Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Категория культуры. 
Культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лишь в эпоху Возрождения теоцентрическая картина мира сменилась антропоцентрической, и нужда в обозначении специфически человеческой реальности вызвала появление идеи humanitas — человеческая природа, человеколюбие, доброта, образованность, воспитанность. Это ренессансное понятие воплотило в себе почти все те значения, которые потом вберет в себя понятие культуры. Благодаря ренессансному… Читать ещё >

Категория культуры. Культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Генезис термина «культура»

Кажется, что слово «культура» так давно существует в нашем языке, что нет необходимости разбираться с его происхождением и эволюцией. Однако в русский язык оно вошло достаточно поздно: его не знал даже Пушкин. В немецком языке его не знали до XVII в., во французском — до XVIII в., а в русском — до середины XIX в. Почему же европейцы раньше обходились без этого понятия, и что они хотели обозначить, вводя слово иностранного происхождения? Какое из многочисленных значений культуры считать основным? Какой смысл заложен во всех многочисленных модификациях этого слова? Разобраться с этим поможет понимание происхождения и эволюции понятия «культура».

В обыденной речи, употребляя слово «культура», мы обычно используем суженное его значение, подразумевая под ним воспитанность, образованность — то, что характеризует личность, или, напротив, традиции и обычаи — то, что характеризует общество в целом. Под «высокой культурой» мы подразумеваем стандарты поведения, принятые в нашем обществе; под «самобытной культурой» — образ жизни, не совпадающий с нашим представлением о нормативах. Словоупотребление лексемы «культура» колеблется от самого узкого значения — совокупность духовных традиций (например, православная культура) до широкого понимания, включающего как способ существования людей, так и само общество (в этом случае как синоним слову «цивилизация»), или от утилитарного значения слова — «культура растений», «культура микроорганизмов» до узкой традиции — «культура чаепития» и т. д.

Понятие «культура» относится к ряду категорий, которые принято называть фундаментальными метакатегориями и крайне сложно, а то и невозможно, определить однозначно. Но разобраться со значениями, заложенными в понятии, необходимо — понятие выступает средством познания, является его исходным пунктом и одновременно результатом познавательной деятельности. Исследуя гносеологическую роль понятия, В. С. Библер писал: «Реальное понятие выступает как краткая запись узловых моментов исторического развития науки, и как проблема, противоречие, постановка вопроса… Понятие выступает как предмет размышления (идеализированная модель познаваемого объекта). Понятие выступает как итог развития мысли… как результат переработки, осмысления исходного, идеализированного предмета. Понятие выступает как идея предмета».

В обыденном сознании слово «культура» прочно связано с понятием «культ» — почитание, поклонение. Однако слово «культ» является производным от слова «культура». Латинское слово cultura восходит к глагольным формам colo, colere, которые имеют следующие значения: обживать, обрабатывать, возделывать, взращивать, заботиться, улучшать, совершенствовать, развивать. В свою очередь, это слово происходит от общеиндоевропейского корня ruel — двигаться, вращаться. Это значение он имеет во всех индоевропейских языках, в том числе и в славянских: деятельность, сосредоточенная на каком-то объекте или вокруг какого-то объекта. Отсюда русское «кол» (ось вращения), «колесо». Отсюда — понятие колонии, колонизации — поселение как место, вокруг которого вращаются люди, процесс расширения влияния, расселения.

Это слово cultura относилось к огородным растениям, в противоположность диким, за которыми никто не ухаживает. Именно этот смысл прослеживается в однокоренном слове cultus, также производным от colere — почитание, поклонение, и связано это значение с древними языческими культами латинян, которые почитали священные рощи и священные источники, ухаживая за ними, вращаясь вокруг них в процессе своей жизнедеятельности. Эти два слова — «культура» и «культ» — существовали как самостоятельные, хотя и восходили к одному корню и одному смыслу. Ибо смысл содержательной части лексемы «культура» — улучшать, совершенствовать, развивать какое-либо свойство или качество объекта (одомашненное, окультуренное растение как улучшенное, усовершенствованное), т. е. смысловым ядром этого понятия является идея совершенствования, развития, изменения. Тогда как слово cultus содержит противоположный смысл, хотя и опирающийся на общую исходную составляющую — заботиться, ухаживать, почитать, поклоняться в значении сохранять в неизменности, неприкосновенности, т. е. смысловой стрежень этого понятия — неизменность, хранение (традиций, объекта).

Латинско-русский словарь под редакцией И. X. Дворецкого вторым по частоте употребления значением слова «культура» (после возделывания) указывает «земледелие, сельское хозяйство». Здесь вскрывается основной смысл понятия культуры, заложенный в генезисе слова — обнаружение противоположных свойств естественных объектов (диких растений и животных) и окультуренных, преобразованных человеческой деятельностью, усовершенствованных (домашних животных и растений). В середине I тыс. до н.э. значение слова «культура» расширяется, и одно из них относится уже к человеку. Но это еще не то, что мы подразумеваем сегодня под понятием «культурный человек». Прилагательное «культурный» первоначально означало «разодетый», «разукрашенный человек», т. е. заботящийся о своей внешности, ухаживающий за собой. Много позже это значение будет использовано для образования нового понятия.

Итак, основное значение слова «культура» в середине I тыс. до н.э. в латинской среде в обыденном языке означало сельское хозяйство. В этом же значении оно появляется впервые в научном трактате Марка Порция Катона Старшего «О земледелии», написанном около 160 г. до н.э. В таком значении понятие до сих пор существует в европейских языках Сер.: англ, agriculture; русск. агрокультура, культивировать). Спустя более ста лет другой великий римлянин, Марк Туллий Цицерон, впервые введет метафору cultura anima — «культура души» (букв, возделывание души). Он писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души — это и есть философия (cultura animi autem philosophia est): она выпалывает в душе пороки, подготавливает душу к принятию посева, и вверяет ей — сеет, так сказать, — только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». В это время были распространены словосочетания, соединяющие глагол «возделывать» и какие-либо виды человеческой деятельности, например: cultura juris — создание правил поведения в обществе, culture lingual — совершенствование языка.

В Средневековье однокоренные слова переходят из латинского в европейские языки, но в их основном значении — «возделывание, совершенствование, развитие, культивирование». Смысл, который вложил в метафору культуры Цицерон — устремление души к истине и добру, в Средневековье частично передавался как divinitas — высшая мудрость, пророческий дар, совершенство, но и ученость, как признак человека, стремящегося постигнуть Божественную истину через тексты Откровения.

Представлений о культуре как самостоятельном феномене, создаваемом человеком, в Средневековье не существовало. Сфера культурного (относящегося к человеку и его совершенствованию) понималась как logos — ученость, способность к толкованию священных текстов (схоластика), кодексов, знание норм и правил. Под культурой в Средние века понимался религиозный культ, а культурным считался человек, лишенный грехов, стремящийся к познанию Бога, выполняющий требования религии, а также умевший читать единственную книгу, которая была руководством на пути совершенствования собственной природы.

Лишь в эпоху Возрождения теоцентрическая картина мира сменилась антропоцентрической, и нужда в обозначении специфически человеческой реальности вызвала появление идеи humanitas — человеческая природа, человеколюбие, доброта, образованность, воспитанность. Это ренессансное понятие воплотило в себе почти все те значения, которые потом вберет в себя понятие культуры. Благодаря ренессансному культивированию античности — повторению античных образцов искусства, архитектуры — стало возможным осознание опредмеченной творческой деятельности человека как самостоятельного феномена. В применении прилагательного «культурный» европейцы эпохи Возрождения следовали латинской традиции, понимая под «культурным» усовершенствованную природу, человека, но нужды в существительном, обозначавшем объективированную человеческую деятельность, еще не было.

Ренессанс подготовил почву для обозначения опредмеченной в искусстве, в социально-политической, материальной деятельности людей как специфически человеческого качества — способности к творчеству, к совершенствованию самого себя и окружающей реальности. Но разработка понятия «культура» начинается в Новое время; эпоха Просвещения, в которой человек стал существовать в искусственном мире вещей, созданном им самим, уже не могла без него обойтись. В XVII в. немецкий историк С. Пуфендорф впервые использовал слово Kultur применительно к человеку «воспитанному», в отличие от человека необразованного, не знающего правил поведения.

В XVIII в. вклад в развитие понятия культуры внесли французские просветители: Вольтер, Дидро, Гольбах. Они считали, что культура — это образованное человеком разумное общество; общество, где все образованны. Если французские просветители считали центральным понятием разум, а процесс развития культуры — накоплением знаний, то немецкий просветитель И. Гердер, говоря о культуре, впервые обратил внимание на значение языка в культуре. Он считал, что культуру от природы отделяет разум человека, который начинается с языка.

В повседневную речь понятие культуры вошло только в конце XVIII в., после выхода в свет в 1782 г. книги И. Аделунга «Опыт истории культуры человеческого рода». Но в немецком языке слово Kultur употреблялось в смысле, близком исходному латинскому — как возделывание, преобразование природы посредством человеческой деятельности, ремесла и знания, т. е. овеществленное человеческое творчество. А для обозначения ренессансного смысла — образование, формирование, просвещение, воспитание человека чаще использовалось Bildimg — образование.

В русском языке нужды в обозначении совокупности достижений человеческого творчества долго не было. Слово «культура», впервые появившееся в русском языке как иностранное слово, зафиксировано в Карманном словаре иностранных слов в 1845 г. в значении «сельское хозяйство, земледелие». В значении «культурное» употреблялись понятия «гуманность», «просвещение», «образованность», «воспитанность», восходящие к ренессансному humanitas. Но даже десять лет спустя И. Покровский в «Памятном листке ошибок в русском языке» доказывает его ненужность. Только в 60-е гг. оно становится привычным, и только к 80-м гг. XIX в. в русскоязычной традиции слово «культура» приобретает значения, усвоенные западноевропейским обществом. В словаре В. Даля зафиксировано два значения слова: обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное.

Подведем итог обзору эволюции термина «культура». Слово возникло для обозначения деятельности человека, направленной на усовершенствование каких-либо материальных объектов, первоначально главным образом природных. Затем эти представления распространились и на самого человека, воплотившись в различных украшениях и уходе за своим телом. Перенесение смысла «возделывания» с естественных объектов и процессов на человеческое развитие было связано с метафорой «удобрения души» (Цицерон). В Англии в середине XVIII в. Ф. Бэкон употреблял выражение «культура и удобрение ума», понимая под «культурным» человеческий опыт и знания. Согласно с ним французский философ Р. Декарт под «культурным» понимал то, что разумно и рационально, в противовес стихийному, природному.

Универсализация термина связана с перенесением характеристики процессов развития и совершенствования с частных — естественных объектов на процессы развития вообще, в том числе и человека. Такая эволюция понятия зафиксирована и в современных языках. Сегодня основные значения слова «культура» следующие:

  • • с/х: разводимые растения, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях;
  • • бот.: разведение, выращивание какого-нибудь растения, культивирование;
  • • биол.: микроорганизмы, а также специфические клетки микроорганизмов, выращенные со специальными целями в лабораторных условиях;
  • • высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение;
  • • совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;
  • • воспитанность, соблюдение норм;
  • • археолог.: совокупность материальных артефактов, произведенных в одну историческую эпоху историческим обществом.

Такая многозначность понятия «культура» не меняет основного его содержания. Во всех случаях смысловое ядро всех этих значений сводится к идее усовершенствования естественной природы какого-либо объекта. Культура растений — это растения, естественные свойства которого усовершенствованы человеком. Культура пения — вид человеческого творчества, превосходящий по своему уровню эту способность у большинства людей. Культурный человек — человек, старающийся улучшить собственную природу, свои человеческие качества. Во всех случаях каждое значение связано с преобразовательной деятельностью человека, направленной на совершенствование природы, общества, самого себя, всего того, что создано его руками.

Эволюция понятия «культура» привела к появлению обобщенного представления о специфическом продукте человеческой деятельности — культуры как совокупного достижения человеческого ума, творчества, развития; культуры как совокупности знаний, верований, искусства, морали, законов, обычаев, а также иных способностей и навыков, усвоенных человеком как членом общества (Э. Тайлор). Достижения человеческого ума существуют и накапливаются как в идеациональной форме — в виде идей, ценностей, знаний, так и в овеществленной, поэтому можно говорить, что культура — совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных обществом в процессе общественно-исторической практики. Это наиболее распространенное определение культуры, обозначающее обобщенный результат и саму человеческую деятельность, направленную на улучшение любых объектов.

Стоит также отметить, что этот вид деятельности (улучшение какого-либо объекта) присущ только человеку, тем более способность целенаправленно совершенствовать объекты и овеществлять знания, цели, идеалы деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой