Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное воспитание дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью, дети 6−8 летнего возраста не могут удержать свое внимание на одном предмете более 7−10 минут, поэтому необходима частая смена деятельности во время занятий; Каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера; Работая над проблемой… Читать ещё >

Нравственное воспитание дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, отмечает Л. И. Божович, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

  • — склонность к игре, где в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение, учиться соблюдать правила, считаться с другими, получает уроки справедливости, ответственности, честности, правдивости, самостоятельности;
  • — невозможность долго заниматься монотонной деятельностью, дети 6−8 летнего возраста не могут удержать свое внимание на одном предмете более 7−10 минут, поэтому необходима частая смена деятельности во время занятий;
  • — недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;
  • — существующие противоречия между знанием, как нужно и практическим применением;
  • — неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.

По этому поводу В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, в формировании общечеловеческих норм нравственности. В младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». [221;161−165]. Нравственное воспитание, по мнению А. А. Гусейнова, определяет реальные общественные отношения, которые в сознании человека отражаются в виде оценочных шаблонов и правил поведения. Нравственное воспитание всегда зависит от тех ценностей, которые транслируются в общество, они объединяют процесс воспитания и обучения, обуславливают формулировку правил, регулирующих отношения между людьми. В этом общении личность получает нравственную практику, которая соответствует его нравственным смыслам, ценностным значениям и правилам, которые великие просветители называли «золотое правило нравственности» (П. Кропоткин, В. Ключевский, Х. Томасиус и др.).

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как показывает анализ исследований с четырьмя положениями:

  • 1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • 2. Каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера;

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку Знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.

Перед образовательным учреждением ставиться задача подготовки ответственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В этом понимании решение задач обучения должно обеспечивать воспитание устойчивых нравственных свойств личности первоклассника.

Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. По мнению А. В. Зосимовского, дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию. В исследовании А. В. Зосимовского отмечалось, что моральная направленность личности, выраженная в силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей, побуждает учащегося к проявлению устойчивой способности к самостоятельному (свободному) нравственно-должному поведению в обычных условиях.

Нравственные ценности в личности младшего школьника осознаются присваиваются и переводятся в личностные смыслы или в разнообразные виды собственной, творческой деятельности. П. П. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. «Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий» В работах Е. В. Бондаревской, Т. И. Власовой, С. В. Кульневич, и др. отмечается совокупность условий облегчающих воспитание таких качеств как:

  • · Социальные — гражданственность, законопослушание, уровень общественной активности и зрелости, выполнение общественного долга и т. д.;
  • · Нравственные — патриотизм, культура межнациональных отношений, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, честь и личное достоинство и т. д.;
  • · Эстетические — чувства прекрасного, увлеченность различными видами искусства и степень их понимания, творческо-эстетические способности и т. д.;
  • · Здоровье сберегающие — здоровый образ жизни, экологическая подготовленность и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой