Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образ России и проблема этнокультурной идентичности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим также, что на современном этапе общественного развития происходят существенные изменения в духовно-нравственных ценностях населения, в том числе и у молодежи. Нами было проведено исследование среди 508 студентов и школьников, с целью выявления не только структуры ценностей молодежи, но и факторов, влияющих на этот процесс, при этом был использован сравнительный метод, статистические… Читать ещё >

Образ России и проблема этнокультурной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. В современном обществе процесс формирования в том числе этнокультурных ценностей у представителей различных социальных слоев происходит под усиленным почти неограниченными техническими возможностями влиянием средств массовой информации, а у молодежи, в первую очередь, под влиянием Интернета как своеобразного выразителя так называемого «нового мировоззрения» глобального общества, с ориентацией на неограниченную «свободу» и ценности западной демократии (прежде всего, капитализацию), в противовес традиционным российским ценностям. В связи с этим представляется весьма важным изучение возможного появления новых тенденций в процессе этнокультурной идентификации у представителей молодого поколения россиян, как тенденций, способных повлиять на качественные особенности и изменения в российском менталитете в целом.
  • 2. Проведенное в конце 2009 года, с использованием метода психосемантического шкалирования, исследование образов восприятия различных зарубежных стран и образа России у студенческой молодежи Пермского края показало, что наиболее предпочитаемым в их представлениях является образ «объединенной Европы». Страны Объединенной Европы воспринимаются как прогрессивные, авторитетные и уважаемые в мире, богатые и обустроенные, а также стабильные и надежные. Из неоднозначных по оценке смыслового компонента характеристик в образе Европы присутствует качество «расчетливая».
  • 3. Факторный анализ позволил выявить четыре значимых и три дополнительных фактора в категориальной структуре восприятия студентами образов стран, а именно:

первый фактор (16.3% общей дисперсии данных, на положительном полюсе характеристики «уважаемая в мире, могущественная, авторитетная, прогрессивная, сильная, ритмичная, образованная, независимая, богатая, возрождающаяся»), проинтерпретирован как уважение к стране в мире, а также имеющиеся основания для этого уважения;

второй фактор (11.5% общей дисперсии данных, положительный: полюс фактора представлен характеристиками «чистая, преумножающая, трудолюбивая, стабильная, надежная, безопасная, ответственная, уважающая закон») описывает позитивные усилия руководства и населения страны, направленные на ее развитие, а также результаты этих усилий;

третий фактор (11.1% общей дисперсии данных, на положительном полюсе характеристики «щедрая, милосердная, открытая, веселая, терпеливая, родная, просторная, справедливая, добрая») описывает открытость и душевное тепло в отношениях страны и ее жителей к представителям других стран и к самим этим странам;

четвертый фактор (6.9% общей дисперсии, характеристики «духовная, религиозная, целомудренная, нравственная, монолитная») описывает духовность, нравственность жителей страны и самой страны в целом. Интересно, что с этими характеристиками в представлениях респондентов связано и внутреннее единство страны, ее, в том числе, этническая сплоченность.

Среди дополнительных факторов интересен так называемый «цивилизационный», описывающий принадлежность той или иной страны к западной или же к восточной цивилизации (содержание фактора: «демократичная-тоталитарная, западная цивилизация — восточная, космополитичная-патриотичная, временная-вечная, уважающая закон, власть-коррумпированная»).

  • 4. В выявленном категориальном пространстве наиболее позитивно воспринимается представителями студенческой молодежи образ «объединенной Европы» как представителя западной цивилизации, а также образы Японии и Китая как представителей восточной цивилизации. Образ России занимает минимальное значение в пространстве второго фактора («позитивные усилия и их результаты»). По остальным факторам образ России близок к нулевой оси — за исключением третьего фактора (открытость и душевное тепло в отношениях), где он положителен и по значению уступает только образу «объединенной Европы».
  • 5. Обращает на себя внимание тот факт, что в представлениях респондентов сегодняшняя Россия (и государство, и страна) принадлежит к восточной цивилизации. Тогда как образ «будущей России — это образ западной державы («демократичная, космополитичная, руководимая уважающей закон, не коррумпированной властью»).
  • 6. Опираясь на полученные данные, можно предположить, что студенческая молодежь Пермского края в своих этнокультурных предпочтениях склонна ориентироваться на ценности современной западной цивилизации, воспринимая страны объединенной Европы как своеобразный «идеал», к которому во многом следует стремиться сегодняшней России. (Это предположение косвенно подтверждается теми устными высказываниями респондентов, которые были зафиксированы нами в ходе проведения исследования (к примеру, «Пермь — восточная граница Европы»), а также теми усилиями, с которыми студенты пермских вузов стремятся поддерживать зарубежные контакты с представителями западных высших учебных заведений).
  • 7. Вместе с тем, метод психосемантического шкалирования позволяет выявлять имеющиеся в категориальной структуре восприятия объектов (в данном случае различных стран) противоречия, которые могут не осознаваться самими респондентами. Так, при всех выявленных негативных оценках образа России, именно России присуще качество «родная», тогда как «объединенная Европа» воспринимается как «чужая». Кроме того, «западная цивилизация», при всех положительных характеристиках, оценивается как «временная», а «восточная цивилизация», наоборот, «вечная».

Известно, что студенты Ирана становятся все более образованными и все чаще заявляют о себе победами в региональных и межрегиональных олимпиадах и конкурсах учащихся университетов и институтов. Молодежи много, поэтому влияние людей молодого возраста значительно, при относительно низких темпах прироста населения в целом (1,61%) в молодых группах прирост в 2−2,5 раза выше. При этом происходит быстрое пополнение рынка труда молодежью, что при ограниченных инвестиционных возможностях по созданию новых рабочих мест усиливает давление молодых возрастов на рынке труда. Мы поставили перед собой задачу исследования ценностного потенциала людских ресурсов Ирана.

Известно, что этот потенциал определяется, прежде всего, религиозным и национальным факторами. Именно сочетание этих двух показателей, считают исследователи, в конечном итоге формирует готовность пожертвовать собой ради процветания народа, страны, правительства. Как известно, в Иране официальной религией, определяющей государственное устройство и идеологию, является ислам шиитского толка. По статистическим данным, подавляющая часть населения страны — верующие люди. Влияние религии на жизнь иранского общества очень велико, особенно в сельских районах, население которых более твердо в своей вере и готово бороться за существующий уклад жизни (Интернет-ресурс, 2009).

Отметим также, что на современном этапе общественного развития происходят существенные изменения в духовно-нравственных ценностях населения, в том числе и у молодежи. Нами было проведено исследование среди 508 студентов и школьников, с целью выявления не только структуры ценностей молодежи, но и факторов, влияющих на этот процесс, при этом был использован сравнительный метод, статистические данные были подвергнуты анализу с помощью таблицы Моргана. Изменения в нравственных ценностях связаны в немалой степени и с глобальными переменами, происходящими в общественном развитии. Нас интересовал вопрос о том, как отражается возраст, уровень образования, пол на структуре ценностей. Для сбора информации были составлены анкеты, в том числе стандартная опросная анкета Алпорта и Ворнона (Занджизаде, 1998). 6 групп ценностей (религиозные, научные, экономические, эстетические, политические и социальные), распределенных Алпортом, были нами заимствованы как базовые и определены в качестве объекта исследования. Разумеется, группировка условная, но в каждую группу при этом включаются интересы и установки, связанные с указанной сферой деятельности.

Для вычисления отклонений была применена методика Спирмена Брауна, уровень надежности составил более 71%. Анкета была апробированной и в этом смысле надежной, вдобавок был применен коэффициент Альфау Кронбаха. Для анализа собранного материала были использованы различные шкалы и составление гистограмм. При резюмировании сделанных выводов был определен уровень доказательности гипотез, применены коэффициент зависимости Спирмена и Хидо.

Итоги исследования показали, что у старших школьников ценности можно выстроить в следующей последовательности (по мере убывания): научные, экономические, социальные, религиозные, эстетические, политические. У студентов университета на первом месте стоят религиозные ценности, затем соответственно научные, экономические, социальные, эстетические. Среди факторов, влияющих на характер ценностей, следует назвать, прежде всего, уровень образования, пол, возраст, уровень жизни, и т. д. Характер ценностей определяется также позицией семьи. Так, в семьях с небольшим доходом научные ценности превалируют над другими, т. е. студент или подросток предпочитает хорошо учиться, затем соответственно следуют экономические, социальные, религиозные, эстетические, политические ценности. В семьях со средним уровнем дохода на первом месте также стоят научные ценности, однако религиозным ценностям здесь уделяется больше внимания. Нами было также подмечено, что девушки, больше уделяющие внимание внешности и следующие капризам моды, не так религиозны, как девушки с меньшим достатком и меньшими претензиями на броскую внешность. У ребят одежда и внешность не имеет существенного влияния на их религиозные взгляды.

Было определено, что среди школьников религиозные ценности не являются довлеющими. Результаты, полученные нами, несколько разнятся с проведенными ранее, где религиозные ценности ставились очень высоко (Джаббари, 1996). Можно сказать, что по возрасту эти ученики уже стали студентами и в этом смысле результаты, полученные нами, показывают, кстати, то, что у студентов оценка религиозных ценностей достаточно высока. Нельзя забывать, что процессы межпоколенческой трансмиссии идут непрерывно и это отражается на предпочтениях студентов. Молодежь сама по себе очень подвергнута различным влияниям, здесь радикализм соседствует с романтизмом и т. д., формируются политические и религиозные взгляды, которые со временем уравновешиваются с общим мировоззрением, взглядами на мир (Занджизаде, 1998). Нами было выявлены существенные различия во взглядах различных возрастных групп молодежи: 14−20 летние больше предпочитали социально-политические ценности, а свыше 20 лет — научные и экономические. Среди девочек-подростков социальные ценности превалируют над другими. В целом у девушек и юношей имеются существенные различия в ценностных предпочтениях. На изменения в предпочтениях и оценках оказывают влияние и место проживания. Отметим, что если население живет в пограничной зоне, то средства массовой информации других стран воздействуют на сознание молодежи и их ценностные предпочтения. Полученные результаты исследования показали, что просмотр каналов телевидения через спутниковые антенны и интерес к зарубежной музыке уменьшает ценность религиозных убеждений и усиливает научные и эстетические интересы.

Исследование показало отсутствие должной гармонии между системой ценностей у молодежи и социальным строем. Эта проблема — одна из существенных для Ирана, которая повлечет за собой в будущем ряд других проблем. Для выработки коллективного согласия и общественного повиновения необходимы крепкие нравственные ориентиры. С точки зрения достижения общественного порядка это является жизненно необходимым. Налицо слабое воздействие религиозной позиции семьи на процесс формирования нежелательных социальных ценностей. Слабое сотрудничество между представителями различных культурных ценностей.

молодежь ценность духовный.

  • 1. Джаббари Ризвани. Развитие системы ценностей у учеников — детей шехидов и обычных учеников. — Мешхед, 1996 (на персидском языке).
  • 2. Занджизаде Хума.

    Введение

    в общую социологию. — Мешхед, 1998 (на персидском языке).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой