Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Историко-культурные аспекты. 
Песенный фольклор Бутурлиновского района Воронежской области

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историческая динамика появления народной песни на сцене отражена в этапах. В XVII в. её интерпретаторами народной песни являлись придворные скоморохи и гуслисты. В начале XIX в. — певцы-актёры: Е.С. Сандуко-ва, А. И. Иванова, М. С. Лебедев, Н. Г. Цыганов; первые профессиональные народные хоры («Армейский хор имени И.Е. Молчанова»). В XX в. в этом направлении работали Ф. И. Шаляпин, П. В… Читать ещё >

Историко-культурные аспекты. Песенный фольклор Бутурлиновского района Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторические особенности народной песни. Ее становление

В русской народно-певческой культуре всегда сохранялись и передавались из поколения в поколение национальные традиции, находящие творческое осмысление в разнообразных хоровых жанрах. Понимаемые как культурное наследие, воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, они оказывают большое влияние на общественное развитие, воплощаясь в хоровых произведениях.

Историческая динамика появления народной песни на сцене отражена в этапах. В XVII в. её интерпретаторами народной песни являлись придворные скоморохи и гуслисты. В начале XIX в. — певцы-актёры: Е.С. Сандуко-ва, А. И. Иванова, М. С. Лебедев, Н. Г. Цыганов; первые профессиональные народные хоры («Армейский хор имени И.Е. Молчанова»). В XX в. в этом направлении работали Ф. И. Шаляпин, П. В. Плевицкая, О. В. Ковалёва, И. П. Яунзем и др.; народные хоры («Хор имени М.Е. Пятницкого»). Интересен фольклор военных лет, выраженный преимущественно в авторских произведениях М. И. Блантера, И. О. Дунаевского, М. В. Исаковского и др., песни которых в последствие «офольклоризовались», став частью жизни народа, не без помощи исполнителей (Л.П. Орлова, Л. О. Утёсов, К.И. Шульженко). В середине 50-е гг. на эстраде появилось новое поколение исполнителей народной песни — О. Б. Воронец, А. И. Стрельченко и др. «Новая фольклорная волна» — это явление охарактеризовало период 60-х-70-х гг.

Исследование русского национального характера всегда будет неполным, усеченным вне обращения к русской народной песне. Лаконичная формула: «Песня — душа народа», прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поет почти всегда — в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, — говорил И. А. Ильин, — скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын» .

Народная песня — самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.

В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества.

Народную песню очень трудно, почти невозможно, сделать объектом рефлексии. Пение, сам акт исполнения песни скорее связан с эмоциональным переживанием, нежели с рациональным осмыслением. Поэтому в исследовании этой темы нам придется обратиться к русской художественной литературе и к русской философии, где мы находим драгоценные россыпи, свидетельствующие о русской песне, её значении для понимания своеобразия и самобытности русского национального характера. Другой путь анализа — обращение к творчеству выдающихся знатоков русской народной песни от Федора Ивановича Шаляпина до современных исполнителей.

Русская народная песня — основной вид музыкального творчества русского народа — с глубокой древности. Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения во всех слоях народа. Народная песня богата различными жанрами: песни трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хоровые, игровые, плясовые, исторические песни и духовные стихи, романсы, лирические протяжные песни, частушки и т. д. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад в виде подголосочной полифонии, ладовость, ритмическая свобода, пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют городские песни, разнообразные по содержанию и стилю, создававшиеся различными социальными группами (рабочие, солдатские, студенческие, мещанские). Эти песни отличаются гармоническим складом, чередованием и сочетанием мажорных и минорных интонаций.

С конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования. Песня всегда была органичным сочетанием слова и музыки. Новую жизнь русская народна песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению (самодеятельные хоры, профессиональные коллективы, радиопередачи, граммпластинки и магнитофоны), изучению песенного наследия и возникновению новых песен, которые стали считаться народными («Катюша» и др.).

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и национального характера, того, что сегодня называют менталитетом, свойственным русскому народу. По свидетельству И. А. Ильина, ребенок должен слышать русскую песню ещё в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими.

В жизни русский человек поет на каждом шагу, особенно крестьянские девушки, во время и после работы, калики перехожие, солдаты на марше, студенты при первой возможности и все слои общества во время какого-нибудь тяжкого и скучного труда. Ильин приводит точку зрения человека иной национальности. В 1879 году русский немец проф. Вестфаль из Юрьева (Дерпт) опубликовал замечательную работу о русской народной песне. На основе исследований Ю. Н. Мельгунова он установил, что русская народная песня занимает уникальное место в мировой музыке. Её поют в исключительно своеобразной тональности, которая напоминает греческую, но не тождественна ей. Эти песни отличаются оригинальностью гармонии, голосоведения и каденции, которые звучат прекрасно, но не соответствуют европейской теории музыки, учению о гармонии и композиторской практике. Они исполняются крестьянским хором без какой-либо музыкальной подготовки, без камертона и дирижёра, без сопровождения, a capella; это — четырехголосие, в котором никогда не бывает скверного и скучного унисона, а отсюда — свободные вариации и подвижные подголоски, которые от случая к случаю импровизируют, исходя непосредственно из внутреннего чувства, слуха и вкуса. Богатство этих песен неисчерпаемо, их возраст порой нельзя установить, их мелодика, ритм и выразительность просто пленяют, особенно при исполнении древних многообразных свадебных песен, то жалобно звучащих, то вдумчиво-благословляющих.

Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни.

Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная.», «Липа вековая над рекой стоит.», «Калинка.». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине» :

Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина, Головой склоняясь До самого тына?

По выражению знаменитого русского историка В. О. Ключевского, непосредственное бытие русского народа, это — река и лес, степь и поле, тем самым он утверждает слияние человека с природой, укорененность в ней. И в русской песне утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая.», «Вниз по матушке, по Волге.», «Всю-то я вселенную проехал.». Образ Родины проницательно запечатлен в песне «Родное» на стихотворение Ф. П. Савинова:

Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья.

Это — русская сторонка, Это — Родина моя!

В русский народных песнях нашли отражение и обобщенные, и конкретные образы дорогих, особо почитаемых, священных для русского человека природных явлений — один их многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет, персонифицирует их, наделяя их своими, присущими лишь человеку, свойствами. Особенно широко известны песни, в которых поется о более почитаемых природных явлениях — Волге, Доне, священном Байкале. Эти песни знала вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озера, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей — героев песни — слита воедино. С такими песнями, конечно, надолго закрепляются в памяти людей почитаемые природные феномены земли русской.

Немаловажное значение имеет народная песня в школьном образовании и воспитании. Среди многих слагаемых, составляющих основу национального характера, известный педагог начала XX в.В.Н. Сорока-Росинский называет народную песню. Такая песня восходит к архетипам наших предков, посредством её осуществляется сопричастность новых поколений русских людей к национальным святыням и нравственным ценностям. «Надо, — писал он, — чтобы школьник с ранних лет слышал свою родную песню и привык воодушевляться при звуках ее и чувствовать в себе кровь своего народа и все то героическое и высокое, что таится в народной душе; надо, чтобы национальная песня сопровождала все торжественные моменты жизни школьника, чтобы он чувствовал потребность выразить свои чувства в те моменты, когда душа бывает, полна так, как это делает всякий нормально развивающийся народ — в народной песне, исполняемой хором, всем миром» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой