Понятие и элементы организационной структуры
Организационная структура предприятия — это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Понятие организационной структуры включает в себя структуру управления, которая определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии, и производственную структуру предприятия, которая определяется составом основных… Читать ещё >
Понятие и элементы организационной структуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организационная структура предприятия — это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Понятие организационной структуры включает в себя структуру управления, которая определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии, и производственную структуру предприятия, которая определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи. Структура управления включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.
При этом сначала формируется производственная структура, а затем, как производная от нее, строится организационная структура управления предприятием.
Понятие организационной структуры включает в себя также элементы структуры управления. Такими элементами являются отдельные работники, например, генеральный директор, его заместители, службы и другие звенья аппарата управления.
Звено управления — самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е., при наличии нескольких уровней управления.
Кроме того, связи в организационной структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е., лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Понятие организационной структуры в рамках связей между подразделениями включает в себя также ступень управления.
Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т. д.).
На организационную структуру управления предприятия влияют ряд факторов: организационно-производственные факторы, управленческие, социально-экономические.
Каждый управленческий орган относится к конкретному объекту управления — группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др.
Поэтому структура управления всегда совпадает с общей структурой организации, которая классифицируется на линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную, программно-целевую, проектную, матричную и др.
Понятие организационной структуры тесно связано с нормой управляемости.
Норма управляемости — число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т. д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.
Путем делегирования линейных полномочий устанавливается нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления. Норма управляемости зависит от следующих факторов: уровня управления, уровня решаемых задач, квалификации руководителей и подчиненных. Необходимо стремиться к минимальной норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными.
Нормы управления на предприятиях различных отраслей промышленности варьируют в широком диапазоне и в среднем могут составлять 7−10 человек.
- — высший уровень руководства -3−5 чел.;
- — средний уровень руководства 10−12 чел.;
- — нижний уровень управления -25−30 чел.
Структуры управления подразделяются на две большие группы: механистические и органические.