Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дошкольный возраст — возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. На их уровне ребенок обобщает свой непосредственный опыт, выделяет наиболее важное, формирует свое отношение к реальности. Однако его социальное становление определяется его жизненным опытом. В процессе игровой деятельности, общения со сверстниками, взрослыми, совместной деятельности, освоения социокультурной среды… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Социокультурная природа детства
    • 1. 2. Социально-педагогические особенности детей дошко
    • I. ) льного возраста
      • 1. 3. Социокультурный аспект музыкального воспитания
  • Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Игра в процессе музыкального воспитания
    • 2. 2. Социокультурный портрет детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания
    • 2. 3. Детский музыкальный театр как фактор социокультурного развития дошкольников

Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации связана с общественными изменениями ценностных ориентации, всевозможными социальными трансформациями, чрезмерной рационализацией бытия человека, кризисом культуры как социального выражения духовной жизни индивидов. На этом негативном фоне катастрофически сокращается мир детства, поскольку в него все больше входят принципы утилитарного технократического, виртуального мира взрослых: прагматизм, цинизм, жестокость, жажда легкой наживы денег, одиночество и т. п., когда духовность вытесняется рациональностью, которая, в конечном счете, выступает против самого человека.

Дети как зеркало отражают и лучшие, и худшие социальные черты общности, общества. В условиях значительной криминализации общества ребенок прямо или косвенно подвергается этому негативному влиянию. С одной стороны, он может стать жертвой насилия, с другой — велика опасность втягивания в преступные группы и действия. В этой связи научный интерес представляет исследование социокультурных механизмов, нивелирующих негативные асоциальные проявления. Одним из таких действенных механизмов является разностороннее многоуровневое образование, сориентированное на общечеловеческие ценности и позволяющее с наименьшими трудностями войти в социум.

Социализация в рамках образования ориентирует на различные виды деятельности, способствующие социальной адаптации, личностному становлению и вхождению в систему социально значимых отношений. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся и в общем музыкальном образовании. Ибо музыка имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующими свойствами. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на социокультурную адаптацию и развитие.

Музыкальное воспитание как компонент культуры содержит в себе проект человеческого существования, идей и ценностей, которые являются основой для развития гуманистической сущности человека. Культура через деятельность, диалог и общение способствует развитию и саморазвитию растущего человека. Интеграция образования и культуры ориентирует на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации. Воспитание как общественное явление представляется нам как сложный и противоречивый процесс социального опыта, вхождения подрастающего поколения в жизнь общества и включения в систему социальных отношений.

Социальное и культурное развитие является результатом активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание становится социально значимым явлением, если включает в себя определенный комплекс воспитательных воздействий, оказываемых на ребенка общностью, обществом. Процесс социализации непосредственно связан с использованием различных социальных, воспитательных, культурных, образовательных и обучающих технологий, способствующих достижению общественно значимых целей.

Воспитание по отношению к развитию играет ведущую роль, поскольку оно определяет уровень, широту и глубину этого развития (Б.Т. Лихачев)1. Обучение и образование в сравнении с воспитанием являются его органическими составными частями и являются его духовной сердцевиной. Именно они формируют духовное ядро человека, его мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Художественное образование как компонент культуры содержит в себе проект системно упорядоченной деятельности. Эта деятельность выступает в двух основных формах: целевых программах, содержащих определенную совокупность средств, способов и приемов организации человеческой деятель.

1 Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. — М.: Педагогика, 1983. — с. 126. ности, а также типологии различных видов деятельности в контексте с заданной программой.

Каждый ребенок обладает определенной способностью к обучению и умением выбирать адекватные формы поведения. Но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии воздействия извне, стимулирующего соответствующую перемену. При этом социокультурная эволюция неотрывна от изменяющейся внешней среды.

В связи с вышеизложенным актуальность данной проблемы определяется:

• потребностью современной педагогики в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;

• новой парадигмой воспитания, в которой особую значимость приобретает усиление социокультурной компоненты;

• современным состоянием отечественного музыкального воспитания, которое требует современного осмысления;

• потребностью в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.

Степень разработанности проблемы: проблемное поле, контуры и суть нашего исследования очерчивают ключевые понятия в их логической последовательности и взаимосвязи. Назовем только некоторые из них: «детство», «социальное развитие», «социализация», «социокультурная адаптация», «социокультурное развитие», «художественная культура», «музыкальное воспитание». Названные понятия дают довольно целостное представление о различных сторонах музыкального влияния, при этом акцентируется внимание на более универсальные из них.

Фундаментальные основы этнографических особенностей детства достаточно подробно описаны в трудах И. Д. Демаковой, И. С. Кон, Э. Тейлор и др.- проблемы социализации личности рассматривались в работах Б. Г. Ананьева, Ф. Гиддингса, Я. И. Гилинского, П. О. Кенкманна, Б.Д. Пары-гина, М. Х. Титма и др.- вопросы дошкольного воспитания и образования изучались в работах A.M. Баркова, С. А. Горячкова, Н. Д. Епанчинцевой, Е. В. Рыбак, Е. И. Суховой и др.- вопросами музыкального воспитания детей дошкольного возраста занимались Е. В. Волкова, Е. В. Болотова, О.В. Грид-чин, В. В. Домогацких, Г. Т. Исхакова, Н. В. Карташов, Н. Г. Кононова, Т. Ю. Кулагина, И. Б. Нестерова, Г. П. Новикова, A.JI. Савушкина, Т. А. Серде, Е. М. Скотарева и др.- духовно-нравственное развитие ребенка изучалось в работах О. С. Борило, Т. Д. Красовой и др., личностное развитие ребенка — в работах В. А. Дергунова, Ф. И. Кевля, Т. В. Кузнецовой и др.- вопросы социализации, социального развития, социальной адаптации дошкольников изучались в трудах С. А. Быкова, Б. З. Вульфова, И. Д. Иванова, В. В. Игнатовой, Т. И. Левкиной, Т. Ю. Купач, М. Н. Нужновой, Д.В. Посхо-диевой, Е. В. Прима, С. М. Радзивиловой и др. Однако специального педагогического исследования социокультурного развития дошкольников в процессе музыкального воспитания не проводилось.

Недостаточная разработанность вопроса обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания» .

Цель исследования — создать целостную методику музыкального воспитания, влияющую на социокультурное развитие детей дошкольного возраста.

———— Задачи исследования:

• определить социокультурную природу детства и выявить тенденции социокультурного воспитания в историческом контексте;

• дать социально-психологический портрет детей дошкольного возраста;

• определить социокультурную направленность музыкального воспитания;

• разработать и внедрить экспериментальную авторскую программу музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

• определить зависимость социокультурного развития дошкольников от предлагаемого варианта музыкального воспитания.

Объект исследования: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, организованные в группы для занятий музыкой.

Предмет исследования: социокультурное развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания.

Гипотеза исследования состояла из двух предположений:

• через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечиваются благодатные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум;

• создание условий для обогащения художественной среды и включение детей в различные виды музыкально-воспитательной деятельности будут плодотворно влиять на процесс социокультурного развития дошкольников: соединение в музыкальном театре основных задач дошкольного музыкального воспитания (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика) происходит не только художественное развитие ребенка, но и активно осуществляется процесс социальной адаптации (осознание своей роли и места в группе) и социокультурного развития (выход в другие социумы).

Методология исследованияв современной научной литературе по проблемам дошкольного возраста содержится объемный материал о возрастной периодизации детства, психофизиологических функциях, влиянии музыки на человека, о ее воспитательно-эстетических, познавательных, креативных, компенсаторных, коммуникативных и других функциях (А. Вахе-мете, Ю. Давыдов, Н. Дмитриева, М. Коган, А. Катев, А. Сохор и др.).

Социально-философские аспекты этой проблемы с позиций формирования личностных качеств и взаимодействия дошкольников со средой в той или иной мере рассматриваются в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. В работах ученых-культурологов находят отражение проблемы развития коммуникативных навыков ребенка (И.С. Кон, Л. Н. Коган, М. И. Лисина, H.H. Поддьяков, С. Г. Якобсон и др.). р, В работе над поставленной проблемой мы опирались на труды по общей педагогике и психологии детского творчества JI.C. Выготского, Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.- музыковедческие труды Б. В. Асафьева, Ю. А. Кремлева, В.В. Медушевско-го, А. Н. Сохораизучение зарубежных методов музыкального воспитания Ж. Далькроза, К. Орфатеоретические работы, посвященные проблемам развития детей в музыкальной деятельности H.A. Ветлугиной, Г. М. Чуми-чевой и др.

Существенный вклад в научное осмысление и развитие социально-культурной деятельности, педагогики социальной работы, культурно-ц досуговой деятельности и самодеятельного творчества внесли Ю. П. Азаров,.

Т.И. Бакланова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Б. Г. Мосалев, B.C. Садовская, Ю. А. Стрельцов и др.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, музыкальной психологии (JI.C. Выготский, А. Л. Готснидер, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкин, Б. М. Теплов и др.) приводит к убеждению в возможности активного воздействия музыки на формирование творческих способностей ребенка. Положительные эмоции и чувства, вызванные движением под музыку, пением, слушанием музыки, игрой на детских музыкальных инструментах, участием в спектаклях, озвученных самими ^ детьми, вводят их в состояние внутренней гармонии.

