Теории мотивации.
Просодические особенности реализации состояния мотивации на уроке английского языка
![Реферат: Теории мотивации. Просодические особенности реализации состояния мотивации на уроке английского языка](https://gugn.ru/work/7772454/cover.png)
Для данных теорий характерно признание главной роли сознания в детерминации человеческого поведения. Центральным психическим процессом, объясняющим человеческое поведение, становится решение как преднамеренный и сознательный мотивационный акт. Мотивация — сложный механизм регулирования поведения человека и животных. Поведение человека — сложный и изменчивый акт, являющийся интеграцией прошлого… Читать ещё >
Теории мотивации. Просодические особенности реализации состояния мотивации на уроке английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время мы можем отметить наличие различных теорий мотивации, которые представлены в таблице (см. Таблица № 2).
Таблица № 2 Теории мотивации.
Теории мотивации. | Ученые. | Раскрытие сути теорий мотивации. | |
Бихевиористские. | Б. Скинер, К. Спенс, Э. Толмен, Д. Уотсон, К. Халл и др. | Мотивация понимается как состояние, задача которого — снижение порога реактивности организма на некоторые раздражители. В данном контексте мотив был определен как энергизатор и сенсибилизатор. Поведение человека объясняется про помощи схемы «стимул реакция», выделяя раздражитель источником реакции организма. | |
Динамические. | Р. Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди и др. | Мотивация — сложный механизм регулирования поведения человека и животных. Поведение человека — сложный и изменчивый акт, являющийся интеграцией прошлого опыта и своеобразных внутренних и внешних условий. | |
Когнитивные. | У. Джемс, Дж. Роттер, Г. Келли и др. | Для данных теорий характерно признание главной роли сознания в детерминации человеческого поведения. Центральным психическим процессом, объясняющим человеческое поведение, становится решение как преднамеренный и сознательный мотивационный акт. | |
Психоаналитичес кие. | Г. Мюррей, У. Макдауголл, З. Фрейд и др. | Главным элементом в организации поведения, и его детерминации является бессознательное ядро психической жизни, образованное посредством мощного влечения. | |
Среди отечественных ученых, которые поднимали вопрос о мотивации человеческого поведения в начале ХХ века, следует отметить А. Ф. Лазурского, который опубликовал книгу «Очерк науки о характерах» [Лазурский, 1917: 215]. Лазурский в своей книге обстоятельственно обсуждает вопросы, которые связанны с влечениями и желаниями, борьбой мотивов и принятием решений, способностью к внутренней задержке побудительных импульсов и устойчивостью решений. Положения, описанные ученым, не утратили свою актуальность и в сегодняшние дни [Лазурский, 1917].
Отечественный психолог Н. Н. Ланге так же размышлял в своих трудах о желаниях и «хотениях» человека, влечениях, в связи с вопросами о волевых актах и воле. Он описал отличия влечений от «хотений», утверждая, что последние — это влечения, которые перешли в активные действия.
«Хотения», по мнению ученого, — это деятельная воля [Ланге, 1976: 52]. Рассуждал о проблеме детерминации и мотивации поведения человека в своих трудах и Л. С. Выготский. Так, сущностям интересов и их изменениям в подростковом возрасте он посвятил большую главу в своей работе «Педология подростка» [Выготский, 1984: 117]. Он писал, что проблема соотношения интересов и влечений обеспечит понимание психологического развития подростка, которое обусловлено эволюцией поведения и интересов ребенка, изменением структуры его поведения. Учитывая некоторую ступень односторонности в вопросе об интересах, Е. П. Ильин говорит, что положительным в его взглядах было утверждение, что интересы ребенка не являются навыками, как полагали в то время многие психологи. Большое внимание вопросу о «борьбе мотивов» Выготский уделяет в другой свое работе — «Истории развития высших психических функций». Он был одним из первых, кто разделил мотив и стимул, говоря о произвольной мотивации. С точки зрения «теории установки» рассматривал мотивацию Д. Н. Узнадзе утверждавший, что потребность является источником активности. Под потребностью он понимал то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает [Ильин, 2002].
Подводя итоги, мы может сказать, что в настоящее время существует много теорий мотивации, возникновение которых было вызвано различием мнений на предмет значения термина «мотивация» и ее истоков. С точки зрения бихевиористов мотивация является состоянием, цель которого снизить уровень реактивности организма на определенные раздражители, а потребность, имеющая только физиологическую сторону, является синонимичным понятием термину «мотивация». Представители когнитивной теории мотивации утверждают, что намерения и стремление к совершению действия являются источником мотивации. Сторонники психоаналитические теории мотивации считают, что мотивация — это сознательное принятие решения при учете внешних и внутренних факторов («Сверх Я», «либидо»). Среди отечественных ученых, изучавших мотивации, мы может отметить А. Ф. Лазурского, Н. Н. Ланге, Е. П. Ильина и других.