Введение.
Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции… Читать ещё >
Введение. Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом.
" Дидактика сейчас уже не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни важна была эта область — писал Л. В. Занков. — Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии школьников. Следовательно, нужно изыскать новые принципы, правила, требования, которые соответствовали бы этой задаче…" .
Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации. В любой деятельности, в учебной в том числе, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать качественный результат исполнения.
Учебная деятельность — специфический вид активности ребенка, направленный на познание окружающего мира.
Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание и понимание такого аспекта обучения как, мотивация учебной деятельности и пути ее формирования.
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Как показывают исследования, при традиционной системе обучения существенных изменений мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов не происходит. Если у ученика нет побуждающих к деятельности мотивов, то деятельность не принесет результатов.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом. Мотивы не всегда осознаются учителями и обучающимися.
Истинный источник мотивации школьника находится в нём самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.
В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков.
Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.C. Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний». И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.
Недостаточное внимание школы к воспитанию мотивации объясняется и неразработанностью этой проблемы, ее сложностью. Не получили еще однозначного раскрытия даже сами понятия «мотив», «мотивация», «потребность» и др.
В этом и заключается необходимость ее теоретического изучения. Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что обучающийся побуждается к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться как устойчивое образование личности и как компонент деятельности (ситуативные мотивы). Внимание к каждому ученику, тщательное и всестороннее изучение его учебных возможностей и определение на этой основе эффективных условий его развития требует существенных изменений в организации обучения. Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности. Из этого всего следует, что на формирование учебной мотивации влияет организация учебной деятельности педагога по отношению к ребенку. Практическое значение исследования в первую очередь определяется проблемой мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, что и стало темой нашего исследования.
Цель исследования — изучение мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования — учебная деятельность младшего школьника.
Предмет исследования — особенности мотивации к учебной деятельности на начальном этапе обучения.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень учебной мотивации младшего школьника повыситься, если педагог в процессе обучения будет использовать индивидуальный подход.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
- 1) рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых;
- 2) раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения;
- 3) рассмотреть понятие «интерес» как механизм учебной мотивации;
- 4) определить условия эффективного формирования учебно-познавательной мотивации;
- 5) исследовать мотивацию учебной деятельности детей 4 «А» класса в МБОУ СОШ № 5 г. Железноводска;
- 6) подобрать методы и приемы для осуществления индивидуального подхода при формировании учебной мотивации обучающихся 4″ А" класса.
Методологической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых:
- — Л. В. Выготского (об интересе как естественном двигателе детского поведения),
- — Д. Б. Эльконина (об учебной деятельность как деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий),
- — А. К. Марковой (о проблеме формирования мотивов учения в школьном возрасте),
- — И. Божович (о системе учебной мотивации),
- — М. В. Матюхиной (исследования младших школьников в процессе их психического развития),
- — Я. А. Коменского (о принципах «краткого, приятного, основательного обучения»),
С.М. Бондаренко, Д. Карнеги, В. Г. Асеева (о важной особенности мотивации), Г. И. Щукина (об особенностях познавательного интереса),.
- — Н. Г. Морозовой, П. И. Размысловой (об условиях возникновения познавательных интересов),
- — М. Н. Волокитиной, В. А. Горбачевой, Л. С. Славиной, П. И. Размысловой (о возникновении новой высшей потребности — учиться, о познавательной активности).
Методы исследования:
- 1. Теоретический обзор и изучение материала по теме исследования.
- 2. Эмпирические методы:
- — Беседа с учителем;
- — Наблюдение по определенному плану;
- -Анкета по оценке уровня школьной мотивации" автор Н. Г. Лусканова;
- — методика М. В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке» ;
- — «Анализ выявления интереса школьника к предмету» ;
- — создание экспериментальной ситуации.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные аспекты по проблеме могут быть использованы учителями начальных классов, а так же студентами и преподавателями педагогических образовательных учреждений.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.