Исследования различных концепций психического развития человека, суть которых сводится к разработке концепций соотношения биологического и социального в психике, связаны с именами таких ученых, как П. П. Блонский, М. Я. Басов, В. М. Бехтерев, П. Я. Гальперин, А. Ф. Лазурский и др. Основу этих исследований составляет культурно-историческая психология развивающего образования.

Рядом мыслителей, ученых, практиков (П.Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой и др.) было доказано, что приоритетным является такое воспитание, которое ориентировано на общечеловеческие ценности: добро, V милосердие, любовь и др. Приобщение к данным ценностям создает благоприятную почву для вхождения в социум и осознания себя в нем, то есть делает человека социализированным.

Теоретико-методологической основой для диссертационного исследования послужили:

• теория дошкольного воспитания (JI.A. Венгер, A.B. Запорожец и др);

• теория развивающего обучения (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и др.);

• гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухо-млинский, С. Т. Шацкий и др.);

• теория творческой педагогической деятельности (В.И. Звягинский, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.);

• теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, B.JI. Яворский и др.);

• музыкальная психология (JI.C. Выготский, В. Н. Готсдинер, В. В. Медушевский, В. Н. Мясищев, Б. М. Теплов и др.).

Важное методологическое значение и сегодня имеет теоретическое наследие К. Д. Ушинского о методах обучения, которое основывается на глубоком философском и психологическом знании и выверенном в практической деятельности.

На фоне обозначенных научно-теоретических позиций в проблемное поле нашего исследования входит осмысление интегративных образовательно-воспитательных качеств и свойств в контексте их социокультурных проявлений, выявление характерных признаков ценностно-смысловых и структурно-функциональных взаимосвязей. В качестве основной методологической позиции нашего исследования выступает органическое сочетание индивидуального и социального начал, креативная педагогика, педагогика ненасилия, педагогика равноправного диалога и общения.

Исследование включало три этапа.

Первый этап — информационно-поисковый (1992;1994). Анализировалось состояние проблемы, теории и практики. Изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая, социологическая, культурологическая, музыковедческая литература. Изучался опыт работы образовательных учреждений художественно-музыкальной направленности, отечественный и зарубежный опыт. Осуществлялось теоретическое осмысление и обобщение опыта работы специалистов различных профилей искусства. Определялась проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Второй этап — постановочно-преобразующий (1995;1996). Уточнены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность художественно-музыкальных занятий. Апробирована инновационная методика для определения уровня музыкального и социокультурного развития дошкольников. Начато поэтапное апробирование обучающей программы с вкраплением в нее социокультурных элементов. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности программы, строящейся на коррекционно-педагогическом воздействии на детей.

Третий этап — итоговый (1997;2000). Проведен содержательно-методологический анализ авторской программы музыкального воспитания «Войди в мир музыки», коррекционных мер, направленных на эмоциональное, эстетическое музыкальное развитие. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, осуществлено литературное оформление работы.

Научная новизна исследования:

• музыкальное обучение и воспитание рассматривается как педагогический процесс, способствующий социокультурному развитию ребенка;

• впервые применен термин «социокультурное развитие» к данной возрастной группе;

• выявлена ведущая роль музыкально-игровой деятельности и общения в социокультурном развитии и личностном становлении дошкольника;

• на основе опытно-экспериментальной деятельности разработана и апробирована инновационная методика музыкального воспитания, направленная на социокультурное развитие дошкольников.

Теоретическая значимость исследования: определена социокультурная природа детствавыявлены тенденции социокультурного воспитания в различные исторические эпохисоздан социально-психологический портрет детейопределена социокультурная направленность музыкального воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторских методик и программы музыкального воспитания в общем контексте социокультурного развития детей дошкольного возраста. Программа может быть использована в учебно-воспитательном процессе ДМШ, школ искусств, центров культуры и искусств, культурно-досуговых учреждениях. Базой для эксперимента стала эстетическая школа искусств при Центре детей и юношества «Россия молодая» г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту. Основными условиями социокультурного развития ребенка в процессе музыкальных занятий являются:

• учет социально-психологических возможностей детей;

• развитие музыкальных способностей через вхождение в микросоциум, где взаимодействуют дети и взрослые;

• взаимосвязь знаний, умений и навыков с социальными нормами и духовно-нравственными ценностями;

• целостная совокупность разнообразных средств музыкально-педагогического влияния на социальное развитие личности ребенка;

• приобщение детей к музыке в сочетании с поэтическим словом, сюжетом и музыкально-игровым действием способствует социокультурному развитию дошкольников.

Апробация результатов исследования. Положения исследования нашли отражение на научных конференциях и в публикациях:

• Культура в контексте социализации личности // Культура России на рубеже столетий. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции 22−23 февраля 1996 года. — М., 1996. -0,5 п.л.;

• Понятие, сущность и формы социализации личности. — МГСУ, 1996.-0,5 п.л.;

• Влияние музыкального творчества на социальное развитие ребенка. — МГУК, 1997. — 0,3 пл.;

• Культурно-гуманистические принципы образования в современной социокультурной ситуации. — МГУК, 1997. — 0,3 п.л.;

• Взаимодействие музыки и игры в детском творчестве // Духовные ценности и молодое поколение. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. Москва, 25−26 марта 1998 года. -М., 1998.-0,3 п.л.;

• Детство — социокультурный феномен // Методические рекомендации дошкольного воспитания. — М.: Изд. «Гриф-фонд», 1999. — 0,3 п.л.;

• Социально-педагогическое значение детства // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Материалы Международной научной конференции. Краснодар, 16−18 сентября 2002 года. — Краснодар, 2002. — 0,3 п.л.;

• Социально-педагогическая компонента культурного развития дошкольника // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей. -М., 2002. — 0,5 п.л.

Структура диссертации. Поставленная цель и задачи предопределили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что проблема социокультурного развития в процессе музыкального воспитания дошкольников продолжает оставаться актуальной в аспекте как ее теоретической разработки, так и фактической ее реализации. Анализ педагогических основ музыкального воспитания в контексте социокультурного знания позволил выявить ряд важных его особенностей, специфику и характерные черты. Социальный смысл воспитательного воздействия обнаруживается в том, что индивидуальные качества личности не могут развиваться изолировано. Следовательно, воспитание должно исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе его целостного развития. Это не устраняет и не отодвигает задач развития индивидуальных черт и свойств, способностей и особенностей ребенка, а придает этому развитию более содержательный смысл, поскольку только в обществе, межличностном общении человек становится личностью. И только живя в социуме, мы развиваем свою индивидуальность.

Социокультурное развитие и взросление ребенка происходят благодаря индивидуальным, психологическим, физиологическим, возрастным и другим факторам. При этом важно иметь в виду, что возраст понятие не только физиологическое, но и социальное, с ним связано выполнение определенных социальных функций и ролей. За возрастными группами закрепляется тот или иной социальный статус, поэтому социально-психологический смысл возрастного деления полнее проявляется в контексте развития ребенка в процессе общения и динамики его отношений к окружающему миру, его интересов и потребностей к различным видам деятельности, в том числе и музыкальной.

Дошкольный возраст — возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. На их уровне ребенок обобщает свой непосредственный опыт, выделяет наиболее важное, формирует свое отношение к реальности. Однако его социальное становление определяется его жизненным опытом. В процессе игровой деятельности, общения со сверстниками, взрослыми, совместной деятельности, освоения социокультурной среды и приобретения опыта у ребенка с возрастом происходит переход от начальной ступени к более высокому уровню развития, познания и мышления. На этой основе формируются новые социальные и культурные черты, позволяющие дошкольнику легче приспособиться к социальным условиям, социокультурным нормам и правилам жизни в социуме.

Знание физиологических, возрастных, психологических особенностей дошкольника и общих закономерностей психологического развития детей позволяет социальным педагогам компетентно осуществлять их социокультурное развитие на основе использования воспитательных методов, адекватных названным чертам детского возраста. Ранняя социализация в дошкольном возрасте является одной из необходимых ступеней дальнейшего социокультурного развития, где есть взаимосвязь между социализирующим началом и культурным развитием в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Социализация предполагает освоение человеком определенной системы знаний, ценностей и норм, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Социально-гуманистическая ориентация дошкольного учебно-воспитательного процесса способствует обозначению целостной картины детства как «колыбели» взрослого человека, со своими социальными и духовными потребностями.

Одним из условий эффективного духовно-нравственного и социального развития является не приспособление детей к общепринятым формам социального бытия, не формальная подгонка под определенный социальный стандарт, а ориентация на установление гуманистических отношений, основанных на знании индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка. От того, насколько педагогически целесообразно используются различные виды музыкальных занятий, соответствующие своим содержанием интересам ребенка, возможностям его индивидуальных проявлений, зависит базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Ибо в сегодняшнем детстве закладываются предпосылки дальнейшего развития демократии в Российском обществе, для создания сообщества, основанного на принципах мира и согласия на основе развития эстетических, духовных и нравственных личностных черт ребенка. Отсюда в качестве целевых установок гуманистически сориентированной культурной политики может выступать не только умственное развитие детей, их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, пополнять свои знания, но и развитие способностей участвовать в совместной социокультурной деятельности.

Одним из важных условий социокультурного развития ребенка является постоянное воспитательное влияние и акцентирование внимания на его индивидуальную неповторимость, стимулирование элементов творчества во всех видах деятельности, в единстве ее уникальных и универсальных свойств. Реализация установки на социокультурное развитие в процессе музыкального воспитания на основе поиска, диагностики и передачи элементов творчества будет содействовать становлению и совершенствованию индивидуальных, социальных и культурных свойств личности ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Взаимосвязь самооценок детей и родителей в дошкольном возрасте: Дис. канд. псих, наук: 19.00.07. Л 1988. 2.
  2. Ю.П. 100 тайн детского развития. М., 1
  3. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет) Л.М. 1иипищ>1на и др. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Детство Пресс, 2001. 380 с.
  4. Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен: (На материале дошкольного образования): Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.-м., 2000. 356 с.
  5. Ш. А. Как живете, дети? Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 174 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 497 с.
  7. .Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М., 1980.
  8. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980.
  9. И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  10. Н.В. Проблема сощ1ализации личности. Социальные исследования. М.: Наука, 1970.
  11. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.
  12. Аристотель. Поэтика. М., 1957.
  13. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. 445 с.
  14. А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). М., 1999. 136 с. 15.
  15. Л. Театрализованные игры дошкольников. М., 1
  16. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и
  17. Борис Асафьев. София: Музыка, 1984. 379 с.
  18. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интересов к русской семейной традиционной культуре: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М 1996. 166 с.
  19. A.M. Социально-педагогический фактор воспитания детей средствами фольклора: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2000. 216 с.
  20. Л.А., Алиев Ю.Б. Merozpnca преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. 430с.
  21. Н.А., Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура. М., 1991.
  22. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Общ. ред. М. С. Мауковского: Послесловие Л. Г. Ионина и М. С. Мауковского. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Актуальные проблемы социального развития. М., 1981.
  24. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений Рос. Акад. наук. Ин-т социологии. М.: Наука, 1993. 232 с. 24.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1
  26. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  27. СЮ. Художественно творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М., 1996. 174 с.
  28. Л.Р., Комарова Т. С. и др. Дошкольная педагогика. М.: Изд. центр Академия, 1997.
  29. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М 2001. 250 с.
  30. Е.В. Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузьпсальной синестезии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Челябинск, 2000. 190 с. 30.
  31. Ю.Б. Эстетика 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 495 с. Борило О. С. Педагогические условия раннего разностороннего духовнонравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  32. М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5−6 лет: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07.-м., 2000.-189 с. 33.
  33. И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1
  34. О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  35. Екатеринбург, 2000. 216 с.
  36. Л., Запорожец А. В. Гуманизация дошкольного воспитания Дошкольное воспитание. М, 1996. № 3. 8.
  37. М.Д. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. М Просвещение, 1984.
  38. Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки. М., 1980.
  39. Возрастная и педагогическая психология. Томск, 1
  40. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. М., 1986.
  41. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 239с. 41.
  42. Т. А. Логопедическая ритмика.- М., 1
  43. Вопросы методики начального музыка1п>ного образования. М.: Музыка, 1981.
  44. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с. 44.
  45. Л.С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 М., 1
  46. Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии Вопросы психологии. 1996. Х96.
  47. Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 572 с.
  48. Г. М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1989.
  49. И. А. Развитие художественно-творческих возможностей младших ппсольников средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М 1997. 188 с.
  50. Я.И. Стадии социализации. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1971.
  51. Н.В. Мзвыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики» в условиях детского реабилитационного учреждения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  52. P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  53. О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств: (На материале дошкольного обучеЕшя): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Орел, 2001. 187 с.
  54. Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. тр. -Магнитогорск: Из-во МПГУ, 1995. 54.
  55. П.С. ПСРКОЛОГИЯ. Учеб. псобие. М.: Знание, 1999. 304 с. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2000.-353 с.
  56. В.А. Социально-педагогические условия саморазвития личности ребенка в детской организации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  57. Н.А. Избр. пед. произв. М., 1
  58. Э. А. Проблемы социализации человека. М., 1
  59. Домогацких В, В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М., 2000.-176 с.
  60. Ф.М. Искания и размышления: [Сборник] Ф. Достоевский. М.: Сов. Россия, 1983. 462 с.
  61. Дошкольная педагогика Под ред. В. И. Логршовой, П. Г. Саморуковой: В 2 ч.-М., 1988. 62.
  62. Дошкольная педагогика: Теорет. курс. М.: МЭГУ, 1
  63. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативноправовых документов и научно-методических материалов. Редакторсоставитель Р. Б. Стернена. М., Изд-во ACT, 1997.
  64. В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.
  65. Е.В. Вопросы социологии музыки. М., 1
  66. Е.В. Социальное общение и музыка. Некоторые проблемы искусства и искусствознания. М 1981. С 151−170.
  67. Е.В. Социальное объединение как фактор преобразования музыкального жанра. М., 1982. 190 с.
  68. Г. А. Музыка в системе культуры Искусство в системе культур.-Л.: Наука, 1987.
  69. А. Социальная адаптация детей на материале русской народной инструментальной музыки: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 1996.-244 с.
  70. И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2000. 202 с.
  71. А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства Общественное дошкольное воспитание на современном этапе Под ред. Журавлевой М. И. М., 1981.-С. 47−61.
  72. А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. Под ред, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1986. 73.
  73. .Я. О музыкальной педагогике. М., 1
  74. В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая кн., 1995. 346 с.
  75. В.В. История русской философии: [В 2 т.] В. В. Зеньковский. М.: ACT- Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  76. И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми допжольников: Учеб.-метод. пособие. Пенза, 1995. 77. Из жизни людей дошкольного возраста: Дети в меняющемся мире М. С. Егорова и др. СПб.: Алетейя, 2001. 238 с.
  77. И.И. Мистерия и опера. Л., 1
  78. Искусство и социальная психология: Сб. статей М., 1
  79. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие Под ред. Ф. Егорова. М.: Издат. центр Академия, 2000. 436 с.
  80. История социальной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 544 с.
  81. Г. Т. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5−7 лет: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  82. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1989. 187 с.
  83. Д.Б. Педагогические размышления: Избр. ст. и докл. М.: Педагогика, 1986. 188 с. 86.
  84. Д.Б. Сила искусства. М.: Мол. гвардия, 1984. 142 с. Кабалевский Д. М. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984.
  85. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  86. М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989. 90.
  87. М.С. Философия культуры. СПб.: Петропис, 1996. 414 с. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении: Метод, рек. СПб., 1996. 92. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение. М., 1986.
  88. Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.06. М 1997. 412 с.
  89. Л.П., Телеева Е. В. Педагогические теории, системы и технологии., ч. II. Метод, рекомендации по курсу: «Теория воспитания. Теория обучения и образования». Шадринск, 1996.
  90. Ф.И. Прогнозирование личностного развития ребенка в де5ггельности социального педагога. Вологда: ВГПУ, 2000. 158 с.
  91. Т.Г. Социальная активность женщины в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. 13.00.05. -СПб., 1996. 50 с.
  92. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
  93. Ю.А. Социальная работа и корреляция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996. 164 с. 99. 100.
  94. Л.Н. Мир общения. М., 1
  95. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1
  96. Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. наз. ст. Шадринск, 1996. 102. 103. 104.
  97. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1
  98. Я.А. Педагогическое наследие. М., 1987. Кон И. С. Этнография детства. М., 1
  99. Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музьпсального руководителя: М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  100. Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 157 с.
  101. Концепция художественного образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Мин-вом образования и Мин-вом культуры РФ 28.12.01.-6 с.
  102. Е.Ю. Субкультура детства: Дис. канд. культурологии: 24.00.
  103. М.В. Теория и практика становления и развития образа «я» дошкольника: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 239 с. ПО. Корнев СМ. Педагогические условия и средства поддержки социализации личности в комплексном центре образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  104. Н.А. Современные исследования детской игры Вопросы психологии. М., 1985. № 2.
  105. Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Липецк, 2001. 178 с.
  106. Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. 63 с. 114.
  107. Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963. 60 с. Кривцун О. А. Ценности культуры и судьбы искусства. М.: Знание, 1989.-63 с.
  108. Ф. Музыкальное мышление в аспекте проблемы антологии музыки. М., 1993. 23.
  109. Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М 1999. -270 с.
  110. Т.Ю., Серде Т. А. На пути к музьпсе: Метод, рекомендации для муз. Руководителей и воспитателей допшольных учреждений. Ульяновск, 1999.-71 с.
  111. Культурологическое образование детей доппсольного возраста. Вып. 6. Мир игры- Игровые технологии формирования основ детских культур: Метод, пособие Бочкарева Л. П. и др.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ульяновск, 2000. 120 с.
  112. Е.Р. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М 1997.-243 с.
  113. Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традшщях: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.06.-м., 2000.-389 с.
  114. Лангмейер К., Матейчик
  115. Психическая депривация (изоляция) в детском возрасте. Прага, 1984.
  116. Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественнотворческой деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  117. А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. 125.
  118. А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1
  119. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  120. М.И. и др. Развитие общения доппсольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989.
  121. М.И. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. науч. тр. М., 1980.
  122. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1
  123. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. -Кишинев, 1983.
  124. Ф., Шопен Ф. [Пер. и примеч. А. Семеновского. Общ ред. и вступ. статья Я. И. Мильштейна, с 3−66]. 2-е, перераб. изд. М.: Мзиздат, 1956.-428 с.
  125. Ф.- Сб. творчества юных: Для детей. 5-е изд. М.: Рус. медведь, 1995.
  126. Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М., 1997.-170 с. 134.
  127. .Т. Педагогика: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М., 1
  128. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. 192 с.
  129. П. Ритмические упражнения, игры, пляски. М.: Совет, композитор, 1991.
  130. А.Р., Юдовргч Р. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М 1956. 138.
  131. А.С. О воспитании. М., 1
  132. Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. 272 с. 140.
  133. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1
  134. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1989. 142. 143. Мид М. Культура и мир детства. М., 1
  135. .Г. Досуг: методология и методика социологических исследований.-М., 1995.-96 с.
  136. .Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. М.: МГУК, 1998. 145. 146. 147.
  137. Музыка средство объединения молодого поколения. Познань, 1
  138. Музыка и движение. М., 1
  139. Музыка и поэзия. М.: Музыка, 1
  140. Музыкальное воспитание в детском саду. Спецкурс Рос. акад. образования. Ассоциация проф. образ. М., 1994. 149.
  141. Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев, 1
  142. Музыкальное образование личность культура: Сб. науч. трудов. Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1987. 151.
  143. Музыкальное развитие детей от 3 до 7 лет. Екатеринбург, 1
  144. Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику: 1Сн. для учителя. М., 1996.
  145. Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. 13.00.01 Ростов-н/Д, 1996.
  146. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Зап. педагога Генрих Нейгауз. 6-е изд., испр. и доп. М.: Классика-ХХ1, 1999. 228 с.
  147. И.Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии: (На примере Республики Марий Эл): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 198 с.
  148. А.В. Реализация социально-педагогического потенциала в центрах детского и юношеского творчества: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб, 1995. 229 с.
  149. Ницше и др. Сумерки богов. М., 1990.
  150. Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.:АРКТИ, 2000.-202с.
  151. Н.М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  152. УланУдэ, 2000. 150с. 160. О положении детей в РФ. Государственный доклад 1997 г. М.: Синергия, 1997.-С. 4−11- 25−32.
  153. В.П. Организационно педагогичес1дае условия непрерывного профессионального музыкального образования. М., 1996.
  154. Основы дошкольной педагогики Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой.-М., 1985.
  155. Основы педагогического мастерства Под ред. Зазюна И. А. М.: Просвещение, 1989.
  156. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 165.
  157. . Избр. психол. труды. М., 1
  158. Т.Н. Теоретические основы социального воспитания второй половины XIX в. Общество, образование, человек. Ярославль, 1998.
  159. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуал. аспект. Волгоград: Перемена, 1994. 168.
  160. Ю.А. Воображение и способности. М., 1
  161. Д.В. Социальная адаптация старших дошкольршков средствами народных игр: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 158 с.
  162. Практикум по допгкольной педагогике: Пособие для сред, и высш. учеб. заведений. М.: Анделия, 1996. 245 с.
  163. Е.В. и др. Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников: Метод, пособие. Н. Новгород, 1998. 249 с. 172.
  164. О.П. Слушаем музыку. М., 1
  165. Е.П., Руднева Д. Музьпсально двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1989.
  166. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
  167. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сб. науч. тр. СПб., 1996.
  168. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста Под ред. А. В. Запорожца, ЯЗ. Неверович. М., 1986.
  169. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986.
  170. М.Э. Общее музыкальное образование как средство социализации учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Новгород, 1999.
  171. Н.К. Культура и цивилизация. М.: Междунар. центр Рерихов: Фирма Бисан-Оазис, 1994. 146 с.
  172. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. М.: Музыка, 1980. 453с. («Снегурочка». «Сказка о царе Салтане». «Золотой петушок»).
  173. Российская педагогическая энциклопедия Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993.
  174. Т.Т. Музыкально ритмическое воспитание и художественная гимнастика. «Физическая культура». М Просвещение, 1989. 183.
  175. Л. Основы общей психологии. М., 1
  176. Руководство по раннему обучению. 3−6 лет. СПб., 1995.
  177. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001.-224 с.
  178. А.Т. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2000. 123 с.
  179. Д.А. Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 1996.-201 с. 188.
  180. Х.Ф. Человек как социологическая проблема. М.: Наука, 1
  181. И. В. Психологические условия гуманизации общения в образовательном процессе пед. вуза: Дис. канд. психолог, наук. Ставрополь, 1996.
  182. М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 1995. 232 с. 191. Сав5Ш1кина П. Л. Эволюция детского творчества в условиях экспериментального совмещения вербальных и музыкальных компонентов познавательной деятельности дошкольников: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 48 с.
  183. О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культуры: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 1996. 136 с. 193. 194.
  184. В.Е. Социальная психология искусства. Л., 1
  185. И.М. Избранные произведения. М., 1
  186. Л.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Чебоксары, 2001. 191с.
  187. Силе В-Я. Формирование индивидуальности в процессе социализации. Рига, 1980.
  188. Л.К. Социализация личности и ее исторические формы. Л., 1986. 198.
  189. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л., 1
  190. Е.М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.
  191. Л.М. Диалектика объективных условий и субъективных факторов в процессе социализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Киев, 1971. 201.
  192. Н.Д. Гуманизация воспитания учапщхся. Шадринск, 1
  193. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1983. 203.
  194. Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1
  195. Социология на пороге ХХГ века. Новые направления исследований. [Под ред. СИ. Григорьева (Россия), Ж. Кожен-Хуттера (Швейцария).] М.: Интеллект, 1998. 272 с.
  196. Спецкурс: Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 1994.
  197. Спецкурс: Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 1996. 207.
  198. . Ребенок и уход за ним. Красноярск: Кн. изд-во, 1990. 441 с. Сухомлинский В. А. О воспитании. 5-е изд. М.: Политиздат, 1985. 270 с. 209.
  199. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1
  200. .М. Избр. труды: В 2 т. М., 1985.
  201. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1
  202. М.Х. Жизненные пути одного поколения [М.Х. Титма, О. Н. Балакирева, Ф. К. Веэрман и др.- отв. ред. М.Х. Титма]- Рос. АН, Ин-т социол. М.: Наука, 1992. 184 с.
  203. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996. 245 с.
  204. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981.
  205. Ткачев Гуманизация педагогики Дошкольное воспитание. 1996. № 3. 8.
  206. Л.Н. Что такое искусство? Сост., вступ. ст. и коммент. ВВ. Основина. М Современник, 1985. 592 с.
  207. Учитель, который работает не так: (опыт развития индивидуальности учеников и учителя). М.: Парсифаль, 1996.
  208. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М 1979.
  209. К.Д. Воспитание человека: Статьи, произведения для детей К.Д. Ушинский- Сост. и авт. встзш. ст. Ф. Егоров. М.: Карапуз, 2000. 2 5 5 с.
  210. К.Д. Детский мир: Хрестоматия: Для детей, родителей и педагогов: В 2 ч. К. Д. Ушинский. Новосибирск: Мангазея: Дет. лит., 1998. 574 с. 221. 222.
  211. З.И. Коллективность в современном обществе. Пермь, 1
  212. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М., 1
  213. Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества: Дис канд филос. наук. Горький, 1985.
  214. Г. Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспрггания школьника. М., 1983.
  215. Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Сов. композитор, 1989.
  216. В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Изд. Моск. Гос. консерватории им. Чайковского, 1990.
  217. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак.- Сост.: проф., д-р филос. наук. П. В. Алексеев, доц., канд. филос. наук А. В. Панин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. -571с. 228.
  218. П.И. Поли. собр. соч. Т.7. М., 1
  219. Т.Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. Нижний Новгород, 1996.
  220. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего доыпсольника Рос. гос. пед. ун-т. Юж. отд-ние РАО. Ростовн-Д.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 1995. 271 с.
  221. О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.
  222. СТ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Под ред. Н. П. Кузина и др.- Сост. Скаткин Л. Н. и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 1980. 304 с. Т.2. 1980. 414с.
  223. В.Н. Методика рштегративного обучения иноязьпшой культуре детей дошкольного возраста на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки: Дне. канд. пед. наук: 13.00.
  224. В. А. Движение движение. М.: Просвещение, 1
  225. Т.Я. Волшебный мир народного творчества. М., 2
  226. Р. Педагогика, основанная на познании человека 7 лекщш, прочитанных в Торки (Англия). М., 1996. 237.
  227. К. Система Далькроза. М., 1
  228. А.А. Музыка как способ человеческого общения. Л., 1986. -178 с. 239.
  229. Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка. М., 1
  230. Д.Б. Избранные психологические труды Под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко- сост. Б. Д. Эльконин. М.: Педагогрпса, 1989. 554 с.
  231. Д.Б. Особенности психологического развития детей 6−7 летнего возраста. М., 1988. 242. 243.
  232. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1
  233. Э.Г. Детство и общество. СПб., 1
  234. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
Заполнить форму текущей работой