Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ежедневно, организуя жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, можно и нужно осуществлять воспитание детей в духе уважения к языку, быту и народным традициям, формирование умения контактировать с людьми разных национальностей, демонстрировать и объяснять значение позитивного сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми во мнениях, внешности или идеях, подчеркивать… Читать ещё >

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье обоснованы особенности и противоречия духовно-нравственного воспитания дошкольников в поликультурном регионе при внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Автором описаны возможности творческого и комплексного использования игровой деятельности в поликультурном регионе с целью приобщения дошкольников к историко-культурным ценностям своего народа, к общепринятым нормам межнационального поведения и объединяющим различные культуры общечеловеческим ценностям.

The important features and the basic contradictions of the spiritually-moral education of the preschool children in a multicultural region for the structure of the state federal requirements of the basic comprehensive program of a pre-school education are discussed in the article. The author has substantiated the possibilities of a creative and complex using of a game activity in a multicultural region with the aim of the initiation of preschoolers to the historical and the cultural values of their nation and to the factors uniting different cultures.

духовный нравственный воспитание дошкольник игровой Ключевые слова: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОШКОЛЬНИК, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕГИОН, ЭТНОС.

Keywords: GAME, PRESCHOOL CHILD, SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION, EDUCATION POLYCULTURAL, REGION, ETHNOS.

В условиях развития поликультурного образования, ориентированного на трансляцию этнокультурного наследия народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации важное место занимает духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание это сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие чувств детей и т. д. [1, с. 10; 7].

Анализ психолого-педагогической литературы [2; 3; 5; 8−11] позволил установить, ряд особенностей духовно-нравственного развития дошкольников. Дошкольный возраст характеризуют новообразования в виде первичных этических инстанций, осознаваемых мотивов, эмоциональной отзывчивости и пластичности. Все это оказывается важной основой для воспитания нравственных качеств и отношений.

Необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы. Слабая сформированность одного из компонентов (краеведческих и народоведческих знаний, этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям) ведет к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом.

Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и национальных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений, т. е. о том, как можно и как нельзя себя вести и о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе. Усвоение детьми этих сторон нравственных знаний может происходить различными путями как одновременно, так и по отдельности. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются.

Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников[2, с. 11−21; 10, с. 29−35].

Поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правило поведения в младшем возрасте к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение и обеспечивающей регуляцию поведения и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий.

Другая особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение [9, с. 68−71]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами:

  • · реакция детей на вербальную и реальную ситуацию принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным);
  • · нравственное действие ребенка дошкольного возраста является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента? это знание о том, как поступить, это переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия);
  • · иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.

По признанию многих ученых и практиков, игровая деятельность во всем ее многообразии является важным средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Это влияние можно рассматривать в следующих аспектах.

Участие в игровой деятельности позволяет детям активно взаимодействовать, и, тем самым, взаимно влиять друг на друга, обогащая нравственные представления, опыт толерантного поведения и межнационального общения (обмениваясь мнениями, выбирая водящего, распределяя игровые роли, определяя сюжет или содержание игры и решая многие другие организационные вопросы дошкольникам необходимо договариваться и достаточно лояльно относиться к идеям и мнениям участников, чтобы не разрушить игру или невольно не обидеть друг друга).

Исполнение соответствующих игровых ролей способствует обогащению опыта поведения, а выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для играющих важным стимулом для дальнейшего контроля за своим поведением и выполнения аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях.

В игре дошкольники имеют возможность не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения и сравнивать со своими действиями. Кроме того, в самостоятельной игровой деятельности детей возникает много ситуаций для возможности морального выбора и проявления уважения к мнению, идеям или ценностям, значимых для другого, а также демонстрации расположения к другому ребенку, признания за дошкольниками права на собственное мнение и пр.

На рубеже ХХ и ХХI вв. сложился определенный опыт приобщения дошкольников к национальным духовным ценностям и этнокультурному наследию в процессе занятий, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников [4, с. 23−27]. Однако в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [6] целесообразно переосмыслить работу в этом направлении. На наш взгляд, в области дошкольного образования в результате модернизации обнаруживается несколько противоречий:

  • 1) между значимостью приобщения детей к этнокультурному наследию и национальным ценностям в процессе организованной образовательной деятельности и необходимостью более активного использования игры как приоритетной организационной формы, ведущего вида деятельности и важного средства воспитания дошкольников;
  • 2) между значимостью духовно-нравственного воспитания в процессе становления личности и необходимостью максимально эффективного использования режимных моментов в решении всех воспитательных и образовательных задач в условиях интеграции основных образовательных областей;
  • 3) между необходимостью соблюдения диалектического триединства и обеспечения качества этнопедагогической работы и широкими возможностями для творчества и инновации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания личности в период дошкольного детства.

Поскольку на современном этапе система образования стремиться базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство образовательных учреждений полинациональны по составу воспитанников, поэтому целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и национальному достоянию:

  • 1) приобщение к родному языку и национальной культуре, к историко-культурным ценностям своего народа и пр.;
  • 2) приобщение к общепринятым нормам межнационального поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида);
  • 3) приобщение к общечеловеческим ценностям как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, позволит воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов.

Основополагающим направлением духовно-нравственного воспитания является приобщение дошкольников к национальной культуре и родному языку, к историко-культурным ценностям народа. Эту работу невозможно осуществлять без опоры на материальное и духовное наследие этноса, поскольку в нем заложена мудрость, мировоззрение и нравственные ценности. Использование сказок, поговорок, пословиц, народного искусства и других средств народной педагогики играет важную роль в нравственном воспитании и этнизации дошкольников, содействует формированию этических представлений, влияет на эмоционально-мотивационную сферу и пр. Педагогическую и, особенно, воспитательную ценность произведений устного народного творчества можно значительно усилить посредством игровой деятельности. Для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения: «Добрые советы» (обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах, акцентируется внимание на том, что в пословицах и поговорках заложена мудрость накопленная годами); «Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную этическую идею, чем все остальные); «Словесный портрет» (составляется нравственный потрет героя народной сказки и обсуждаются его поступки по отношению к окружающим); «Выберем одежду» (дошкольники помогают одеться кукле Кате или Вите на национальный праздник и пр.) и т. д.

Несомненно, что родной язык и культура являются основополагающими в процессе духовно-нравственного воспитания каждого человека, особенно в период дошкольного детства. Однако на современном этапе в условиях поликультурного региона и доминирования в образовательных учреждениях полинациональных групп возрастает значимость приобщения дошкольников к общепринятым нормам межнационального поведения. Именно эта работа должна стать стрежневым элементом и содействовать воспитанию толерантности, интереса к родной и другим культурам, а также уважения к представителям разных этносов.

Межнациональное общение и обогащение опыта межкультурной коммуникации можно организовывать в процессе следующих игр: «Знаток народных пословиц и поговорок» (может быть организован для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по нравственной проблематике); «Страна волшебных слов» (дети отправляются в путешествие для закрепления умений использовать правила культуры поведения во взаимоотношениях со сверстниками в совместной деятельности); «Яблоко воспоминаний» (дошкольники могут поделиться своими воспоминаниями о совершенных ими добрых делах и тем самым нравственно обогатить друг друга); игры-конкурсы («Кто больше знает добрых слов?», «Кто, как и в каких народных сказках по-особому здоровается, прощается, просит извинения?», «Какая просьба самая добрая?», «Какие сказки учат вежливым словам?») содействуют обогащению словаря детей и обогащают представления детей о вербальных средствах демонстрации нравственных качеств и уважительного отношения к окружающим; игры-предположения «Если бы я был волшебником», «Волшебный цветок», «Что было бы, если я…», во время которых используется оценка-предвосхищение возможных последствий, выполняющая опережающую функцию и побуждающая дошкольников к совершению нравственных действий и т. д.

Поскольку в условиях поликультурного региона важно соблюдение диалектического триединства и соотношения между национальным, общероссийским и мировым достоянием важно приобщать детей к общечеловеческим ценностям (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.) как объединяющим различные культуры нравственным основам. С этой целью можно проводить игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки» или «Чудесные превращения», посредством которых дошкольников учат разбираться в плохих и хороших делах, проявлять доброжелательность, отзывчивость и пр. Во время «Путешествия в страну добрых дел» на специальной машине осуществляется поездка и участникам предоставляется возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев из произведений различных этносов и оценить увиденное с точки зрения этических норм.

Следует подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности предполагает поэтапное решение задач взаимодействия участников педагогического процесса и включает 3 этапа: 1) этап накопления первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа при условии активной обучающей роли педагога; 2) этап приобщения к общечеловеческим ценностям как объединяющим различные культуры основам и общепринятым нормам межнационального поведения при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; 3) этап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и деятельности.

Если первый этап предполагает использование игровой деятельности как ведущей формы обучения, то последние два этапа могут быть реализованы при проведении разнообразных режимных моментов. Тем более что современные нормативно-правовые и программно-методические документы [6] ориентируют педагогов на активное использование различных режимных процессов (прием детей, подготовка к прогулке, прогулка и пр.) для реализации комплекса воспитательных задач.

Ежедневно, организуя жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, можно и нужно осуществлять воспитание детей в духе уважения к языку, быту и народным традициям, формирование умения контактировать с людьми разных национальностей, демонстрировать и объяснять значение позитивного сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми во мнениях, внешности или идеях, подчеркивать положительные стороны других людей, не похожих на самого ребенка, показывать ценность толерантных межличностных отношений, а также учить видеть в собеседнике личность и носителя других ценностей, иной логики мышления или других форм поведения, а самое главное проявлять положительное отношение к таким отличиям и пр. Этому способствуют многие методы и приемы прямого и косвенного руководства детской деятельностью. Остановимся лишь на некоторых из них.

Во время приема детей можно использовать игру «Сложные ситуации» (дошкольникам зачитывается фрагмент текста, в котором требуется проявление доброжелательного отношения к другим, а затем детям предлагают оценить поведение участников этой истории и придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться толерантным, добрым и т. д.).

Перед началом какого-либо торжества можно использовать игровое упражнение «Собираемся на праздник», которое содействует воспитанию интереса к национальной одежде и культуры внешнего вида, поскольку нацеливает дошкольников на выбор из предложенных нарядов только тех вещей, которые составляют основу определенных национальных костюмов.

В раздевальной комнате при подготовке к прогулке можно использовать игровое упражнение «Общаемся по правилам». На период выполнения действий по самообслуживанию устанавливаются одно или несколько нравственных и обязательных для всех правил, регламентирующих межнациональное и межличностное общение и поведение участников. Например, с целью воспитания культуры внешнего вида и активизации в речи детей этикетные формул можно провести игру «Обязательно скажи волшебные слова про внешний вид товарища».

Во время организации коллективной или совместной трудовой деятельности можно использовать игру «Эхо» с целью стимулировать стремление детей воспроизведение детьми различных форм просьбы на родном и на русском языках («Будьте добры»; «Я очень тебя прошу»; «Если не трудно»; «Не смогли бы вы???»; «Разрешите, пожалуйста» и др.).

Можно использовать прием «Обмен ролями», когда дети меняются местами и обмениваются игровыми действиями. Это позволяет лучше понять другого, побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию с двух противоположных позиций с позиции человека, который демонтирует толерантное поведение и с позиции человека, по отношению к мнению и взглядам, которого проявили или не проявили терпимое и лояльное отношение.

Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от соблюдения принципов оптимальности и тщательного отбора минимально необходимого и доступного для дошкольников материала, индивидуально-личностной ориентации и максимального учета возможностей и интересов каждого ребенка, гармоничного сочетания разных видов игровой деятельности, систематичности, последовательности и поэтапности народоведческой и краеведческой работы с дошкольниками и т. д.

  • 1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
  • 2. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. 267 с.
  • 3. Карпушина, Л. П., Соколова П. Ю., Кудаева И. А.,. Бабушкина Л. Е. Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды: монография; Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2011. 180 c.
  • 4. Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 5. С. 21−28.
  • 5. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. 160 с.
  • 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
  • 7. Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
  • 8. Серикова Л. А. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в современной системе образования // Перспективы науки. № 10 (25). 2011. С. 311−313.
  • 9. Субботский Е. В. Генезис личности: теория и практика: изд-во «Смысл», 2010. 408 с.
  • 10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1999. 96 с.
  • 11. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М.: Дрофа, 2006. 176 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой