Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование принципов доказательной медицины в системе непрерывного профессионального развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогресс медицины на рубеже ХХ-ХХI веков способствовал тому, что с ростом числа альтернативных методов диагностики и лечения все большую актуальность стала приобретать проблема поиска оптимальных подходов и объективных критериев их эффективности. Наиболее достоверной информацией об эффектах медицинских технологий располагает медицина, основанная на доказательствах (ДМ) — практика, основанная… Читать ещё >

Использование принципов доказательной медицины в системе непрерывного профессионального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогресс медицины на рубеже ХХ-ХХI веков способствовал тому, что с ростом числа альтернативных методов диагностики и лечения все большую актуальность стала приобретать проблема поиска оптимальных подходов и объективных критериев их эффективности. Наиболее достоверной информацией об эффектах медицинских технологий располагает медицина, основанная на доказательствах (ДМ) — практика, основанная на анализе и использовании результатов контролируемых клинических испытаний [1,2,3].

По мнению Sackett D.L. и его соавторов (1996), ДМ представляет собой сознательное, четкое и беспристрастное использование лучших из имеющихся доказанных сведений, интегрированное с клинической практикой, для принятия решения о помощи конкретным больным [2,3].

За рубежом концепция ДМ получила распространение не только среди исследователей в области клинической медицины, но и среди практических врачей. По опросу 1996 г. врачи общей практики в Великобритании до 80% клинических решений принимают в соответствии с принципами доказательной медицины. Профессиональными врачебными ассоциациями и группами экспертов разрабатываются научно-обоснованные клинические рекомендации по определенным проблемам. Фармацевтические компании используют результаты систематических обзоров в качестве аргументов для включения своих препаратов в национальный формуляр.

Достижения ДМ ощутимо влияют на политику в области научных исследований и образования. Многие ведущие медицинские университеты ввели курс клинической эпидемиологии (науку, являющуюся основой концепции доказательной медицины) в обязательную программу в качестве одной из фундаментальных дисциплин. Крупнейшие международные медицинские научные журналы ужесточают требования к публикациям. Ряд изданий, основанных на концепции доказательной медицины («ACP Journal Club», «Evidence-Based Medicine»), публикуют структурированные рефераты лучших, отобранных по специальным критериям статей из наиболее цитируемых медицинских журналов [2,3,4,5].

Таким образом, повседневная практика современного врача любой специальности, научных работников и организаторов здравоохранения возможна только на основе принципиально новых навыков работы с профессиональной информацией.

В этой связи введение в медицинском вузе преподавания основ ДМ как самостоятельного предмета должно позволить обучить поиску достоверной и качественной информации, дифференцировать ее по степени ценности и эффективно использовать в дальнейшей клиничес-кой практике, преподавательской и исследовательской работе. На сегодняшний день, согласно государственному образовательному стандарту на кафедрах медицинских ВУЗов РК уделяется внимание изложению и объяснению сути основ ДМ.

В Карагандинском государственном медицинском университете с 2005 года при кафедре общей врачебной практики с курсами фтизиатрии, психиатрии, акушерства и гинекологии, дерматовенерологии и инфекционных болезней факультете непрерывного профессионального развития ведется преподавание цикла «Основы доказательной медицины», а с 2009 года согласно ГСДО цикл «Вопросы доказательной медицины в практике ВОП» является компонентом по выбору. С 2009 года вопросы доказательной медицины преподается и для других специалистов, как акушеры-гинекологи, фтизиатры, дерматовенерологи и инфекционисты.

Преподавание основ доказательной медицины включает в себя изучение истории ДМ и развитие в РК, ее фундаментальных принципов; целей, классификации, структуры и результатов исследований различных дизайнов, самостоятельную оценку публикаций в различных областях медицины с позиций разбора построения исследования, клинические разборы больных, построенные на принципах доказательной медицины. Слушатели знакомятся с уровнями доказательств в медицине, кодексами GLP, GCP, GMP, построением исследований с уязвимыми категориями населения, понятиями конечных точек, вопросами мониторинга и этическими аспектами клинических исследований. Изучаются подходы к оценке ценности научных публикаций, требования к ним, правила составления систематических обзоров, мета-анализов, клинических рекомендаций, принципы составления формулярной системы, оценка клинических практических руководств с помощью опросника AGREE. Слушатели знакомятся с электронными базами данных, с принципом построения Кокрановской библиотеки и правилами работы с ней, а также с документацией клинических исследований (регистрационные карты, протоколы, образцы информированного согласия, образцы заключений ЛЭК, сообщения о нежелательных явлениях). Цикл обучения завершается зачетом, построенном на самостоятельной оценке дизайна клинического исследования и определении возможного уровня доказанности.

Таким образом, освоение основ доказательной медицины несет целый ряд жизненно необходимых для социума изменений в медицину и клиническую науку, во взаимоотношения пациента с врачом и врача с государством. Решение проблемы освоения принципов ДМ на государственном уровне может быть осуществлено только путем создания и реализации программ систематизированного обучения будущих и нынешних врачей.

медицина клинический доказательный научный.

  • 1. Реброва О. Ю. Анализ цитирования зарубежных публикаций, посвященных контролируемым и рандомизированным клиническим испытаниям, в отечественной медицинской научной литературе. // Межд. Ж. Мед. Практики — 2000 — № 8. — C. 5 — 8.
  • 2. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. /Пер. с англ. — М.: Изд-во «Медиа Сфера», 1998. — 350 с.
  • 3. Cook D.J., Mulrow C.D., Haynes R.B. Systematic reviews: Synthesis of best evidence for clinical decisions. // Ann Intern Med — 1997 — Vol. 126 — P. 376 — 380.
  • 4. Isaacs D., Fitzgerald D. Seven alternatives to evidence based medicine: a questionnaire survey. //BMJ — 1998. — Vol. 316. — P. 361 — 365
  • 5. Mahomed K., Gulmezoglu A.M. Maternal iodine supplements in areas of deficiency (Cochrane Review) // The Cochrane Library — 2000 — Issue 4 — Oxford: Update Software.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой