Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема формирования элемента позиции ненасилия у дошкольников посредством игр с правилами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным в этом процессе является формирование у ребенка такого качества личности, как эмпатия, основанного на наличии подлинного интереса к другому человеку. Эмпатия (греч. Empatheia — сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Сопереживание — состояние, выражающееся в переживании чего-либо с другими, в разделении чьих-либо переживаний… Читать ещё >

Проблема формирования элемента позиции ненасилия у дошкольников посредством игр с правилами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и значение формирования элемента позиции ненасилия у дошкольников

Проблема формирования позиции ненасилия обсуждалась на протяжении существования всего человеческого общества в философии, религии, педагогике.

Становление идей ненасилия происходило уже со времен античной философии. Изначально данный феномен обсуждался в рамках этики. В трудах Сократа, Платона, Аристотеля и других философов заключены рассуждения о человеческих добродетелях, которых по их мнению должен придерживаться в своей жизни каждый человек для построения гуманных отношений с другими людьми.

Впервые наиболее отчетливо проблема ненасилия была поставлена в религиозных концепциях стран Востока. Учение Будду предписывает относиться к человеку с любовью и милосердием: «Истинная доброта не только добродетель и разум, но и орудие борьбы гораздо более могущественное, чем насилие» [2, с.23].

В индийской философии проповедуется отрицание насилия, поступков, приносящих страдания и беспокойство окружающим людям.

В христианской концепции самопожертвования и любви к ближнему идея ненасилия основана на следующих постулатах. Во-первых, это терпение — добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий. Во-вторых, это милосердие, исполняемое посредством милости телесной и духовной. В-третьих, это идея непротивления злу насилием. Призыв не противляться злому — это отнюдь не пассивное непротивление и бездействие, напротив активная позиция человека, основанная на всеобъемлющей любви ко всему ближнему.

В эпоху Возрождения и Нового времени проблема ненасилия приобрела вновь свою актуальность. В работах Дж. Локка, Я. А, Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци звучат идеи мыслителей античности, признающие человека высшей ценностью.

Так Я. А. Коменский важным и необходимым считал самостоятельный выбор и принятие собственных решений человеком без принуждения и насилия над его «человеческой природой» [4, с.23].

Одной из незыблемых истин Дж. Локк называет стремление человека любить своего ближнего, как самого себя. Следование этой истине, по его мнению, способно «.без всяких трудностей разрешить все случаи и сомнения в области общественной морали», и именно к этой истине «.мы должны стремиться и… обогащать свой ум» [4, с.24].

В России одним из ярких выразителей идей ненасилия был Л. Н. Толстой. Идея ненасилия стала не только центральным звеном в его учении, но и его основным мировоззренческим принципом, основанным на отрицании всякого рода принуждения человеком человека.

Центральная мысль Толстого о непротивлении злу насилием основывается на изречении Христа: «Вы слышали, что сказано: „око за око, зуб за зуб“. А я говорю вам: не противься злому» [3, с.16].

Проповедуя данную истину, Толстой указывает на ее активное начало, проявляющееся не в пассивной и равнодушной стратегии поведения, а в деятельной борьбе со злом. Суть идеи непротивления — бороться со злом в человеке, любя и ненавидя его отрицательные качества, и в самом себе, ненавидя и любя в себе всеобщее духовное начало.

Именно любовь выступает у Толстого как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо одно — «…отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду» [3, с. 79].

Ненасилие и насилие, — этические понятия, характеризующие способы отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.

Насилие, как его обычно определяют, — форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства [4, с.17].

Насилие, как мы его понимаем, — это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.

Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую.

В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К. Н. Вентцеля, А. Маслоу, К. Рождерса, Ж.-Ж.Руссо, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, Ш. Амонашвилли [3, с.31].

Ярким примером подлинного гуманизма, носящей ненасильственный характер, являются идеи В. А. Сухомлинского. «Подлинная гуманность» педагога, по мнению Сухомлинского, состоит в справедливости, честности, наблюдательности, отказе от постоянных порицаний, требований и наказаний. При этом Сухомлинский говорит, что в первую очередь необходимо помочь ребенку полюбить себя, проникнуться уважением к своей личности, что впоследствии окажет особое влияние на характер его взаимоотношений с окружающими людьми, но для этого и педагогу необходимо уважать каждого ребенка, его право на самостоятельность, свободу выбора [16, с.58].

Современные разработки в области этики ненасилия представлены широким разнообразием концепций. Автором одной из них является Ж. Семлен — социопсихолог, многие годы изучающий проблемы насилия.

Ненасилие предстает в данной концепции как одна из возможных реакций на конфликтную ситуацию и рассматривается не как проявление пассивности и слабости, а как активная жизненная позиция.

В настоящее время сложилось целое направление — педагогика ненасилия.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др. человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов [2, с.27].

Само ненасилие возможно при условии, если человек в определенной степени преодолевает свой эгоцентризм (эгоизм), развивает способность понимать позицию другого человека.

Педагогика же ненасилия строится на подчеркивании того, что индивид, отказавшийся от применения насилия, становится свободнее и независимее. Ситаров В. А. и Маралов В. Г. пишут: «Современные исследования показывают, что насилие в тех или иных формах совершают, как правило, люди духовно слабые. Принуждая других, подавляя их физически и морально, они как бы утверждаются в своем превосходстве, в своей силе» [15, с. 42]. По мнению этих авторов, вряд ли можно назвать свободным того человека, который в силу собственных устремлений и намерений, возникающих как компенсация неудовлетворенности собой, ощущением внутренней пустоты и слабости, тревоги и неуверенности, применяет насилие в той или иной форме.

Поэтому, педагогика ненасилия делает особый акцент именно в усвоении дара свободы, понимаемой как самоактуализация личности, — способности быть независимым от позиции окружающих, умению прислушиваться к мнению других, но не слепо копировать его и так далее.

В возрастной психологии были предприняты попытки рассмотреть некоторые аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста (Я.Л. Коломинский, В. К. Котырло, B.C. Мухина, Т.А. Репина). Было установлено, что психологические особенности взаимодействия формируются и проявляются в совместной деятельности детей, в выборе форм и средств общения со сверстниками, способов реагирования в ситуациях противоречия.

Определенное внимание в современной детской психологии уделяется вопросам гуманных, положительно окрашенных взаимоотношений между детьми. Способность отзываться на переживания другого является социально и личностно значимым качеством субъекта, определяющим его взаимоотношения.

Элементом позиции ненасилия выступает способность ненасильственному взаимодействию.

Т.Н. Икрянникова определяет ненасильственное взаимодействие как личностное образование, обеспечивающее принятие личностью принципа ненасилия как основы сосуществования людей; уверенное, но в то же время критическое отношение к собственной личности; отказ от доминирующей и принуждающей стратегии поведения, а также от насильственных способов разрешения межличностных конфликтов и противоречий; овладение ненасильственными способами взаимодействия с окружающей средой [5, с. 47].

В дошкольном возрасте можно говорить о формировании лишь элемента ненасильственного взаимодействия — это обусловлено спецификой дошкольного возраста. С одной стороны самопринятие ребенка диффузно, психологические защиты не осознаются, для ребенка характерна импульсивность, эгоцентричность. С другой стороны развиваются элементы самопринятия, произвольности, рефлексии, некоторой способности к социальной децентрации.

Ненасильственное взаимодействие в дошкольном возрасте характеризуется умением позитивно контактировать со взрослыми и сверстниками, развивающемся на основе с одной стороны негативного отношения к различным формам принуждения, с другой — дружелюбием, как положительным отношением к другим, стремлением строить отношения путем сотрудничества.

В процессуальном плане умение позитивно контактировать с другими людьми на ненасильственной основе проявляется в выборе из нескольких альтернатив тех, которые несут наименьший заряд принуждения, способности согласовывать действия и инициативы, умения самостоятельно разрешать ситуации противоречия.

Т.Н. Икрянниковой разработана модель процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5—7 лет.

Согласно предлагаемой модели, отношение человека к себе как к ценности служит гарантом такого же отношения к личности другого и определяет выбор им ненасильственных способов взаимодействия с людьми. По мнению Т. Н. Икрянниковой, только тот, кто относится к себе как к самоценности, как к субъекту, способному к активному и самостоятельному самоопределению, так же воспринимает другого человека [5, с. 47].

В связи с этим особенно важными и необходимыми в процессе формирования у ребенка способности к ненасильственному взаимодействию являются характер его самоотношения, уровень принятия ребенком своей собственной личности, его самооценка, а также сформированность у него образа Я.

Основными задачами первой стадии модели процесса являются следующие:

формирование у ребенка позитивного самоотношения;

накопление опыта самопознания;

формирование образа Я.

Сформированность всех этих личностных образований является принципиальным этапом оказывающим первоочередное влияние на выбор стратегии взаимодействия с другими людьми, т. к. ребенок, не принимающий себя, с заниженной самооценкой, не умеющий ценить свои достоинства, не сможет понять и принять другого, построить с ним отношения на ненасильственной основе.

В ряде исследований (А. А. Бодалева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др.) одним из условий для проявления личностью способности к сопереживанию выступает наличие потребности и умения адекватного самооценивания в процессе общения, а также способности определять характер реакции окружающих на самого себя.

Развитие самосознания ребенка составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Сформиро-ванность образа Я к концу старшего дошкольного возраста является первой и необходимой предпосылкой для дальнейшего формирования у ребенка способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками.

Успешное взаимодействие не может быть осуществлено без сформированности у человека направленности на другого, без ориентации на него как на высшую ценность, занимающую ведущее место в системе его человеческих смыслов.

Своеобразная «повернутость» к другому, предполагающая обращенность прежде всего к его внутреннему миру, к положительным характеристикам его личности, помогает человеку выбрать наиболее оптимальные способы взаимодействия с ним, раскрыть его «личностный потенциал».

Ненасильственное взаимодействие связано в первую очередь с наличием у человека потребности в другом как человеческой потребности.

В связи с этим вторая стадия модели процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию решает следующие задачи:

  • — формирование у ребенка устойчивой ориентации на сверстника как на субъект взаимодействия;
  • — формирование стремления воспринимать и принимать личность другого человека, его право на «инаковость», его мнения и интересы как данность[5, с. 48].

Потребность в понимании и принятии другого у ребенка 5—6 лет проходит в своем становлении три основных этапа:

ориентация-констатация;

ориентация-утверждение своей позиции;

ориентация-действие или содействие.

Первый этап — ориентация-констатация — помогает детям научиться понимать и распознавать внутренние ощущения, чувства, эмоциональные переживания сверстников, определять источники этих состояний.

Взаимодействие человека с человеком предполагает правильное восприятие и оценку друг друга участниками этого процесса. Для этого необходимо знать и владеть механизмами восприятия человека человеком в процессе общения.

Для того чтобы процесс восприятия окружающих проходил на более высоком уровне и обеспечивал адекватное взаимодействие с ними, необходимо развивать и совершенствовать такие психические процессы, как внимание, восприятие, память, воображение и даже мышление.

Таким образом, участникам общения необходимо не только уметь воспринимать и адекватно психологически интерпретировать проявления друг друга, но также обладать способностью к распознаванию происходящих изменений в познавательных процессах, чувствах, поступках партнеров по общению, определять причины этих изменений в любой ситуации общения.

Второй этап — ориентация-утверждение своей позиции — заключается в появлении у ребенка понимания и осознания своего отношения к сверстнику, к происходящему с ним. На этом этапе ребенок должен сделать вывод о том, что ему небезразлично то, что происходит с его сверстником, что ему так же плохо или хорошо, как и его партнеру.

