Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Графическое и табличное представление данных позволяет наглядно увидеть основные тенденции и особенности изучаемого параметра. Существуют различные варианты представления данных. Педагог должен уметь составлять различные диаграммы по полученным результатам, чтобы понять, в каком формате результаты лучше всего проявляют свою специфику. При построении графиков и диаграмм важно помнить, что они… Читать ещё >

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогическая диагностика представляет систему методов и средств, позволяющих изучить и оценить эффективность развития психических свойств и личностных характеристик школьника, эффективность педагогической деятельности, учебные достижения школьников, характер и особенности развития ученических коллективов.

Взаимодействие педагога и психолога в школе ориентировано на решение психолого-педагогических и психологических задач. В первом случае характер взаимодействия строится по принципу «от педагога — к психологу»: цели и методы решения задачи принято определять педагогу, а психологом выполняется вспомогательная диагностическая функция, а именно:

  • • первичная психодиагностика;
  • • составление психологического портрета ученика или класса;
  • • формирование рекомендаций и прогнозирование результатов педагогического воздействия;

• вторичная психологическая диагностика, изучающая эффективность выбранных средств и методов педагогического воздействия. Психологические задачи строятся по принципу «от психолога — к педагогу»: необходимость проведения соответствующего исследования инициируется психологом, педагоги выполняют необходимую вспомогательную роль в организации пространства, предоставлении необходимой информации и пр.

Основные этапы психолого-педагогической диагностики

1 этап. Формирование запроса

Психодиагностические процедуры должны отвечать принципам необходимости и достаточности. В рамках учебного процесса существует ряд значимых изменений, которые важно отслеживать, анализировать, и, как следствие, вносить коррективы в образовательную деятельность с учетом полученных результатов. Такие изменения могут фиксироваться как педагогом, так и психологом. Появляется понятие запроса на психодиагностическое обследование, которое представляет собой постановку проблемы и аргументацию необходимости ее исследования и разрешения. В психолого-педагогической диагностике есть определенная система запросов, связанных с типичными проблемами психологического и психолого-педагогического характера. Содержание психодиагностической деятельности практически не зависит от того, кем был сформирован запрос: учителем, родителем, администрацией.

Ниже (табл. 12) мы приводим ориентировочный перечень возможных запросов, сформулированных в образовательном процессе школы. В реальной жизни этот спектр может более широким, с учетом специфики среды, культурного и социального окружения.

Таблица 12

Содержание запросов на проведение психодиагностики от различных субъектов образовательного процесса.

Заказчик.

Содержание запроса.

Педагогические запросы.

  • 1. Диагностика воспитанности (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т. д.).
  • 2. Оценка результатов обученности, тестирование учебных достижений (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень

сформированности основных приемов мышления, владение способалш творческой деятельности и др.).

3. Исследование уровня развития классного (ученического) коллектива (сплоченность, ценностноориентационное единство и др.)

Психологические

запросы

  • 1. Изучение возрастных изменений (диагностика младших подростков, 5 класс; диагностика старших подростков).
  • 2. Изучение адаптации к изменяющимся условиям (1 класс, 5 класс).
  • 3. Профориентационная диагностика (9, 10 классы).
  • 4. Изучение психического и личностного развития школьников (1−4 классы, 9 класс, 11 класс)

Запросы

родителей

  • 1. Исследование индивидуальных особенностей ребенка (проявление одаренности, отклонений в развитии, неравномерного развития и пр.).
  • 2. Диагностика проблем взаимоотношений ребенка (со сверстниками, с педагогами)

Запросы

администрации

школы

  • 1. Изучение эффективности применения новых программ.
  • 2. Исследование показателей развития педагогического коллектива

Содержание запросов, представленных в табл. 12, безусловно, не исчерпывается этим перечнем в непосредственной работе педагога. Здесь представлен лишь минимально необходимый вариант обследований.

2 этап. Обработка и представление полученных данных

Данные, полученные в результате психодиагностического обследования, важно грамотно обработать, чтобы получить объективную картину изучаемого показателя, явления.

Стандартизированные психологические методики содержат необходимые комментарии по их обработке. При необходимости такую процедуру может выполнить и сам педагог, но лучше обратиться к психологу за составлением полной и максимально точной картины проведенного обследования.

Существует ряд методик, которые изучают больше психологопедагогические явления и понятия. Такую диагностику педагог должен уметь обработать самостоятельно, поскольку содержание отдельных показателей более понятны ему, чем психологу. Педагогу необходимо уметь производить следующие вычисления по полученным данным:

  • • средние значения по обследованным показателям;
  • • уровень выраженности показателя (норма, высокие и низкие значения);
  • • процентное распределение уровней выраженности показателя по группам (например, процент высокого, среднего, низкого уровня в группе девочек и группе мальчиков).

Результаты, полученные в ходе проведения диагностики, лучше заносить в таблицы, формата MS Excel. В таком формате легко высчитывать средние значения, выполнять любые математические операции с данными. В таблицу не заносятся фамилии и имена испытуемых, это нарушает принцип конфиденциальности информации. Каждый участник шифруется конкретным идентификатором (числовым, буквенным).

Ю. Пример таблицы с основными данными.

Рис. Ю. Пример таблицы с основными данными Представление полученных результатов обработки первичных данных предполагает обдумывание того, с чем мы имеем дело. Важно понять, на какие группы нужно поделить всю выборку испытуемых: на мальчиков и девочек, по возрасту, по социальной принадлежности и пр.

Например, исследование образа «Я» младшего школьника предполагало анализ ответов на вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Что я умею?», «Чем люблю заниматься?», «Какие книги читаю/смотрю мультфильмы?», «Кто мой любимый герой?», «На кого хочу быть похожим в будущем?», «Что думают обо мне другие?». Следовательно, по каждому ответу можно получить несколько сравнительных диаграмм, отражающих интересы и содержание образа «Я» младшего школьника.

Пример таблицы по исследованию образа «Я» младшего школьника.

Рис. 11. Пример таблицы по исследованию образа «Я» младшего школьника.

Графическое и табличное представление данных позволяет наглядно увидеть основные тенденции и особенности изучаемого параметра. Существуют различные варианты представления данных. Педагог должен уметь составлять различные диаграммы по полученным результатам, чтобы понять, в каком формате результаты лучше всего проявляют свою специфику. При построении графиков и диаграмм важно помнить, что они должны иметь четкое и точное название, подписи данных, хорошо восприниматься различной аудиторией — родителями на собрании или участниками научных конференций.

Результаты обработки данных, представленных в виде диаграммы, могут выглядеть следующим образом.

Гендерный анализ интересов младших школьников.

Рис. 12. Гендерный анализ интересов младших школьников.

В случае, когда педагог изучает много параметров, чтобы сформировать общую картину, можно обратиться к составлению профилей. Здесь важно лишь, чтобы измерительные шкалы совпадали. Тогда можно выстраивать наглядно соотнесение комплекса параметров у разных групп (возрастных, гендерных, социальных или культурных).

Профили позволяют видеть в системе наиболее слабые «зоны» и ресурсы изучаемого явления, выстраивать адресно программу коррекции или развития качеств, свойств, способностей. Подобный профиль может формироваться в случае, если мы имеем два набора данных: на начало определенного периода и на конец; когда педагог хочет проверить эффективность применения конкретных методов, форм, программ, выяснить результативность проведенной работы.

Вариант соотнесения профилей представлен ниже для образца.

Структура образа «Я» детей старшего дошкольного возраста в 2004 и 2017 гг.

Рис. 13. Структура образа «Я» детей старшего дошкольного возраста в 2004 и 2017 гг.

3 этап. Анализ и интерпретация полученных результатов

На данном этапе вся работа заключается в осмыслении полученных результатов и их объяснении. Необходимо перевести психодиагностическую информацию на язык реальной практики. Психологу приходится адаптировать для заказчика основную терминологию, поясняя, что означает «высокий уровень тревожности», плохо это или хорошо, как это выглядит в реальности, к чему может привести.

Педагог также адаптирует основные характеристики к реальному учебному процессу и определяет значение полученных результатов для использования их в дальнейшей практике. Можно ориентироваться на простой вопрос, когда педагог получил некие результаты, обработал их и даже представил графически. Вопрос: «И что дальше? Что с этим делать?», — позволяет выйти на конкретные рекомендации по использованию психодиагностических результатов. Никакая диагностика не совершается ради самой себя. Любые полученные данные нам нужны для чего-то. Важно увидеть их способность реально отражать действительность и то, как эту действительность можно изменить, если мы владеем полученной информацией.

Интерпретация требует от педагога способности и готовности к серьезной аналитической деятельности. Однако ее результаты дадут основу для выстраивания своей деятельности высокопрофессионально.

4 этап. Формирование рекомендаций по результатам исследования

Формулирование рекомендаций происходит из соотнесения сделанных выводов по проведенному исследованию, имеющегося практического опыта у педагога, а также известного опыта других учителей и теоретических наработок в данной области.

Работа над рекомендациями отчасти является индивидуальным творчеством педагога: от того, как и куда он решит применить полученные данные, как определит траекторию дальнейшего управления образовательным процессом, зависит результат деятельности. Здесь важно учесть все знания, но опираться прежде всего на индивидуальный стиль и собственный уникальный опыт.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой