Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ института кураторства в России и за рубежом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На фоне проведенного выше анализа моно заключить, что институт кураторства в России пытается в чем-то копировать зарубежных коллег, но из-за сильного влияния арт-рынка развитие происходит медленнее. Тем не менее, нельзя отрицать место и роль куратора в развитии арт-сферы в России, так как, несмотря на все препятствия, ему все равно удается выйти на первый план и привлечь внимание зрителей к своей… Читать ещё >

Сравнительный анализ института кураторства в России и за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первых двух главах был проведен анализ института кураторства в России и за рубежом. В итоге были выведены основные тенденции развития и функционирования институции в российской и зарубежной практиках. В последней практической главе будет проведен сравнительный анализ института кураторства в России (на основе экспертных интервью, взятых в рамках исследований для курсовой работы прошлого года) и за рубежом (на основе экспертных интервью кураторов из Дании, Бельгии и Филиппин).

Сравнение будет проведено на основе трех основных параметров:

  • 1. Определение специфики института кураторства и роли куратора в арт сфере.
  • 2. Отношения между куратором — художником — зрителем.
  • 3. Способы продвижения выставки куратором.

В заключении будут определены основные отличия в развитии и специфике института кураторства, а также будут сделаны выводы о возможностях института кураторства в России для дальнейшего успешного развития в художественном мире.

По мнению всех опрошенных кураторов, основным отличием института кураторства в России от западного является как раз степень его развития. «В России он находится в зачаточном состоянии; куратор в РФ вполне может вымереть как вид, так по-настоящему и не родившись. На Западе куратор — интеллектуал-идеалист, а в РФ зачастую сноровистый мастер на все руки». (См. Приложение № 4). Также часто происходит путаница в понятиях и обязанностях куратора, которому приписывают обязанности галериста или арт-менеджера. Андрей Ерофеев в интервью говорит о том, что «у нас куратор это человек, который заменил фигуру галериста. А кто такой галерист? Это не только торговец. Это друг художника, человек который составляет дружескую компанию, и ведет художника по жизни. Нашел правильных людей — выиграл. Собрал их ранние произведения, потом через какое-то время продал. Нажил капитал. Это долгоиграющая профессия. У нас такого нет, но у нас куратор это такой человек, который связан с определённым количеством людей. Только с ними, с другими он уже не общается, и они душеприказчики круга художников». (См. Приложение № 6).

Куратор из Дании Матиас Сиберг дает куратору роль «проводника» (См. Приложение № 1) от простого смотрителя музея до создателя выставки. Куратор из Бельгии Лауренс Керкховен помимо перечисления обязанностей куратора, которые теперь включают в себя навыки продюсера, организатора выставки и критика, пишет о том, что «роль куратора заключается в переводе понятий в слова, а затем визуализации их в рамках выставки. Куратор выступает посредником между высоким искусством и поп-культурой, между историями и тенденциями, а главное между искусством и зрителем». (См. Приложение № 2).

Следовательно мы видим, что в европейской практике куратор во многом расшифровывает и объясняет зрителям искусство, проводит их в другой мир, создавая выставку. При этом нельзя сказать, что в России нет такого понимания, просто это происходит зачастую в более упрощенном варианте.

Тут следует отметить кураторскую практику на Филиппинах, которая в определенной мере соответствует российской: «Позиция куратора (будь он независимый или музейный) на Филиппинах по-прежнему должна соответствовать требованиям и ожиданиям музея и других учреждений искусств и культуры. Если считать все это и инфраструктуру, с которой пытается бороться куратор, его роль становится довольно тяжело оценить. Приоритетным в работе считается акцент на педагогику и взаимодействие с общественностью». (См. Приложение № 3).

Примерно тоже говорит Андрей Ерофеев о России, где «художественный мир организован как корпорация. В настоящее время искусство снизило градус проектности. Связано это с тем, что в России очень популярны коммерческие галереи и ярмарки, частные и публичные институции уже сложились. Молодым художникам слишком сложно найти себе место в системной иерархии. У именитых художников уже есть свое место и своя работа, это можно назвать даже своим „участком“ и получить „площадку“ рядом оказывается крайне сложно». (См. Приложение № 6).

Получается, что в мире уже формировалось понимание обязанностей и роли куратора в арт сфере, разница заключается в первую очередь во внешнем влиянии на них. В случае с Россией и Филиппинами оно сильнее, чем с Данией и Бельгией.