Важным в этом процессе является формирование у ребенка такого качества личности, как эмпатия, основанного на наличии подлинного интереса к другому человеку. Эмпатия (греч. Empatheia — сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Сопереживание — состояние, выражающееся в переживании чего-либо с другими, в разделении чьих-либо переживаний. Сопереживание включает в себя весь спектр переживаний человека: от сострадания и сочувствия к несчастьям другого человека до со-радования его успехам и удачам.

При этом необходимо отметить, что со-радование как одна из форм сопереживания формируется значительно раньше, чем сострадание. Скорее всего, это происходит потому, что первое состояние в силу открытости и эмоциональности ребенка позволяет ему получить положительный заряд и связано с позитивными ощущениями, а второе, напротив, вызывает у него чувства страха и тревоги. К сожалению, способность к со-радованию у многих детей с возрастом становится значительно слабее и отличается ситуативностью и неустойчивостью.

Таким образом, необходимым и важным является формирование у ребенка способности сопереживать, со-радоваться, сочувствовать окружающим его людям, а также проявлять толерантность по отношению к ним.

В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения толерантности. Существующие точки зрения на сущность понятия толерантности дают основание характеризовать ее как моральное качество, обеспечивающее возможность принятия одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования разных мотивов, установок, ориентации, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства.

Основной задачей в старшем дошкольном возрасте, в силу специфики его возрастных возможностей, является формирование предпосылок толерантности. Сущность данного личностного образования заключается в стремлении ребенка понять и принять личность другого человека, его право на «инаковость», его мнения и интересы как данность, даже если они не совпадают со своими собственными. При этом большое внимание следует уделять совершенствованию у ребенка эмоциональной саморегуляции, умению не раздражаться, не испытывать и проявлять чувства обиды, непонимания, превосходства при взаимодействии с другими людьми [5, с. 49].

Способность уподобления эмоциональному состоянию другого человека, характерная для ребенка уже младшего дошкольного возраста, позволяет старшему дошкольнику перейти от ориентации-сопереживания к ориентации-действию.

В связи с этим третьим этапом является ориентация-действие, основу которой составляет умение ребенка высказывать и демонстрировать свои чувства по отношению к сверстнику, оказывать помощь, проявлять заботу, любовь, направленные на снятие его деструктивного состояния.

Проявление любви как одной из форм ориентации-действия предполагает действенное стремление ребенка оградить и защитить своего сверстника. Цель проявления любви состоит в усилении личности другого с ориентацией на его положительные стороны в противовес отрицательным. Такая ориентация должна происходить на фоне доброжелательных отношений, основу которых составляют взаимное доверие и понимание.

По мнению Т. Н. Икрянниковой, первые две стадии процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию должны охватить период старшего дошкольного возраста, т. к. именно его достижения необходимо использовать как в целом для успешного развития личности ребенка, так и для его социально-нравственного воспитания [5, с. 49].

Задачами третьей стадии модели процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию являются следующие:

  • — формирование осознанного отношения к межличностным противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия со сверстниками;
  • — овладение способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками.

Основная цель таких действий — научить ребенка создавать максимально комфортные условия для взаимодействия, дающие возможность партнеру проявить себя как личность.

В качестве основных принципов ненасильственных действий можно назвать:

признание за другим права быть самим собой;

отказ от принуждения и доминирования;

ориентация на положительные и сильные стороны личности другого;

— предоставление другому человеку свободы выбора и др.

Ребенку, в дошкольные годы которого началась работа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками, будет значительно легче адаптироваться к новому окружению, наладить отношения взаимопонимания и взаимопринятия со своими ровесниками.

Таким образом, формирование способности к ненасильственному взаимодействию у дошкольников предполагает овладение ребенком ненасильственными способами взаимодействия со сверстниками, накоплении знаний и представлений о своем Я и Я другого, формировании эмоциональной, социальной и волевой регуляции поведения, а также развитие предпосылок рефлексивного сознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой