Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сначала находят в предложениях прилагательное, отвечающее на вопрос изучаемого падежа, выделяют окончание и соотносят его с окончанием вопроса: если в окончании вопроса есть буква о, то в окончании имени прилагательного могут быть буквы о, е (какого? — веселого, синего; какой? — веселой, синей)-, если в окончании вопроса буква и, то в окончании имени прилагательного могут быть буквы и, ы (каким… Читать ещё >

Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Орфографическая задача выбора буквенного обозначения окончаний имен прилагательных имеет тот же путь решения, но предполагает выполнение иных операций. Рассмотрим последовательность их осуществления на конкретном примере.

Дается предложение: Котенок казался пушист… комочком.

План действий.

1. Найти существительное, к которому относится это прилагатель;

X-1.

" х ное: пушист… комочком.

  • 2. Поставить к прилагательному вопрос: комочком — каким?
  • 3. Выбрать вариант окончания (в данном случае -ым или -им: пушистым или пушистим, правильно — пушистым).

Умения осуществлять первые два действия должны быть сформированы в период между знакомством учеников с грамматическим значением слов в I классе и началом изучения темы «Склонение имен прилагательных» по учебнику. Это достаточно длительный отрезок времени, чтобы довести названные умения до уровня навыка.

Изучая тему «Склонение имен прилагательных», дети усваивают две главные особенности: возможность использовать вопрос в роли проверочного слова и вариативность гласных в падежных окончаниях: ы — и, у — ю, о — е. Для закрепления этого учитель организует наблюдение падежных форм имени прилагательного и соответствующего набора окончаний. При отработке каждой падежной формы ученики:

  • — сначала находят в предложениях прилагательное, отвечающее на вопрос изучаемого падежа, выделяют окончание и соотносят его с окончанием вопроса: если в окончании вопроса есть буква о, то в окончании имени прилагательного могут быть буквы о, е (какого? — веселого, синего; какой? — веселой, синей)-, если в окончании вопроса буква и, то в окончании имени прилагательного могут быть буквы и, ы (каким? — веселым, синим), если у — то у или ю (какую? — веселую, синюю);
  • — хорошо усвоив вариативность окончаний изучаемого падежа, заносят результаты наблюдений в соответствующую графу таблицы «Склонение имен прилагательных» (табл. 15);
  • — затем выполняют серию тренировочных упражнений.

Вся работа проводится в группах, чтобы ни один ребенок не оставался наедине со своими трудностями.

При выполнении упражнений на определение безударного окончания учитель помогает ученикам составить и записать план предстоящих действий.

Таблица 15

Склонение имен прилагательных.

Падеж.

Единственное число.

Множественное число какие?

Женский род какая?

Мужской род какой?

Средний род какое?

Им.

большая |.

большой

большое

большие

средняя I.

сестра

средний

слон

среднее

У крыло

серые

j глаза

серый

J.

Род.

какой?

-ой

какого?

-ого

какого?

-ого

каких?

-их

-ей

-его

-его

-ых

Дат.

какой?

-ой

какому?

-ому

какому?

-ому

каким?

-им

-ей

-ему

-ему

-ым

Вин.

какую?

-ую

какого?

-ого,

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие,

-юю

какой?

-его

каких?

-ые

-ой,

-их,

-ый,

-ых

-ий

Твор.

какой?

-ой

каким?

-ым

каким?

-ым

какими?

-ими

-ей

-им

-им

-ыми

Окончание табл. 15

Склонение имен прилагательных.

Падеж.

Единственное число.

Множествен;

Женский род какая?

Мужской род какой?

Средний род какое?

ное число какие?

Предл.

о какой?

-ой

о каком?

-ОМ

о каком?

-ОМ

о каких?

-их

-ей

-ем

-ем

-ых

Устный план

Запись на доске (в тетради)

1. Находим имя существительное, с которым связано прилагательное.

1.

Прил. + сущ.

2. Ставим вопрос от существительного к прилагательному.

2.

><: 1 сущ. прил.

3. Вставляем в прилагательное сначала окончание вопроса, затем его же вариант с другой буквой (.верхнее, верхнее) и выбираем нужное.

3.

Буквы о или е? ы или и? у или ю?

4. Вписываем окончание.

4.

X.

В тетрадях слабых учеников план действий может быть обозначен следующим образом:

Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Ученики, обладающие более высоким уровнем обучаемости, могут делать сокращенную запись, при которой выбор варианта окончания осуществляется устно:

Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Нередко в учебнике даны упражнения, в которых ученикам предлагается одновременно решать несколько задач, например: вставить окончания разных частей речи (Окно верхи., комнаты выходил., на площадь) или проверить другие орфограммы (Окно верхи., коми. ты выходило на площадь). Этот вариант не желателен при работе не только с детьми группы риска, но и вообще в начальном звене обучения. Он создает излишнее, иногда очень значительное нервное напряжение, обусловленное трудностью чтения и понимания слов с пропусками, невозможностью быстрого переключения с одной орфограммы на другую, необходимостью вспомнить нужные действия проверки. Следует избегать таких комплексных упражнений и использовать материал с одной орфографической задачей. И только в конце этапа закрепления, когда ученики в достаточной степени усвоят изучаемую орфограмму, можно ввести еще одну (не более!) орфографическую задачу, обязательно связанную с изучаемой какими-то отношениями. Например, это могут быть безударные гласные в корне и в окончании, парные согласные и безударные гласные в корне и т. п. Цель введения второй орфографической задачи — дифференциация орфограмм и способов их проверки.

Если в учебнике, по которому работает учитель, встречаются упражнения с несколькими орфографическими задачами, то перед их выполнением следует провести определенную подготовительную работу и научить детей планировать свои действия. Сначала надо распознать все орфограммы, затем выстроить их в последовательности выполнения и составить план решения первой орфографической задачи, выполнить его, потом составить план для решения второй задачи и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой