Вокально-хоровой анализ.
Историко-стилистический анализ католической молитвы к Деве Марии Т. Луис де Виттория "Ave Maria"
Партия тенора звучит в высокой тесситуре, что требует яркости за счёт сокращения звучности остальных партий, которые находятся в удобных тесситурных условиях. Вдох, исходя из темпа произведения, должен быть мягким и спокойный, выдох равномерно распределяться на музыкальную фразу, которую необходимо спеть. Высокое меццо-сопрано — довольно подвижный голос; ноты грудного регистра звучат у него мягче… Читать ещё >
Вокально-хоровой анализ. Историко-стилистический анализ католической молитвы к Деве Марии Т. Луис де Виттория "Ave Maria" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Произведение Томаса Луиса де Виктории «Ave Maria» написано для четырёхголосного смешанного хора a cappella.
Общий диапазон хора: A — e2.
Диапазоны партий:
Диапазон партии сопрано: e1 — e2.
Диапазон партии альта: h — h1.
Диапазон партии тенора: fis — gis1.
Диапазон партии баса: A — cis1.
Тесситурные условия партий удобные, использованы рабочие диапазоны в пределах чистой октавы (женские партии), большой ноны (партия тенора) и большой децимы (партия баса).
Такт 22:
Важно отметить, что в партии тенора присутствуют неудобные места для исполнения, требующие искусственного ансамбля, при котором динамическая приоритетность будет принадлежать именно ей. Таких мест в произведении несколько.
Такт 26:
Партия тенора звучит в высокой тесситуре, что требует яркости за счёт сокращения звучности остальных партий, которые находятся в удобных тесситурных условиях.
· Тембровая окраска и хоровая «оркестровка»:
Количество голосов в хоре постоянно меняется в целях тембровой выразительности.
В первой части произведения композитор использует принцип хорового письма как временное включение и выключение голосов, что придаёт музыке прозрачность, раскрывая божественный образ Девы Марии.
Во второй части произведения звучит полноценный смешанный хор в аккордовой фактуре, что придаёт особую торжественность и подчёркивает восхваление Матери Божьей.
На протяжении всего произведения используются:
- 1. Лирическое сопрано — легкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный, высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука;
- 2. Высокое меццо-сопрано — довольно подвижный голос; ноты грудного регистра звучат у него мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано;
- 3. Лирический тенор — высокий мужской голос теплого, нежного, серебристого тембра, обладающий большой певучестью и подвижностью;
- 4. Центральный бас, одинаково яркий во всех регистрах, по тембру носит ярко выраженный басовый характер.
- · Хоровое письмо:
Применяя контрапунктические «премудрости», композитор не злоупотребляет крайними звуками диапазонов, добиваясь естественного звучания хоровых партий, используя соответствующие регистры. Он держит голоса в определенном расположении их друг к другу, обеспечивающем прекрасную звучность. При этом полифоническое голосоведение не мешает слитности звучания.
Важно подчеркнуть, что музыка хора развивается в полном соответствии с поэтическим замыслом и использование фактурных приемов (дифференциация исполнительского состава, темброво-регистровое варьирование голосов, принцип наслоения и перекрещивания) подчинено задаче воплощения художественных образов.
· Хоровое дыхание:
В произведении «Ave Maria» преобладает пофразовое дыхание каждой партии. Иногда это дыхание основывается на принципе цепного дыхания, при котором певцы меняют хоровое дыхание не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания (11 — 19 такты партия альт, 29 — 42 такты партия сопрано и бас, 34 — 42 такты партия тенор).
Вдох, исходя из темпа произведения, должен быть мягким и спокойный, выдох равномерно распределяться на музыкальную фразу, которую необходимо спеть.
Атака звука мягкая, обеспечивающая мягкость голоса и выразительность обертонов.