Исследование особенностей нарушения словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В процессе констатирующего эксперимента дать сравнительную характеристику процесса словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием. В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов… Читать ещё >
Исследование особенностей нарушения словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель, задачи, методы и организация исследования и характеристика обследуемых детей
Целью настоящего исследования было изучить проявления нарушений словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Конечной целью реализации комплексного психодиагностического подхода является обоснование педагогической (логопедической) стратегии, являющейся частью реабилитационной программы.
Данные теоретические положения определили задачи исследования.
Задачи исследования:
- 1) В процессе констатирующего эксперимента дать сравнительную характеристику процесса словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием.
- 2) Определить пути коррекции словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с ОНР.
На начальном этапе исследования — теоретическом собирался и анализировался теоретический материал, проводилась подготовка педагогического эксперимента, подбирались методики психолого-педагогического тестирования для выявления особенностей словообразования прилагательных у детей с ОНР.
База исследования: Исследование проводилось на базе ГДОУ д/с № 77 компенсирующего вида (экспериментальная группа) и ГДОУ д/с № 943 комбинированного вида (контрольная группа).
Экспериментальную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Следует представить общую характеристику ОНР третьего уровня На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.
В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.
Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло — «диван», смола — «зола», вязать — «плести», строгать — «чистить»).
Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.
Изучение анамнестических данных показало, что у каждого ребенка из группы в большей или меньшей степени отмечалось то или иное неблагополучие в пренатальный, либо натальный или постнатальный период его развития.
В анамнезе некоторых детей присутствовали сведения о неблагоприятном течении беременности (интоксикации, инфекции), в одном случае беременность матери наступила раньше, чем через год после предыдущей и была осложнена токсикозом первого триместра. У других отмечались осложнения во время родов (асфиксии в результате обвития пуповиной, природовые мозговые травмы из-за применения механических средств родовспоможения, стремительные, преждевременные роды). У многих детей наблюдалась в различной степени соматическая ослабленность, отмечались частые инфекционные заболевания на первом году жизни, среди которых преобладали отиты и аденоиды, а также некоторые другие заболевания.