Нарушения письма и чтения
Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическими поражениями мозга, у детей отмечаются возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности. Дисграфия… Читать ещё >
Нарушения письма и чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Дисграфия — частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Типичными ошибками письма при дисграфии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизм; смешение букв по оптическому сходству.
Выделяют виды дисграфии:
- • артикуляторно-акустическую (фонетические нарушения);
- • акустическую (несформированность процессов фонематического восприятия)
- • оптическую (замена и искажение сходных по начертанию букв).
- 2. Аграфия — полное нарушение процессов письма.
Причиной дисграфии и аграфии является недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.
3. Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных стойко повторяющихся ошибках. Например, замены, перестановки, пропуски букв.
К формам дислексии относят:
- • фонематическую (путание букв, которые обозначают сходные по акустико-артиркуляционным параметрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки);
- • семантическую (механическое чтение, без понимания смысла);
- • аграмматическую (грамматические ошибки при чтении предложений);
- • мнестическую (незапоминание букв и невозможность их сопоставления с соответствующими звуками);
- • оптическая (смешение сходных по начертанию букв).
- 4. Алексия — полная неспособность овладеть чтением.
Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедической помощи.
Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения
- 1. Физические и моторные особенности. Слух и интеллект сохранны. Резко выражены отклонения в развитии речи. Вторичными дефектами являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
- 2. Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическими поражениями мозга, у детей отмечаются возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности.
- 3. Уровень психического развития. Психическое состояние детей с органическим поражением речи неустойчиво, что негативно влияет на уровень работоспособности: в период психосоматического благополучия дети могут достигать достаточно высоких результатов в учебе, но сознание своей неполноценности в общении приводит к аффективным срывам, а впоследствии и к изменениям характера (замкнутости, негативизму). В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие. Нарушения в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстройствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем контроля за собственной деятельностью.
Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохие оценки, неуважительное отношение. В поведенческом плане проявляется негативизм, возбудимость, агрессия или повышенная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.
- 4. Уровень развитие интеллекта. Интеллект сохранен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроизведении речи как вторичный дефект развивается ограниченность мышления.
- 5. Уровень развития речи: речь неразвита. Преобладают простые предложения, низкий словарный запас.
- 6. Внимание неустойчиво, характеризуется высоким уровнем переключаемое™.
- 7. Восприятие: объем восприятия в границах нормы, но в результате низкого уровня работоспособности объем его значительно снижен.
- 8. Память неустойчива.
- 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) сформирована.
- 10. Особенности обучения в школе. При наличии неярко выраженных дефектов речи возможно обучение в условиях массовой школы при условии целенаправленной и систематической логопедической работы. Сложные речевые дефекты требуют обучения детей в специальных образовательных учреждениях.
Вывод: При своевременной медико-психолого-педагогической работе в зависимости от степени выраженности дефекта может наступить полное или частичное его устранение.
Дети с дефектами речи дошкольного возраста могут обучаться: в яслях-саде для детей с нарушениями речи, логопедическом детском саде, группах для детей с нарушениями речи при детских садах общего типах.
Дети с дефектами речи школьного возраста обучаются в учебно-воспитательных комплексах (УВК) для детей с нарушениями речи, школах для детей с нарушениями речи (V вида), логопедических пунктах при общеобразовательных школах, группах для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
Дети с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста могут получить специализированную помощь в системе здравоохранения (логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов, детские санатории) и в коррекционно-развивающих центрах, в которых оказывается комплексная помощь детям с нарушениями речи.
Категории детей со сложным дефектом, имеющие нарушения речи, например, с психическими нарушениями, дети со снижением слуха или зрения, умственно отсталые дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата получают логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.
Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний.
Классификации
- 1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной.
- 2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
- 1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной (объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии)
- а) расстройство фонационного оформления речи: афония, дисфония (отсутствие или нарушение голоса); брадилалия (патологически замедленный темп речи); тахилалия (патологически убыстренный темп речи); заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи);
- б) нарушения речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата: дислалия (при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата нарушение произносительной стороны речи); риноналия (нарушение тембра голоса и звукопроизнесения);
- в) нарушения речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата и нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга); афазия (полная или частичная утрата речи, в результате локальных поражений головного мозга).
2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФЯ) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.
Особенностью общего недоразвития речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы.
Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления фонетико-фонематического недоразвития речи или общего недоразвития речи, обусловленные несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.
Вопросы
- 1. Что такое «речь»? Каковы ее основные свойства?
- 2. Что лежит в основе нарушений речи, письма и чтения?
- 3. Перечислите виды нарушений.
- 4. Сравните классификации нарушений речи. Выделите частное и общее.
Литература
- 1. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- 2. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001.
- 3. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.
- 4. СтребелеваЕ.А., ВенгерА.Л., ЕкжановаЕ.А. идр. Специальная дошкольная педагогика: учеб, пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002.