При анализе всех ответов кураторов можно выявить одну основную тенденцию, которая заключается в том, что куратор — это персонаж, создающий выставку (формулирующий ее концепцию, идею) и высказывание, основанное на своем собственном видении.

Работа куратора присутствует во всех странах, но знание о ней окружающих существенно отличается. Андрей Ерофеев выделяет тот факт, что на Западе деятельность куратора может его прославить, потому что куратор более медийная личность. В то время как в России куратор «обретает» имя благодаря иной деятельности: «Например, Гельман — это галерея и его коллекция. Мизиано — Художественный журнал. Бакштейн — связь с концептуалистами и Институт проблемы истории искусств. Свиблова — коллекция фотографий. Я — коллекция для Третьяковской галереи». (См. Приложение № 6).

Общим основополагающим фактором для куратора любой страны является доверие и взаимопонимание. Именно поэтому кураторы часто работают уже со знакомыми им художниками. «Меньше риска» (См. Приложение № 5).

«Создание выставки становится возможным только при хороших и близких отношениях с художником». (См. Приложение № 2).

Все это скорее связано с тем, что видение выставки куратором и художником в лучшем случае должно совпадать. Иначе, при разногласиях, возможна потеря основной идеи выставки. (См. Приложение № 3).

Так как художник фигура непредсказуемая, то отношения между ним и куратором могут быть довольно конфликтные.

«Представьте, что вы не просто являетесь объектом, которым пользуется чужой человек, он еще и пытается вычленить из вашего произведения какую-то часть, причем делает он это вместо вас и не советуясь с вами. Как правило, кураторская деятельность построено на том, что создается некоторый культурный текст выставки, в котором от произведения есть одна фраза, одна краска. Если мы говорим о коллективной выставке. И эта фраза может не подходить художнику — это порождает конфликты». (См. Приложение № 6).

Такие ситуации возможны хотя бы потому, что при выборе художника для выставки очень часто приходится пользоваться более практическими и стратегическими методами отбора. Очень многое зависит от концепции выставки.

В отношениях куратора и художника руководит процессом скорее куратор (См. Приложение № 5), поэтому помимо хороших отношений, важно чтобы и профессиональное видение совпадало.

«Лично для меня важно работать с теми художниками, которые создают произведения, поднимающие актуальные проблемы нашего времени». (См. Приложение № 2).

Потому что если куратор поднимает актуальные темы и делает акцент на проблемах в искусстве, внутриэстетических проблемах, то одним из основных критериев является тот факт, «что художник уже что-то интересное сделал в этой проблеме. Дальше я предлагаю сделать ему что-то еще в рамках этой проблемы, предполагая, что уже он об этом говорил.

Дальше, если ему есть что сказать, он должен показать, что это не случайная работа. Случайных работ бывает много и хочется их взять, но художник должен быть прежде всего проявлен как личность, поэтому и работа его в рамках проблемы не должна быть случайной. Желательно чтобы была не просто одна работа, а еще и его позиция". (См. Приложение № 6).

Помимо художника куратор коммуницирует еще и со зрителем. В данном случае важным является влияние, которое оказывает куратор на посетителя выставки. В работе уже несколько раз давалось определение куратору, как посреднику между искусством и зрителем. «Куратор может быть/не быть „переводчиком“ сложного художественного высказывания как для широкого круга так и для узкого круга зрителя». (См. Приложение № 5).

Он может повлиять как на восприятие человеком определенного произведения искусства напрямую, через лекции и экскурсии. Так как именно куратор лучше всего знает и понимает выставку. «Мне кажется, что связь с публикой, это одна из очень важных частей: лекции не о выставках, а об искусстве». (См. Приложение № 6).

Куратор с Филиппин считает, что в его силах скорее «подготовить почву для просмотра и оценки зрителем выставки. Когда вы оцениваете плюсы или минусы нахождения рядом с искусством в качестве кураторского индекса, я не думаю что влияние на зрителя возможно оценить. Я убежден в том, что это и является одной из проблем арт-индустрии в целом: когда пытаются определить искусство по определенным качественным или количественным критериям». (См. Приложение № 1).

Следовательно, ответ на вопрос, оказывает ли куратор влияние на зрителя, положительный. Даже если это не происходит напрямую, то одна из его задач — подготовка пространства, помогающего зрителю понять и почувствовать искусство.

