Понятие стиля педагогической деятельности
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также: Индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — преподавателя, включающих индивидо-типологические, личностные, поведенческие… Читать ещё >
Понятие стиля педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности — это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов. Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — преподавателя.
Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие, по меньшей мере, трех факторов:
- а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — преподавателя, включающих индивидо-типологические, личностные, поведенческие особенности;
- б) особенностей самой деятельности;
- в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т. д.).
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:
- а) с характером взаимодействия;
- б) с характером организации деятельности;
- в) предметно-профессиональной компетентностью учителя;
- г) характером общения.
Согласно В.А. Каи-Калику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:
в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
выборе методов обучения;
подборе средств воспитания,.
стиле педагогического общения;
реагировании на действия, на поступки студентов;
манере поведения;
предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
применении средств психолого-педагогического воздействия на студентов.
С.И. Архангельский рассматривает три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности — 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
рефлексивность-интуитивность.
Аналогично выделяются динамические характеристики.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.