовой школы при условии целенаправленной и систематической логопедической работы. Сложные речевые дефекты требуют обучения детей в специальных образовательных учреждениях.

Вывод: При своевременной медико-психолого-педагогической работе в зависимости от степени выраженности дефекта может наступить полное или частичное его устранение.

Дети с дефектами речи дошкольного возраста могут обучаться: в яслях-саде для детей с нарушениями речи, логопедическом детском саде, группах для детей с нарушениями речи при детских садах общего типах.

Дети с дефектами речи школьного возраста обучаются в учебно-воспитательных комплексах (УВК) для детей с нарушениями речи, школах для детей с нарушениями речи (V вида), логопедических пунктах при общеобразовательных школах, группах для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

Дети с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста могут получить специализированную помощь в системе здравоохранения (логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов, детские санатории) и в коррекционно-развивающих центрах, в которых оказывается комплексная помощь детям с нарушениями речи.

Категории детей со сложным дефектом, имеющие нарушения речи, например, с психическими нарушениями, дети со снижением слуха или зрения, умственно отсталые дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата получают логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний.

Классификации

  • 1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной.
  • 2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
  • 1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной (объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии)
Нарушения письма и чтения.
  • а) расстройство фонационного оформления речи: афония, дисфония (отсутствие или нарушение голоса); брадилалия (патологически замедленный темп речи); тахилалия (патологически убыстренный темп речи); заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи);
  • б) нарушения речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата: дислалия (при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата нарушение произносительной стороны речи); риноналия (нарушение тембра голоса и звукопроизнесения);
  • в) нарушения речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата и нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга); афазия (полная или частичная утрата речи, в результате локальных поражений головного мозга).

Нарушения письма и чтения.

2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.

Нарушения письма и чтения.

При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФЯ) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.

Особенностью общего недоразвития речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы.

Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления фонетико-фонематического недоразвития речи или общего недоразвития речи, обусловленные несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.

Вопросы

  • 1. Что такое «речь»? Каковы ее основные свойства?
  • 2. Что лежит в основе нарушений речи, письма и чтения?
  • 3. Перечислите виды нарушений.
  • 4. Сравните классификации нарушений речи. Выделите частное и общее.

Литература

  • 1. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  • 2. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001.
  • 3. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.
  • 4. СтребелеваЕ.А., ВенгерА.Л., ЕкжановаЕ.А. идр. Специальная дошкольная педагогика: учеб, пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой