Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование проблемы подготовки будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности в педагогическом колледже

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третью группу (2 человека — 20%) вошли испытуемые с низким уровнем готовности к личностно-ориентированной педагогической деятельности. В большинстве случаев студенты склонны к дисциплинарным методам взаимодействия с детьми. Для них было характерно усвоение теории психолого-педагогической науки только на репродуктивном уровне, неумение использовать научные знания в практических целях. Они… Читать ещё >

Исследование проблемы подготовки будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика готовности будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности

Исследование готовности будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности было проведено на базе Волгоградского педагогического колледжа № 1.

Количество исследуемых составило 10 человек.

Готовность к воспитательной работе это:

  • — система знаний, умений и навыков по воспитанию дошкольников;
  • — мотивационно-ценностное отношение к воспитательной работе;
  • — постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;
  • — способность самостоятельно строить методику воспитательной работы, используя новые технологии воспитания;
  • — импровизация в сфере воспитания, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
  • — рефлексия своего личностного и профессионального поведения.

Для изучения готовности будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности использовалась диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми (авт. В. Г. Маралов) и методика Р. С. Немова «Педагогические ситуации» (Приложение 1).

Методика В. Г. Маралова позволяла определить модель взаимодействия воспитателя детского сада с детьми.

Студентам был предложен ряд утверждений, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников, на которые необходимо было ответить следующим образом: 5 баллов — если полностью согласен с утверждением, 4 балла — если студент в большей степени был согласен, чем не согласен, 3 — балла — если согласны и несогласны в равной степени, 2 балла — если в большей степени не согласны, чем согласны, 1 балл — если полностью не согласны.

Вопросы:

  • 1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий.
  • 2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы.
  • 3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем.
  • 4. Послушание детей — заслуга педагога.
  • 5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все, что угодно.
  • 6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя.
  • 7. Основная цель воспитателя — реализовать требования программы и обучения детей.
  • 8. Центральная задача учебно-воспитательной работы — вооружение детей знаниями, умениями навыками.
  • 9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей.
  • 10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям.
  • 11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогам задачам.
  • 12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей.
  • 13. Наказание не лучшая форма воспитания, но оно необходимо.
  • 14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.

Обработка результатов. Полученные баллы складываются. Итоговый балл характеризует степень выраженности ориентации на дисциплинарную или личностную модели взаимодействия с детьми.

Оценка типа ориентации дается в соответствии со следующими нормативами:

  • 48 баллов и выше — выраженная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
  • 43 — 47 баллов — умеренная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
  • 38 — 42 баллов — умеренная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми.
  • 37 баллов и ниже — умеренная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

Методика Р. С. Немова «Педагогические ситуации» позволила судить о наличии тех или иных педагогических способностей человека, о принятии и уважении личности воспитанника.

Перед началом исследования испытуемый получал инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный».

Каждый ответ испытуемого — выбор того или иного из предложенных вариантов оценивался в баллах в соответствии с ключом. Свободные ответы оценивались отдельно и добавлялись к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получал среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности считались высокого уровня. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то его педагогические способности считались среднего уровня. Если средняя оценка находится в интервале 3,4 до 2,5 балла, то его педагогические способности рассматривались ниже среднего уровня. Если средняя оценка находится ниже 2,5 балла, то делался вывод о низком уровне развития способностей. Анализ результатов исследования представим в виде таблицы.

Таблица 1. Диагностика готовности будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности.

№.

п/п.

Имя.

Методика В. Г. Маралова.

Методика Р. С. Немов.

Вывод об уровне готовности.

Катя Ч.

3,9.

Средний.

Жанна В.

4,8.

Высокий.

Галя В.

3,7.

Средний.

Полина С.

3,1.

Средний.

Инна К.

2,3.

Низкий.

Ира М.

4,5.

Высокий.

Света С.

3,8.

Средний.

Алла М.

2,4.

Низкий.

Вера М.

Высокий.

Анна У.

4,9.

Высокий.

По итогам эксперимента студентов можно было условно распределить на 3 группы.

Первую группу составили студенты с высоким уровнем готовности к личностно-ориентированной педагогической деятельности (4 человека — 30%). Эти студенты осознают цели и задачи обучения, владеют необходимыми способами достижения поставленных целей, стремятся к самосовершенствованию необходимых личностных качеств и воспитательных умений. У них особенно развита рефлексия. В работе с детьми стремятся к реализации личностно-ориентированной модели. В решении педагогических задач для этих студентов характерно самостоятельное формулирование всех задач на основе различных источников, опора на психолого-педагогическую теорию.

Во вторую группу (5 человек — 50%) вошли испытуемые со средним уровнем готовности к личностно-ориентированной педагогической деятельности. Эти студенты в целом не склонны к строгой дисциплинарной модели поведения, уважают личность и достоинства ребенка, ценят его индивидуальность. Однако мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности у этих студентов менее выражено. Тем не менее студенты владеют необходимыми знаниями и навыками на теоретическом уровне.

В третью группу (2 человека — 20%) вошли испытуемые с низким уровнем готовности к личностно-ориентированной педагогической деятельности. В большинстве случаев студенты склонны к дисциплинарным методам взаимодействия с детьми. Для них было характерно усвоение теории психолого-педагогической науки только на репродуктивном уровне, неумение использовать научные знания в практических целях. Они копировали готовые формулировки, образцы деятельности. Слабость педагогической логики в процессах мышления не позволяла им проектировать целостный педагогический процесс во всех его связях и опосредованиях. преподавание профессиональный подготовка образование Таким образом, анализ готовности студентов педагогического колледжа к личностно-ориентированной педагогической деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса в колледже, о его направленности на формирование профессиональных качеств и способностей у будущих воспитателей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой