Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Христианство в средние века. 
Католическая и православная церкви

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избирают римского папу кардиналы, то есть высший слой духовенства Римско-католической церкви, который идет сразу за папой. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов. Папа руководит Римско-католической церковью при помощи центрального государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями… Читать ещё >

Христианство в средние века. Католическая и православная церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях развала античной цивилизации церковная организация смогла сохранить свою жизнеспособность и стать культурно-объединительной силой Европы. Мировоззренческим основанием Средневековья становится христианство, откладывая своеобразный отпечаток на все сферы духовной и материальной жизни.

Христианство приносит в средневековую культуру новый образ человека. С одной стороны, человек есть образ и подобие Бога и потому может приблизиться к божественному идеалу. С другой стороны, в человеке живет низменное начало, и потому он испытывает мучительное раздвоение своей сущности.

С христианством были связаны вполне конкретные сферы общественной жизни. Римская церковь непосредственно принимала участие в политической жизни: Римский папа и епископы участвовали в назначениях на государственные должности, церковные иерархи провоцировали политические конфликты и вели переговоры о мире. Государственная организация в период Средневековья носила клерикальный характер (слияние политической и религиозной власти).

Церковь была также крупным собственником и получала долю от государственных податей. Настоятели крупных монастырей и епископы, особенно в Германии периода раннего Средневековья, были довольно крупными феодалами, совмещая духовную и светскую власть.

Христианство породило своеобразную форму социальной организации — монастыри, которые уже в раннем Средневековье становятся практически единственными центрами духовной культуры и образования. Монастыри выполняли также функцию книгохранилищ, в них появляются скриптории — центры по переписке книг. Монастыри отвечали практически за все сферы жизнедеятельности своих обитателей — даже пропитание обеспечивалось самими монахами и монахинями под руководством настоятелей.

Христианство в эпоху Средневековья являло собой средоточие всей духовной жизни, определяло развитие культуры во всех ее видах и формах. Однако есть исторические свидетельства, подтверждающие то, что зачастую христианские ценности принимались людьми формально, а за внешней христианской обрядностью оставались языческие, архаичные по своей природе культурные основания.

Общие черты католичества и православия. И в православии и в католичестве основой вероучения признано священное писание — Библия. В Символе веры католичества и православия основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

  • — в первом члене говорится о боге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы;
  • — во второй — о вере в Сына Божия Иисуса Христа;
  • — третий — это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;
  • — четвертый — о страдании и смерти Иисуса Христа, это догмат искупления;
  • — пятый — о воскресении Иисуса Христа;
  • — в шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;
  • — в седьмом — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;
  • — восьмой член — о вере в Духа Святого;
  • — девятый — об отношении к церкви;
  • — десятый — о таинстве Крещения;
  • — одиннадцатый — о будущем всеобщем воскресении мертвых;
  • — двенадцатый — о жизни вечной.

Важное место в православии и католичестве занимают обряды — таинства. Признается семь таинств: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние или исповедь, таинство священства, венчание, елеосвящение (соборование).

Православная и католическая церкви придают большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в православии и католичестве четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Различия между православием и католичеством. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной церквями.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, а отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того — папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа — глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.

Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения — вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел — «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в ней нуждается, то есть — отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях — об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда — правила молитв за умерших и право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Вселенское православие — это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15 автокефальных и нескольких автономных церквей. В отличие от православных церквей, Римский католицизм отличается прежде всего своей монолитностью. Принцип организации этой церкви более монархический: она имеет видимый центр своего единства — Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической церкви.

Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов церкви как к священному слову изошедшему от Господа и переданному людям. Православие утверждает, что богоданные тексты не могут быть изменены или дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом православие стремится сохранить дух христианской веры таким каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике, сколько к совести человека. В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов-таинств: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство. Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

Католицизм рассматривает христианское предание скорее как «семена», которые Христос, апостолы и т. д. заронили в души и умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к Богу.

Избирают римского папу кардиналы, то есть высший слой духовенства Римско-католической церкви, который идет сразу за папой. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов. Папа руководит Римско-католической церковью при помощи центрального государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями. Они осуществляют руководство определенными областями церковной жизни. В светском правительстве это соответствовало бы министерствам.

Месса (литургия) является главным богослужением в католической церкви, которая до недавнего времени проводилась на латинском языке. Для усиления влияния на массы в настоящее время позволительно пользоваться национальными языками и вводить в литургию национальные мелодии.

Римский папа руководит Католической церковью как абсолютный монарх, конгрегации же являются лишь совещательными и административными органами при нём.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой