Внедрение моторного биотоплива: новые возможности и перспективы для агропромышленного комплекса
Современный технологический процесс большинства типов сельскохозяйственных предприятий требует одномоментного, в период посевной, или уборочной кампаний, привлечения достаточно большого объема оборотных средств, накопление которых в рамках одного предприятия, даже достаточно крупного, представляется задачей весьма проблематичной. Большую часть затрат оборотных средств составляют суммы… Читать ещё >
Внедрение моторного биотоплива: новые возможности и перспективы для агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время у большинства исследователей и практиков сложилось устойчивое убеждение, что регионы с преимущественно аграрной экономикой, могут быть лишь исключительно дотационными. В качестве обоснования обычно приводятся утверждения, что агропромышленный комплекс убыточен по определению и не способен существовать без государственной поддержки, в том или ином её виде [1,2].
Ключевым фактором, определяющим зависимость современного аграрного хозяйства от внешних дотаций, является чрезвычайно высокая энергозатратность основных видов сельскохозяйственных работ. Именно высокая энергозатратность приводит к низким показателям хозяйственной деятельности большинства аграрных предприятий в современных условиях и, соответственно, к существенным затруднениям в развитии территорий, на которых они локализованы. [3].
Современный технологический процесс большинства типов сельскохозяйственных предприятий требует одномоментного, в период посевной, или уборочной кампаний, привлечения достаточно большого объема оборотных средств, накопление которых в рамках одного предприятия, даже достаточно крупного, представляется задачей весьма проблематичной. Большую часть затрат оборотных средств составляют суммы, направляемые на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ). Именно они, доминируя в структуре текущих расходов сельхозпроизводителей, являются причиной того, что большая часть валового регионального продукта переносится, в конечном итоге, за пределы территории, где он был создан. Следует заметить, что этот фактор и порождает миф о «убыточности» и неэффективности аграрной экономики. В действительности же, эффективность аграрного сектора находится на уровне, характерном для большей части отраслей национальной экономики. Энергетическая зависимость большинства видов аграрного производства может быть проиллюстрирована данными, приведенными в таблице 1, рассчитанными на основе статистических данных.
Таблица 1 — Удельные затраты энергоносителей для производства основных видов сельскохозяйственной продукции (для юга Западной Сибири)
вид произв, количество продукции. | вид энергоносителя. | |||||||
дизельн топливо, л. | бензин 80, л. | сжиженннефтяной газ, л. | мазут и печное топливо, кг. | уголь энергетич, кг. | природн газ, м3 | электроэнерг, кВт-ч. | ||
Зерновые культуры, 1 т. в т. ч: | ||||||||
— пшеница. | 60,1. | 5,6. | 18,2. | ; | 1,1. | ; | 2,3. | |
— рожь. | 31,4. | 2,8. | 10,1. | ; | 0,5. | ; | 2,3. | |
— ячмень. | 32,3. | 3,4. | 11,4. | ; | 0,4. | ; | 2,3. | |
— овес. | 31,8. | 3,3. | 11,5. | ; | 0,4. | ; | 2,3. | |
Технические культуры, 1 т., в.т.ч. | ||||||||
— подсолнечник. | 48,5. | 6,4. | 15,1. | ; | ; | ; | 3,8. | |
— лен. | 60,5. | 4,5. | 17,8. | ; | ; | ; | 5,1. | |
Молоко, 100 л. | 24,5. | 5,1. | 11,2. | 1,1. | 25,6. | ; | 22,4. | |
Мясо, 100 кг., в т. ч. | ||||||||
— говядина. | 33,6. | 8,2. | 14,3. | 0,8. | 18,6. | ; | 4,6. | |
— свинина. | 49,4. | 7,2. | 16,3. | 3,6. | 29,3. | ; | 20,6. | |
— птица. | 46,3. | 6,2. | 14,2. | ; | ; | 36,8. | 52,6. | |
Примечание: показатели рассчитаны автором на основе статистических данных источников [4,5].
Как видно из приведенных данных, производство всех основных видов сельскохозяйственной продукции является весьма энергоемким. И как результат этого практически вся созданная в аграрном секторе экономики стоимость будет перераспределяться в пользу поставщиков энергоресурсов. Именно горюче-смазочные материалы являются ведущим звеном в том замкнутом круге, во власти которого находится большинство производителей сельскохозяйственной продукции: «кредит весной для проведения посевной — продажа урожая осенью по низким ценам для погашения кредита». [6].
Однако, к настоящему времени существует технология, позволяющая разорвать порочный круг нефтяной зависимости сельхозпроизводителей. Речь идет о повсеместном внедрении для нужд аграрного производства биотоплива, производимого из растительного сырья, выращиваемого внутри самих аграрных территорий, где и происходит его потребление. [7,8].
В настоящее время в мире ведутся активные разработки по внедрению растительных масел (рыжиковое, рапсовое и др.) и продуктов их переработки в качестве топлива для самых различных двигателей внутреннего сгорания. Далеко в этом направлении продвинулись правительственные и частные исследовательские центры в Германии и США. К настоящему времени большинство ведущих мировых производителей сельскохозяйственного оборудования, в т. ч. такие фирмы как John Deere, Case IH и др. сертифицировали выпускаемые ими двигатели для работы на растительном горючем. [9,10].
Топливо, произведенное из растительного сырья, с соблюдением всех технологических нормативов, имеет цетановое число на уровне 56−58, что соответствует только самому высокому из существующих стандартов — Евро-5. Оборудование для производства RME не отличается слишком высокой сложностью: для этого обычно используются традиционные для химической промышленности емкостные аппараты с мешалками, обеспечивающие смешение основных компонентов при температуре 70−80С и давлении 0,9−1,2 МПа. Надо отметить, что в настоящее время рядом германских производителей выпускаются мини-заводы по производству биодизеля, в комплектации «под ключ». Также подобное оборудование начинает производиться рядом предприятий в России и странах СНГ.
Рапс является широко распространенной культурой в современной практике хозяйствования. Существующая средняя продуктивность аграрных угодий большинства регионов России позволяет полностью обеспечить потребности аграрного производства, используя при этом не более 20% от объема посевных площадей. Надо отметить, что для производства рапса подходят различного рода каштановые, подзолистые почвы, не имеющие особой ценности для возделывания продовольственных сельхозкультур. Так, в частности, в Алтайском крае посевной клин рапса достигает в настоящее время 40 000 га. и при необходимости может быть увеличен еще в 7−8 раз (что при средней урожайности рапса, приблизительно, на уровне 30 ц./га и масличности семян на уровне 50%, может обеспечить производство биодизельного топлива в объеме 350−370 тыс. тонн в год. Это позволит полностью обеспечить потребности агропромышленного комплекса края в моторном топливе.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- 1) в структуре расходов оборотных средств предприятий аграрного сектора более 60% составляют затраты на приобретение жидкого моторного топлива, что предопределяет высокую дотационную зависимость современного АПК;
- 2) в настоящее время существуют альтернативные технологии получения из растительного сырья биотоплива, равноценного по своим эксплуатационным характеристикам нефтяному топливу;
- 3) для производства моторного топлива растительного происхождения возможно использование выведенных в настоящее время из оборота сельскохозяйственных земель низкого качества, составляющих до 20% общего фонда пахотных земель;
- 4) производство биотоплива внутри аграрных территорий ключевым элементами для реализации модели самодостаточного развития АПК.
биотопливо аграрный растительный.
- 1. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М.: Логос, 2000. — 194 с.
- 2. Вальтух К. К. Технологическое обновление экономики и капиталовложения // Вестник Российской Академии Наук. — 2007. — Январь. — С. 33−42.
- 3. Кундиус В. А. Экономика АПК. — М.: КНОРУС, 2010. — 546 с.
- 4. Агропромышленный комплекс Алтайского края. 2005;2009: Стат.сб. — Барнаул: Изд-во территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, 2010. — 116 с.
- 5. Алтайский край в цифрах: статистический сборник 2005;2009. — Барнаул: Изд-во территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, 2010. — 196 с.
- 6. Малов, В.Ю. ТПК и кластеры: общее, особенности, частное // ЭКО — 2006. — № 11. — С. 2−18.