Ханс-Ульрих Обрист в одном из интервью накануне лекции о современном искусстве в Москве сказал, что «искусство не должно глобализироваться по примеру „Макдональдса“ — без учёта конкретных территориальных и ментальных реалий. Искусство должно стремиться к методологическому, а ещё точнее, к междисциплинарному объединению». Что приводит к заключению о том, что куратор не упрощает восприятие искусства для зрителя и не пытается его популяризировать. Он объясняет его и дает возможность понимания современного искусства в рамках концепции / идеи выставки.

«Создавая выставку, куратор вступает в диалог с посетителями и для него важно донести до него главную идею. В своих работах я приглашаю зрителя подумать вместе со мной и погрузиться в атмосферу выставки». (См. Приложение № 2).

После определения концепции и создания самой выставки речь заходит о ее продвижении. В основном продвижением выставки занимается PR-отдел. В данном случае куратор не использует никакие инструменты продвижения, а музей / выставочное пространство наоборот занимается работой со СМИ, распространением пресс-релизов, созданием информационных поводов в преддверии выставки: открытие, пресс-конференции, лекции с кураторами. Дмитрий Озерков пишет о том, что у куратора в России просто нет на это времени и особенно бюджета.

«Методы стандартные, особых инструментов нет. Все они описываются или в терминах рынка, или в терминах развлечения. Их можно придумать каждый раз новые, но в России у куратора на это нет ни времени, ни бюджета, ни фантазии. Продвижением должен заниматься ПР-менеджер, имеющий на это бюджет». (См. Приложение № 4).

Куратор пользуется «внутрицеховыми» каналами — лично приглашает коллег и представителей различных институций. «Это все просто дружеские связи. Любое искусство держится на этих связях. Связи институциональные, например, с директором музея и т. д. — все это фигня. Потому что директору наплевать на художника, а министру тем более. Есть круг людей, укушенный искусством, зараженных этой любовью. Искусство держится на любви». (См. Приложение № 6).

В зарубежных практиках мнение коллег сходится. Куратор из Бельгии также отдает продвижение в руки PR-менеджеров (См. Приложение № 3).

«В основном это социальные сети и электронные почты. Также продвигать выставку возможно через сети личных и профессиональных организаций, таких как сайт SYNAPSE и Curators' Network». (См. Приложение № 1).

На основе сопоставительного анализа можно сделать вывод, что разница межу институтом кураторства в России и за рубежом в основном заключается в его поддержке со стороны общественности и государства. Кураторы в России часто в интервью говорили о том, что из-за того что профессия куратора в России появилась сравнительно недавно, то у общественности нет точно понимания его обязанностей. Из-за того, что у куратора нет возможности высказываться свободно, но есть желание, это зачастую ведет к разногласиям с государством (См. Приложение № 6). То есть понимание со стороны кураторов во всех странах одинаковое, и осознание роли куратора в арт-сфере, которая постоянно растет и становится все более влиятельной, в основном у всех схожее. Но влияние институций в разных странах разное. Опыт России тут похож на опыт, который описывает в интервью куратор из Филиппин. В России мировой арт-рынок и галерейный бизнес оказывает влияние на развитие искусства. На Филиппинах похожая ситуация, только помимо местного арт-рынка на развитие искусства, а значит и деятельности куратора оказыват иностранный рынок.

Относительно взаимоотношений между куратором-художником и куратором-зрителем особых различий не наблюдается. Главным для всех является возможность вести открытый диалог, как с художником, так и со зрителем.

Профессия куратора подразумевает постоянную коммуникацию с разными институциями и другими деятелями в художественном мире, но если говорить конкретно о продвижении выставки, то для кураторов в большинстве случаев именно этим все и ограничивается. PR-деятельностью должен заниматься PR-менеджер, и тут уже работают стандартные инструменты продвижения.

На фоне проведенного выше анализа моно заключить, что институт кураторства в России пытается в чем-то копировать зарубежных коллег, но из-за сильного влияния арт-рынка развитие происходит медленнее. Тем не менее, нельзя отрицать место и роль куратора в развитии арт-сферы в России, так как, несмотря на все препятствия, ему все равно удается выйти на первый план и привлечь внимание зрителей к своей работе. В итоге получается, что даже если продвижением выставки занимается музей, то продвижением искусства и его коммуникацией с общественность занимается именно куратор.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой