Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура рококо. 
Культура просвещения в Европе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусство рококо стало воплощением «галантного века». «Галантный век» — так называют 18 столетие. Слово galant во французской речи имело двойственное значение: оно адресовалось человеку учтивому. обходительному, любезному связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений (в разговорной практике — ухажер, волокита… Читать ещё >

Культура рококо. Культура просвещения в Европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство 18 века представляет собой сложную картину сменявших и дополнявших друг друга стилей, многообразия жанров, смены духовных ценностей. Во всех сферах искусства преобладало светское начало (в изобразительном искусстве появились новые жанры — пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая живопись). Все менее жесткой становилось смена стилей (хронологические рамки распространения ведущих художественных направлений 18 в. — позднего барокко, рококо, сентиментализма, неоклассицизма, реализма — не совпадали как в разных видах искусства, так и в различных странах).

18 век стал периодом активного развития национальных художественных школ, ведущее место среди которых заняла французская. Расцвет переживали также английская, германская, австрийская, польская, чешская, венецианская, а к концу века наметился значительный прогресс испанской национальной школы в изобразительном искусстве.

Просветительское представление о человеке как «разумном и естественном» существе породило у художников 18 века интерес к интимной духовной жизни отдельной личности. Выражением этой тенденции стало формирование так называемого камерного искусства — искусства аристократических гостиных, салонов, будуаров. Ведущим стилем этого направления было искусство рококо. Во Франции словом рокайль (фр. Rocailk) называли украшения в виде грубо обработанных камней (roc — скала) и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны; еще в 16 столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры. Позднее слово приобрело смысл: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда и термин rococo. Слова рокайль и рококо употребляются как синонимы.

Рококо зародился во Франции в последний период правления Людовика XIV и достиг расцвета при Людовике XV.

Искусство рококо стало воплощением «галантного века». «Галантный век» — так называют 18 столетие. Слово galant во французской речи имело двойственное значение: оно адресовалось человеку учтивому. обходительному, любезному связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений (в разговорной практике — ухажер, волокита; la femme galante — женщина легкого поведения). К концу 18 в. вырабатывается своеобразное понятие галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченно любовного поведения, но стиль и образ жизни, основанный на искусстве быть приятным. В самом искусстве появился жанр «галантных празднеств».

Рококо раскрепощало чувственность: культ прекрасной наготы, восходящий к греко-римской античности в эпоху рококо обогащается оригинальными художественными формами. Художники демонстрируют все более изощренную чувственность, вплоть до риска оказаться на грани бесстыдства (создаются тысячи картин, героями которых стали обнажённые мифологические персонажи: Венера, Марс, нимфы, сатиры, вакханки, или даже ветхозаветные персонажи: Иосиф и его жена и др.). Предмет и цель их показать любовь как чувственное наслаждение. Эротизмом проникнута вся культура рококо (знаменитый герой века — Джакомо Казанова).

Художники рококо отказались от идеала возвышенной, недоступной красоты (культ Прекрасной Дамы в средневековье) и создали культ пикантного, сладострастного, легкомысленного чувства.

Рококо обращало внимание на частную, интимную жизнь человека. Отсюда и камерные формы рокайльной архитектуры, обслуживающей главным образом сферу частной, интимной жизни (отель, салон, будуар, кабинет). Наибольшее распространение рококо получил в декоративном искусстве, в том числе в оформлении интерьеров. Характерным признаком подобного декора стало использование причудливых орнаментов при сохранении внешней строгости построек. Интерьер приобретает необычайную живописность. Во многом за счёт использования множества зеркал, богато декорированных подсвечников, мелочей и безделушек (Для всего этого находится множество слов в языке законодателей рококо, а затем, по мере распространения «французской моды», и в других европейских языках. Одно из таких модных слов — bagatelle (безделица, пустяк). В рококо эстетизируется сфера интимного (дружеского, любовного) общения, поэтому возрастает и роль безделушек, а само слово претендует на высокий культурный статус. «Милые пустяки», «прелестные безделицы», будь то фарфоровая статуэтка, шкатулка или табакерка, хранят в себе «маленькие счастья» (petkes bonheurs) пережитого или ожидаемого приватного общения.

Эстетизация эротики сочеталась с модой на восточную экзотику. Наряду с китайским фарфором становятся популярными лаковые панно, украшающие стены или искусно вмонтированные в мебель, картины, шелковые ткани с изображениями сцен из китайской жизни. Использование ярких красок и причудливых орнаментов «под Восток» создавало атмосферу праздника и сообщало зрителю ощущение легкости и изменчивости бытия. В области прикладного искусства и оформления интерьеров наибольших успехов добились такие французские мастера, как Жиль-Мари Оппенор (1672−1742) и Жюст-Орель Мейсонье (1693−1750).

Эстетика рококо с присущими ей легкостью и грацией ярко отразилась в изобразительном искусстве. Излюбленными темами творчества художников этой эпохи стали любовная игра, идиллические картины «пастушеской» жизни, интимная красота «нежного возраста».

Особую роль в становлении французской живописи рококо сыграл Жан Антуан Ватто (1684−1721). Его многогранное искусство было наполнено тонким лиризмом и глубиной интимных переживаний. Излюбленными сюжетами мастера стали образы персонажей итальянской комедии и «галантные празднества» (сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы). Почти все картины Ватто были небольшого размера — это стало типичной чертой живописи рококо. Его полотна имеют яркий декоративный эффект, возникающий благодаря сложному рисунку круглящихся линий, образованных фигурами персонажей и листвой деревьев.

Характерным представителем живописи рококо являлся директор французской Королевской Академии живописи и скульптуры, «первый живописец короля» Франсуа Буше (1703−1770). В своих произведениях Буше обращался к самым разным сюжетам — от пастушеской идиллии до картин на религиозные и мифологические темы. Неизменным оставалось стремление к передаче чувственной утонченности, эротичности своих персонажей.

Еще более фривольным по тематике и декоративным по стилистике было творчество Жана Оноре Фрагонара (1732−1806). Если заказчиками Буше были высшие сановники королевского двора и фаворитки монарха, то Фрагонар работал преимущественно для частных лиц и большинство его произведения представляли собой небольшие картины на интимные сюжеты.

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе (1716−1791) в работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Его статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица» полны рокайльной изысканной грации. Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток с изображением аллегорий и мифологических персонажей.

Живопись рококо выработала оригинальные приемы изобразительности: сентиментальность, готовность умиляться малым сквозят в её языке (излюбленный формат рококо — овал; небольшие размеры полотен; преобладание женских и детских портретов). Неотъемлемую черту рококо составила феминизация. Влечение к женщине как к объекту и источнику наслаждения породило множество соответствующих культурных форм: это прически, макияж, мушки, прозванные «венериными цветочками», костюмы и драгоценности (причем мужская мода заметно феминизируется); это формы поведения и речи, соединенные в тонком искусстве кокетства (как женского, так и мужского); это формы светского времяпрепровождения, образцы которых современники находили в салонах знаменитых дам, и т. д. С «феминизацией формы» связывают преобладание криволинейного над прямолинейным в рокайльной моде, хореографии, архитектуре, изобразительности и т. д. Архитектор рококо, словно уклоняясь от подчинения ордеру, играет плавными и гибкими формами, перетекающими друг в друга; те же предпочтения очевидным образом демонстрируют живопись, графика, скульптура.

Художественный вкус рококо нередко характеризовали эпитетами живописный, картинный (в отношении слога, манеры изъясняться— как живой, красочный, выразительный). Прежде всего это свидетельствует о значительном влиянии живописной образности на культуру в целом, на восприятие мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой