Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фразеологизм. 
Фразеологизм и слово

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начнем наш урок минуткой красивого письма На доске записано предложение. Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать вслух. Люби, цени и знай свой язык. Запишите любое предложение, в скобках укажите значение фразеологизма. Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях. Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон… Читать ещё >

Фразеологизм. Фразеологизм и слово (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема: Фразеологизм. Фразеологизм и слово

Цель: образовательные:

наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов — фразеологизмами;

формировать умение сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся; расширять словарный запас учащихся;

воспитательные: воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к труду.,.

способствовать умению работать в содружестве друг с другом, само — и взаимопроверке.

Ход

I. Организационный момент

Все подравнялись, приготовились к уроку. А теперь тихонечко садитесь.

Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться!

Улыбнитесь всем друзьям И послушайте меня!

У нас на уроке много гостей. Недаром в народе говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Мобилизующий этап

Постановка учебной задачи.

Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться» ?

Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.

Число и классная работа

Минутка чистописания

Начнем наш урок минуткой красивого письма На доске записано предложение. Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать вслух. Люби, цени и знай свой язык.

Что означают эти слова? Мы живем в замечательной стране с красивым названием Россия и как истинные граждане своего государства должны любить, ценить и знать свой язык.

Запишите это предложение в тетрадь.

II. Изучение нового материала

Оглянитесь. Что вы видите вокруг? А теперь прочитайте текст учебника стр. 99.

Как вы думаете, почему Света не увидела лета? Подумайте, что означает выражение «оглянуться не успеешь». Можно ли его заменить одним словом? Каким?

Знакомство с правилом. (стр.99).

В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

А живут они в стране Фразеологии.

Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов.

Phrasis + logo.

Phrasis (фразис) — «выражение» .

Logos (логос) — понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение.

Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.

фразеологизм урок слово усвоение.

(Показать «Фразеологический словарь русского языка» под ред.А. И. Молоткова. М., 1987г) Наблюдение за значением фразеологизмов. упр.1 стр. 100.

Прочитайте устойчивые сочетания слов. Знакомы ли они вам? Попробуйте объяснить значение каждого фразеологизма одним словом.

Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений — с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» — более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?

Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.

Значит, зарубить + нос не равняется " запомнить", пятки + сверкать не равняется «быстро бежать», падать снег + на голову не равняется " неожиданно" .

Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями: интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах… Поэтому их называют устойчивыми словосочетаниями.

правило стр. 101.

III Отработка усвоенного материала.

Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

Составьте предложения, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы Значение

в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи

хлопот полон рот очень много дел, хлопот.

не лезет в рот нет никакого желания есть

Запишите любое предложение, в скобках укажите значение фразеологизма. Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.

Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.

(В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении, во фразеологизме значение слова «рот» теряется).

Работа в парах стр. 102 упр.3 по карточкам в столбике записаны фразеологизмы, а на карточках их значения.

запишите в тетрадь три понравившиеся.

Словарная работа Игра фотоглаз.

Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.

Ворона в павлиньих перьях.

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства.

Прикусить язык.

Это выражение употребляется в значении «помолчать» .

Медвежья услуга.

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

— Кормить завтраками.

Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.

У вас на столах лежат карточки с заданиями, в которых спрятаны словарные слова.

Просмотрите глазками цепочку и попытайтесь догадаться, какое слово пропущено Позавчера, вчера, …, завтра, послезавтра.

Найдите это слово в орфографическом словарике в конце учебника.

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, отметьте особенности написания.

Назовите ошибкоопасные места Составьте предложение.

IV. Диагностика качества усвоения нового материала в конце урока (обратная связь)

Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.

Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.

  • 1) Народу в театре было много — груше некуда было упасть.
  • 2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
  • 3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.
  • 4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
  • 5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.

V. Домашнее задание

Составьте два предложения с любыми фразеологизмами.

Выполните рисунок к понравившемуся фразеологизму.

VI Подведение итогов урока.

Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?

Рефлексия. У вас лежат листы настроения. Вам необходимо дорисовать лицо человечка, которое поможет нам определить насколько успешно прошел урок.

На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой