Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лингвистический аспект изучения ментальности. 
Язык и ментальность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В русском языкознании идеи В. фон Гумбольдта в наиболее полном и законченном виде отражены в работах А. А. Потебни. Основываясь на концепции В. фон Гумбольдта, А. А. Потебня создает свою лингвофилософскую теорию. В монографии «Мысль и язык» исследователь обосновывает важную роль языка в освоении мира. А. А. Потебня раскрывает то, как образ (внутренняя форма слова) влияет на сознание говорящего… Читать ещё >

Лингвистический аспект изучения ментальности. Язык и ментальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При антропоцентрическом подходе в лингвистике изменилось осознание языка. Язык стал пониматься как одно из основных свойств человека. Одновременно с этим тезисом была признана и исключительная значимость языка для человека: мы осознаем мир и себя в мире сквозь призму языка. Именно язык помогает человеческому сознанию расчленять поток впечатлений от восприятия реальности, выявляя основные категории и типы, которыми люди оперируют в жизни.

Основой нового понимания языка стало гумбольдтианство. Истоком большинства современных лингвистических исследований является лингвофилософская концепция Вильгельма фон Гумбольдта. По мнению В. фон Гумбольдта,"изучение языка не исключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели совместных устремлений человеческого духа, цели познания человеческим духом самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя" Гумбольдт, В. фон, Избранные труды по языкознанию. М., 1998. С. 314. В рамках антропоцентричного подхода особую значимость приобретает гумбольдтианское понимание языка как мира, находящегося между миром внешних явлений и внутренним миром человека. В. фон Гумбольдт стал первым среди ученых-лингвистов, отметившим глубинное влияние языка на человека: «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа"Там же. С. 314. Основой философской концепции В. фон Гумбольдта стала идея о том, что язык является живой деятельностью любого народа, лежащей в основе любой другой духовной активности человека. Из этого положения следует представление о языке как о силе, которая влияет на мышление, предопределяет его: «…мир, в котором мы живем, есть именно тот мир, в который помещает нас язык, на котором мы говорим» Там же. С. 314.

Изучением связи языка и мышления занимался Эмиль Бенвенист. В своей работе «Категории мысли и категории языка» исследователь доказывает неразрывную связь процесса речи и мышления. По мысли Э. Бенвениста, только в языке возможна реализация мышления, язык оформляет мыслительный процесс: «то, что можно сказать, ограничивает и организует то, что можно мыслить. Язык придает основную форму тем свойствам, которые разум признает за вещами» Бенвенист, Э. Общая лингвистика. М., 2010. С. 111. Без языкового оформления мысль оказывается неясной для восприятия. За пределами указанного принципа остаются лишь простейшие идеи, которые можно выразить с помощью невербальных средств коммуникации. Еще одной важной идеей Э. Бенвениста стало признание языка универсальной семиотической структурой, лежащей в основе других семиотических структур, вторичных по отношению к языку.

В русском языкознании идеи В. фон Гумбольдта в наиболее полном и законченном виде отражены в работах А. А. Потебни. Основываясь на концепции В. фон Гумбольдта, А. А. Потебня создает свою лингвофилософскую теорию. В монографии «Мысль и язык» исследователь обосновывает важную роль языка в освоении мира. А. А. Потебня раскрывает то, как образ (внутренняя форма слова) влияет на сознание говорящего. При этом образ, лежащий в основе слова, обусловлен национальным мировоззрением и лишь в незначительной степени индивидуален. Из теории о внутренней форме слова последовательно развивается тезис об изоморфизме слова и художественного произведения. Любое слово понимается исследователем как микропрообраз вещи, символ. Образность слова с течением времени исчезает в обыденном употреблении, но утраченную образность способно возродить поэтическое слово. Эти идеи приводят исследователя к выводам о национальной обусловленности языкового мышления. По мысли А. А. Потебни, направленность сознания формируется под влиянием мифологических форм народного мышления Потебня, А. А. Мысль и язык. М., 1999. С. 81.

Исследователи, которые последовательно придерживались идей В. фон Гумбольдта о языковой обусловленности мировидения, были склонны ставить знак равенства между менталитетами языковым менталитетом. В русле рассуждений Э. Бенвениста, язык признается первичной моделирующей системой, а менталитет, культура и религия, проявляют себя в качестве вторичной системы, опирающейся на язык. Таким образом, можно утверждать, что язык создает систему ценностей и представлений о мире, формирует менталитет.

Этот взгляд разделяет и В. В. Колесов. Однако он строго разграничивает термины «менталитет» и «ментальность». Термин «менталитет», часто использующийся в западноевропейских исследованиях, основан на исконном античном концепте racio, связан с рассудком, логическим мышлением и понятиями, заключенными в слове. Ментальность русского народав понимании В. В. Колесова шире менталитета, она включает в себя не только уровень логического рационального мышления, но и установку на чувственное восприятие, душу, настроение. Ментальность опирается не на racio, а на logos — соединение мысли и чувства, потому она не столько рациональна, сколько этична. Ментальность — это"миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его формах и проявлениях" Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006. С. 12. Благодаря русскому реалистическому стремлению понять глубинные явления мышления стало возможно изучение концептов народной культуры, которые расположены намного глубже логических понятий и существуют на уровне подсознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой