Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности любовной лирики и темы семейных ценностей в поэзии периода Великой Отечественной Войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из самых тяжелых для эмоционального восприятия направлением поэзии о семейных ценностях является поэзия о матери, потерявшей сына. Поэты вне зависимости от возраста, национальности, боевого опыта не могли не писать о матерях, мужественно переносящих горе утраты. Сотни стихов, разрывающих сердце, написаны об этом во время войны. Это и уже упомянутое выше произведение В. Гусева «Московская… Читать ещё >

Особенности любовной лирики и темы семейных ценностей в поэзии периода Великой Отечественной Войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема любви и тема семейных ценностей играют значительную роль в поэзии периода Великой Отечественной Войны. Почти каждое стихотворение поэтов-фронтовиков посвящается переживаниям о любимых и близких людях. В явной форме теме любви посвящено примерно каждое пятое стихотворение, а теме семейных ценностей — каждое третье. Тем не менее, эти темы пока не получили должного внимания исследователей и в современном литературоведении отсутствует глубокое системное изучение любовной лирики военных лет. Исследование этой проблематики представлено фрагментарно. Так, в упоминавшихся ранее работах И. Ф. Герасимовой достаточно глубоко изучена любовная лирика К. Симонова, С. А. Щербакова — творчество Н. Старшинова, в том числе обращенное и к теме любви и семьи. Предпримем попытку систематизировать проблемы любви и семейных ценностей и выполнить обзор стихотворных произведений, посвященных этой тематике в военный период.

Определим, в первую очередь, что в нашем исследовании мы рассматриваем любовь между мужчиной и женщиной вне их формального семейного статуса, поэтому будем понимать любовь как глубокое личное чувство привязанности и симпатии человека, направленное на объект любви. Отметим также, что во фронтовой поэзии мы будем рассматривать духовно-эмоциональный аспект любовного чувства, сознательно оставляя за рамками нашего исследования чувственную, эротическую составляющую любовного влечения. Проявлениями духовной составляющей любви являются забота, сопереживание, верность, стремление человека сохранить и уберечь любимого.

Тема любви находила отражения в разных поэтических жанрах: песне, послании, стихотворении-клятве и многих других. Любовная лирика военного периода характеризуется прямотой, простой и искренностью, что вполне объяснимо: миллионы разлученных войной любящих сердец нуждались в простом и понятном выражении чувств, стремясь в поэзии выразить всю горечь расставания и утраты. Лучшей иллюстрацией к этой идее являются строки поэта-фронтовика В. Попова «Ночи длинные тихи, — горе вспоминается… И какие там стихи, — сердце разрывается» .

В результате рассмотрения и изучения поэзии потов-фронтовиков нами были выделены две ключевые проблемы темы любви в условиях войны: проблема ожидания и проблема упущенной первой любви. Рассмотрим их и покажем, каким образом обозначенные проблемы раскрывались в творчестве поэтов военного поколения.

В первую очередь, рассмотрим проблему ожидания женщиной возращения любимого мужчины с фронта, многократно отраженную в стихах фронтовиков. С одной стороны, миллионы женщин остались наедине с томительным ожиданием, неизвестностью судьбы любимого человека, изредка скрашиваемыми фронтовыми письмами. С другой стороны, миллионы мужчин вынуждены были оставить любимых женщин ради выполнения воинского долга и остро нуждались в осознании того, что любимая дождется, в осознании надежного тыла, осознании того, что он нужен не только как солдат, но и как человек.

Кроме того, сама проблема ожидания была тесно связана с проблемой неопределенностью судьбы и возможной гибели любимого человека. К сожалению, многим любящим не удалось встретиться снова никогда. Такова жестокая и страшная реальность войны.

Пожалуй, самым известным стихотворением об ожидании является произведение К. Симонова «Жди меня» — стихотворение-послание, стихотворение-просьба, стихотворение-призыв, положенное позже на музыку М. Блантера. Ключевыми словами в нем являются строки «Ожиданием своим ты спасла меня… Просто ты умела ждать, как никто другой», показывающими особую роль ожидания любящей женщины в формировании силы духа мужчины, находящегося на фронте и сражающегося за победу над врагом.

Многие стихи совмещают в себе темы ожидания и прощания, являясь своего рода завещанием любимой. Такими стихотворениями являются произведения А. Лебедева «Тебе», в котором поэт просит жену дождаться или сохранить память о нем «А я останусь вечно молод, Там, в тайниках твоей души», Б. Богаткова «У эшелона обнимемся». Трогательное стихотворение — просьба М. Майна «Весточка» — также посвящено проблеме ожидания любимой: «Передай ей, что скоро буду, Чтобы помнила, Чтоб любила, И спокойно меня ждала» .

С таким же названием, как и стихотворение К. Симонова — «Жди меня» было опубликовано и стихотворение грузинского поэта М. Геловани. Посвящено теме ожидания и стихотворение М. Джалиля «Любимой». Эти произведения мы подробно рассмотрим в следующей части нашего исследования, а сейчас отметим, что все они являются глубоко личными и, в то же время, настолько точно отражают психологизм взаимоотношений и чувств разлученных людей без привязки к конкретным лицам, что, наверное, каждый мужчина, оставивший любимую ждать его, мог бы подписаться под этими строками.

Проблема ожидания нашла отражение и в обезличенном, общефилософском творчестве. Н. Панченко в стихотворении «Снова дождь, и мы на марше» написал следующие строки «Где-то пишут наши Маши, только письма отстают», показывая, как важно на войне не утрачивать связь с любимыми и словами «наши Маши» он подчеркивает, что это важно для каждого человека, без каких-либо исключений. Роль письма в поддержке на фронте сложно переоценить. В легком и светлом стихотворении М. Исаковского «Огонек» поэт пишет об этом просто и ясно: «И просторно и радостно, На душе у бойца, От такого хорошего, От ее письмеца». В стихотворении К. Симонова «Открытое письмо», написанного по просьбе офицеров полка, выплеснут весь гнев мужчин на женщину, которая прислала на фронт письмо, сообщающее ее мужу, к тому моменту уже погибшему, о том, что она нашла другого. «Я вас обязан известить, Что не дошло до адресата, Письмо, что в ящик опустить, Не постыдились вы когда-то» — так начинает поэт стихотворение, а далее он вопрошает, как бы не веря тому, что такое в принципе возможно, даже если в отношениях между супругами до войны и имелись проблемы: «Да где ж вы душу потеряли? Ведь он же был солдат, солдат! Ведь мы за вас с ним умирали…». О важности верности и ожидания в этой поэтической отповеди сказаны такие слова: «мужья на фронте, тут, Подчас в душе борясь с собою, С невольною тревогой ждут, Из дома писем перед боем» .

Значимость для солдата памятного подарка любимой, символа любви и ожидания показана в стихотворении М. Джалиля «Платок»: «Красным цветом он горит, Огоньком в пути маяча. Жарким цветом — говорит, О любви твоей горячей». К этой же теме обращается и Г. Суворов в лирическом стихе «Полотенце»: «Посмотрю и вспомню, как любил, Руки, что мне дали полотенце… Посмотрю — и снова полон сил…». Подарок любимой становится талисманом, оберегом, защищающим мужчину на фронте и придающим ему силы. О роли незримой поддержки пишет и В. Занадворов в стихотворении «Память»: «Когда и в жилах стынет кровь, Я грелся памятью одной. Твоя незримая любовь, Всегда, всегда была со мной» .

Отметим, что женская поэзия периода Великой Отечественной Войны практически не обращается к теме любви. Тем не менее, отдельные стихотворения женщин-поэтесс также обращаются к теме ожидания, но с противоположной стороны — женщина-поэтесса сообщает любимому о том, как дождется его, как верит в то, что он вернется. Эта тема раскрыта в стихотворении Е. Ширман «Возвращение», в котором поэтесса обращается к любимому словами: «Это будет, я знаю…», уверяя и себя, и его, что он вернется с войны. Вся глубина чувства измученной, но стойкой женщины проявляется в строках «Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья. Это будет нескоро. Но ты — придешь» .

Тема любви отражена во фронтовой поэзии и в обращении поэта к любви как к неизведанному, упущенному чувству, украденному войной. Не успевшие по-настоящему ни влюбиться, ни повзрослеть, ни полюбить молодые солдаты никогда не смогут восполнить эту душевную утрату, даже если вернутся с войны живыми. Одним из самых ярких и многогранных произведений, посвященных этой проблеме, является песня С. Гудзенко «Мое поколение»: «Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю нелегкая участь солдат». Остро и детально раскрыта эта тема и в стихотворениях Н. Панченко «Не умру — нет смерти мне, пока не полюблю», «Пахнет кожей, шинельными скатками». Поэт описывает короткий миг затишья, «Офицеры танцуют с солдатками, … И лебяжьими шеями рученьки, Проплывают на жестких плечах» и пронзительно завершает стихотворение: «Только где там! Шинельными скатками, Обнимает солдата война. Это кончится, Кончится, Кончится! … Только сердцем, приятель, владей: Ведь кому же, подумай, не хочется, Приласкать на плечах лебедей!» .

К этой же теме обращено и стихотворение Б. Кострова «Красный крест на сумке цвета хаки», посвященное утраченной молодости, несостоявшейся первой любви: «Красный крест на сумке цвета хаки, Где они, твои шестнадцать лет?», и стихотворение Х. Алимджана «День твоего рождения», обращенное от имени солдата к возлюбленной, в котором он просит её остановить время, дождаться, когда он сможет вернуться, чтобы восполнить упущенную долю любви: «Пусть будет только девятнадцать лет, Любви твоей, и больше — ни мгновенья. Невесты ждать должны богатырей, Когда идут великие сраженья». В этих стихах поэты заранее воздвигают памятник людям, ушедшим на войну фактически сразу из детства, памятник невозвратно потерянной юности, юности без тревог и первой любви.

Отметим, что в военной поэзии интересующего нас периода почти отсутствует лирика любовного переживания и романтические стихи. Из немногих стихов, созданных в этом жанре, отметим лирическое произведение М. Исаковского «Лучше нету того цвету» о пьянящей, светлой, майской любви и Ф. Карима «Не повторяй: люблю, люблю…», посвященное искренности подлинных чувств, «…буре вешней любви и первому поцелую» .

Мы перечислили только малую часть — в общей сложности их более нескольких сотен — ярких и трогательных стихов военного периода о любви. Почти каждый поэт-фронтовик прямо или косвенно обращался к теме любви. Большая часть любовной поэзии затрагивает темы расставания, ожидания, утраты и украденной войной молодости.

Обратимся к представлению семейных ценностей в поэзии периода Великой Отечественной Войны. Определим, что под семейными ценностями мы будем понимать традиционные ценности, такие как: естественная привязанность человека к родным людям, любовь и уважение к родителям, стремление мужчины и женщины вступить в брак для рождения и воспитания детей, любовь к детям, выраженная в заботе о них и готовности их защищать.

В рассмотренных нами лирических произведениях поэтов-фронтовиков прослеживается четыре проблемных направления стихов, затрагивающих тему семейных ценностей: отношения сына-солдата и матери; мать, потерявшая сына; проблема отца, вынужденного оставить ребенка и проблема украденного войной, несостоявшегося семейного счастья. Каждое из проблемных направлений затрагивает такие человеческие переживания, как страх потерять близкого человека, чувство гордости за достойного сына, желание обеспечить ребенку счастливое будущее, скорбь утраты.

Об отношениях сына-солдата и матери писали многие поэты военного поколения. Невозможно выявить среди этих произведений лучшие или худшие — все они написаны, что называется, сердцем, все отражают истинную глубину переживаний. На наш взгляд, наиболее яркими произведениями, обращенными к этой тематике, являются: короткое стихотворение Н. Панченко «В первом бою», полное любви к матери: «Я вдруг подумал, как открыл: мне хорошо в бою без мамы…»; многостишие Л. Квициниа «Ты хлопотливо бродишь по двору», которые мы подробно рассмотрим в третьей части исследования; песня — послание к маме Л. Розенберга «Проходит неделя, проходит другая» настолько горячо и искренне выражающее сыновнюю привязанность к матери, что невозможно читать без слез: «Я возьму тебя в свои руки, Так, как могут лишь обнимать, Сыновья после долгой разлуки, Наконец обретенную мать». Образ любящего сына-воина, долг которого — защитить мать является в каждом из этих лирических произведений. Проблема любви сына-солдата к матери кроется в неизбежно возникающем противоречии между тем, что долг солдата — отдать жизнь за мать, но единственное стремление матери — сохранить сына. Сыновья призывают матерей смириться с этим, примиряясь с войной как с неизбежностью и подразумевая следующее: мать подарила жизнь сыну, сын готов отдать ее, чтобы сохранить жизнь матери. Эта идея отражена в стихотворении М. Халиса «Письма»: «Говори: за честь родного края. Мой любимый сын погиб в бою. Он погиб, отечество спасая, Ради жизни отдал жизнь свою» .

Немало стихов написано и о материнской любви к сыну-солдату, о подвигах женщин во имя этой любви. Многие пожилые женщины во времена войны уходили в тыл, к партизанам, даже на фронт, чтобы своим трудом облегчить участь всех сыновей страны, внести свой вклад в их борьбу. Стихотворение П. Воронько «Партизанская мать» рассказывает о матери, которая «…пришла, тревожась за сынка» в партизанский отряд и заменила мать всем его бойцам: «Она обед варила нам в обозе, И всех звала сынами: «Ну, сыны…» «, жизнь этой героической женщины была трагически оборвана: «И вот ее могила под горою… Она была убита у леска…». К этой теме же обращена баллада М. Исаковского «Оттуда» об одинокой старухе, которая, рискуя жизнью, привела бойцам корову: «И вскоре с материнскою заботой, Она бойцов поила молоком, И говорила, говорила что-то, И называла каждого сынком». В стихотворении В. Гусева «Московская мать» мать погибшего солдата мысленно обращается к нему: «И ты надо мной не смейся, но это я воевала, Это я воевала рядом с тобой, сынок» .

Отдельно отметим произведение В. Гусева «Мать и сын» отразившее самые высокие чувства между матерью и подрастающим сыном, потерявшим мужа и отца — они оба узнают, что отец погиб, но скрывают эту страшную новость друг от друга, чтобы пощадить чувства единственного оставшегося дорогого человека: «Вот только ночью мать слезу смахнет, В подушку сын украдкою всплакнет, А утром надо жить, учиться, побеждать. Как силу их сердец мне передать!» .

Одним из самых тяжелых для эмоционального восприятия направлением поэзии о семейных ценностях является поэзия о матери, потерявшей сына. Поэты вне зависимости от возраста, национальности, боевого опыта не могли не писать о матерях, мужественно переносящих горе утраты. Сотни стихов, разрывающих сердце, написаны об этом во время войны. Это и уже упомянутое выше произведение В. Гусева «Московская мать», стихи Г. Столярова «Гибель героя»: «Лишь мать будет помнить о сыне своем, Никто не заменит ей сына. Как горькая, скорбная память о нем, На волосы лягут седины», стихи П. Заднипру «Слезы и цветы»: «горюет, печалится мать, А мальчик ее — был солдат на войне — в Миижире погиб и остался лежать, В молдавской земле. Не в своей стороне», стихотворение М. Гаврюшина «Сыновний голос», поэма В. Соколова «Александровский сад», стихи А. Решетова «На Ленинградской улице», баллада Н. Флеров «Баллада о матросской матери», стихотворение М. Танка «Мать послала к сыну думы» … К сожалению, мы не можем в рамках нашего исследования отдать долг памяти, рассмотрев и изучив все стихи о потере матерью сына, отметим только, что эта тема представлена в поэзии фронтовиков, по нашему мнению, наиболее полно и широко.

Стихи об отцовской любви также занимают значительную долю фронтовой поэзии. В этих стихах поднимается и тема разлуки, и тема ответственности, и тема гордости и чести. В самобытной стихотворной форме о тоске по дочери пишет поэт Я. Сатуновский в коротком произведении «В Рязани пироги с глазами…»: «У меня в саратовской курной избе, в зыбке-корыте, девочка моя, веточка моя, моя эвакувыранная. … не хочу Рязань, хочу Саратов». М. Джалиль, находясь в моабитской гестаповской тюрьме написал стихотворение «Он в тюрьме», посвященное маленькой дочери, которую он видит во сне: «От радости кружилась голова, Я крошку обнимал, и сердце пело. И думал я: так вот ты какова, Любовь, тоска, достигшая предела!». Г. Столяров в плену посвятил сыну такие строки: «Я помню те отрадные минуты, Когда с тобою вместе был, мой сын, … Но никакие строгости, родимый, Не в силах вырвать память о тебе». Тоска по ребенку, которого солдат, скорее всего, никогда не увидит — одно из самых острых и наиболее болезненных переживаний фронтового времени. Но и осознание того, что где-то солдата ждет новая маленькая жизнь, является источником надежды, боевого духа военнослужащего.

Особое место занимают стихи, посвященные долгу и чести, стремлению солдата не опозорить доброе имя своих детей и вырастить достойного человека. Эта проблема затрагивается в стихотворении В. Чугунова «Светлана», которое мы проанализируем позже, в стихотворении А. Ерикеева «Что б ни говорил про нее»: «И никто не вспомнит: «Сирота», Только тихо скажут: «Дочь героя» «. Стихотворение-призыв В. Инбер «Бей врага» обращено к сыну, которого она призывает стать доблестным воином, защитником, оправдать ее материнскую гордость: «Чтобы с гордостью я восклицала: «Это сделано сыном моим!» «. Чести и гордости отца за сына посвящено стихотворение Г. Цадаса «Жизнь и Родина»: «Отец мой, врагу я тебя не предам. Быть может, в сраженье погибну я сам, Но не опозорю твою седину, Тебе не придется томиться в плену… Отец был растроган ответом Али, И слезы из глаз у отца потекли.» «. Эту же тему раскрывает и произведение А. Токомбаева «Благословение»: «Иди, мой сын, сиянье души моей, Стань воином, стань смело на правый путь. Никто не минет смерти на склоне дней — Умри, но чужеземцу рабом не будь» .

Проблеме несостоявшегося счастья, несозданных семей, неродившихся детей поэты-фронтовики уделяли меньше внимания, однако, по нашему мнению, глубина философского осмысления поэтами данной проблемы не может остаться незамеченной. Лирическое стихотворение М. Шпака «Желание», посвященное жене, в полной мере раскрывает сущность выявленной проблемы: «Ты так хотела сына, Чтоб вылитый был — я, Родная моя Зина, Любимая моя! Хотела и боялась, Неведомо чего… И не сбылось, не сталось, Нет у тебя его!» .

Итак, нами был приведен краткий обзор некоторых стихотворений военного времени, посвященных теме любви и семейным ценностям. Отметим, что для фронтовой лирики характерны признаки очерка — поэты рассказывают в стихах о реальных, а отнюдь не вымышленных событиях. В этих стихах нет рефлексии автора, нет сформулированной морали, нет поучения или вывода — сама тематика этих стихов, сами условия войны рождают такую поэзию, которая говорит сама за себя. Что можно добавить к рассказу о матери, потерявшей сына? Что можно добавить к рассказу о сыне, потерявшем отца? Герои фронтовой лирики предстают людьми, полным достоинства, чести и патриотизма, потому что только такой человек может выжить на войне и выйти из нее победителем. Темы любви и семейных ценностей военной поэзии затрагивают проблемы безвозвратной потери, верности, преданности, чести. В этой лирике нет места межличностным внутрисемейным конфликтам, ревности, зависти. Сама способность сохранять любовь и беречь семейные ценности в страшных условиях войны является подвигом, ведущим народ к победе.

Таким образом, нами выявлены основные проблемы тем любви и семейных ценностей в поэзии Великой Отечественной Войны и приведен обзор стихотворений, отражающих основные идеи и противоречия выявленных проблем.

Подведем итог рассмотренных в главе проблем. Условия военного времени оказывали двойственное воздействие на военнослужащих, находившихся в ситуации военных действий, постоянной опасности для жизни и в целом в экстремальной ситуации. Все фронтовики, имевшие склонность к занятиям поэтической деятельностью, и, в особенности, имевшие явный поэтический талант, стремились выразить свои чувства в стихах. С другой стороны, сами условия фронта не способствовали концентрации поэтов исключительно на поэтической деятельности и создании сложных и объемных стихотворных форм. Тем не менее, желание выразить себя и свои переживания в стихотворении, донести до других свои переживания, свою боль, свои заботы превалировали над трудностями повседневного бытия.

Тематика стихотворений и в целом поэтического творчества поэтовфронтовиков четко дифференцируется по нескольким направлениям, нашедшим отражение в их творчестве. Это, естественно, тематика патриотизма, желания победы над врагом, но синхронно с ней идет тематика любви и семейных ценностей, которые могут быть дифференцированы на два тематических поднаправления достаточно условно: тематика любви включает в себя более или менее выраженную проблему семейных ценностей, а тематика семейных ценностей не может, как правило, обойтись совершенно без темы любви. Это в целом свидетельствует об исключительной важности для человека, находившегося на войне, проблемы уверенности в себе и своем семейном и личном тыле, придававшем ему уверенности и в победе над врагом, и в своем собственном будущем, в котором он обязательно должен быть, вернувшись с фронта к семье или любимой.

В то же время, любовно-семейная поэзия поэтов-фронтовиков всегда имеет и неявно выражаемый патриотический подтекст — даже если человек погибнет на войне, он, несмотря на боль утраты для его семьи, жены, матери, детей внес свой вклад в победу над врагом — чтобы не гибли другие отцы, братья и дети и чтобы не волновались и не тревожились за них остававшиеся дома. В этом отношении ценность любви, ценность семьи и ценность Родины для поэтов-фронтовиков вполне эквивалентны.

Наконец, жанрово-стилевое разнообразие фронтовой поэзии хотя и присутствует в творчестве поэтов военного времени, но оно далеко не так многообразно, каким оно может быть в условиях мирного времени. Причинами этого являются как объективные трудности написания стихов в условиях фронта, так и психологическое состояние людей, стремившихся в достаточно краткой форме выразить самое важное и самое сокровенное.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой