Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разнообразие форм и методов урока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт показывает, что наибольший интерес у школьников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно предложить уроки-монтажи и уроки-конференции. Первые проводят при изложении нового материала. На таком занятии учащиеся делают небольшие сообщения по теме. Учитель объединяет эти сообщения своим рассказом, дополняет, заостряет внимание на главном. Большая… Читать ещё >

Разнообразие форм и методов урока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Некоторые исследователи полностью полагаются в развитии интереса к предмету на содержание изучаемого материала. Однако, сведение истоков познавательного интереса лишь к содержательной стороне материала, в лучшем случае приведет к ситуативной заинтересованности на уроке. (23).

Если учащиеся класса не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Многие учителя отмечают, что снижение успеваемости школьников в старших классах объясняется слишком большим количеством информации, которая к ним поступает. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывает у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Проверка знаний учащихся

Развитию познавательной активности школьников во многом способствует правильно организованная проверка домашних заданий. Одним из важных педагогических требований к такой проверке является разнообразие форм ее проведения, способствующее повышению интереса не только к его результатам, но и к самому процессу проверки знаний.

  • 1. Большим интересом у учащихся пользуется взаимный опрос. Учитель вызывает одного из учеников, остальные задают ему вопросы, после ответов на которые ученику выставляется оценка. В случае затруднений с ответов на вопрос отвечает тот, кто его задал.
  • 2. Одним из приемов, которые используют учителя для активизации познавательной деятельности учащихся при опросе, является задание дать рецензию на работу (или ответ) товарища. Рецензии могут быть устными или письменными.

Учащихся следует познакомить со схемой рецензии, которая на наш взгляд, должна включать такие моменты:

  • 1. Правильность ответа по содержанию.
  • 2. Полнота ответа.
  • 3. Последовательность изложения материала.
  • 4. Исправление допущенных ошибок.
  • 3. Интересным видом опроса является опрос, имитирующий беседу. Вызываются два ученика, учитель дает им тему. Подобные беседы значительно повышают степень подготовки учеников. Кроме того, во время такого опроса заметно возрастает внимание к беседе товарищей со стороны класса, повышается интерес к уроку.
  • 4. Одной из интересных форм проверки домашних заданий может быть рецензия параграфа учебника. Эта рецензия составляется учеником дома в письменной форме, а на уроке зачитывается и обсуждается.
  • 5. Для того, чтобы придать домашней работе учащихся творческий характер и вызвать интерес к ней, следует практиковать различные творческие задания: составление задач, проведение наблюдений, решение задач, требующих смекалки и т. д.
  • 6 .Интересной формой проверки домашнего задания может быть составление рассказа по рисунку. Естественно, что тема рисунка должна соответствовать изучаемому материалу.
  • 7. Активизация познавательной деятельности школьников не может осуществляться без глубокого интереса к изучаемому предмету. В этом смысле большое значение имеет применение на уроках детских игрушек.

Уроки-соревнования.

Метод соревнования, имеющий большое значение в жизни всего общества, оказывается действенным средством не только воспитания коллектива учащихся, но и активизации их познавательной деятельности на уроке, развития интереса к учению.

Т.В. Бондарева (24, стр. 26) считает, что необходимо найти новые формы соревнования в учебной работе, практически проверить его целесообразность. Нужны такие формы, которые стимулировали бы учащихся не отставать от товарищей, бороться за честь коллектива, способствовали бы развитию любознательности учеников, пробуждали бы у них желание знать больше.

Целью организации соревнования в учебной работе должны стать не количественные показатели, а активизация учебной деятельности школьников.

Соревнования учащихся могут быть организованы как на внеклассных занятиях (олимпиады, конкурсы на лучшую тетрадь, на лучшее наглядное пособие, игры по станциям, КВНы), так и на уроках. Не желая отставать от товарищей и подводить свой коллектив, ученики начинают больше читать литературы, относящейся к предмету, тренироваться в решении задач, что бесспорно способствует повышению их успеваемости. Сочетание коллективных и индивидуальных форм соревнования разнообразит процесс обучения, делает его более увлекательным, даёт возможность удовлетворить интересы школьников, повышает у них чувство ответственности за главное дело своей жизни — учение. Соревнование должно проводиться между существующими коллективами учащихся, а не между случайными группами. Обязательно подведение итогов соревнования и награждение победителей.

При подведении итогов работы следует учитывать не только конкретные оценки, но и массовость в выполнении заданий, проявление творческой инициативы.

Проведение урока в виде соревнования имеет не только образовательное, но и воспитательное значение: на таких уроках учащиеся выступают не просто от своего имени, а от имени коллектива. Это заставляет их более ответственно относиться к подготовке задания. Кроме того, ученики учатся внимательно слушать своего товарища, критически анализировать его ответ.

Уроки — конференции.

Опыт показывает, что наибольший интерес у школьников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно предложить уроки-монтажи и уроки-конференции. Первые проводят при изложении нового материала. На таком занятии учащиеся делают небольшие сообщения по теме. Учитель объединяет эти сообщения своим рассказом, дополняет, заостряет внимание на главном. Большая самостоятельность школьников, непосредственно участвующих в объяснении нового материала, разнообразие применяемых методоввсё это делает урок интересным для всех учеников.

Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы старшеклассников по изучению большой темы.

Уроки — конференции можно разделить на два типа:

1. Тематические конференции, цель которых — обобщить, систематизировать и расширить знания по теме.

С целью повышения активности восприятия доклада следует предложить всем учащимся по ходу урока заполнить таблицу. Это заставляет их внимательнее слушать докладчиков, активно мыслить на протяжении всего урока. Известно, что эффект учебной работы во многом зависит от установки на полное усвоение знаний в ходе урока. Одной из эффективных мер интенсификации труда школьников и явится заполнение таблицы. Кроме того, такие таблицы помогут ученикам при подготовке к экзаменам. Результаты заполнения дают возможность оценить к концу урока работу каждого ученика.

Тематические конференции можно организовать в виде диспута. В этом случае выбирается небольшая, конкретная тема, по которой ставится 2−3 доклада. Они будут подвергаться на конференции глубокому обсуждению и дополнению слушателями.

Для успеха организации диспута нужно правильно спланировать постановку первых докладов. Необходимо, чтобы они содержали проблемные вопросы, которые зададут тон диспуту.

2. Конференции с целью профориентации учащихся, показывающие практическую значимость изучаемого, позволяющие широко познакомить их с различными отраслями науки и техники и возможностями получения связанных с ними специальностей.

Проведению таких уроков предшествует большая работа по организации экскурсий учащихся на предприятия и в учебные заведения. Объекты выбираются в соответствии с темой конференции и учебной программой.

На уроках-конференциях большие образовательные цели сочетаются со своеобразной «агитацией» за ту или иную профессию. Очень важно, что эту агитацию проводит ученик, который сам наблюдал практическую деятельность людей. В этом случае полученные на уроке знания становятся орудием познания действительности и научной основы труда, а, следовательно, и основы будущей трудовой деятельности школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой