Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы управления развитием УДОД

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация принципа фасилитации на уровне организации деятельности детского коллектива тесно связана с социально-педагогическим сопровождением детей в УДОД и приобретает особое значение в связи с построением образовательной деятельности на основе социального заказа. Мы рассматриваем социально-педагогическое сопровождение как процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий… Читать ещё >

Принципы управления развитием УДОД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Категория «принцип» рассматривается как основное начало, на котором построено что-нибудь (научная система, теория, политика, закон, основное положение о чем-нибудь)[1]. Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Они рассматриваются как общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития, правила, которым следуют руководители в реализации управления. Автор первых принципов управления — А. Файоль. Они были разработаны в 1920;е годы на основе школы научного менеджмента и классической административной школы управления и с успехом использовались в течение многих десятков лет.

В последние годы формируется новая парадигма управления, в основе которой лежат такие принципы, как лояльность к работающим, ответственность — обязательное условие успешного управления, коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали, атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих, своевременная реакция на изменения в окружающей среде, честное отношение и доверие к людям, этика бизнеса и др.

Среди исследований принципов управления УДОД можно выделить несколько авторских позиций. Н. Ф. Родионова предлагает систему принципов обновления дополнительного образования детей, состоящую из трех групп. В первую группу — стратегических принципов — входят принципы развития, гуманизации и демократизации образования. Вторую группу Н. Ф. Родионова назвала ценностно-ориентационной. К ней относятся принципы жизнесообразности, культуросообразности, природосообразности и социосообразности. В третью группу — конструкторско-технологическую — входят принципы дифференциации и диверсификации образования[2].

Л. Г. Логинова считает, что развитие дополнительного образования детей опирается на два основных принципа: приверженность традициям внешкольного образования и эволюционность преобразований[3].

Вместе с тем, принципы, предложенные выше, скорее относятся к содержанию дополнительного образования, а не к его организации, тем более управлению учреждением дополнительного образования детей.

Опираясь на развитие науки управления, опыт управления образовательными учреждениями, анализ деятельности УДОД как объекта управления, описанные выше закономерности управления и анализ общих принципов управления им (эволюционного развития, научности, системности, гуманизма и нравственности, экономичности и эффективности), мы выявили особенные принципы управления развитием УДОД.

Особенные принципы управления УДОД — основное начало, на котором строится особая система управления учреждением дополнительного образования детей в период модернизации образования, перехода в новый статус образовательного учреждения. Особенные принципы управления развитием определяют требования к системе, структуре, процессу и механизмам управления.

Мы определили следующие особенные принципы управления развитием современного УДОД: диверсификации, фасилитации, амбивалентности, сотрудничества, технологичности.

Принцип диверсификации — создание более гибкой системы образования, способной чутко реагировать на любые изменения во внешней среде учреждения. Смысловая доминанта слова «диверсификация» — разнообразие, многообразие. Диверсификация есть один из способов разрешения противоречия между провозглашением свободы выбора личностью вида деятельности или образовательной траектории и реальными условиями для его осуществления.

Основой для введения этого принципа в управление УДОД является зависимость его деятельности от социального заказа, в отличие от других типов образовательных учреждений, работающих на реализацию государственного стандарта. Кроме того, деятельность УДОД характеризуется разнообразием: возрастов (от дошкольников до студентов), способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и других) и особенностей (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, социальными проблемами) детей, направленностей деятельности (художественной, спортивно-технической, эколого-биологической, социально-педагогической и других), типов и видов дополнительных образовательных программ (учебных, воспитательных, образовательных, социально-педагогических, досуговых и других), форм образовательных объединений (кружок, клуб, школа, студия, мастерская, лаборатория и другие), видов УДОД (дворец, дом, центр, клуб, парк, студия и др.).

Анализ практики деятельности УДОД показывает, что принцип диверсификации может быть успешно реализован в управлении развитием УДОД при следующих условиях:

  • • обеспечении разнообразия целей деятельности, в основе которых лежат социальный заказ и потребности детей, являющихся потенциальными воспитанниками этого УДОД, и свободы выбора ребенком индивидуального образовательного маршрута;
  • • структурном многообразии образовательной системы. УДОД — это один из немногих типов образовательных учреждений в системе образования, имеющих в своей структуре подразделения (отделы, школы, клубы, студии и т. д.), которые создаются или закрываются учреждением самостоятельно, в соответствии с заказом на деятельность. Кроме того, в штат УДОД могут вводиться разнообразные должности, в том числе и непедагогические (программисты, костюмеры, звукооператоры и др.). Более того, для гибкого реагирования на изменение заказа в структуре УДОД появляются проектные и матричные структуры (творческие, сквозные, временные группы и бригады), которые также обеспечивают разнообразие деятельности;
  • • обеспечении разнообразия содержания и форм организации деятельности. Поскольку потенциальных заказчиков на деятельность УДОД может быть много, необходимо разнообразие содержания, обеспечивающее готовность УДОД работать с разными заказчиками и гибко реагировать на изменение заказа. Это может быть достигнуто за счет разнообразия программ (образовательных, социально-педагогических, досуговых), форм и методов работы и т. д.;
  • • перестройки педагогических технологий дополнительного образования детей с учетом диверсификации содержания и уровней освоения образовательной программы ребенком: от ознакомительного до профессионального.

Реализация принципа диверсификации в управлении УДОД дает возможность решать разнообразные проблемы на разных уровнях: на уровне детей — свободно выбирать виды деятельности и выстраивать индивидуальные образовательные траектории; на уровне педагогов — конструировать педагогический процесс, выбирать формы, методы, технологии работы, создавать авторские модели педагогической деятельности; на уровне учреждения — повышать конкурентоспособность, востребованность, значимость для заказчиков.

Реализация принципа диверсификации предполагает активное использование механизма обратной связи. Руководитель должен владеть многообразием форм деятельности, вести постоянный мониторинг результатов деятельности, привлекая к этой работе весь педагогический коллектив. Кроме того, необходимо отслеживать удовлетворению ность педагогов, детей и родителей деятельностью в целом и стилем, методами, результатами управления УДОД.

Принцип фасилитации. Фасилитация (производное от англ, facilitate — облегчать, помогать, способствовать) сегодня рассматривается в психологическом, социальном, педагогическом и управленческом аспектах.

В психологии она применяется для повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Социальная фасилитация — феномен, связанный с взаимодействием людей. На активность индивида при выполнении того или иного задания, как правило, благоприятно влияет присутствие других людей, вовлеченных в ту же деятельность. В основе данного феномена лежит тот факт, что поведение одного человека влияет на поведение другого. В педагогике фасилитации рассматривается как развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, ресурсами, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. В управленческой деятельности фасилитация используется для развития навыков персонала в межличностном взаимодействии, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки.

Реализация принципа фасилитации в управлении развитием УДОД детерминирована личностно-ориентированным характером организации дополнительного образования, предполагает признание приоритета развивающейся личности ребенка и педагога перед всеми другими задачами и определяет направленность управленческой деятельности на поддержку и удовлетворение потребностей детей и педагогов. Поэтому реализацию принципа фасилитации можно рассматривать на уровнях организации деятельности детского и педагогического коллективов УДОД.

Реализация принципа фасилитации на уровне организации деятельности детского коллектива тесно связана с социально-педагогическим сопровождением детей в УДОД и приобретает особое значение в связи с построением образовательной деятельности на основе социального заказа. Мы рассматриваем социально-педагогическое сопровождение как процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий, помогающих ребенку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Изучение опыта социально-педагогического сопровождения детей в УДОД указывает на то, что оно включает в себя педагогическую помощь и поддержку, а также направлено на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникациями и жизненным самоопределением. Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано, даже если педагог работает с группой детей. Особое значение имеет социально-педагогическое сопровождение в ситуациях социального выбора. Управление процессом педагогической поддержки состоит в поддержании, стимулировании, развитии позитивной активности, инициативы, социального творчества, действительной самостоятельности детей, едва ли не в первую очередь — в предоставлении права и возможности выбора и принятия инициативных решений. Процесс педагогического сопровождения всегда носит личностный характер и во многом детерминирован особенностями личности педагога.

Определение принципа фасилитации как особенного в управлении педагогическим коллективом УДОД обусловлено его спецификой: наличием творческих, ярких личностей; свободой в определении целей, содержания, форм организации педагогической деятельности; стилем сотрудничества и сотворчества и др. Реализация принципа фасилитации на уровне управления педагогическим коллективом УДОД предполагает обращение к личному опыту педагогов, обеспечение их активности; создание условий для взаимообогащения опытом других педагогов и возможности использовать новый опыт; организацию творческой деятельности, позволяющей обеспечить развитие личности педагогов и шлифовку их мастерства, обеспечение многообразия точек зрения и взаимопонимания членов педагогического коллектива.

Проведенный нами анализ опыта позволяет нам сделать вывод о том, что принцип фасилитации в управлении УДОД определяется потребностями и интересами детей и их родителей, а технологии его реализации — возможностями педагогов и учреждения. Задача руководителя, определяемая принципом фасилитации, — создавать условия для расширения возможностей учреждения в организации поддержки детей и педагогов. При этом важно учитывать готовность ребенка и педагога принимать поддержку, а следовательно, необходимо такую готовность развивать. Реализация принципа фасилитации предполагает, с одной стороны, интеграцию членов педагогического и детского коллективов, интеграцию условий УДОД для расширения возможностей помощи и поддержки. С другой стороны — вариативность деятельности, позволяющей обеспечить адресность, индивидуальность этой поддержки.

Принцип амбивалентности. Амбивалентность (греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом («Новейший философский словарь»). Такими импульсами в нашем подходе являются интеграция и дезинтеграция, вариативность и инвариантность.

В современном УДОД, характеризующемся многонаправленностью деятельности, разнообразием структурных элементов и должностей, интеграция является результатом сознательных усилий управленцев.

Интеграция позволяет выработать единую стратегию УДОД в условиях разных профессиональных и личных интересов участников образовательного процесса, разных направлений деятельности (спорт и искусство, техника и экология и т. д.), устранение конфликтов интересов, ресурсов и т. д. Каждый из элементов системы деятельности УДОД имеет свойства интегрированности, то есть внутренние взаимосвязи. Например, социальный заказ поступает от разных заказчиков, удовлетворить который можно, интегрировав его, например, по категории заказчиков или заказа и т. д. (например, заказ на новогодний праздник для детей разных организаций или на массовое дело для разных школ). Дополнительное образование может осуществляться через интеграцию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации и т. д. Кроме того, интегративность означает обеспечение определенного уровня интегративного взгляда на человека, интеграции внутренней среды организации, сбалансированности разнонаправленных усилий ее различных подсистем и элементов, что обеспечивает поддержание целостности системы и синергетический эффект. Именно этими видами деятельности следует управлять, чтобы улучшить качество дополнительного образования и эффективность деятельности УДОД. Необходимость усиления интегративного взгляда на человека обусловлена отсутствием стандарта на дополнительное образование детей и правом учреждения самостоятельно разрабатывать программы своей деятельности. Управление развитием УДОД можно рассматривать не только в аспекте внутренней, но и внешней интеграции: организация взаимодействия в социуме — нахождение места в системе образования и за ее пределами, обеспечение партнерских связей — координация партнеров разных образовательных объединений и др.

Вместе с тем, наряду с интегративными процессами в УДОД наблюдаются процессы дезинтеграции. На уровне детей дезинтеграция проявляется в личностно-детерминированном и личностно-ориентированном подходе к организации дополнительного образования. Каждый ребенок выдвигает свой заказ, выстраивает свой образовательный маршрут. Педагоги выступают не только как члены единого коллектива, но и как личности со всеми мотивами, потребностями, возможностями, целями, переживаниями, которые они испытывают в процессе деятельности. Работа педагога дополнительного образования часто связана не просто с трудом, а с любимым делом жизни. На уровне учреждения дезинтеграция проявляется в стремлении каждого УДОД приобрести свое «лицо», востребованность, конкурентоспособность.

Актуальность дезинтеграции подтверждается наличием вариативности, которая обусловлена следующими особенностями управления УДОД: свободой выбора ребенком вида деятельности, дополнительной образовательной программы, педагога; разновозрастным составом обучающихся; личностно-ориентированным способом организации образовательного процесса. Реализация вариативности в УДОД есть юз один из способов разрешения противоречия между существующим разнообразным социальным заказом и обеспечением права детей, родителей, педагогов на выбор вариантов деятельности для реализации этого заказа. Организация работы с разновозрастным коллективом с позиции вариативности характеризуется следующими особенностями: глубоким знанием педагога индивидуальных особенностей и интересов ребенка, разнообразных технологий дополнительного образования, использованием специального оборудования и дидактических материалов. Значительным резервом для роста вариативности деятельности УДОД располагает образовательный процесс, а в частности, применение личностно-ориентированных технологий. Эффективность этих технологий зависит от уровня субъективности обучаемых, от возможностей личности определять индивидуальные цели и смысл учения, выбирать различные варианты способов деятельности, уровень содержания, форм сотрудничества, открытости контроля и использования различных методов оценивания. Вариативность предусматривает учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника и работающего. Ее необходимость возникает потому, что в УДОД деятельность педагогов достаточно разрозненна, часто в одном профиле деятельности работает один педагог. Их профессиональное общение в связи с этим ограничено. Поэтому руководитель должен стараться вникать в мир каждого педагога, его стиль работы, в особенности характера и поведения. Индивидуальный подход должен опираться на глубокое изучение системы работы педагога и его личности.

Вместе с тем, вариативность в педагогике невозможна без инвариантности. Педагог при разработке дополнительной образовательной программы рассматривает ребенка во всех аспектах личности и стремится реализовать все возможные образовательные цели. Но, вместе с тем, он рассматривает сначала объем необходимых знаний, умений и навыков (инвариант), которые должен освоить ребенок по направлению деятельности; какие черты характера он может воспитать или какие сферы личности ребенка развить в освоении этого направления. Инвариантная часть деятельности на уровне педагога определяется квалификационными характеристиками должности, а на уровне учреждения — требованиями типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Следовательно, в управлении развитием УДОД необходимо рассматривать инвариантную и вариативную составляющие его деятельности.

Таким образом, для реализации принципа амбивалентности необходимо строить отношения с подчиненными не только как должностное лицо с коллективом, но как человек с человеком, вникать в личную жизнь сотрудников, создавать условия для труда и неформального общения. Руководитель должен помогать педагогу укреплять профессиональные качества, повышать профессиональное мастерство, вселять в него профессиональную уверенность. Это станет возможным при организации совместного поиска, индивидуальном стимулировании деятельности, корректировке временных эмоциональных состояний, выборе руководителем видов управленческого воздействия на отдельного работника в соответствии с индивидуальными особенностями его личности. Основной механизм реализации принципа амбивалентности — постоянная координация разнонаправленных усилий руководителя для обеспечения, с одной стороны, взаимодействия детей и педагогов, вариантов интеграции внутри и вне учреждения, с другой стороны — для сохранения индивидуальности, неповторимости, узнаваемости УДОД, отличия от других, выстраивания уникальных вариантов педагогической деятельности, индивидуальных образовательных маршрутов детей.

Принцип сотрудничества. Это один из системных принципов эффективного функционирования организации и обеспечения внутри нее социального порядка, сформулированный представителями школы социальных систем. В соответствии с этим принципом управленцу предписывается сосредоточить внимание на обеспечении соответствия (согласия) между типом организационного контроля (степень его жесткости и фрагментарности), с одной стороны, и уровнем развития персонала (его готовность к сотрудничеству, достижению общеорганизационных целей, самостоятельной работе, профессионализм, мотивация деятельности), с другой.

Для управления развитием УДОД этот принцип является особенным по ряду причин. Во-первых, модернизация деятельности этого типа учреждения, переход в новый статус требуют согласованного участия всех членов коллектива, обеспечивающего эффективное функционирование и выживание учреждения. Исторический анализ показал, что те УДОД, коллективы которых не смогли консолидироваться в трудный переходный период, были закрыты или объединены с другими. Во-вторых, в условиях отсутствия стандартов на дополнительное образование и типовых образовательных программ инициатива в разработке дополнительных образовательных программ должна принадлежать педагогическим работникам, поэтому управленец должен ориентироваться на ослабление жесткости программирования и контроля за этим процессом, повышать способность работников к самоорганизации в достижении педагогических целей, обеспечивать рост его квалификации и готовность к сотрудничеству. В-третьих, создание новых форм образовательных объединений, структурных подразделений также требует повышения их автономии. Некоторые структурные подразделения многопрофильных УДОД по своему объему и задачам деятельности соответствуют однопрофильным УДОД (спортивные клубы, музыкальные студии и другие структурные подразделения).

Реализация этого принципа предполагает построение субъектносубъектных отношений. В системе дополнительного образования субъектно-субъектные отношения изначально лежат в основе организации педагогической деятельности, так как ребенок имеет право выбирать педагога, а педагог стремится быть уважаемым и значимым для него.

Если дети уйдут от педагога, образовательное объединение будет закрыто. Сотрудничество пронизывает все отношения в организации дополнительного образования детей. Поэтому необходимо считаться с человеком (педагогом и ребенком) как активным фактором, который влияет на сам факт существования образовательного объединения и самого УДОД. Для того чтобы реализовать этот принцип, необходимо знать и учитывать личные качества педагогов, ценить в них гуманное отношение к ребенку, компетентность, инициативу, ответственность; создавать систему трудовых зависимостей между педагогами, рабочую высокопродуктивную атмосферу в учреждении. Кроме того, необходимо бережно относиться к проявлению целесообразной педагогической инициативы, заботиться о благоприятном психологическом климате в коллективе.

Коллективная работа должна вестись в основном вокруг идей и приоритетов деятельности. Идеи обновления только тогда становятся инструментом преобразования деятельности, когда они восприняты педагогическим коллективом и разработаны организационно. Реализации этого принципа могут способствовать такие формы работы, как малый педагогический совет, педагогические мастерские и лаборатории, временные и постоянные профессиональные и общественные формирования: советы, комиссии, творческие группы, временные научноисследовательские коллективы. Организация коллективной работы вокруг приоритетных идей дополнительного образования позволит обеспечить присвоение этих идей членами коллектива, найти пути их реализации и определить место каждого, кто хотел бы в реализации идей участвовать. Принцип обеспечения согласия и сотрудничества предполагает интеграцию членов педагогического коллектива в достижении целей деятельности УДОД, нахождение вариантов сотрудничества, взаимопонимания. В построении системы управления в этом случае смещается акцент с жесткого контроля на делегирование полномочий, поддержание инициатив, предоставление свободы творчества. Особую значимость приобретают социальнопсихологические функции управления — организация взаимодействия, сплочение коллектива, мотивация деятельности.

Принцип технологичности. Анализ предыдущих принципов управления УДОД позволил сделать нам вывод о том, что эффективность его деятельности будет зависеть от уровня технологической культуры руководителя. Он должен уметь разрабатывать комплекс интегрированных, инновационных управленческих технологий, который был бы достаточен для достижения успешности организации. Реализация принципа технологичности является особенным для управления развитием современного УДОД по ряду причин. Во-первых, в современной науке недостаточно разработаны подходы к управлению этим типом образовательного учреждения, в том числе и на технологическим уровне. Во-вторых, многообразие, разнообразие деятельности и структуры УДОД требует применения разнообразных технологий управления, повышающих его управляемость. В-третьих, деятельность УДОД отличается особыми образовательными технологиями, основанными на свободе выбора детей и педагогов, творчестве, социальной направленности деятельности и т. д., что вносит свои особенности в технологии управления данным типом образовательного учреждения и др.

Современное управление осуществляется за счет включения людей в обеспечение развития учреждения, усиление социально-психологических функций управления: организации взаимодействия в коллективе, сплочения коллектива, совершенствования профессионализма кадров, стимулирования деятельности. Результативность развития организации в значительной степени зависит от компетентности и зрелости педагогического коллектива. Поэтому поддержка профессионализма — это один из важнейших механизмов управления развитием УДОД. Он может осуществляться через создание многоуровневой системы повышения профессионального мастерства педагогов, в которую должны войти внутренняя система подготовки кадров и внешняя деятельность по повышению их профессионального мастерства. Во внутреннюю систему подготовки кадров могут войти активные технологии коллективной продуктивной работы, которые позволяют разрабатывать пути развития и при этом занимать педагогу активную позицию. Это такие формы, как временные научно-исследовательские коллективы, педагогические мастерские и лаборатории, методические объединения, творческие группы по разработке разных проблем дополнительного образования, семинары, «круглые столы», педагогические чтения, малые педагогические советы и т. д. Внешняя деятельность учреждения по повышению педагогического мастерства не должна включать в себя только участие в конференциях и семинарах других учреждений и регионов. Здесь важно также занять собственную активную позицию, пропагандировать собственную деятельность, делиться опытом, сверять свои позиции.

Поддержка профессионализма тесно связана с таким управленческим механизмом, как стимулирование деятельности, в том числе педагогических инноваций. Для того чтобы программа развития учреждения работала, приоритетные направления развития, внутренние педагогические инновации должны стать основой системы стимулирования в учреждении. При этом должны быть задействованы все возможные технологии стимулирования: стимулирование через оплату труда (доплаты, надбавки, премирование, возможность совмещения должностей, повышения категорийности и т. д.); стимулирование через социальные программы (лечение и отдых за счет учреждения, возможность получения материальной помощи, представление на награды разного уровня и т. д.); создание системы нетрадиционных форм стимулирования в учреждении (например, смотры-конкурсы, выделение грантов на развитие, выдача личных сертификатов и т. д.).

Действенным механизмом развития учреждения могут стать технологии расширения субъектов управления УДОД. Для управления учреждением должны привлекаться педагоги, родители и дети. Для этого могут создаваться органы самоуправления — советы, группы, комиссии и другие формы. Может быть (по необходимости) организована работа по совершенствованию деятельности педагогических советов, делегирование полномочий. И, конечно, важно развитие педагогического уровня управления, то есть совершенствование деятельности педагога по управлению собственным педагогическим процессом.

Таким образом, реализация предлагаемого нами интегративновариативного подхода к управлению, а также принципов управления позволит обеспечить развитие УДОД как особого типа образовательного учреждения в системе образования России.

  • [1] Большой словарь иностранных слов: электронная версия. М.: ЭТС, 2003.
  • [2] Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. Г. С. Усыскин. СПб.: Санкт-Петербургский ГДТЮ, 1995. С. 24—26.
  • [3] Логинова Л. Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: сборник научно-методических и инструктивных материалов.М.: АРКТИ, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой